Колёсно-гусеничный танк БТ-7
М. В. Павлов, И. В. Павлов, И. Г. Желтов
(Танки БТ. Часть 3. «Колёсно-гусеничный танк БТ-7». — М.: Экспринт, 1999. — (Армада. № 17))
История создания | Общее устройство | Опытные и экспериментальные образцы | Эксплуатация в войсках
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТАНКА БТ-7
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 по своей компоновочной схеме повторял танк БТ-5, но конструктивно отличался от него установкой более мощного карбюраторного двигателя М-17Т, новым сварным броневым корпусом и впоследствии установкой (с 1937 г.) новой конической башни, а также применением мелкозвенчатой гусеницы. Кроме того, на танке БТ-7А было установлено более мощное вооружение — 76,2-мм пушка КТ-28. Размещение экипажа машины осталось прежним. В связи с новыми конструктивными изменениями боевая масса машины возросла до 13,8 т.
В лобовых листах корпуса располагался входной люк механика-водителя, смещенный к левому борту. Люк закрывался двухстворчатой дверцей на массивных приварных (приклепанных) петлях. Герметичность люка обеспечивалась резиновым уплотнением. Верхняя створка дверцы в открытом положении фиксировалась с помощью зубчатого сектора, приваренного к крыше корпуса. Для облегчения открывания она была снабжена уравновешивающим пружинным механизмом. Для наблюдения за полем боя и вождения машины в боевых условиях в крышке люка имелась смотровая щель с фланцем для крепления смотрового прибора «триплекс». С 1937 г. толщину верхней створки увеличили до 20 мм. Вертикальные броневые листы носовой части корпуса машины в месте приварки трубы с литыми кронштейнами ленивцев (направляющих колес) были усилены приклепанными воротниками. Для предотвращения деформации трубы она была усилена подкосами, на которых устанавливались кронштейны для крепления фар.
Борта корпуса имели двойные стенки. Наружные — броневые, съемные. Внутренние — выполненные из 4-мм конструкционной стали марки 3. С внешней стороны этих листов приваривались подкосы, к которым крепились вертикальные рессоры и съемные листы навесной брони.
В передней верхней части корпуса по левому борту внутренняя стенка имела отверстие, в котором крепился звуковой электрический сигнал, а по правому борту — люк с дверкой для удаления из танка стреляных гильз. В месте установки балансиров и шестеренчатого редуктора колесного хода (гитары) 4-мм внутренний лист, не защищенный наружными броневыми листами, закрывался броневыми накладками.
Наружная навесная броня крепилась к подкосам с помощью винтов с конусной головкой и состояла из пяти отдельных броневых листов. Три листа брони — передний, средний и верхний задний были соединены в одно целое при помощи накладок и заклепок, а остальные два листа, защищающие картеры бортовых редукторов и гитары, крепились к бортовой броне при помощи накладок и болтов. В верхней части бортовой брони в месте расположения передней вертикальной рессоры имелся люк, закрытый броневой крышкой на четырех болтах, который обеспечивал доступ к регулировке передней вертикальной рессоры. В верхней части корпуса вдоль всего борта на пяти кронштейнах крепилась надгусеничная полка, которая имела съемную заднюю наклонную часть.
Крыша над боевым отделением состояла из трех сваренных между собой броневых листов, образующих отверстие под нижний погон башни. По бокам подбашенного листа устанавливались броневые накладки, закрывавшие заливные горловины бортовых топливных баков и броневые ввертывающиеся пробки, защищавшие стаканы вертикальных рессор передних опорных катков. Для доступа к двигателю и обеспечивающим его работу системам, в средней части закрывающего моторный отсек листа имелся большой прямоугольный люк с крышкой на петлях. В передней части крышки люка имелась ручка, которая одновременно являлась ограничителем угла склонения пушки при стрельбе назад. В средней части крышки люка над броневым колпаком, защищавшим отверстие для прохода воздуха, устанавливался воздухоочиститель. Над отверстиями для входа охлаждающего воздуха в радиаторы устанавливались броневые колпаки.
