armor.kiev.ua / Tanks / WWI / reno
 

Легкие танки "Рено" FT в Соединенных Штатах Америки

Кихтенко А. В.

(Броне-сайт, сентябрь 2008)

Материал предоставлен: Кихтенко А. В.

Иллюстрации к статье 
 Участок фронта 1-й армии США.  Американские "Рено" FT-17 во Франции. Сентябрь 1918 года.   Командир 304-й  танковой бригады  полковник Джорджа С. Паттона.  1918 год.  Американский танкист. Период с ПМВ до начала 1930-х годов.  Американский танкист. Период с ПМВ до начала 1930-х годов.  Пушечный танк M1917 с первоначальным вариантом бронирования вооружения.  Пулеметный танк M1917 с первоначальным вариантом бронирования вооружения.  Six Ton Tank M1917 ("6-тонный танк модели 1917 года") вооруженный пулеметом "Мерлин".  M1917 вооруженный пулеметом "Мерлин".  Six Ton Tank M1917 ("6-тонный танк модели 1917 года") с пушечным вооружением после модернизации. Установлена бронемаска.  Six Ton Tank M1917А1  Танк M1917 с пушечным вооружением.  Танк M1917А1 с пушечным вооружением. США, наши дни.  Танк M1917 вооруженный пулеметом "Браунинг". США, наши дни.  Танк M1917. США, наши дни.  Башня танка M1917.  Первоначальный вариант бронирования пулемета на танке M1917. Ствол пулемета "Мерлин" закрыт кожухом.  Пулемет "Мерлин".  Танк M1917 с пушечным вооружением, прикрытым бронемаской после модернизации.  37-мм пехотная пушка М1916. После доработки устанавливалась на танки M1917.  Пушка М1916 являлась копией французской пушки 37 mm Mle 1916 TRP и использовалась американской армией вплоть до 1942 года.  Шаровая опора 37-мм пушки М1916. Вид изнутри башни танка M1917. США, Форт Нокс, наши дни.  Пулемет "Браунинг" М1919 установленный в шаровой опоре.  Шаровая опора с пулеметом  "Браунинг" М1919.  Танк M1917 с пулеметом  "Браунинг" М1919, прикрытым бронемаской. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танк M1917 на ученьях.  Танк M1917 на ученьях. Из-за высоко расположенного центра тяжести не редки были случаи опрокидывания машин. США,1925 год.  Перевозка танка M1917 на грузовике "Мак" АС. США, 1920-е годы.  Танк управления "радиотанк".  Танк управления Корпуса морской пехоты США. Начало 1930-х.  Танк M1917 в американском городе. Возможно, снимок сделан 28 июля 1932 года во время разгрома лагеря ветеранов Первой Мировой войны, организовавших  марш "Экспедиционные силы за пособием" на Вашингтон.  Танки  M1917 в США. 27-я танковая рота в лагере Smith Peekskill. Нью-Йорк. Начало1930-х годов.  Танк M1917 на ученьях. США,1925 год.  Танк M1917    Испытания танка M1917 в 1927 году.  Танки M1917 на улице китайского города.  Канадские военные осматривают прибывшие из США танки M1917. Канада, 1940 год. Американский танк управления в Канаде. 1940 год.  M1917 в Канаде. 1940 год.  Танк M1917. Форт Нокс.  США.  Танк FT-17 состоявший на вооружении американской армии. Форт Нокс. США.  Танк FT-17 состоявший на вооружении американской армии. Форт Нокс. США.  Танк M1917. Форт Нокс. США.  Танк M1917. Форт Нокс. США.  Танк M1917. Форт Нокс. США.  Танк M1917. Форт Нокс. США.  Плакат, посвященный танкам "Рено" FT-18 и  M1917. Форт Нокс. США.  Танк M1917. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танк M1917. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танк M1917. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танк M1917. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танк M1917. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танк M1917. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танк M1917. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танк M1917. Музей фонда Жака Литтлефида, США  Танки M1917. Музей Паттона, Форт Нокс. США  Погрузка танка M1917 на грузовик "Мак" АС. США.  Танк M1917А1.  "Радиотанк", США.  Танк M1917, США.  Танк M1917, США.  M1917 в Канаде. 1940 год.  Канадский танк FT-17. ПМВ. На снимке, скорее всего один из "командирских" танков. Из-за нехватки танков TSF использовались обычные "Рено"FT без  вооружения с открытой амбразурой башни. Получался подвижный наблюдательный пункт.  Вид башни танка M1917 изнутри.  Вид башни танка M1917 изнутри.  Танк M1917 на маневрах.  Танки M1917.  Сравнительные испытания танков M1917 и "Рено" M24/25 в США. Конец 1920-х годов.  Танк M1917 на параде по случаю Дня Независимости США. 4 июля 1919 года.  Американский танк управления на железнодорожной платформе. Канада, 1940 год.  M1917 в Camp Borden. Канада, 1940 год.  M1917 в Канаде. 1940 год.  Эксперимент по транспортировке танка M1917 на задней части корпуса Мк. VIII  (номер  тяжелого танка 67981).  Двигатель "Буда" установленный  на  танке M1917.  Двигатель "Буда" установленный  на  танке M1917.  Шаровая опора 7,62-мм пулемета. Вид изнутри башни танка M1917. США,. наши дни.  Танк FT-17 из состава 304-й американской танковой бригады. Западный фронт, Варен. 12 октября 1918 года. Танк принадлежит 2-му взводу 1-й роты 344-го танкового батальона. Белая цифра 5 на башне обозначает номер машины во взводе.
 

