ОПЫТНЫЙ ТАНК A7VU

С. Федосеев

(С. Федосеев Танки кайзера (Германские танки 1-й мировой войны) / Бронеколлекция)

Материал подготовил Денис Туманов

 

Уже во время сборки первого прототипа A7V, в апреле 1917 года в Германии провели всесторонние испытания трофейных английских танков Mk IV. В результате Ставка Главного командования выдала задание на проектировку танка по английскому образцу. Проект получил обозначение A7VU. Предполагалось создание машины с гусеницами, охватывающими корпус, и той же моторно-трансмиссионной группой, что у A7V. При этом использовалось шасси N 524. Главной задачей было достижение высокой проходимости. Испытания переделанного шасси планировалось провести к 1 сентября 1917 года.

Компоновку танка существенно изменили. Двигатели и трансмиссия заняли кормовую часть корпуса. Места механика-водителя (с теми же органами управления) и командира были перенесены вперед, к лобовому листу корпуса. Среднюю часть корпуса заняла боевая рубка. По бокам от двигателей располагались симметричные спонсоны. Боевое отделение, таким образом, разделили на три отсека - два смещенных назад спонсона и боевая рубка. Верхняя бронерубка сохранилась, но служила теперь для наблюдения экипажа за полем боя, как на английском Mk V, и для установки пулемета. Для обзора местности предназначались также смотровые лючки по бортам отделения управления.

Компоновка танка A7VU

Корпус A7VU в продольном сечении приобрел форму ромба, более угловатую, нежели у его английских прототипов. Бронелисты по-прежнему крепились клепкой на стальном каркасе. Толщина брони ограничивалась 20 мм. Но несмотря на это, а также на уменьшение численности экипажа более чем вдвое, вес танка возрос до 40 т, то есть на 10 т по сравнению с A7V. Защищенность передней проекции увеличивалась за счет наклона верхнего лобового листа корпуса под углом 50° к вертикали. Бензобаки и тяги управления располагались между днищем корпуса и полом отделений управления и боевого. В задней наклонной стенке корпуса имелась вентиляционная решетка с жалюзи. Ниже крепился бронированный задний бак, а по бокам его буксирные крюки.

В спонсонах устанавливались две 57-мм пушки Максима - Норденфельдта, а позади них в бортах - два пулемета MG.08. Тумбовую установку пушки, собственно, и разработали для A7VU, но здесь угол горизонтального наведения превышал 90°. Работать артиллеристам в A7VU было удобнее, чем в спонсонах английских танков. Установки же пулеметов были аналогичны A7V. Еще один-два пулемета могли устанавливаться в бортовых амбразурах впереди спонсонов (под рубкой), в шести амбразурах рубки или в лобовом листе. Кроме того, экипаж мог вести огонь из личного оружия. В задних стенках спонсонов имелись двери с наружными петлями.

Выхлопные трубы с глушителями выводились на крышу корпуса. Гусеничный ход, как и в английских танках, собирался вокруг больших коробчатых конструкций по бортам. Подвеска, в отличие от английских прототипов, была упругой и, в общем, повторяла блокированную подвеску А7V. К ходовым тележкам на винтовых пружинах добавились группы катков, жестко закрепленные на стенках против восходящей и нисходящей ветвей гусеницы. Ведущие колеса - сплошные. Направляющие колеса имели винтовые механизмы для регулировки натяжения гусениц.

Первые ходовые испытания опытного образца прошли 25 июня 1918 года. По сравнению с английскими тяжелыми "ромбовидными" танками A7VU имел ряд преимуществ: лучшую бронезащиту и обзор для экипажа, упругую подвеску. Однако вес его оказался слишком велик, а сопротивление движению на 40% выше, чем у A7V. 12 сентября Ставка распорядилась прекратить работы по проекту, и единственный опытный экземпляр был разобран.

Проекции танка A7VU

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА A7VU
Боевая масса, т 40
Экипаж, чел. 7
Высота, м 3,2
Длина, м 8,38
Ширина, м 4,69
Клиренс, м 0,2
Толщина брони, мм:
лоб, борт 20
Вооружение:
орудия 2x57-мм "Максим-Норденфельдт"
пулеметы 3-4х7,92 МG.08
Двигатель:
марка "Даймлер"
тип карбюраторный
число цилиндров 4
охлаждение жидкостное
мощность, л.с. 2х100 (при 800-900 об/мин)
Трансмиссия механическая
Коробка передач 3-скоростная
Бортовой редуктор однорядный
Механизм поворота выключением или торможением гусеницы
Ходовая часть (на один борт) 24 опорных катка, 7 поддерживающих роликов, заднее расположение ведущего колеса
Подвеска упругая
Тип гусеницы металлическая, крупнозвенчатая
Тип зацепления зубовое
Ширина трака, мм 500
Шаг трака, мм 254
Ширина преодолеваемого рва, м 3-4

 

Главная страница

Предыдущая страница