Крыша над масляными баками представляла собой узкие броневые листы, закрывающие масляные баки от поражения сверху, и крепящиеся к подкосам с помощью винтов. Над заливными горловинами баков в них имелись круглые лючки, закрываемые броневыми крышками. Над кормовым топливным баком устанавливалась съемная крыша, крепившаяся к уголкам внутренних стенок и кормового листа корпуса с помощью винтов. В горизонтальной ее части имелись два люка для доступа к заливной горловине кормового топливного бака и к соединениям воздушной и топливной трубок, закрываемых броневыми крышками.
В 1937 г. защита корпуса была усилена установкой бронированного стакана задней подвески и железного колпака, предохранявшего стакан подвески от грязи, а также усилением крепления бронировки картеров бортовых редукторов.
Со второй половины 1937 г. была изменена конструкция корпуса машины с целью повышения ватерлинии до 1,2 м для преодоления брода.
Для буксировки танк оснащался двумя буксирными крюками, размещенными в носовой части корпуса и двумя кормовыми буксирными рымами.
Корпус танка делился на пять отделений: управления, боевое, моторное, трансмиссионное и кормовое.
Отделение управления находилось в носовой части танка. В нем размещались сиденье механика-водителя, приводы управления, контрольно-измерительные приборы, стационарный и ручной огнетушители и привод управления жалюзи. Для движения машины по заданному курсу в условиях боевой обстановки на части танков была предусмотрена установка танкового компаса КИ на специальном кронштейне. Отделение управления было отгорожено от боевого распорной аркой, обеспечивавшей усиление подбашенного листа.
В боевом отделении, расположенном в средней части танка, размещались сиденья наводчика и заряжающего, боекомплект, а также часть инструмента и запасных частей к машине.
Над боевым отделением на шариковой опоре устанавливалась башня, в которой размещались вооружение, приборы наблюдения и средства связи.
Моторное отделение, отгороженное от боевого моторной перегородкой, располагалось в средней части танка. В нем располагались: двигатель, два радиатора по обеим сторонам двигателя, две аккумуляторные батареи, укрепленные на кронштейнах возле моторной перегородки, два топливных бака (расположенных между наружной и внутренней стенками бортов).
Трансмиссионное отделение находилось за моторным — за вентиляторной перегородкой. В нем располагались: насаженный на носок коленчатого вала двигателя маховик с установленными на нем главным фрикционом и центробежным вентилятором, коробка передач, бортовые фрикционы, стартер, бортовые редукторы, масляные и топливные баки (между наружной и внутренней стенками бортов корпуса). За кормовой перегородкой устанавливался дополнительный кормовой топливный бак емкостью 400 л.
При установке на танк башни Т-26-4 с 76,2-мм пушкой (БТ-7А) в корпус танка были внесены следующие изменения: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны утлы колпаков над радиатором и изменено крепление сеток колпаков, утоплены в крыше регулирующие стаканы первой пары опорных катков и изменена укладка боекомплекта в корпусе.
Башня танка — сварная, имела вид усеченного конуса с кормовой нишей (до сентября 1937 г. на танк устанавливалась цилиндрическая башня). Танки БТ-7 выпускались с двумя типами башен, незначительно отличавшимися друг от друга только внутренним оборудованием. На линейные танки БТ-7 (БТ-7л) устанавливались башни, имевшие боеукладку, расположенную в нише. На радиофицированных танках БТ- 7РТ устанавливались башни в нише которых размещалась радиостанция. В верхней части задней стенки, при отсутствии тыльного пулемета, находилось отверстие для стрельбы из личного оружия, закрываемое броневой пробкой.
В средней части крыши башни для посадки экипажа располагались два овальных люка, имевших уравновешивающие пружинные механизмы. На танках с зенитными пулеметными установками башни имели только один левый овальный люк. Вместо правого люка монтировалась поворотная установка для стрельбы по воздушным целям из пулемета ДТ. При установке цилиндрических башен входные люки имели прямоугольную форму. Со второй половины 1937 г. сварное броневое прикрытие амбразуры пушки было заменено на штампованное.