См. также:

В Новом Свете танки FT-17 появились "под занавес" Великой войны. После того как стало ясно, что французские фирмы не смогут выполнить заказ на 3500 танков к весне 1918 года, было решено развернуть значительную часть производства "Рено" FT в США. Всего там планировалось изготовить 1200 танков.

Во второй половине 1917 года четыре серийные машины фирмы "Рено" отправили за океан для подробного изучения. Однако производство собственных FT-17 в США задержалось. Причин этому несколько. Потребовалось время на перевод европейских метрических размеров деталей в дюймовые американские. Далеко не все детали и узлы отвечали американским технологиям производства. К тому же из-за отсутствия опыта у рабочих детали первых танков пришлось подгонять вручную. До конца войны в США успели собрать только 10 машин, которые отправили во Францию, однако в боях им поучаствовать не довелось. Еще 10 танков прибыли уже после перемирия.

Танки "Рено" FT в армии США

Армия США первой после Франции приняла на вооружение танки FT-17.

Из-за задержки в производстве FT-17 в Соединенных Штатах, американский Танковый Корпус пришлось укомплектовать французской техникой. Первое время о формировании танковых частей в составе Американских Экспедиционных Сил речи не шло. Вызвано это было тем, что на американскую военную миссию в Париже применение танков на Сомме, где они были использованы в малом числе и на сложной местности, не произвели впечатления. После прибытия во Францию главнокомандующего Экспедиционными Силами полковника Джона Дж. Першинга все изменилось. Першинг приказал сформировать специальную комиссию, которая должна была детально рассмотреть вопросы использования танков. Комиссия не только сочла танк "фактором, которому предстоит стать важным элементом войны", но и рекомендовала создать отдельный корпус, оснащенный легкими французскими и тяжелыми британскими танками.

Входивший в штаб Першинга подполковник Элтинг детально изучил по приказанию главнокомандующего вопросы, связанные с формирование новых войск, и направил в военное министерство начальнику отдела вооружений свое заключение: "Тщательное изучение опыта англичан и французов по применению танков завершено. Выводы будут посланы ближайшей почтой. Проект включает 350 тяжелых танков британского образца Мark V, 20 аналогичных танков для организации связи, 40 аналогичных танков для доставки запасов бензина и масла, 140 танков, чтобы нести по 25 солдат или 5 тонн грузов, 50 аналогичных танков с верхней платформой для полевого орудия, всего 600 тяжелых танков. Также следует иметь танки "Рено": 1030 в боевых частях, 130 для доставки снабжения, 40 для организации связи, всего 1200 танков "Рено". Замены танков следует предусмотреть на уровне 15% в месяц". Элтинг также сообщил, что французы предложили построить танки "Рено" для Соединенных Штатов и поставят образцы для налаживания производства.

