В поисках ИСУ-152. Часть II
Анатолий Сорокин, Нижний Новгород
(Броне-сайт, октябрь 2007 года)
Материал предоставлен: Анатолий Сорокин
Пусть же вихрем сабля свищет,
Мне Костаки не судья,
Прав Костаки, прав и я!
Козьма Прутков
В мае 2005 года на Броне-Сайте была опубликована статья, посвящённая обзору источников информации о советской тяжёлой самоходно-артиллерийской установке ИСУ-152. Однако время на месте не стоит и по состоянию на октябрь 2007 года можно сказать, что изложенная там точка зрения была всего лишь очередным приближением к истине (впрочем, с уверенностью можно опровергнуть самого себя - приближение не к истине, а скорее к трактовке, которая более-менее соответствует имеющимся ныне в широком доступе источникам). Итак, автор попробует разоблачить себя самого, а заодно и попытаться вместе с читателями понять, насколько сложен, извилист и тернист поиск информации исторического плана. Начнём с утверждения, что
...В материалах позднесоветской эпохи прослеживается четкая тенденция задействовать на поле боя СУ-152 и ИСУ-152 как можно раньше, с характерным примером такого подхода можно ознакомиться здесь. К той же теме относятся утверждения о демонстрации новой техники (ИС-2 и ИСУ-152) правительству ранней осенью 1943 года. Налицо явная путаница сразу нескольких машин друг с другом - прототипов ИС №1 и ИС №2 с серийными ИС-1 и ИС-2, а также ИСУ-152 с одной из модификаций СУ-152. Взаимная подмена ИСУ-152 и СУ-152 часто встречается и в русскоязычной литературе, а в англоязычных Интернет-публикациях такая вещь носит вполне обыденный характер. Что касается стремления на бумаге "ввести в бой" советские тяжелые самоходки как можно раньше, то это, по всей видимости, объясняется во первых, все той же путаницей в типах машин; во-вторых путаницей в сроках (в июне-сентябре 1943 года шла разработка ИСУ-152, но серийные машины стали выпускаться только в конце ноября 1943 года) и в-третьих, горячим желанием наших авторов показать, что у нас на начало и лето 1943 года был достойный ответ "Тиграм" и "Элефантам".
Оставаясь при своём мнении касательно позднесоветских материалов и их создателей, автор поймал себя на том же "жульстве" (см. выделенный жирным шрифтом текст). Верно, что ИС-2 не показывался тогда (о дате показа смотри несколько ниже); но не показывался и ИС №1, который был, по всей видимости, "Объектом 233", т. е. переобозначенным "скоростным танком усиленного бронирования" КВ-13. Согласно постановлению ГКО №4043сс от 4 сентября 1943 года на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) принимался новый тяжёлый танк, известный ныне как ИС-1 или ИС-85, т. е. И. В. Сталину и сопровождавшим его лицам показывался явно "Объект 237" - уже прошедший испытания до своих смотрин. Но более интересным для автора являлся тот факт, что Вождь в ходе осмотра взобрался на опытную самоходку на базе танка ИС и имел краткий разговор с её механиком-водителем, повергнув тем самым в лёгкий шок присутствовавшую при том свиту. И приведён сей факт не много ни мало в "Истории советского танка" М. Н. Свирина, что тоже вызвало у автора лёгкий шок - как, когда и почему: в "нетлёнке" И. Г. Желтова с соавторами и монографии "Танки ИС" чёрным по белому прописано, что прототип ИСУ-152 "Объект 241" был построен не раньше середины октября 1943 года.
Однако тем и хороши информационные технологии, что если человек хочет найти ответ или, по меньшей мере, некое приближение к нему, то для него есть шанс на относительный успех дела. Поборов свою застенчивость, автор успешно установил контакт с Михаилом Николаевичем Свириным и получил краткую, но исчерпывающую консультацию - прототипов ИСУ-152 было два. Упоминающийся в книгах и журнальных статьях "Объект 241" был вторым, эталонным образцом для серийного производства. А так как работа над самоходкой стартовала чуть ли не сразу с разработкой будущего ИС-85 в июне 1943 года под индексом ИС-152, то к концу августа был построен первый прототип, который и был показан И. В. Сталину. По результатам его испытаний были выдвинуты неизбежные требования по устранению выявленных недостатков и "Объект 241" был как раз ответом заводчан на эти требования. Поэтому хронологию создания самоходки можно изложить в следующей редакции:
- Июнь 1943 года. Начало работ по созданию САУ на базе танка ИС под индексом ИС-152.
- Начало-середина августа 1943 года. Постройка и испытания первого прототипа ИС-152.
- Конец августа 1943 (ориентировочно 30-е число). Показ ИС-152 вместе с другими образцами техники советскому руководству во главе с И. В. Сталиным. И. Г. Желтов с коллегами в монографии "Танки ИС" утверждает, что это событие случилось 8 сентября 1943 года, но автору это кажется несколько странным, потому что...
- 4 сентября 1943 года выходит постановление ГКО №4043сс о принятии на вооружение ИС-1 и ИС-152, а 7 сентября детали реализации этого постановления оговариваются в приказе №540 народного комиссариата танковой промышленности. Кажется логичным, что Высочайшее Соизволение было на это получено ранее после показа новой техники; но, чем чёрт не шутит, на этом автор может ещё раз крупно попасть впросак, а потому и настаивать не будет.
