Советские тяжелые САУ 1941-45 гг. Введение
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов
(Советские тяжелые самоходные артиллерийские установки 1941-45 гг. -М.: ООО "Издательский центр "Экспринт", 2005, 48 с.)
Материал предоставлен: Анатолий Сорокин, Нижний Новгород
Тяжелые самоходно-артиллерийские установки в годы Великой Отечественной войны в основном создавались на базе тяжелых танков КВ и ИС с установкой в броневой рубке 122-мм пушек или 152,4-мм пушек-гаубиц.
В ноябре 1941 г. наркоматом танковой промышленности было дано задание УЗТМ спроектировать и изготовить совместно с Кировским заводом в Челябинске САУ, вооруженную тремя артиллерийскими орудиями, одно из которых имело калибр 76,2 мм, а два других - 45 мм. Необходимость создания САУ, предназначавшейся для сопровождения танков в наступлении, была вызвана настоятельными просьбами приходившими в НКТП с фронта от командиров танковых войск разного ранга.
Артиллерийские орудия согласно заданию должны были быть смонтированы в едином блоке. Предполагалось, что одна машина, вооруженная тремя пушками, сможет более эффективно обеспечить поражение различных целей при сопровождении танков.
Так как разместить три орудия во вращающейся башне танка КВ-1 не представлялось возможным, горизонтальный угол обстрела тактико-техническим заданием был ограничен сектором 15 градусов. В качестве базовой машины был использован танк КВ-1. Изготовленный ЧКЗ в начале 1942 г. опытный образец машины получил наименование КВ-7, а ее орудийный блок со всеми механизмами - индекс "У-1З". Эта машина стала первой тяжелой самоходной артиллерийской установкой, в проектировании и изготовлении которой принял участие коллектив УЗТМ.
Первый опытный образец тяжелой САУ не был лишен отдельных конструктивных недостатков, связанных с установкой в едином блоке трех артиллерийских орудий различных калибров и баллистики. Эти недостатки САУ с таким вариантом установки вооружения в январе 1942 г. попытались устранить на УЗТМ при создании второго варианта этой машины, установив в ней спаренную систему двух 76,2-мм танковых пушек ЗиС-5. Эта спаренная установка вооружения получила заводское обозначение "У-14". Опытный образец самоходной установки КВ-7 с новым вариантом вооружения был изготовлен и испытан стрельбой в апреле 1942 г. Эта самоходная установка была показана высшему командованию РККА, но на вооружение принята не была. В дальнейшeм отечественные конструкторы танков и САУ повышение мощности артиллерийского огня боевых машин осуществляли путем увеличения калибра артиллерийского орудия или повышения начальной скорости его снаряда.
Несмотря на то, что в начале 1942 г. из состава УЗТМ артиллерийские цеха были выделены в самостоятельный артиллерийский завод №9 НКВ, часть конструкторов объединенного конструкторского бюро была оставлена на заводе для ведения серийного производства корпусов танка КВ (из этой группы впоследствии, летом 1942 г. был образован конструкторский отдел по проектированию новых САУ).
В течение февраля - апреля 1942 г. этой оставшейся частью КБ был выполнен ряд проектных работ по созданию новых САУ. В их числе были проекты тяжелых самоходных установок, получивших индексы "У-18" и "У-19".
Проект самоходной установки "У-18" предусматривал использование в качестве базовой машины самоходную установку КВ-7, на которой вместо двух (трех) артиллерийских орудий была смонтирована одна 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20. Был изготовлен деревянный макет установки в натуральную величину. Новая САУ предназначалась для уничтожения ДОТов противника. Монтаж артиллерийского орудия был осуществлен в специальной рамке и предусматривал частичное изменение его конструкции. Углы наводки орудия по вертикали составляли от -5 до + 15 градусов, по горизонту - в секторе 15 градусов. Хорошие баллистические качества орудия обеспечивали 152-мм бронебойным снарядам массой 48 - 51 кг, имевшим начальную скорость 550 - 650 м/ с, не только надежное поражение ДОТов и ДЗОТов противника, но и пробитие танковой брони толщиной до 98 мм на дистанции 1000 м. Кроме того, осколочно-фугасный снаряд имел фугасное действие в три раза больше, чем осколочно-фугасный снаряд калибра 76,2 мм.
Разработка проекта была выполнена конструкторами Г. Н. Рыбиным, К. Н. Ильиным и др. Проект установки "У-18" был одобрен НКТП и ГБТУ и затем был передан Челябинскому Кировскому заводу для использования при разработке самоходной установки СУ-152.
