armor.kiev.ua / Tanks / Modern / T84 / 2

 

 

Танк Т-84

Шумилин С. Э.

(Наука и техника. — 2010. — № 12)

Иллюстрации к статье 
Танки Т-84 (с орудием калибра 125 мм) на зимних испытаниях в Турции Танки Т-84 (с орудием калибра 125 мм) на зимних испытаниях в Турции Танки Т-84 (с орудием калибра 125 мм) на зимних испытаниях в Турции Танк «Оплот» Вооруженных сил Украины Серийные танки «Оплот» (478ДУ9) на военном параде в Киеве, 2001 г. Танк Т-84 (478ДУ5) на испытаниях в Турции (на заднем плане «Леопард» 2А6) Танк «Ятаган» со 120-мм гладкоствольным орудием украинского производства КБМ2 Танк «Ятаган» со 120-мм гладкоствольным орудием украинского производства КБМ2 Танк «Ятаган». Хорошо виден автомат заряжания в специальном отсеке в задней части башни Танк «Ятаган». Хорошо виден автомат заряжания в специальном отсеке в задней части башни Танк Т-84 (объект 478ДУ7) и бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-84 на испытаниях в Малайзии, 2000 г. Местные военные осматривают Т-84, Малайзия, 2000 г. Танк Т-84 ведет огонь, Малайзия, 2000 г. Опытная машина 478ДУ10 проходит испытания на заводском полигоне «Оплот-М» на выставке образцов военной техники на территории Новороссийско-киевского полка Президента Украины, 19 августа 2010 года Объект 478ДУ9. Рис. Н. Околелов Объект 478ДУ9. Рис. Н. Околелов Т-84-120 «Ятаган» и Т-84 «Оплот» 478ДУ10. Художник А. Чечин Т-84 «Оплот». Художник В. Бут Опытные основные боевые танки Т-84Н и Т-84-120 «Ятаган». Художник А. Шепс
 

Часть 2. (начало)

Хотя «Оплот» и создан на основе танка Т-80УД, однако отличается от него целым рядом усовершенствований: новой сварно-катаной башней; возможностью установки двигателя 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. вместо 6ТД мощностью 1000 л.с; встроенной динамической защитой нового поколения, обеспечивающей повышение защищенности в переднем секторе как от кумулятивных, так и от бронебойных снарядов; наличием системы оптико-электронного подавления «Варта»; вооружением украинского производства (125-мм танковая пушка — пусковая установка КБА-3, пулеметы КТ-12,7 и КТ-7,62). Несмотря на увеличение массы до 48 т (вместо 46 т), благодаря более мощному двигателю и усовершенствованной трансмиссии, скорость движения танка даже возросла (73 км/ч вперед и 32 км/ч назад). Для обеспечения работы оборудования при выключенном основном двигателе на танке установлена вспомогательная силовая установка.

«Оплот» оснащен современным автоматизированным комплексом управления огнем с цифровым баллистическим вычислителем и тепловизионным дневным/ночным прицелом и автоматом заряжания (A3), которые обеспечивают ему высокую боевую эффективность применения вооружения. Зенитно-пулеметная установка (ЗПУ) с дистанционным управлением позволяет вести огонь по воздушным и наземным целям из боевого отделения танка. На Т-84 применены: система коллективной защиты (СКЗ) от воздействия оружия массового поражения, быстродействующая система противопожарного оборудования (ППО), оборудование для самоокапывания, оборудование для преодоления водных преград по дну (ОПВТ). В танке реализованы конструктивные решения, снижающие эффективность средств обнаружения и наведения по тепловому излучению и обеспечивающие защиту от воздействия огнесмесей типа «напалм». Предусмотрена возможность использования колейных ножевых минных тралов КМТ-6 или катково-ножевого трала КМТ-7.

Общая компоновка танка традиционная. Функционально он делится на три отделения: в носовой части расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя; в средней части — боевое отделение с вращающейся башней; в кормовой части — моторно-трансмиссионное отделение (МТО). В отделении управления располагается механик-водитель, в боевом отделении размещены: вооружение, основная часть боекомплекта, рабочее место командира (справа) и наводчика (слева). За счет высокой плотности компоновки забронированный объем «Оплота» составляет всего 11,2 м3, что достигнуто в основном за счет компактной схемы МТО с двигателем 6ТД-2, занимающим объем всего 3,7 м3. В результате конструкторам удалось получить танк с небольшими габаритами и боевой массой, но в то же время с мощным и эффективным вооружением и надежной защитой.