23 сентября 1917 года командование американской армии приняло решение о формировании Танкового Корпуса, боевое ядро которого должны были составить 5 тяжелых батальонов, оснащенных танками Мk-VI, и 20 - легких, на вооружение которых планировалось принять танк "Рено" FT-17. 26 января 1918 года началось формирование Американского Танкового корпуса, организационно состоявшего из двух частей: танкового корпуса в составе Американских экспедиционных сил в Европе и так называемой Танковой службы Национальной армии (Tank Service National Army). Количество танков в корпусе со временем возросло. Если по первоначальному проекту Танковый Корпус должен был включать 20 легких и 5 тяжелых танковых батальонов, то уже в мае 1918 год их количество увеличили до 30 и 15, а танки свели в 15 бригад - по 2 легких и 1 тяжелому батальону каждая. Танковую службу Национальной армии вскоре после создания также переименовали в корпус. Таким образом, в 1918 году американцы располагали двумя танковыми корпусами - один дислоцировался во Франции и Великобритании, другой - на территории США.

Американцы получила 514 танков французского производства. Среди переданных танков оказались "Рено" FT первых серий с литыми, не "универсальными" башнями и литой лобовой частью корпуса. Отсутствие собственных машин сдерживало подготовку личного состава корпуса непосредственно в Штатах. В Англии (Бовингтон) и Франции (департамент Верхняя Марна) были развернуты учебные центры для подготовки американских волонтеров. 301-й американский тяжелый батальон после обучения в Бовингтоне 24 августа отбыл во Францию, где получил танки Мk-V и был передан 1-й британской танковой бригаде.

304-я танковая бригада под командованием полковника Джорджа С. Патона, в которую вошли сформированные в 1918 году во Франции из 169 танков "Рено" FT-17/18 344-й и 345-й легкие батальоны, отбыла в район Сен-Мьеля, где действовала в составе 1-й американской армии генерала Першинга.

До своего назначения на должность командира бригады Паттон руководил подготовкой американских танкистов. После зачисления в Танковый Корпус он был произведен в майоры и назначен начальником обеих американских танковых школ во Франции. Первая школа располагалась примерно в 20 милях от штаба Экспедиционных Сил в Лангре, вторая - неподалеку, в деревне Бурж. В Лангре преподавали тактику и методы управления танковыми подразделениями, а в Бурж учили экипажи вождению и обслуживанию танков. Отвечая за обе школы, Паттон быстро превратился в главного танкового эксперта Экспедиционных Сил. Ему помогал инженер-механик первый лейтенант Элджин Брейн.

Джордж С. Паттон был знаком с Першингом еще с Мексиканской войны, когда служил его адъютантом. Помня о храбром вояке-кавалеристе, главком в июне 1917 года вновь (сразу после прибытия того во Францию) назначил капитана Паттона своим адъютантом, а позже сделал начальником адъютантской службы. Устав от штабной рутины, после разговора в конце сентября с Элтингом, Паттон попросил Першинга внести его имя в списки формируемых танковых частей. При этом Паттон упирал на свой опыт кавалериста, считая, что кавалерия сродни легким танкам. Он также ссылался на свое превосходное знание французского языка, техники и "агрессивный дух". В подтверждение последнего Паттон заявил, что был "единственным американцем, который провел атаку на автомобиле" - имея ввиду убийство Хулио Карденаса, личного телохранителя Панчо Вильи, тело которого приволок в штаб Першинга, привязав к крыльям своего автомобиля. В ноябре Першинг сообщил Паттону, что он может либо принять пехотный батальон, либо пойти в формируемый Танковый Корпус. Паттон выбрал танки.

Практически ничего не зная о танках, Паттон и Брейн прошли двухнедельные курсы во французской учебной школе легких танков. В Шамлье Паттон получил возможность детально ознакомиться с танком "Рено" FT - наблюдал за маневрами и сам водил машину, стрелял из пушки, решал тактические задачи, посещал ремонтные мастерские и танковые депо. Паттон имел возможность встретиться с одним из создателей легкого танка Этьенном. Окончив курсы, Паттон и Брейн вернулись в штаб Американских Экспедиционных Сил. Там они устно доложили обо всем и написали отчет Элтингу, который формально отвечал за танковый проект.

Выпускник Уэст Пойнта, Паттон поддерживал строгую дисциплину в танковых школах и требовал, чтобы члены его штаба имели боевой опыт. Для этого он часто отправлял их в действующие французские танковые части. Менее чем за 5 месяцев Паттон обучил полную бригаду танковых экипажей. Однако командиром танковых войск Американских Экспедиционных Сил 23 декабря 1917 года был назначен полковник Дикерсон Рокенбах - тоже кавалерист. Начальником учебного танкового центра в США стал подполковник Дуайт Эйзенхауэр.