Проект самоходной установки "У-18" предусматривал использование в качестве Самоходная установка "У-19" разрабатывалась на базе танка КВ-1. Согласно проекту на машине устанавливалась 203-мм гаубица Б-4 массой 12,7 т. Мощный фугасный снаряд (масса 100 кг, начальная скорость 600 м/с) являлся весьма эффективным средством для разрушения железобетонных укреплений противника. Размеры САУ с полностью забронированным боевым отделением были внушительными, а ее расчетная боевая масса достигала 66 т. Работы над этим проектом показали, что создание маневренной самоходной артиллерийской установки, вооруженной 203-мм орудием, является технически сложной задачей и поэтому в металле проект воплощен не был.
Аналогичные работы по проектированию тяжелых САУ велись в научно-исследовательском отделе ВАММ им. Сталина, в котором в феврале 1942 г. под руководством начальника кафедры С. Д. Давидовича был разработан проект самоходной установки, предназначавшейся для артиллерийской помержки войск при преодолении укрепленных полос обороны противника и разрушения железобетонных ДОТов. Согласно проекту машина, созданная на базе танка КВ-1, должна была быть вооружена 107-мм пушкой ЗиС-6, иметь броню толщиной 150 мм в лобовой части, бортовую броню толщиной 100 мм. Этот проект был отправлен на ЧКЗ, где было принято решение о необходимости иметь на машине более мощное вооружение калибра 152 мм. Таким орудием стала 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20. Суровой критике была подвергнута и база установки танк КВ-1, имевший недостаточную надежность работы отдельных агрегатов и низкую маневренность. Однако учитывая острую необходимость в данной самоходной установке на фронте, предлагалось изготовить небольшую серию таких машин, вооруженных пушкой-гаубицей МЛ-20 в короткие сроки - за 1,5 месяца.
В апреле 1942 г. заместитель начальника 2-го отдела НКТП инженер-конструктор С. А. Гинзбург обратился с докладной запиской к И. В. Сталину и предложил свой вариант такой машины, вооруженной пушкой-гаубицей МЛ-20, установленной во вращающейся башне, изготовленной из стальных броневых листов толщиной 120-130 мм. В силовой установке машины планировалось использовать дизель В-2. Расчетная боевая масса машины, названной автором проекта "ИС", составляла 100 т. В случае получения заводом №174 задания на изготовление этой самоходной установки коллектив предприятия брал на себя ответственность уже к 1 ноября 1942 г. изготовить небольшую серию этих САУ в количестве 5 машин.
Вышеупомянутая докладная записка была написана С. А. Гинзбургом сразу же после того, как 15 апреля 1942 г. состоялся пленум Артиллерийского комитета ГАУ РККА, на котором помимо предложения о создании самоходно-артиллерийских установок поддержки пехоты, вооруженных 76,2-мм пушкой ЗиС-3 и122-мм гаубицей обр. 1938 г., было признано необходимым и создание тяжелых самоходных истребителей ДОТов. Эти машины предполагалось вооружить 152,4-мм пушкой-гаубицей обр. 1937 г., и использовать для прорыва обороны противника в наступательных операциях, которые командование Красной Армии планировало провести в 1942 - 1943 гг.
Разработка тяжелых САУ - истребителей ДОТов была поручена ЧКЗ, для чего в конструкторском бюро завода была создана специальная конструкторская группа, в состав которой приказом НКТП от 13 ноября 1942 г. были включены конструкторы Н. В. Курин, Г. Н. Рыбин, К. Н. Ильин и В. А. Вишняков, переведенные с УЗТМ.
Задание на разработку тяжелой самоходной установки на базе танка КВ-1С, вооруженной 152,4-мм пушкой-гаубицей МЛ-20С, было дано ЧКЗ по инициативе начальника ГБТУ генерал-лейтенанта Я. Н. Федоренко и наркома вооружения Д. Ф. Устинова. Ведущим конструктором проекта был назначен Л. С. Троянов, в помощь ему были привлечены конструкторы Г. Н. Москвин, Г. Н. Рыбин и К. Н. Ильин.
Разработка проекта велась на конкурсной основе. для обсуждения были представлены три проекта самоходных установок: проект "У-18" конструкции УЗТМ; проект установки, предложенный Ж. Я. Котиным и проект группы конструкторов под руководством Л. С. Троянова.