Сварной корпус Т-84 по конструкции идентичен корпусу Т-80УД. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой нового поколения. Бортовые экраны увеличенной ширины обеспечивают дополнительную защиту бортов корпуса и узлов ходовой части от противотанковых средств малой дальности действия, применяемых пехотой противника.

В передней части корпуса по центру расположен люк механика-водителя, который при открывании поднимается и поворачивается вправо. В отделении управления установлены специальные пиллерсы, которые повышают выживаемость механика-водителя при подрыве противотанковых мин под днищем машины. Позади сиденья механика-водителя имеется десантный люк. Для наблюдения за дорожными условиями он располагает тремя перископическими приборами наблюдения. Для вождения в ночных условиях вместо центрального прибора может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа или ТВН-5М.

Башня танка сварно-катаная, изготовленная с использованием стали, полученной методом электрошлакового переплава, которая обеспечивает прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15 процентов. Лобовая часть защищена многослойной броней. Крыша выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, а также обеспечило технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты, обеспечивающими защиту с верхней полусферы от элементов типа «ударное ядро». С целью повышения противорадиационной защиты экипажа корпус и башня в районах их рабочих мест прикрыты подбоем из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца.

Все вооружение размещается в башне. К нему относятся 125-мм пушка, 7,62-мм спаренный пулемет и 12,7-мм зенитный пулемет, боекомплект, система автоматического заряжания, комплекс управления огнем, дополнительные приборы наблюдения и приводы наведения, а также комплекс управляемого вооружения. Привод поворота башни — электрический, а вертикальной наводки пушки — гидравлический. Башня поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса — до 40 град/сек). На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни.

Основное вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ, заряжаемая при помощи автомата заряжания конвейерного типа. Пушка оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Ствол пушки быстросъемный и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа пушки из танка.

Боекомплект к пушке составляет 40 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из которых 28 размещены в конвейере автомата заряжания. По сравнению с Т-80УД боекомплект «Оплота» меньше (в Т-80УД он составлял 45 выстрелов), так как часть его была «вытеснена» вновь устанавливаемыми электроблоками и системами. Применяемые боеприпасы: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные снаряды, а также ракеты, управляемые по лазерному лучу, стрельба которыми может осуществляться в движении по движущейся цели. Танковые управляемые ракеты «Комбат», разработанные специалистами Киевского КБ «Луч», имеют тандемную боевую часть, что позволяет им поражать цели, оснащенные динамической защитой и современной многослойной броней. Общий вес ракеты — 30 кг, система управления полуавтоматическая (аналогичная российским КУВ «Рефлекс» и «Свирь»).

Танк «Оплот» оснащен современным комплексом управления огнем, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела. Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1Г46М «Проминь», тепловизионного прицела «Буран-Катрин-Э», прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 «АГАТ-CM», баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, усовершенствованного стабилизатора вооружения 2Е42М, датчика измерения начальной скорости снаряда, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М (по вертикали в диапазоне углов от -3° до +20° зенитный пулемет стабилизирован).

Дневной прицел наводчика 1Г46М имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал наведения управляемой ракеты. Поле зрения прицела имеет увеличение в диапазоне от 2,7х до 12х. Встроенный лазерный дальномер обеспечивает измерение дальности до цели до 10000 метров и обладает точностью ±10 метров. Измеренная дальность высвечивается на сегментном табло (вместе с сигналом готовности к стрельбе и типом боепри-паса) в нижней части поля зрения прицела наводчика.

Тепловизионный прицел «Буран-Катрин-Э» включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика, монитор, а также пульт управления командира. Тепловизионный прицел обычно управляется наводчиком, однако командир может взять управление на себя и вести огонь из пушки или спаренного с ней пулемета при помощи своих органов управления и монитора тепловизионно-го изображения. Тепловизионный прицел позволяет наводчику и командиру обнаруживать цели и вести огонь по ним почти при любых погодных условиях на больших дальностях и с высокой точностью, что является большим преимуществом при работе в условиях плохой видимости, а также в темное время суток.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 состоит из комбинированного дневного-ночного прицела командира ТКН-5 и датчика положения пушки. ТКН-5 имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной канал с кратностью 5,8х. Кроме того, прицел имеет встроенный лазерный дальномер, обеспечивающий командиру возможность измерения дальности до цели независимо от наводчика, а также устройство ввода бокового упреждения. Благодаря ему в «Оплоте» командир обладает лучшими возможностями по поиску и самостоятельному поражению целей по сравнению с Т-80У, Т-80УД, Т-90.