26 декабря американское командование официально объявило о формировании Танкового Корпуса. В том же месяце Паттон посетил Эллиса и Фуллера в штабе британского танкового корпуса в Берникуре. Его отношения с Рокенбахом не сложились.

К середине апреля 1918 года уровень обучения курсантов позволил Паттону начать практические маневры и продемонстрировать 22 апреля результаты обучения членам колледжа Генерального Штаба. Были задействованы 10 легких танков и батальон пехоты, показавшие превосходное взаимодействие. 28 апреля батальон легких танков был сформирован и Паттон стал его первым командиром. Примерно в это же время Паттон поставил перед офицерами танкового центра задачу выработать проект структуры танкового корпуса, подчеркнув, что танки имеют огневую мощь артиллерии, мобильность кавалерии и способность пехоты удерживать позиции.

Не смотря на то, что американские танковые батальоны успели повоевать лишь в последние месяцы войны, на их долю выпали и успех, и тяжелые потери.

26 сентября 1918 года началось большое наступление союзников во Франции, которое продолжалось с 26 сентября по 11 ноября. Первыми атаковать немцев на участке между Верденом и Реймсом должны были 1-я армия США, в состав которой вошел ХVП французский корпус в Аргонском лесу, и 4-я французская армия (имевшая в своем составе 2-ю и 36-ю дивизии США), расположенная в Шампани к западу от 1-й армии.

В ходе подготовки к операции перед 1-й армией была поставлена задача выровнять существовавший уже 4 года Сен-Мийельский выступ к юго-востоку от Вердена и Аргонского леса. Расстояние между позициями противников составляла около 800 метров и, без учета регулярных артобстрелов, этот участок фронта считался спокойным.

Операция по выравниванию фронта продолжалась с 12 по 15 сентября 1918 года. V корпусу 1-й армии для усиления придали 96 "Рено" FT из 344-го и 345-го танковых батальонов. Кроме них наступление американской армии поддержали еще 7 французских танковых батальонов укомплектованных танками "Сен-Шамон", "Шнейдер" и "Рено" FT (последних было больше всего - 176 единиц).

Атака началась 12 сентября в 5.00 и руководил ей Паттон лично. 345-й батальон следовал за 42-й дивизией до Транш д'Ублон. Несмотря на липкую грязь и сильный обстрел, танки подавили несколько пулеметных гнезд и уничтожили батальон артиллерии. Было взято в плен около 30 немецких солдат. 344-й батальон действовал совместно с 1-й дивизией. Он сумел прорвать вражеское проволочное заграждение и уничтожил несколько пулеметных гнезд вокруг Бае да Рат. Как и предполагалось, использование танков полностью себя оправдало. В районе их применения продвижение армии оказалось более успешным, чем там, где наступала одна пехота. Однако возникли проблемы с преодолением танками окопов - у 25 "Рено" FT произошли поломки, а 24 просто застряли. К тому же было израсходовано больше топлива, чем предполагалось.

На следующий день из-за нехватки топлива танкам пришлось нагонять пехоту. Грузовики смогли доставить его, с трудом пробившись через дорожные заторы в тылу, только к середине дня (после 15.00). В ходе атаки американцы подвергались атакам немецкой авиации, а один танковый батальон США едва не попал под обстрел тяжелой артиллерии. Командир вовремя отвел его на 500 метров поняв, что позиции батальона в лесу обнаружила немецкие самолеты. Ночью все танки были отведены назад. 14 сентября группа из 8 танков 344-й батальона атаковала и рассеяла немецкий батальон возле Воэля. К 15 сентября задача по ликвидации Сен-Миельского выступа и выравниванию линии фронта была успешного выполнена. В ходе боев 304-я танковая бригада успешно поддержала наступление 42-й и 1-й американских дивизий.

В ходе двухдневных боев оба батальона бригада (всего в ней числилось 144 танка), потеряли только 2 машины от огня противника, но еще 22 танка попались в ямы и рвы, а 14 вышли из строя от поломок. Погибли 14 человек, из которых только двое находились внутри танка. Патон сам получил строгий выговор от генерала Рокенбаха, который считал не подходящим для командира занятием лично вести войска в наступление. Паттон пообещал больше так не поступать, но написал жене: "Генерал Р. задал мне трепку за то, что я пошел с авангардом, но это следовало сделать. По крайней мере, я не сидел в окопе, пока мои люди сражаются".

