armor.kiev.ua / Tanks / WWII
 

Самоходная установка ИСУ-152

Анатолий Сорокин, Нижний Новгород

(Броне-сайт, ноябрь 2002 - июль 2005 года)

Материал предоставлен: Анатолий Сорокин

Иллюстрации к статье 
ИСУ-152 Прототип ИСУ-152 ИСУ-152 на улицах Полоцка, Белоруссия, июль 1944 г. ИСУ-152 1419-го ОТСАП 7 гв. танкового корпуса, январь 1945 г. Внутренний вид ИСУ-152 ИСУ-152. Рисунок А.В.Карпенко 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152 на параде 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152 в экспозиции Артиллерийского музея, Санкт-Петербург ИСУ-152. Рисунок А. Валеева 152-мм опытная тяжелая САУ ИСУ-152-1 152-мм опытная тяжелая САУ ИСУ-152-1 152-мм опытная тяжелая САУ ИСУ-152-1 ИСУ-152К. Рисунок А.В.Карпенко 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152К 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152К 152-мм тяжелая САУ ИСУ-152К
 

История создания и развития

Работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки (САУ) ИСУ-152 начались в июне 1943 года. К этому времени перед советскими конструкторами очень остро встал вопрос о разработке нового тяжелого танка для нужд Красной Армии. Используя свои предыдущие наработки по экспериментальному танку КВ-13, коллектив КБ опытного завода №100 создал "объект 237" - прототип будущих серийных танков ИС-1. После проведенных испытаний стало ясно, что новая машина обладает серьезными преимуществами перед серийно выпускавшимся в то время танком КВ-1С. Следствием этого стало распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО) по скорейшему запуску этого прототипа в серию на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ). Производству новых танков, получивших обозначение ИС-85 (ИС-1), был присвоен наивысший приоритет, а более ранние планы выпуска на ЧКЗ других боевых машин были скорректированы в сторону уменьшения. На тот момент ЧКЗ выпускал тяжелый танк КВ-85, средний танк Т-34 и САУ СУ-152. Последняя как раз и являлась прямой предшественницей ИСУ-152. Эта самоходка вооружалась мощной 152.4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С в неподвижной броневой рубке, которая ставилась вместо башни на шасси базового танка КВ-1С. Боевое крещение СУ-152 приняли на Курской Дуге, сразу же завоевав уважение как у советских, так и у вражеских солдат. Только они одни из всей советской бронетехники могли эффективно поражать грозные "Тигры", "Пантеры" и "Элефанты", за что и получили почетное прозвище "Зверобой". В ходе наступательного этапа Орловско-Курской операции СУ-152 столь же эффективно использовались по своему прямому назначению в качестве тяжелого штурмового орудия поддержки атакующих танков и пехоты.

Начало серийного выпуска танков ИС сопровождалось постепенным, но полным свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том числе и столь необходимых фронту СУ-152. Поэтому перед конструкторами танка ИС еще на этапе разработки прототипа сразу же был поставлен вопрос о создании САУ на его базе, эквивалентной СУ-152 по вооружению. На стадиях проектирования и постройки опытного образца (июнь - сентябрь 1943 г.) эта машина проходила в документах того времени как "ИС-152". Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки боевую рубку пришлось разработать заново, так как заимствовать старый ее вариант от СУ-152 оказалось невозможным из-за иной геометрической формы корпуса танка ИС по сравнению с танком КВ. Так как корпус танка ИС имел меньшую посадку, то рубка новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 и машина обрела свой легко узнаваемый характерный облик. Больший размер рубки повышал заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа (объем рубки был увеличен за счет несколько меньших чем у СУ-152 углов наклона скуловых и бортовых листов, а связанное с этим некоторое уменьшение защищенности компенсировали утолщением брони). Благодаря накопленному ранее опыту и достаточно большой номенклатуре заимствованных у СУ-152 деталей, прототип самоходки на базе танка ИС был построен за весьма короткий отрезок времени к концу октября 1943 года и получил обозначение "объект 241". В начале следующего месяца начались его испытания на Чебаркульском полигоне; 6 ноября 1943 года новая самоходка была принята на вооружение Красной Армии под названием ИСУ-152 и запущена в серию на ЧКЗ. Испытания первого серийного образца были проведены на Чебаркульском и Гороховецком артиллерийском полигоне, начиная с 21 ноября 1943 года. По плану первые 5 машин должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен был сдать еще 30 самоходок.