Баллистический вычислитель ЛИО-В рассчитывает баллистические поправки, автоматически учитывая данные о скорости танка, угловой скорости цели, угле крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно вручную вводятся: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.

Для автоматического учета остаточного теплового изгиба ствола, при расчете баллистических поправок, на танке установлена система учета изгиба канала ствола (СУИТ-1), которая передает информацию о величине изгиба в танковый баллистический вычислитель. Танк также оснащен датчиком измерения начальной скорости снаряда, который вводит эту информацию после каждого выстрела в танковый баллистический вычислитель, вырабатывающий поправки на износ канала ствола, температуру заряда и другие факторы.

Средства защиты, примененные на Т-84, включают: пассивную броню, встроенную динамическую защиту, комплекс оптико-электронного противодействия и ряд других устройств.

Современная многослойная броня танка Т-84 представляет собой своего рода «слоеный пирог», состоящий из броневых листов и керамических материалов, защищающий от большинства ныне существующих средств поражения. Кроме того, на передней части корпуса и башни установлена встроенная динамическая защита второго поколения типа «Нож»(ХСЧКВ). Она разработана СКТБ ИПП НАНУ совместно с ГП БЦКТ «МИКРОТЕК», НИЦ «Материалообработка взрывом» ИЭС им. Патона НАНУ и ХКБМ им. Морозова и обеспечивает защиту танка от бронебойно-подкалиберных снарядов, кумулятивных средств поражения и ударно-кумулятивных боеприпасов типа «ударное ядро». Основным отличием «Ножа» от существующих типов динамической защиты является воздействие на атакующие средства поражения плоской кумулятивной струей, а не метанием пластин в направлении атакующего боеприпаса, что в тех или иных вариантах является принципом воздействия систем динамической защиты первого поколения («Контакт-1/5», Blazer). Модули «Ножа» отличает высокая надежность (гарантированное срабатывание, исключение передачи детонации на соседние контейнеры), безопасность при обстреле из стрелкового оружия, отсутствие детонации от осколков и зажигательных смесей, простота монтажа, невысокая стоимость, взаимозаменяемость с элементами встроенной динамической защиты 4С20 или 4С22. Уровень защиты танка, обеспечиваемый «Ножом», по сравнению с блоками 4С20 или 4С22 выше более чем в 2 раза.

На бортах корпуса танка установлены уширенные резиновые экраны (у которых в носовой части имеется бронирование и встроенная динамическая защита), обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств.

Свой вклад в повышение уровня защищенности «Оплота» вносит и установленный на нем комплекс оптико-электронного противодействия «Варта». По своему назначению (предупреждение экипажа о лазерном облучении, постановка активных помех противотанковым комплексам) он аналогичен комплексу ТШУ-1-7 «Штора-1», разработанному в конце 80-х годов. Однако, учитывая, что современные лазерные дальномеры работают в диапазоне более коротких длин волн, усовершенствованный комплекс «Варта» получил соответствующие оптические элементы на основе селенида цинка. В состав комплекса входит: система предупреждения о лазерном облучении (предупреждает об угрозе применения наводимых по лазерному лучу средств поражения), осветители постановки инфракрасных помех и система постановки дымовой/аэрозольной завесы.

Система предупреждения о лазерном облучении позволяет экипажу танка своевременно реагировать на возникающие угрозы. Основным ее элементом являются четыре головки обнаружения лазерного луча (две точные головки, установленные в передней части крыши башни, и две грубые головки, установленные в кормовой части крыши башни), которые реагируют на лучи лазерных дальномеров, лазерных целеуказателей и высокоточных боеприпасов, имеющих лазерную систему наведения.

Осветители постановки инфракрасных помех выдают ложный сигнал для системы наведения приближающейся управляемой ракеты посредством непрерывной выработки кодированных импульсных сигналов-помех, что позволяет срывать ее наведение.

Система постановки дымовой/аэрозольной завесы (рассеивающей лазерный луч) может функционировать как в составе комплекса оптико-электронного подавления, так и автономно. Она включает 12 пусковых установок дымовых/аэрозольных гранат и систему управления. Пусковые установки разделены на две группы, установленные на правом и левом бортах башни (прикрыты кожухом-обтекателем).