344-м батальоном командовал инструктор танковой школы Паттона майор Серено Бретт. После ранения Паттона в Аргоннах, Бретт принял командование бригадой, поддерживавшей действия 9 различных дивизий. В конце сентября американские танкисты приняли участие в наступлении в районе Аргонны - Маас. Бригада постоянно находилась в бою до самого конца кампании.

Наступление в Аргонах началось ночью 26 сентября 1918 года. 1-й армии США и 4-й французской армии предстояло прорвать сильную немецкую оборону, охватывавшую район глубиной от 15 до 30 с лишним километров. Танки "Рено" FT в наступлении должны были поддержать I и V корпуса американской армии. 180 танков из 12, 13, 14 и 15-го французских танковых батальонов придали V корпусу, а оба американских танковых батальона I корпусу. По плану наступления танки должны были следовать примерно в 1600 м позади американской пехоты.

4-я французская армия располагала 377 танками (из которых 325 "Рено"), но ни один из них не был задействован в первый день наступления.

Американцы задействовало танки почти сразу по всему фронту, за исключением труднопроходимых лесных районов. Это положительно сказалась на темпе продвижения 1-й армии, преодолевшей в первый день 8 км, в то время как французы были остановлены, пройдя чуть более 3 км. Однако не обошлось без накладок. Одна деревня 5 раз захватывалась танками, прежде чем подошедшая пехота закрепила успех. Причиной этого стали языковые трудности и недостаточная боевая подготовка.

Не смотря на первоначальный успех - Монфокон был взят на второй день, к 28 сентября наступление американцев начало выдыхаться. Сказались недостаток боевого опыта и трудности, возникшие в ходе боевых действий в Аргонском лесу. На скалистой, покрытой густой растительностью и изобиловавшей оврагами местности возможности танков были сильно ограничены. Свежие войска союзников 29 сентября продвинулись на обоих участках фронта, но, поскольку лишь несколько танков оставались боеспособными, а в некоторых ротах их количество уменьшилось до двух, все танки были отведены для ремонта.

Сражение на фронте 1-й и 4-й армий возобновилось 4 октября. Танки снова были в бою, но теперь тактика была изменена. На этот раз они двигались на расстоянии около 150 метров впереди пехоты, отвлекая огонь на себя. 4 октября весь французский батальон танков "Рено" FT застрял в немецких траншеях, но на следующий день 2-я дивизия США взяла гряду Монблан (не Альпийскую!). К 8 октября активность боевых действий опять спала. 13 октября все американские танки отвели назад, затем 15 октября снова подтянули к фронту, но от них было мало пользы. Из-за постоянного перемещения взад и вперед, от места сосредоточения к позициям атаки, танки все чаще и чаще ломались.16 октября 1-я армия остановилась для перегруппировки и обеспечения снабжения. У американцев остались всего 15 танков -18 были подбиты, один захвачен, остальным требовался ремонт. Остановка 1-й армии затянулась на две недели, и после того, как была сформирована 2-я американская армия, наступление возобновилось 1 ноября с последними 15 танками.

Общие потери танков на фронте в районе Аргон-Шампань составили всего 437 машины, из которых 367 приходиться на французов и 70 - на американцев. 22 процента были подбиты артиллерией, 2 процента подорвались на минах, 56 процентов сломались, и 20 процентов были захвачены противникам. Потери среди экипажей составили около 40 процентов. В последнюю неделю войны боевые действия на фронте велись без танков, что привело к высоким потерям среди пехоты.

Танки M1917 и M1917А1

После произведенных американскими инженерами переделок, строящемуся в С.-А.С.Ш танку дали название Six Ton Tank M1917 ("6-тонный танк модели 1917 года").

Компоновка танка М1917 соответствовала французскому прототипу. Корпус собирался из катаных листов, крепившихся заклепками на несущем каркасе. Лобовые бронеплиты устанавливались с переменными углами наклона, бортовые крепились отвесно. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк.

Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединены в обойму, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, направляющее спереди. Гусеница крупнозвенчатая с 32 траками, ширина которых составляла 339,7 мм. Башня восьмигранная, клепанная, имела грибовидный откидывающийся купол для вентиляции.

Однако американский танк отличался от французского.