Высокие боевые качества базового танка (точнее, его усовершенствованного варианта ИС-2) повлекли за собой желание высшего руководства страны и армии нарастить их выпуск по максимуму, что естественно не могло не сказаться на качестве выпускаемой продукции: в январе 1944 года гарантийных обязательств не выполнила ни одна из предъявленных на испытания самоходок ИСУ-152 (впрочем, та же участь постигла и все тестируемые ИС-2). Следствием этого было решение правительства о первоочередном приоритете повышения качества выпускаемых на ЧКЗ боевых машин, даже ценой временного прекращения работ над перспективной техникой. По докладам военной приемки, даже в апреле 1944 года заметного повышения качества не произошло, но уже летом 1944 года наметился положительный сдвиг в создавшейся ситуации: многие танки и самоходки уже отрабатывали гарантийный ресурс. Осенью того же года во многих рапортах из фронтовых частей отмечалось, что ИС-2 и самоходки на его базе уже перекрывают своей безаварийной работой гарантийные показатели. Другим следствием максимального увеличения выпуска танка ИС-2 стала полная занятость бронекорпусных мощностей ЧКЗ: все изготовляемые им корпуса предназначались для танков. Бронекорпуса для самоходок поставлял Уральский Завод Тяжелого Машиностроения.

Однако для вооружения этих бронекорпусов оказалось недостаточно гаубиц-пушек МЛ-20С. Возможно, что такая ситуация стала следствием максимального увеличения выпуска в 1943 году корпусных орудий А-19 за счет сокращения объемов производства гаубицы-пушки МЛ-20. Такое решение было принято с целью обеспечения Красной Армии средствами борьбы с новым немецким тяжелым танком Pz Kpfw VI Ausf H "Тигр". На тот момент только 122-мм орудие А-19 могло на любой дистанции бронебойным снарядом пробить лобовую броню "Тигра". В итоге, по состоянию на январь 1944 года на складах имелся достаток орудий А-19, тогда как гаубицы-пушки МЛ-20 для самоходок поступали напрямую с заводов и их не хватало; поэтому в часть выпускаемых тяжелых САУ начали устанавливать орудия А-19. Поскольку в буксируемом варианте и МЛ-20, и А-19 устанавливались на единый нормализованный лафет 52-Л-504А, то замена ствольной части особых проблем не вызвала; прототип тяжелой САУ, оснащенной 122-мм пушкой А-19 "объект 242" был построен еще в декабре 1943 года. В серию этот вариант (ИСУ-122) пошел несколько позже - с апреля месяца 1944 года. В дальнейшем вплоть до конца войны ИСУ-152 и ИСУ-122 выпускались параллельно, за этот период (по данным из книги [1]) было выпущено 4030 тяжелых САУ серии ИСУ.

С другой стороны, по своему артиллерийскому вооружению ИСУ-122 не имела никаких преимуществ перед базовым танком ИС-2, поэтому их выпуск после окончания войны был прекращен, а ИСУ-152 еще какое-то время оставались в производстве. К Челябинскому Кировскому Заводу в 1945 году подключился Ленинградский Кировский Завод - на нем освоили выпуск как танка-базы ИС-2, так и самоходки ИСУ-152. Всего в 1943-1947 гг. было выпущено 3242 установки ИСУ-152 [2], из которых 1885 пришлось на период с ноября 1943 года по май 1945 включительно [5].

В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие, но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция 10РК (вместо 10Р), 12.7-мм зенитный пулемет ДШК (с октября 1944 года), емкость основных и дополнительных топливных баков была увеличена по сравнению с базовым танком. С целью увеличения защищенности толщину подвижной части маски орудия увеличили с 60 мм до 100 мм. На этих самоходках также была возможна установка двух дымовых шашек с электрозапалом и устройство их сброса с ручным приводом.

В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить огневую мощь самоходки - в СКБ-2 завода №100 был построен прототип "объект 246" (он же ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный мощной 152.4-мм пушкой БЛ-8, разработанной в ОКБ-172 НКВД. Большой вылет ствола сильно затруднял эксплуатацию машины, также было выявлено много прочих недостатков, из-за чего установка не была принята на вооружение. Вторым вариантом была установка пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика ("объект 247" или ИСУ-152-2). Но и эта САУ не была принята на вооружение по тем же самым причинам, что и "объект 246" [2, 5].