«Оплот» также может устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя (т.е. используя термодымовую аппаратуру).

На танке «Оплот» установлен мощный дизельный двигатель 6ТД, что обеспечивает ему высокую приемистость и хорошую маневренность. Двигатель оснащен устройством предварительного подогрева, используемом при эксплуатации танка в холодную погоду. Для снижения тепловой заметности крыша мотор-но-трансмиссионного отделения танка оснащена специальными теплоизолирующими экранами.

Хотя 6ТД-2 является дизельным двигателем, он может работать и на других типах топлива, в том числе на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции. Вместимость внутренних топливных баков составляет 700 литров. Еще 440 л топлива находятся в топливных баках, расположенных на надгусеничных полках. Запас хода танка по топливу составляет 400 км, для его увеличения на корме корпуса могут монтироваться две бочки с дополнительным запасом топлива, которые при необходимости легко сбрасываются. Каждая из них вмещает 200 л топлива и подсоединена к общей топливной системе.

Воздухозаборное устройство двигателя обеспечивает отбор воздуха из наименее запыленной области. Кроме того, воздухозаборное устройство позволяет танку преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 м без подготовки.

Система воздухоочистки состоит из двух основных компонентов: центробежных фильтров предварительной очистки и кассеты воздухоочистителя. Система позволяет эксплуатировать танк в жарких и пыльных условиях в объеме 1000-километрового пробега без необходимости менять фильтры.

Серийное производство танка Т-84 «Оплот» для Вооруженных сил Украины планировалось начать в 2000 году, однако из-за отсутствия финансирования этого не произошло. Тем не менее в августе того же года «Оплот» (опытная машина 478ДУ9) поучаствовал в военном параде, пройдя по Крещатику во главе колонны «шестьдесятчетверок».

В следующем, юбилейном для Украины 2001 году средства на производство Т-84 все же изыскали. Вероятно, одной из причин этому послужило и желание продемонстрировать новый танк в ходе военного парада в Киеве по случаю 10-летия независимости. На заводе им. Малышева было построено десять «Оплотов» (по спецификации 478ДУ9). Общая стоимость заказа составила 78,8 млн. грн., что по тогдашнему курсу соответствовало примерно 14,6 млн. долларов, или по 1 млн. 460 тыс. долларов за одну машину. После парада «Оплоты» были возвращены на завод, как для доработок, так и в ожидании полного перевода средств от Министерства обороны, но уже к концу года все машины были переданы на вооружение 72-й механизированной дивизии Южного оперативного командования.

Танк Т-84 активно продвигался и на зарубежные рынки, ведь именно бронетанковая тематика вывела Украину в десяток крупнейших мировых производителей военной техники и вооружений. Однако параллельно прошедшие тендеры на поставку танков в Турцию, Грецию и Малайзию, в которых участвовал танк Т-84, оказались для него малоуспешными.

Еще в 1997 году один из опытных Т-84 испытывался в Турции, которая изучала возможности для обновления своего танкового парка, состоящего в основном из устаревших М60, а в феврале 2000 года правительством этой страны был официально объявлен один из крупнейших тендеров в области вооружений на создание современного танка. Тендер оценивался в 4-4,5 млрд. долларов и первоначально предполагал, что страна-победитель поставит Анкаре 250 основных боевых танков и получит заказ на организацию их дальнейшего производства в Турции. В результате Турция рассчитывала создать собственную современную танкостроительную отрасль, подобно тому, как Анкара уже создала при участии США собственную авиапромышленность. Для участия в тендере были приглашены ведущие фирмы в области танкостроения, но в результате дальнейшего отбора в финал первого этапа вышли Германия, США, Украина и Франция.

Германия предложила Анкаре проект завода по сборке ограниченного парка машин Leopard-2A6, Франция также представила план «лимитированного» завода танков Leclerk, США на тех же условиях предложили собирать машины М1А2 Abrams. Украина пошла дальше своих конкурентов — разработав специально для Турции проект завода по сборке неограниченного парка «чисто турецкой» модели танка Т-84, вооруженного 120-мм орудием (так как Турция является членом НАТО, то одним из непременных условий конкурса являлось соответствие основного вооружения танка стандартам этого блока, данное требование исключило из участников конкурса, например, такого мощного игрока, как Россия).