У M1917 изменили форму передней части, деревянный "ленивец" заменили стальным, перенесли глушитель на левую сторону корпуса. Обзор у механика-водителя по сравнению с французским прототипом улучшился благодаря смотровым щелям в скосах на лобовой части корпуса. Двухстворчатый люк в кормовой части башни сместили влево. Появились крюки-рымы для погрузки разгрузки танков краном. Для удешевления производства ряд деталей упростили.

Из-за того, что не удалось развернуть производство двигателей "Рено" на танк пришлось установить американский мотор "Буда" мощностью 43 л.с. (при 1200 об/мин). Диаметр цилиндров двигателя 108 мм, ход поршня - 140 мм. Существенным отличием от прототипа стала установка стартера, которого не было на "Рено" FT. Силовая установка обеспечивала скорость хода от 1,4 до 7,5 км/ч. Запас хода остался небольшим - 48 км (по шоссе).

Защищенность танка повысилась по сравнению с "Рено" FT. В лобовой части бронеплиты устанавливались с переменными от 17° до 70° углами наклона, в соответствии с которыми варьировалась их толщина - от 7,9 до 15 мм, бортовые и кормовой 15-мм листы крепились под прямым углом. Толщина крыши корпуса и башни 7,9 мм, днища 6,4 мм. Установленные под углом 12° бронелисты башни имели толщину 15 мм. Такой же толщины была и бронемаска.

Как и французские "Рено" FT, американские "шеститонники" различались по вооружению на пулеметные и пушечные. Первоначально танки вооружались пулеметом "Мэрлин" калибра .30-06. Танковый пулемет "Мерлин" М1917 представлял собой глубокую модернизацию пулемета "Кольт" М1914. "Мерлин" получил газоотводный двигатель с линейным движением поршня, благодаря чему удалось избавиться от недостатков "Кольта" М1895/1914, получившего за характерное движение поршня и пыль, поднимаемую отводимыми вниз газами, прозвище "картофелекопалка". Рукоятка перезаряжания осталась на поршне-толкателе, но теперь вместо шнура, за который она взводилась на "Кольте", справа на корпусе появилась специальная рукоятка. На некоторых пулеметах устанавливался алюминиевый радиатор, как у "Льюиса". Питание осуществлялось из холщовой патронной ленты на 260 патронов, а не как раньше на 100. В 1919 года на смену "Мерлину" пришел танковый пулемет "Браунинг" M1919 с воздушным охлаждением ствола. Пулемет крепился на люльке в шаровой опоре коробчатого лобового листа башни, ствол закрывался бронекожухом. К люльке снизу крепились патронная коробка и мешок-гильзосборник. Эта пулеметная установка была унифицирована с установками тяжелого танка Мk.VIII "Liberti".

В шаровой опоре размешалась и 37-мм пушка M1916, только ее установка имела большие размеры шарового гнезда и иную форму бронекожуха, полностью закрывающего ствол пушки и противооткатные устройства. Пушка и пулемет снабжались оптическим прицелом. Боекомплект составлял 235 снарядов к пушке или 4200 патронов к пулемету.

Наведение вооружения танка М1917 осуществлялось как разворотом всей башни, при этом угол горизонтального обстрела составлял 360°, так и при помощи шаровой установки - на 30° по горизонтали и 38° (пулемет) или 56° (пушка) по вертикали.

  М1917 М1917А1
Масса, кг 6580 6440
Длина (с "хвостом"), мм 5000 5280
Ширина, мм 1800 1800
Высота, мм 2300 2300
Клиренс, мм 411 411
Давление на грунт, кг/см² 0,48 0,47
Минимальный радиус разворота, м 6,1 6,1
Преодолеваемые препятствия
Ширина траншеи, м 2,1 2,1
Г лубина брода, м 0,61 0,61
Высота стенки, м 0,91 0,91

Танки М1917 окрашивались в однотонный темно-оливковый цвет. На балках ходовой части указывалась принадлежность к роду войск: US ARMY - к армии США; US MARINES - к морской пехоте США. На лобовой части корпуса наносилась соответствующая эмблема - либо армейская, либо Корпуса морской пехоты, а на заднюю часть борта номер машины.