- Сентябрь и первая половина октября 1943 года пошли на устранение выявленных недостатков ИС-152, в середине октября заканчивается постройка "Объекта 241" - второго прототипа и эталонного образца серийных ИСУ-152. Вторая половина октября проходит сначала в заводских, а позже и в полигонных испытаниях "Объекта 241".
- 6 ноября после совместных полигонных тестов с "Объектом 240" (прототипом серийных ИС-2) "Объект 241" отправляется с полигона на завод и в тот же день (согласно брошюре "Советские тяжёлые самоходно-артиллерийские установки 1941-1945 гг.") выходит постановление о принятии его на вооружение РККА (номер не приводится). Однако тут возникают некоторые сомнения - ведь 4 сентября 1943 года такой документ уже был принят. За неимением точных данных можно предположить, что постановление от 6 ноября относилось к "Объекту 241" и как бы подтверждало более раннее решение по ИС-152 от 4 сентября; но более близкой к действительности кажется несколько другая версия. М. Н. Свирин пояснил, что по документам народного комиссариата танковой промышленности 6 ноября 1943 года стартовало серийное производство ИСУ-152 и постановление от этого числа могло именно давать "зелёный свет" массовому выпуску самоходок. В любом случае этот вопрос ещё нуждается в прояснении.
- Утверждая ранее о том, что 21 ноября 1943 года первые серийные ИСУ-152 вышли на приёмочные испытания автор опять слегка промахнулся. Да, по времени такое могло быть, но ряд источников свидетельствует что эта дата была очередным этапом в тестировании "Объекта 241". Ещё один вопрос на будущее.
- ...К концу декабря 1943 года первые 35 самоходок покинули сборочные линии Челябинского Кировского Завода... Может быть, а может и нет. Достоверно известно, что выпуск 35 самоходок предусматривался планом (приказ №540 НКТП) и советская танковая промышленность тогда уже ритмично эти планы выполняла. Но явное подтверждение этому всё-таки бы не помешало...
Можно ли назвать эту версию окончательной? Однозначно нет, поскольку поиск всё ещё продолжается, а любимая самоходка автора по-прежнему хранит свои тайны. Если же кому-то из читателей кажется, что все эти нюансы не стоят выеденного яйца, то стоит привести слова М. Н. Свирина, чтобы понять, какая за ними стоит тяжёлая работа историка:
Некоторые считают, что архив - это библиотека, в которой стоят папочки с надписями типа "СУ-76", "Т-34" и т.д., а в каждой папочке все, что душе угодно по данной машине. Ну так хочу вас расстроить. Нет там таких всеобъемлющих папочек. Есть куча разных дел, писем, почеркушек и прочая, многие из которых на первый взгляд даже прямо противоречат друг другу. И прочертить на основании этих чаще всего разрозненных данных какую-то плавную стезю, ой как непросто...
...Противоречащие на первый взгляд документы свидетельствуют только лишь о том, что трактующий их, чего-то или не знает, или не догоняет.
В общем, великий философ и мыслитель Козьма Прутков (смотри эпиграф) и тут предвосхитил все будущие коллизии...
Попутно автор хочет отметить один вопрос, который почему-то часто интересует любителей бронетехники - о срывах башен после попадания в них бронебойного или даже осколочно-фугасного 152-мм снаряда из ИСУ-152. Довольно часто при этом приходится видеть ссылки на свои опусы и читать аргументы и за, и против. Немного поясню свои слова про срывы. Естественно, чтобы сорвать и подбросить башню тяжёлого танка на несколько метров вверх и в сторону БР-540 не имеет достаточной кинетической энергии и импульса. То, что так любят видеть в компьютерных играх и фильмах, является следствием детонации боекомплекта. Но для разрушения крепящих башню к погону захватов и смещения башни на несколько сантиметров от оси вращения энергии 152-мм снаряда вполне достаточно. Причём энергии чисто механической, без учёта запасённого во взрывчатом веществе потенциала. Более того, последний может оказаться даже вредным при быстром разрыве, когда снаряд не сможет передать цели свою механическую энергию. Именно поэтому наставления для артиллеристов говорят об обязательной необходимости установки взрывателей на фугасное действие при обстреле вражеских танков осколочно-фугасными снарядами. Случай разрушения элементов крепления башни к погону и её смещения (исключающего в дальнейшем вращение и стрельбу) автор и имеет в виду, говоря "срыв". При скорости порядка 500 м/с снаряд БР-540 массой около 49 кг имеет кинетическую энергию порядка 6,3 мегаджоулей. Это приблизительно соответствует потенциальной энергии 10-тонной массы, поднятой на высоту около 60 м. Последствия соударения даже в случае непробития брони при передаче башне хотя бы четверти этой энергии будут весьма серьёзными.
Автор выражает свою огромную благодарность лично Михаилу Николаевичу Свирину и коллективу разработчиков военной игры "Вторая Мировая" за возможность задать Михаилу Николаевичу вопросы по истории отечественного танкостроения и вообще на военно-историческую тематику.