Развитие самоходных установок ИСУ-152 не прекратилось и после Великой Отечественной войны. По своим боевым и эксплуатационным характеристикам они неплохо соответствовали требованиям армии 50-ых и начала 60-ых годов, поэтому оставшиеся в строю машины прошли в 1956 году серьезную модернизацию: двигатель В-2ИС был заменен на В-54К, обновлены устройства связи (установлены радиостанция Р-113 и переговорное устройство Р-120) и наблюдения (заменен прицел прямой наводки на ПУР-26, введена командирская башенка с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП). Изменения также коснулись ряда узлов ходовой части, были увеличены емкость топливных баков и боекомплект (30 выстрелов). Модернизированный вариант самоходки получил обозначение ИСУ-152К ("объект К-241"). Второй вариант послевоенной модернизации ИСУ-152 последовал в 1959 году - на САУ устанавливались узлы и агрегаты модернизированной версии базового танка ИС-2М. К числу важных нововведений этой модернизации относится установка прибора ночного видения. Усовершенствованная таким образом машина обозначалась как ИСУ-152М ("объект М-241") и внешне довольно заметно отличалась от первоначального варианта самоходки. Обе эти программы модернизации позволили поднять надежность и боевые свойства базовой модели ИСУ-152, что позволило ей еще долго оставаться на вооружении Советской Армии [2].

Устройство САУ

Подробное описание технического устройства ИСУ-152 доступно в статье [5], здесь же отметим только те моменты, которые по каким-то причинам выпали из внимания ее авторов.

Поскольку к самоходке слова известного артиллерийского конструктора В. Г. Грабина о том, что она есть лишь повозка для пушки, применимы с гораздо большей точностью, чем к танку, имеет смысл более подробно остановиться на ее главном оружии - гаубице-пушке МЛ-20С. Это орудие было разработано группой конструкторов артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым в 1936 г. На проектирование орудия такого класса у КБ завода уже имелось задание Главного Артиллерийского Управления. Однако Ф. Ф. Петров и его группа инженеров разработали в параллельном порядке альтернативную конструкцию. Ее неоспоримым преимуществом было использование в ней лучших узлов и механизмов от 152-мм пушки образца 1910/1934 г., которая производилась на заводе в Мотовилихе и для которой было подготовлено необходимое технологическое оборудование. По результатам сравнительных испытаний, проведенных в конце 1936 г., победителем вышла МЛ-20, которая была принята на вооружение Красной Армии под названием "152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20)". Заимствованный у пушки обр. 1910/1934 г. ствол длиной в 35 калибров был снабжен мощным щелевидным дульным тормозом. Этот ствол для МЛ-20 выпускался в моноблочном, скрепленном и со свободной трубой вариантах. Гаубица-пушка имела поршневой затвор, который позволяет достичь максимальной скорострельности в 3 - 4 выстрела/мин. Открывается и закрыватся затвор поворотом рукоятки. Конструкция орудия включает в себя механизмы взаимной замкнутости и удержания гильзы эаряда под большими углами возвышения. В самоходку ИСУ-152 ставилась полностью качающаяся часть гаубицы-пушки МЛ-20 с незначительными изменениями по сравнению с буксируемым вариантом (в частности, ствол МЛ-20С был на 3 калибра короче, чем у МЛ-20). К орудию применяются следующие типы боеприпасов:

  • осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540
  • осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530
  • осколочная гаубичная граната сталистого чугуна О-530А
  • бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-540
  • бетонобойный гаубичный снаряд Г-530

Осколочно-фугасная граната ОФ-540 весом 43.56 кг по выходе из ствола имеет скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносит поражение осколками на 40 м по фронту и на 8 м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков вермахта (исключая, возможно, "Тигр" Ausf B). При попадании в башню он срывал ее с погона. Вследствие своей очень большой массы в 48.8 кг (для сравнения 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9.2 кг) даже при непробивании сильнобронированной цели (например, "Элефанта") он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению им пробивалась железобетонная стена толщиной около 1 м [1, 2].