Производство "шеститонника" развернули на фирмах "Van Dorn Iron Works", "Maxwell Motor Co" и "C. L. Best Tractor Co", под общим руководством Отдела Вооружений (US Ordnance Department). Первоначальный заказ составил 1200 машин, однако в последствии он был увеличен до 4440. К 11 ноября 1918 года "Van Dorn Iron Works" построила всего 64 танка, но лишь 10 из них прибыли во Францию. К концу года общий выпуск всех фирм составил 209 машин. Спустя год после окончания войны на вооружении Танкового Корпуса состояли 218 танков "Рено" FT-17 и 450 "Рено" американской постройки (последние часто называли "Американский Рено" или "Буда".)

В связи с окончанием войны на американских заводах изготовили только 952 танков, из которых 374 с пушечным и 526 с пулеметным вооружением, а также 50 танков управления (аналогичных TSF). М1917 оставались до 1931 года основным легким танком американской армии, составив в 1920 - 30-е годы основу бронетанковых сил.

Наступивший мир стал для Танкового Корпуса тяжелым испытанием. К концу 1919 года из более чем 20 тысяч военнослужащих осталось 154 офицера и 2508 солдат. На вооружении корпуса состояла коллекция самой разномастной техники - 218 танков "Рено" FT-17, 450 М1917, 25 танков Mk.V и 100 Mk.VIII. Рокенбаха назначили комендантом Танкового Корпуса. В том же году совет военного министерства исследовал возможности использования танков и пришел к заключению, что "танковая служба должна находиться под общим контролем командования пехоты и не может являться самостоятельным родом войск".

2 июня 1920 года Конгресс принял акт о национальной обороне, который упразднял Корпус и передавал все танковые подразделение в подчинение командованию пехотных войск. Всем танкистам впредь надлежало числиться, как проходящим службу в танковой пехоте. Инициатором этого плана был Першинг. Батальоны легких танков расформировали, а их роты распределили по одной на пехотную дивизию. Кроме того, танками М1917 укомплектовали смешанные роты трех батальонов 67-го танкового полка ("тяжелой танковой группы"). В смешанной роте было три взвода по 3 тяжелых Мk.VIII и 5 легких М1917 в каждом. Несколько легких танков составили матчасть Танковой школы.

Военное министерство заявило, что главной задачей танков будет "обеспечение непрерывного продвижения стрелков во время атаки". Также было заявлено, что нужны только 2 типа танков - легкие (до 5 тонн) и средние (до 15 тонн), чтобы их можно было перевозить по железной дороге, а также использовать существующие мосты и переправы. Паттон, пониженный в звании до капитана, вернулся в кавалерию.

В 1920-е годы танк М1917 подвергся доработке. Вооружение прикрыли бронемаской - щитком с загнутыми внутрь краями, закрепленным на перфорированном бронекожухе ствола, что повысило защищенность установки от заклинивания пулями и мелкими осколками. Также было решено заменить недостаточно мощный двигатель "Буда". Выбор пал на двигатель "Франклин" с воздушным охлаждением мощностью 67 л.с., однако и он оказался слабоват. В итоге на модернизированный М1917А1 установили 6-цилиндровый "Франклин" мощностью 101 л.с. Для этого потребовалось расширить моторный отсек, так что длина корпуса увеличилась на 28 см. Замена позволила увеличить до 15 км/ч скорость и до 80 км запас хода, снизить шумность на половину. Делались попытки установить радиостанции. Решением Военного министерства новые двигатели установили на 6 танков, переданных для воссозданного в ноябре 1930 года Механизированного Соединения. Дальнейшие работы пришлось прервать из-за разразившегося экономического кризиса.

В конце 1920-х годов проводились эксперименты по транспортировке М1917 танком Мk.VIII "Либерти". Не смотря на все доработки, запас хода у "шеститонника" оставался небольшим. Грузовик по достаточно ровной местности мог доставить танк к исходной позиции для атаки, но перемещаться с ним по раскисшему грунту, а тем более по полю боя, не мог. Танку в этом случае приходилось передвигатся самостоятельно, расходуя и без того не большой ресурс двигателя и ходовой части, топливо. Кроме того, небольшие размеры танка и высоко расположенный центр тяжести (танк легко опрокидывался при боковом крене и резких разворотах), превращали глубокую воронку, широкую траншею или ров в непреодолимое препятствие. Мk.VIII с его размерами - 10,6 м. против 5,2 м., и вдвое большим запасом хода (в среднем 88,5 км, а максимально - 150 км.), позволял обеспечить подвижность и сохранение ресурса танка М1917. Однако дальше экспериментов дело не продвинулось.