В передней части крыши башни располагались три отверстия. Крайнее правое предназначалось для установки командирской панорамы, среднее в центре — для вентиляции и крайнее левое — для установки перископического прицела. В левой части крыши ниши башни имелось отверстие с броневым стаканом для ввода антенны. На тех танках, где командирская панорама не устанавливалась, это отверстие закрывалось броневой крышкой и использовалось для флажковой и световой сигнализации. В бортах башни были сделаны смотровые щели со стеклоблоками «триплекс» и отверстия с броневыми заглушками для стрельбы из личного оружия. На крыше башни в трех местах устанавливались рымы для монтажа и демонтажа башни на танк.
Для поворота башни использовался двухскоростной механизм, крепившийся с левой стороны башни.
На танках БТ-7А устанавливалась сварная башня Т-26-4, имевшая форму цилиндра с овальной кормовой нишей. С правой стороны от амбразуры пушки вваривался цилиндр, в дно которого устанавливалась шаровая опора пулемета ДТ. В бортах башни имелись отверстия для стрельбы из револьвера, закрываемые броневыми заглушками и смотровые щели. В крыше башни размещались два входных люка прямоугольной формы. При установке зенитного пулемета вместо правого люка, так же как у линейных машин, устанавливалось поворотное основание зенитной установки. В передней части крыши были сделаны четыре отверстия: справа — для командирской панорамы, слева сзади — для сигнализации, в центре, над казенной частью орудия — для вентиляции боевого отделения и, наконец, слева — для перископического прицела.
Вооружение
Основным вооружением танка БТ-7 являлась 45-мм пушка.»На танках выпуска 1935 — 1937 гг. устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К обр. 1934 г. с клиновым вертикальным затвором с полуавтоматикой инерционно-механического типа, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. При стрельбе использовались ножной и ручной спуски. В общей маске с пушкой устанавливался спаренный с ней пулемет ДТ. Спаренная установка вооружения имела одни механизмы наведения. Пулемет, кроме того, имел сектор обстрела в вертикальной плоскости +5°, а в горизонтальной плоскости — +1,5°. Углы наведения по вертикали спаренной установки составляли от -8° до + 23°. Масса спаренной установки (качающейся части) составляла 220-250 кг, а полная масса башни с вооружением и боекомплектом — около 1100 кг.
С конца 1938 г. на танк стала устанавливаться 45-мм пушка образца 1938 г. с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС) производства завода «Авиаприбор». Стабилизация линии прицеливания обеспечивалась с помощью гироскопа. В поле зрения прицела коллиматором вводился световой сигнал в виде небольшого светлого пятна («Зайчика»). При колебании пушки в вертикальной плоскости световой сигнал перемещался относительно стабилизированной линии прицеливания, которая постоянно удерживалась в точке наводки. Во время движения танка выстрел происходил автоматически при совпадении светового сигнала с точкой прицеливания. Освоение в войсках этой конструкции прицела было связано с длительным периодом обучения наводчиков для выработки у них определенных навыков по использованию прицела при стрельбе с ходу. В связи с этим обстоятельством впоследствии от установки прицелов ТОС-1 на серийные танки отказались.
В качестве вспомогательного вооружения на линейных танках выпуска 1937 г. в нише башни стал устанавиваться еще один пулемет ДТ. Часть БТ-7, начиная с 1936 г., оснащалась 7,62-мм зенитными пулеметами, устанавливаемыми на турельной установке П-40. Кроме того, в 1935 г. была введена укладка ракетницы с 20 патронами.
Со второго квартала 1936 г. для ведения прицельной стрельбы ночью часть танков БТ-7 оснащалась двумя прожекторными фарами, расположенными на маске пушки. Дальность действия прожекторов достигала 2 км. От установки тыльного пулемета и прожекторных фар отказались в 1938 г.
При установке башни Т-26-4, машина оснащалась 76,2-мм танковой пушкой обр. 1927/32 г. (КТ-28) и тремя пулеметами ДТ, один из которых располагался в передней части башни, с правой стороны пушки, второй, тыльный — в дверке кормовой ниши (для танков без радиостанции) и третий, зенитный — на крыше башни в турельной установке П-40. Для вращения башни использовался односкоростной механизм поворота.