Боевое применение

Организационно ИСУ-152 использовались в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин плюс одну командирскую. Частью они заменяли СУ-152 в уже существовавших подразделениях, частью (вместе с ИСУ-122) шли на формирование новых. Несмотря на одинаковую официально установленную тактику применения ИСУ-152 и ИСУ-122, их по возможности старались не смешивать в рядах одного полка, хотя были случаи наличия смешанного состава в нескольких частях. Всего было сформировано 53 ОТСАП.

Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи. Выявилось и своеобразное "разделение труда" между ИСУ-152 и ИСУ-122: первые лучше подходили для штурмовых действий и борьбы с укреплениями, а последние - для истребления вражеской бронетехники. Хотя как было сказано выше, ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское "Зверобой" и немецкое "Dosenoffner" (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей сближаться на огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и ремонтопригодностью, отличной иллюстрацией этих качеств самоходки является страничка о боевых действиях в Заполярье на сайте Клуба военно-исторической реконструкции "4-ый егерский батальон финской армии".

Выявились в боях и слабые стороны ИСУ-152. Ограниченные углы горизонтальной наводки делали ее уязвимой к фланговым атакам. Меньший угол возвышения (20 градусов против 65 у буксируемого варианта) сужал возможности маневра огнем на больших дистанциях. Из-за использования выстрелов раздельного заряжания большой массы страдала скорострельность, что уменьшало эффективность применения самоходки против танков и в ближнем бою. Наконец, возимый запас в 20 выстрелов зачастую оказывался недостаточен в боевой обстановке, да и погрузка всего боекомплекта в закрытую боевую рубку была очень утомительной операцией, порой занимая время продолжительностью более 40 минут. Вполне очевидно, что все эти недостатки являются обратной стороной достоинств ИСУ-152. Большая эффективность огня гаубицы-пушки МЛ-20 обеспечивается именно тяжелыми крупнокалиберными снарядами раздельного заряжания. Размеры боевой рубки ограничивают их возимый боезапас и максимальный угол возвышения орудия. Добиться широкого угла горизонтального обстрела можно путем размещения орудия во вращающейся башне. В условиях войны, когда во главу угла ставились массовый выпуск и технологичность конструкции, было объективно невозможно выполнить все желаемые требования к тяжелой САУ. Даже после окончания войны потребовалось немало времени и усилий, чтобы получить самоходное орудие с надежной защитой, круговым обстрелом, высокой точностью, скорострельностью и дальнобойностью.

Однако, слабые стороны единичной самоходки ИСУ-152 опытные командиры компенсировали их коллективным использованием. При отражении танковых атак врага во избежание обхода с фланга часто практиковалось построение самоходок веером. При стрельбе с закрытых позиций к ним заранее доставлялись боеприпасы и пока часть самоходок вела огонь, другая перезаряжалась, что обеспечивало бесперебойный обстрел противника.

Но самую максимальную эффективность использования ИСУ-152 показали при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 ОТСАП получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Немалая часть успеха во взятии Кенигсберга и Берлина принадлежит самоходчикам, воевавшим на ИСУ-152. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.

После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года, некоторое количество самоходок было передано Египту - там они выполняли функции неподвижных огневых точек по берегам Суэцкого канала.

Даже разоруженные ИСУ-152 продолжали служить в Советской Армии. Их ходовые части использовались в качестве базы для самоходных орудий особой мощности, пусковых установок и специальных машин обеспечения ракетных комплексов, БРЭМ. Часть разоруженных самоходок "сменила форму с военной на служебную" - работала тягачами и кантователями при аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте. По неподтвержденным данным, незначительное количество таких спецмашин все еще состоит в инвентарном парке российских железных дорог.

Сравнение ИСУ-152 с другими САУ

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, определить место ИСУ-152 среди равноценных ей машин наших бывших противников и бывших союзников очень даже нелегко, причем здесь очень трудно избежать тех или иных субъективных оценок и мнений. Поэтому автор сразу же отказывается от каких-либо попыток выявить самоходку-"чемпиона" и двух других "призеров" по каким-либо (как правило, весьма спорным) критериям. Гораздо более уместным будет рассмотреть ИСУ-152 в свете возможных конструкторских решений для машин такого класса, которые являются уникальными для каждой из сторон, участвовавших во Второй Мировой войне. Для начала нужно определиться, в какой категории машин можно подобрать более-менее адекватные образцы для сопоставления. Термин "самоходная артиллерийская установка" трактуется очень широко и его вполне логично подразделить на следующие виды:

  • истребитель танков (английский Tank destroyer, немецкий Jagdpanzer);
  • штурмовое орудие (английский Assault gun, немецкий Sturmgeschutz);
  • самодвижущийся лафет с полуоткрытым или открытым размещением орудия (английский Self-propelled gun, немецкий Selbstfahrlafette);

ИСУ-152 может рассматриваться и как тяжелый истребитель танков, и как тяжелое штурмовое орудие. В первой категории ее уместно поставить в ряд с истребителями танков, созданных на базе машин той же весовой категории, что и советский танк ИС-1. У союзников полноценных машин такого класса не было, для своих самоходок-истребителей танков они отдавали предпочтение скорости и маневренности, жертвуя при этом броневой защитой. Многие из американских машин такого класса имели открытую сверху вращающуюся башню и относительно легкое бронирование, что скорее соответствовало немецкой концепции Panzer Jager, нежели чем полностью и хорошо бронированному JagdPanzer. А из немецких машин под перечисленные условия по большому счету подпадает только "Ягдпантера", поскольку "Элефант" и "Ягдтигр" были существенно тяжелее по массе, чем ИСУ-152. Естественно, что специализированный истребитель танков "Ягдпантера" выигрывает и по заявленной бронебойности своей 88-мм пушки StuK43, и по скорострельности с количеством возимого боезапаса. А с другой стороны, попадание бронебойного снаряда БР-540 или осколочно-фугасного ОФ-540 в любой образец бронетехники вермахта в подавляющем большинстве случаев заканчивалось выведением его из строя даже при непробитии брони, очень часто повреждения носили безвозвратный характер. И это при том, что основным в боекомплекте ИСУ-152 был именно осколочно-фугасный снаряд! Следовательно, принимая во внимание все сказанное выше, можно заметить, что ИСУ-152 имела более чем серьезные противотанковые возможности, но до полноценного истребителя танков как "Ягдпантера", СУ-100 или ИСУ-122 по скорострельности и возимому боезапасу все-таки не дотягивала.

Если рассматривать ИСУ-152 как тяжелое штурмовое орудие, то нашу самоходку не с чем сравнивать: ни у немцев, ни у англоамериканцев не было крупносерийных машин такого класса. Немецкие полностью бронированные штурмовые орудия строились на базе средних танков, а тяжелые САУ "Штурмтигр" имели весьма специфичную артсистему, которая накладывала жесткие ограничения на их применение, да и суммарный выпуск составил только 18 машин. Сравнивать и те, и другие с ИСУ-152 было бы явно некорректно. Существовал проект штурмового орудия калибром 150 мм на базе "Пантеры", но до его реализации в металле у немцев дело не дошло. Что же касается наших бывших союзников, то у них серийных машин того же класса, что и ИСУ-152 (полностью бронированная САУ на базе тяжелого танка), просто не было. Разумеется, и в немецких, и в англоамериканских войсках были самоходные артсистемы калибром 150, 155 мм или 6 дюймов. Но практически все они относились к классу открытых или полуоткрытых самодвижущихся (как правило, легкобронированных) лафетов на шасси средних ("Хуммель") или легких (StuIG I, II, 38t) танков - ставить их в один ряд с тяжелой полностью бронированной ИСУ-152 было бы неправильно. Наиболее близким по назначению к ИСУ-152 представителем техники вермахта был "штурмовой танк" "Брюммбэр". Однако он был построен на базе среднего танка Pz Kpfw IV и вооружен короткоствольным 150-мм орудием с низкой начальной скоростью снаряда, что не позволяет считать его достаточно полным аналогом ИСУ-152.