Украинская машина, заводской индекс 478Н, получившая позднее «отуреченное» название «Ятаган» (в различных изданиях она именовалась также КЕРН 2-120, Т-84-120, Т-84У, однако ХКБМ эти названия не использовались) была разработана в конце 1999 года. Она собралась из комплектующих украинского производства, хотя предусматривалось (по желанию заказчика) и установка систем зарубежных производителей. При разработке «Ятагана» использовались технические решения, проверенные при проведении модернизации танка Т-72-120, который впервые демонстрировался на международной выставке вооружений IDEX-99. Так как 120-мм орудие (в отличие от советского 125-мм) использует унитарные боеприпасы, то для Т-72-120 был разработан совершенно новый автомат заряжания заман-ного типа, который разместили в задней части башни в навесной кормовой нише.

Первый образец «Ятагана» вооружался 120-мм гладкоствольным орудием украинского производства КБМ2, конструкция которого отвечает требованиям стандартов НАТО. Однако, учитывая жесткие сроки подготовки к тендеру, осенью 1999 года ХКБМ заключило через ГК «Укрспецэкспорт» контракт со швейцарской фирмой Swiss Ordnace Enterprice Corp. на изготовление для орудия КБМ2 120-мм ствола (ствол пушки КБМ2 быстросъем-ный и может быть заменен даже в полевых условиях). Заряжание пушки танка «Ятаган» производится с помощью автомата заряжания. Боекомплект составляет сорок выстрелов — 22 выстрела размещены в конвейере автомата заряжания в специальном отсеке в задней части башни, отделенном от боевого отделения бронированной перегородкой, в крыше отсека имеются вышибные панели, чем обеспечивается безопасность экипажа в случае подрыва боекомплекта, 16 выстрелов размещены во вспомогательной механизированной боеукладке, размещенной в корпусе, а еще 2 выстрела разместили в боевом отделении. Применяются боеприпасы всех типов, разработанных в соответствии со стандартами НАТО — STANAG 4385 и STANAG 4110 (APFSDS-T, HEAT-MP-T и другие), а также управляемые по лазерному лучу ракеты производства Украины, адаптированные к калибру 120 мм. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8-10 выстр./мин, предусмотрены также режимы полуавтоматического и ручного заряжания пушки с использованием боеприпасов, находящихся в боеукладке в корпусе танка. На танке «Ятаган» установлен комплекс управления огнем танка Т-84 «Оплот», адаптированный к новому вооружению. Основной его особенностью является обеспечение возможности пуска ракеты калибра 120 мм через ствол пушки.

По оценкам специалистов, с точки зрения технических характеристик шансы всех четырех машин, участвовавших во втором этапе тендера, были приблизительно равными. Но по неофициальным результатам комплексных испытаний, проходивших как на полигонах Турции, так и на территории стран-конкурентов, на первое и второе места вышли Leopard и «Ятаган». К преимуществам украинского танка можно было отнести то, что он примерно на 10 т легче своего конкурента, ниже (т.е. менее уязвим), без подготовки преодолевает водные преграды глубиной до 1,8 м. К тому же уникальный харьковский двигатель удалось прекрасно приспособить к работе в условиях жаркого климата, благодаря чему он не терял мощности при температуре воздуха до +55°С. Немаловажным было и то обстоятельство, что Украина выставила за «Ятаган» самую низкую цену, а также оказалась единственной страной, готовой передать Анкаре технологию танкового производства. Специально с учетом технологий массового производства харьковским ХКБМ им. Морозова была разработана конструкторская документация для серийного «Ятагана» (индекс 478Н1).

Однако в современном военном бизнесе победителей зачастую определяют факторы, не имеющие отношения к качеству продукции такие как, например, политика страны-участницы или ее принадлежность к тем или иным военно-политическим блокам. В течение 2001-2005 годов Турция откровенно пыталась затянуть дорогостоящий тендер, объясняя задержку потерями, которые бюджет страны понес в результате потрясших в этот период страну дождей, эпидемий и землетрясений, надеясь извлечь из тендера и политические дивиденды (используя его, например, в качестве инструмента воздействия на Германию, в вопросе ее поддержки принятия Турции в ЕС).