Проект самоходной установки Ж. Я. Котина представлял собой размещение пушки-гаубицы МЛ-20 с экипажем и боекомплектом в специально спроектированной броневой рубке на базе танка КВ-1. Качающаяся часть орудия использовалась практически без изменения его конструкции, за исключением конструкции противооткатных устройств и цапф, и устанавливалась в рамке. Уравновешивание системы осуществлялось за счет бронировки орудия. Проект, представленный Л. С. Трояновым, предусматривал использование орудия МЛ-20 без конструктивных изменений на удлиненной базе танка КВ-1С. Главный конструктор пушки-гаубицы МЛ-20 Ф. Ф. Петров настаивал на ее модернизации при установке на танковую базу. После рассмотрения и обсуждения проектов за основу был принят проект Ж. Я. Котина, как обеспечивавший ускоренное развертывание серийного производства самоходной установки.
По представлению ГАУ РККА Государственный Комитет Обороны постановлением от 4 января 1943 г. обязал завод №100 НКТП и завод №172 НКВ в течение 25 дней разработать и изготовить на базе тяжелого танка КВ-1С опытный образец установки СУ-152, вооруженный 152,4-мм пушкой-гаубицей обр. 1937 г. В состав группы разработчиков вошли Л. С. Троянов, Г. Н. Рыбин, К. Н. Ильин, Н. Н. Звонарев, В. М. Селезнев, П. С. Тарапатин и В. И. Торотько. Общее руководство осуществлял Ж. Я. Котин. Трудовой энтузиазм и патриотический подъем конструкторов, рабочих и инженерно-технических работников в значительной степени способствовали выполнению правительственного задания в срок, несмотря на тяжелые условия производства. 24 января 1943 г. опытный образец установки, получивший заводское обозначение КВ-14, был собран на ЧК3. Испытания опытного образца самоходной установки КВ-14 успешно прошли на Чебаркульском полигоне и были закончены к 7 февраля 1943 г. Постановлением ГКО от 14 февраля 1943 г. образец КВ-14 под индексом СУ-152 был принят на вооружение и поставлен на серийное производство. До начала марта того же года была изготовлена первая партия установок в количестве 35 машин, которые были отправлены на формирование тяжелых самоходно-артиллерийских полков (ТСАП). Впервые новые боевые машины были использованы в боях на Курской дуге. Серийное производство самоходных установок СУ-152 продолжалось до декабря 1943 г. - до снятия с производства танка КВ-1С.
С принятием на вооружение РККА нового тяжелого танка ИС-1 ГКО дал задание заводу №100 к началу октября 1943 г. создать на базе этого танка опытный образец 152,4-мм самоходной установки, а ГБТУ - к 1 ноября того же года испытать этот образец стрельбой и пробегом. Все эти работы были успешно и раньше срока завершены. В соответствии с постановлением ГКО от 4 сентября 1943 г. завод №100 начал выпускать самоходные установки ИСУ-152.
В результате накопленного опыта боевого применения самоходных установок СУ-152 и учета имевшихся в их конструкции технических недостатков образец машины ИСУ-152 был несколько конструктивно изменен и доработан. При этом были усовершенствованы прицел, поворотный механизм и некоторые другие детали. Кроме того, новый образец самоходной установки ИСУ-152 имел по сравнению с самоходными установками СУ-152 значительно улучшенную броневую защиту (толщина лобовой брони 90-120 мм вместо 60) и повышенную подвижность.
Однако в связи с тем, что программа выпуска установок ИСУ-152 полностью не обеспечивалась наличием необходимого количества 152,4-мм гаубиц-пушек МЛ-20С, на базе того же танка ИС был налажен параллельный выпуск установок ИСУ-122, вооруженных 122-мм пушкой А-19. Впоследствии пушка А-19 была заменена 122-мм пушкой Д-25С обр. 1943 г. Установки, вооруженные пушкой Д-25С, получили наименование ИСУ-122С.
В целях дальнейшего усиления артиллерийского вооружения серийных тяжелых самоходных установок правительством было принято решение о разработке и изготовлении новых 122-мм пушек с начальной скоростью снаряда до 1100 м/с и 130-мм пушки с начальной скоростью снаряда 900 м/с (постановление ГКО от 27 декабря 1943 г.).
К осени 1944 г. были изготовлены и прошли испытания опытные образцы самоходных установок ИСУ-122БМ со 122-мм пушками БЛ-9 и С-26-1 (с повышенной начальной скоростью), ИСУ-130 со 130-мм пушкой С-26, ИСУ-152БМ со 152,4-мм пушками БЛ-8 и БЛ-10, работы над которыми продолжались до конца Великой Отечественной войны.