По всей видимости, уникальность ИСУ-152 как раз и заключается в том, что эта боевая машина достаточно удачно сочетает в себе все качества, которые в армиях других стран выполняли более специализированные самоходки. Хотя основным ее назначением являлась непосредственная поддержка атакующих танков и пехоты, она имела серьезный противотанковый потенциал, а также возможность стрельбы с закрытых позиций. Соответственно и боевое применение ИСУ-152 было очень широким. При прорыве обороны противника эти самоходки могли провести артподготовку с закрытых огневых позиций (в реальности встречалось нечасто, как правило в случае отсутствия поддержки буксируемой артиллерии, но здесь важна практическая возможность такого использования). В атаке на позиции врага ИСУ-152 поддерживала своим мощным огнем танки и пехоту, поражая трудные цели типа долговременных огневых точек и блиндажей. На следующем этапе наступательной операции ИСУ-152 благодаря своей хорошей для тяжелых САУ скорости сопровождали прорвавшиеся в глубь обороны врага части, теперь уже выступая в роли истребителя танков для срыва возможных контратак противника. Наконец ИСУ-152 была более чем востребована при штурмах сильноукрепленных оборонительных полос и городов.

В немецкой армии для выполнения всех этих задач потребовалось бы до четырех различных типов машин (возможный вариант: артподготовка - "Хуммель", сопровождение в наступлении - StuH 42, истребитель танков - "Ягдпантера", бои в городе - "Брюммбэр"). Несмотря на их более узкую специализацию, они далеко не всегда имели бы перед ИСУ-152 явное преимущество (хотя ради объективности надо сказать, что в отдельных случаях ИСУ-152 могла серьезно проигрывать по своим боевым качествам более специализированной самоходке противника). Кроме того, боевая обстановка очень часто бывала такой, что какой-то тип машин из этой четверки у немцев мог отсутствовать в нужный момент - что оборачивается для ИСУ-152 еще одним плюсом.

В целом же, самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 на момент создания и большой последующий период времени была легким в освоении, эффективным, надежным (естественно, уже после устранения "детских болезней") и универсальным средством для решения широкого круга боевых задач, стоящих перед машиной такого класса. Долгая служба в рядах Советской Армии, уважительное отношение к ней своих солдат и надлежащая оценка ее боевых качеств солдатами противника являются лучшей наградой как самой самоходке, так и ее создателям. А сами ИСУ-152 внесли более чем весомый вклад в Великую Победу над нацистской Германией и ее союзниками.

До настоящего времени сохранилось немало экземпляров ИСУ-152. Она имеется в экспозициях Артиллерийского Музея в Санкт-Петербурге и Бронетанкового Музея в Кубинке. В последнем также экспонируется упоминавшийся выше опытный вариант "объект 247", оснащенный 152.4-мм орудием БЛ-10. Захваченная у египтян ИСУ-152 демонстрируется в танковом музее в Израиле. Еще несколько ИСУ-152 служат самоходками-памятниками в различных местах России и Беларуси.

Приобрести модель ИСУ-152 для "домашнего музея" достаточно просто, так как ее сборные модели-копии выпускаются многими производителями модельной продукции, как зарубежными, так и отечественными. Однако по большому счету, во многих городах России (за исключением Москвы и Петербурга) доступна только одна сборная модель ИСУ-152 ведущего российского предприятия "Звезда" в масштабе 1:35. Несмотря на то, что продукция "Звезды" приходится на доступный ценовой диапазон, модель ИСУ-152 этой фирмы по своему качеству очень даже неплоха (во всяком случае, тот экземпляр, что попал в руки автору в 2002 году). Возможно, это связано с тем, что матрица для отливки модели была лицензирована у одной из иностранных фирм (скорее всего "Italeri", с которой у "Звезды" налажено сотрудничество и которая сама производит модель ИСУ-152 для продаж на европейском рынке). Эту версию подтверждает надпись на упаковке "запрещено к продаже вне бывшего СССР". В любом случае, детали обладают хорошей сходимостью, а сам процесс сборки модели достаточно прост, что позволяет рекомендовать ее даже начинающим моделистам.