В боекомплект танка входили:
при установке цилиндрической башни с 45-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 132 артвыстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ, снаряженных в 38 пулеметных дисках; для линейных танков — 172 артвыстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ;
при установке конической башни с 45-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 146 артвыстрелов и 2394 патрона к пулеметам ДТ; для линейных танков — 188 артвыстрелов и 2394 патрона к пулеметам ДТ;
при установке цилиндрической башни с 76,2-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 40 артвыстрелов и 2016 патронов к пулеметам ДТ; для линейных танков — 50 артвыстрелов и 3339 патронов к пулеметам ДТ.
Боекомплект танка располагался на полу боевого отделения в специальных обоймах чемоданного типа, укладываемых в два снарядных ящика. В каждую обойму укладывались три (при установке цилиндрической башни) или четыре (при конической) выстрела одного типа. В каждом ящике укладывались по 14 обойм для размещения 84 (112) выстрелов. На стенках боевого отделения в корпусе справа и слева выстрелы к пушке размещались в специальных креплениях вертикально в два ряда. На правой стороне располагалось 19 выстрелов, левой — 15 выстрелов. В боевом отделении башни боекомплект размещался в двух (для цилиндрической башни) или трех (для конической) стеллажах, каждый из которых представлял собой железный ящик с перегородкой посередине. Всего в стеллажах ниши башни укладывалось 40 (42) выстрела. Кроме того, при установке цилиндрической башни на ее бортах размещались вертикально слева и справа по 7 выстрелов При установке радиостанции в нише башни, боеукладка в ней отсутствовала. Укладка пулеметных магазинов производилась на правом и левом борту боевого отделения и в нише башни рядом со стеллажами артвыстрелов, а также на правом и левом бортах башни.
Силовая установка
На всех танках БТ-7 устанавливался карбюраторный двигатель М-17Т (Т — танковый), созданный на базе авиационного двигателя М-17Ф (выпускавшемся в СССР по лицензии немецкой фирмы BMW). Этот V-образный 12-цилиндровый 4-тактный двигатель жидкостного охлаждения имел угол развала цилиндров 60° и сниженную с 600 л.с. (441 кВт) до 400 л.с. (294 кВт)мощность при частоте вращения коленчатого вала 1650 мин-1. Пуск двигателя производился с помощью электрического стартере Емкость топливных баков была увеличена до 790 л за счет установки кормового бака и 4 дополнительных баков на надгусеничных полках машины. В отличие от танка БТ-5, на машине устанавливался новый комбинированный воздухоочиститель, состоявший из двух самостоятельно работающих воздушных фильтров: внутреннего и наружного, повышавшего степень очистки воздуха от пыли.
На танке БТ-7М впервые в мировом танкостроении был установлен специальный танковый дизель В-2. Этот 4-тактный, V-образный, 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения развивал мощность до 500 л.с. (367,6 кВт) при 1800 мин-1. Благодаря высокой топливной экономичности, он обеспечивал танку почти вдвое больший запас хода, чем у танка БТ-7.
В связи с установкой дизеля В-2, радиаторы системы охлаждения были сделаны более широкими, а воздухоочиститель с повышенной степенью очистки устанавливался непосредственно на двигатель. Для пуска двигателя применялись одновременно два стартера мощностью по 6 л.с. (4,4 кВт).
Трансмиссия
В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы, тормоза, бортовые редукторы и гитары (механические редукторы привода ведущих колес колесного хода).
В связи с установкой нового двигателя четырехступенчатая коробка передач в 1937 г. была, как отмечалось выше, заменена на усиленную трехступенчатую. Впоследствии была разработана и устанавливалась на танки новая усиленная четырехступенчатая коробка передач, которая обеспечивала танку на форсированном режиме скорость движения до 70-80 км/ч на гусеничном ходу и до 90-100 км/ч на колесном.
Приводы управления оставались традиционными: для гусеничного хода — рычаги управления, для колесного хода — съемное рулевое колесо (штурвал), которое, начиная с 1937 г., стало изготавливаться из пластмассы вместо дерева.