Танкам М1917 практически не довелось поучаствовать в боевых действиях. В 1928 - 1929 годах взвод легких танков Корпуса морской пехоты США (из Экспедиционных сил Восточного побережья) нес службу в иностранном сеттльменте Шанхая. Танки использовались для зашиты железной дороги Шанхай - Тьентцин. В прессе того времени сообщалось о поставках М1917 в Китай. Возможно, речь шла о военной помощи Гоминдану, однако подтверждения этому нет.

После начала Второй Мировой войны танки М1917, как военная помощь, попали в Канаду и Великобританию. Осенью 1940 года американцы поставили Великобритании 212 машин для обучения танковых экипажей. Поскольку договора о ленд-лизе еще не существовало, танки, как и другая военная техника, были переданы в обмен на аренду восьми английских военных баз в Атлантическом океане. Летом того же года 219 (по другим данным 236, но в это число возможно входят и 90 танков Мk.VIII) "шеститонников" США продали по цене металлолома канадцам. Стоимость одного танка составила 240$. В эту сумму вошли цена 6 тонн черного лома (20$ за тонну) и 100% надбавка.

Армия Канады к концу Первой Мировой войны имела собственный небольшой танковый корпус (Tank Corps), укомплектованный британскими Mk-V и французскими "Рено" FT. Корпус сформировали в 1918 году и с окончанием войны его постигла судьба американского собрата. Вновь танки появились в канадской армии в 1930 году, а 13 августа 1940 года было принято решение сформировать Канадский бронетанковый корпус. Закупка в США старых танков позволила решить проблему техники для обучения экипажей, хотя и не обошлось без трудностей. Старая техника часто выходила из строя, а отсутствие радиостанций на танках заставило канадских танкистов изучить систему сигнализации флажками. Тем не менее, в течении двух лет М1917 в лагере Борден (Camp Borden) успешно использовались как учебного пособия

На этом военная карьера легкого танка М1917 завершилась.

***

Есть в истории "шеститонников" и не слишком достойная страница. Летом 1932 года, в разгар экономического кризиса, ветераны Первой Мировой войны организовали марш "Экспедиционные силы за пособием" на Вашингтон, требуя от правительства компенсации за их службу в армии во время военных действий и ведения социального страхования. Разбив в конце июня лагерь в предместье столицы Анакостия-Флэтс, около 25 тыс. ветеранов и членов их семей начали пикетировать Капитолий и Белый Дом, требуя встречи с президентом. Президент Г. Гувер не принял делегацию участников похода, а 28 июля приказал начальнику генерального штаба американской армии генералу Макартуру разогнать митингующих и снести лагерь. Против демонстрантов бросили танки, кавалерию, пехоту - под командованием майора Дж. Паттона. "Нью-Йорк Таймс" так описывал развернувшиеся события: "по Пенсильвания авеню шли регулярные войска: впереди кавалерия, затем танки, пулеметные части и пехота". К вечеру все было кончено.

Источники

Издания

  1. Всемирная история бронетехники. — М.: Вече, 2002.
  2. Буше Ж. "Бронетанковое оружие в войне". — М.: Издательство иностранной литературы, 1956.
  3. Митчелл .Ф. Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914-1918 гг. ;— М.: Госвоениздат, 1935.
  4. Кузнецов Л. М. Стопроцентный американец: Исторический портрет генерала Макартура. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  5. Forty G. Tank Commanders - Knights of the Modern Age. - Firebird Books 1993. Перевод с английского А. Г. Больных.
  6. Айкс Р. Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  7. М.Коломиец, Федосеев С. Альманах. "Фронтовая иллюстрация" 1-2004. Лёгкий танк "Рено" FT-17.
  8. Федосеев С.Л. "Танки Первой мировой войны". Иллюстрированный справочник. — М.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2002.
  9. Handbook of artillery : including mobile, anti-aircraft and trench materiel (1920)

Сайты

  1. http://afvdb.50megs.com/usa/m1917.html
  2. http://mailer.fsu.edu/~akirk/tanks/
  3. http://ww1.milua.org/
  4. http://bronetechnika.narod.ru/html/210.htm
  5. http://www.thetankmaster.com
  6. http://www.ioh.pl/bron_pancerna/index.php?art=21
Главная страница В начало


Ремонт шин на профессиональном оборудовании подробности здесь st-servis. Обращайтесь к нам.