Тактико-техническая характеристика 
Характеристика ИСУ-152
Состояние на вооружении с 7 ноября 1943 г.
Разработчик КБ завода № 100
Изготовитель ЧКЗ, ЛКЗ
Производство серия 1944-47 гг.
База тяжелый танк ИС
Боевая масса, т 45.5 - 46.0
Длина, мм
- с пушкой вперед 9050 - 9180
- корпуса 6770
- опорной поверхности 4310
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2480
Клиренс, мм 460 - 470
Среднее удельное давление на грунт, кГс/см2 0.81 - 0.82
Двигатель
Марка В-2-ИС
Тип 4-тактный V-образный
12-цилиндровый дизель
Разработчик КБ завода № 75
Гл. конструктор И. Я. Трашутин
Изготовитель завод № 75
Макс. мощность, л.с. 520
Стартер электроинерционный
Система охлаждения жидкостная с вентилятором
Устройства и агрегаты
Электрооборудование
- тип однопроводное
- напряжение, В 24 и 12
- аккумуляторных батарей, шт. 2
- мощность генератора, Вт 1000
Силовая передача механическая
Главный фрикцион сухого трения
Коробка передач восьмискоростная, с демультипликатором
Бортовые передачи двухступенчатые с планетарным рядом
Ходовая часть
Тип подвески независимая торсионная
Тип гусеницы штампованная мелкозвенчатая
Тип зацепления цевочное
Направление гусеницы гребнями траков
Траков в гусенице, шт. 90
Шаг трака, мм 162
Ширина трака, мм 650
Ведущие колеса
- тип литые с 2 съемными венцами заднего расположения
- диаметр, мм 820
- число 2
Направляющие колеса
- тип литые со стальным ободом переднего расположения
- диаметр, мм 550
- число 2
Способ натяжения гусеницы поворот кривошипа
Поддерживающие катки
- тип литые со стальным ободом
- диаметр, мм 385
- число 6
Опорные катки
- тип литые со стальным ободом
- диаметр, мм 550
- число 12
Воздухоочиститель "Мультициклон"
Запас топлива, л
- основной бак 500
- дополнительные баки 360
 Удельная мощность, л. с./т 11.3 - 11.4
Максимальная скорость, км/ч 35
Запас хода, км 145 - 220
Преодолеваемые препятствия
- подъем, градусов 36
- крен, градусов 30
- ров, м 2.5
- стенка, м 1.0
- брод, м 1.3 - 1.5
Бронирование, мм (угол наклона, градусов)
- лоб корпуса верх 90 (60)
- лоб корпуса низ 90 (30)
- борт корпуса 90 (0)
- корма корпуса 60 (41, 49)
- лоб рубки 90 (30)
- скула рубки 75 (15)
- борт рубки 60 (15)
- корма рубки 60 (0)
- маска 120 (60 подвижная часть + 60 неподвижная)
- крыша 30 (90)
- днище 20 (90)
Экипаж, чел 5
Радиостанция 10-Р (10-РК)
Переговорное устройство ТПУ-4бисФ
Гарантийный срок службы, км 1000
Артиллерийское вооружение
Количество х тип 1 х гаубица-пушка МЛ-20С
Разработчик КБ завода № 172
Гл. конструктор Ф. Ф. Петров
Изготовитель завод № 172
Калибр, мм 152.4
Тип заряжания раздельно-гильзовое
Тип затвора поршневой
Дальность стрельбы, м
- максимальная до 13000
- прямой наводкой 3800
- прямого выстрела 800
Боевая скорострельность, выстрелов/мин 2 - 3
Начальная скорость снаряда, м/с
- осколочно-фугасного 655 - 670
- бронебойного 600
Бронепробиваемость, мм (по нормали на 1000) 123
Углы наведения, градусов
- вертикального от -3 до +20
- горизонтального в секторе 10
Длина нарезной части, мм 3467.1
Длина ствола, мм (клб) 4925 (32)
Число нарезов 48
Длина отката нормальная, мм 875 - 1250
Давление в накатнике, атм 45
Объем жидкости в откатнике, л 22
Объем жидкости в накатнике, л 22
Номенклатура боеприпасов ОФ-450, Ф-530, Г-530
О-530А, БР-540, 30Ф25
Масса снаряда, кг 43.51 (43.56) - ОФ, 48.8 - Бр
Боекомплект, выстрелов 20 (13 осколочно-фугасных + 7 бронебойных)
Прицелы
- прямой наводки СТ-10 (КТ-5)
- с закрытых позиций стрелочный с панорамой
Дополнительное вооружение
Зенитный пулемет
- количество х тип 1 х 12.7-мм ДШК
- боекомплект, патронов 250
Автоматы в боеукладке
- количество х тип 2 х ППШ (ППС)
- боекомплект, патронов 421
Источники информации 

Дополнительную информацию по смежным с историей ИСУ-152 вопросам можно найти здесь:

Главная страница В начало


креативные дизайнерские решения реклама на щитах 3d дизайном с рекламным полем любого размера