На танке БТ-7М были уширены барабаны и тормозные ленты бортовых фрикционов и усилена полуось бортового редуктора.
Ходовая часть
Ходовая часть танка БТ-7 по сравнению с БТ-5 значительных конструктивных изменений не претерпела, за исключением того, что был увеличен до 830 мм диаметр опорных катков, диски которых со второй половины 1937 г. усиливались за счет приварки специальных колец в местах их крепления к ступице.
Кроме того, в 1937 г. усилили рычаги управляемых колес, пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода и гитарную подвеску, ввели кривошипы ленивцев с увеличенным вылетом, ленивцы и ведущие колеса гусеничного хода с уширенным резиновым бандажом (соответственно с 38 до 62 мм и с 52 до 75 мм).
С 1938 г. в серию была введена мелкозвенчатая гусеница с шагом 167 мм вместо 255 мм. В связи с этим число траков в одной гусеничной ленте увеличилось до 70 (35 с гребнем и 35 плоских). На ведущем колесе гусеничного хода вместо резиновых бандажей стали устанавливать стальные, а ширина резинового бандажа на ведущих колесах колесного хода увеличилась до 120 мм. Число роликов ведущего колеса было увеличено с 4 до 6. Диаметр ведущего колеса уменьшился до 634 мм, а ленивца — до 504 мм.
Электрооборудование и средства связи
Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, с напряжением бортовой сети 12 В. Основным источником электрической энергии танка служила динамомашина ДСФ-500Т мощностью 336 Вт с реле-регулятором РРК-500Т или РРК-37-500Т. На машинах 1-й серии устанавливались генератор ГА-4561 мощностью 270 Вт с реле-регуляторами РРА-4574 или динамомашина ДСФ-500 с реле-регулятором РРК-500. При неработающем двигателе источником электроэнергии являлись две 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТЭ-128. Для пуска двигателя использовался стартер СТ-61 мощностью 4 л.с. (2,9 кВт) или стартер СМС-4565 мощностью 3,5 л.с. (2,6 кВт) на машинах более ранних выпусков.
В системе зажигания двигателя М-17Т применялись два магнето БС12-ПАЭ с механическим или автоматическими приводами опережения. На части машин были установлены магнето Сцинтилла. Для световой дорожной сигнализации на танке дополнительно устанавливались два кормовых стопсигнала. На танках последних серий звуковой электрический сигнал с внешней стороны левого борта был перенесен в межбортовое пространство под левой надгусеничной полкой.
В качестве средств связи на командирских машинах БТ-7РТ использовалась радиостанция 71-ТК-1 (71-ТК-З) с поручневой или штыревой антенной (с 1938 г.) и танковые переговорные устройства ТСПУ-3, ТПУ-3, а впоследствии ТПУ-2. В 1939 г. на 3 танках БТ-7М была установлена радиостанция РСМК (БТ-7РСМК).
Для тушения пожара танк имел два тетрахлорных огнетушителя — ручной с емкостью баллона 3 ли стационарный — 2 л. Оба огнетушителя устанавливались в отделении управления рядом с механиком-водителем.
На танке БТ-7М было установлено 4 аккумуляторных батареи и изменена схема электропроводки.
Укладка инструмента и принадлежностей
На танке укладывались топор, две лопаты, двухручная пила, лом, два домкрата грузоподъемностью 3 т каждый и две буксирных цепи, каждая из которых выдерживал усилие растяжения до 18 тс.
Снаружи танка на крыше корпуса и надгусеничных полках укладывались: две буксирные цепи по 3 м каждая два 3-тонных домкрата с деревянными подкладками, две большие саперные лопаты и ящик для запасных частей и инструмента, в котором укладывался рабочий инструмент механика-водителя. На полках для гусениц с правой стороны крепился пакет со шпорами. На задних съемных щитках обеих полок было укреплено по два трака для гусениц — один с гребнем, другой без гребня. В отделении трансмиссии на съемном листе кормовой перегородке крепились двуручная пила и саперный топор.