В конце концов, Анкаре действительно пришлось умерить свои военные аппетиты — в перечень сокращаемых военных программ попал танковый тендер. Предпочтение было отдано модернизации 170 устаревших танков М60 (688-миллионный контракт на эти работы получила компания Israel Military Industries). По отдельному соглашению командование сухопутных сил Турции заключило также контракт на поставку в страну 298 бывших на вооружении германской армии танков Leopard 2А4, которые предварительно должны были пройти капитальный ремонт на заводах фирм Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall Landsysteme.

Аналогичная ситуация сложилась ранее и на танковом тендере в Греции — в результате эта страна также решила закупить немецкие танки Leopard.

В 2000 году Т-84 принял участие и в международном тендере, проводимом Малайзией, в рамках которого сравнительные испытания проходили также польский танк PT-91 «Тварды» (являющийся модернизацией советского Т-72М), российский Т-90С и шведский легкий танк CV90 120. Весной того года украинский Т-84 был представлен на выставке вооружений «DSA-2000» в Куала-Лумпур, что являлось обязательным условием для участия в конкурсе на поставку танков и соответствующих машин поддержки (бронированные ремонтно-эва-куационные машины — БРЭМ) для армии этой страны. Испытания в Малайзии проходили в период с 19 июня по 21 августа, причем местных военных в основном интересовали подвижность и эксплуатационная надежность танков в непростых местных условиях. Машинам было предложено пройти около 2800 км в джунглях, горной местности, через заболоченные участки и водные преграды. Вместе с танком Т-84 (объект 478ДУ7) в Малайзию была доставлена и разработанная на его базе бронированная ремон-тно-эвакуационная машина БРЭМ-84, назначение которой — эвакуация поврежденных танков, буксировка неисправной техники и вытаскивание застрявших машин, а также выполнение агрегатного ремонта непосредственно в полевых условиях. Вес БРЭМ-84 составляет 46 т, и, помимо крана грузоподъемностью 25 т (обеспечивающего демонтаж двигателя или башни танка), она оснащена тяговой лебедкой с усилием 25 т и вспомогательной лебедкой усилием 900 кг. Машина имеет грузовую платформу, комплект инструментов и приспособлений для ремонта танков, а также бульдозерное оборудование. Именно при помощи БРЭМ-84 украинские испытатели предлагали за ящик пива эвакуировать вышедший из строя во время пробега российский Т-90С, но «честь мундира» оказалась дороже — Т-90С эвакуировали при помощи «нейтрального» 50-тонного японского крана КАТО, заплатив за это 5 тыс. долларов.

Результаты малазийского конкурса оказались весьма неожиданными. Несмотря на то, что в ходе испытаний польский РТ-91 по большинству основных показателей значительно уступил и российскому Т-90С, и украинскому Т-84, тем не менее в апреле 2002 года правительство Малайзии объявило о решении закупить 48 танков РТ-91MZ и шесть БРЭМ «WZT-4» в Польше. Общая сумма контракта составила 370 млн. долларов. Российские эксперты утверждают, что один польский танк обошелся Малайзии приблизительно в 4 млн. долларов, или на 1,2 млн. дороже участвовавшего в этом тендере российского Т-90С и украинского Т-84. Такое неординарное решение можно объяснить лишь тем, что высшие польские государственные чиновники (в том числе и президент Польши Александр Квасьневский), в отличие от российских и украинских, уделяли гораздо больше внимания своим коллегам в Малайзии, обеспечив «удобные» условия оплаты контракта.

Так и не выиграв международных танковых тендеров, «Оплот» пока остается на вооружении исключительно украинской армии. Однако работы по совершенствованию конструкции танка продолжаются, тем более что принятые на вооружение в 2000 году серийные «Оплоты» к настоящему моменту уже нуждаются в модернизации.

С учетом современных тенденций развития бронетехники в ХКБМ был разработан усовершенствованный «Оплот-М» (478ДУ9-1/478ДУ10).

В первую очередь была усилена защищенность танка, путем установки новой системы встроенной динамической защиты «Нож-2», способной противостоять как ПТУРС с тан-демной боевой частью и кумулятивным снарядам, так и бронебойным снарядам. Встроенная динамическая защита установлена на передней части корпуса и башни, кроме того, ее контейнеры установлены и по бортам корпуса, обеспечивая дополнительную защиту.

Усовершенствована и прицельная система — командир машины получил новый многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс ПКН-6 с независимыми дневным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. Это значительно повышает возможности командира по наблюдению за местностью, особенно в ночных условиях и в условиях пониженной видимости. Дальность обнаружения цели типа «танк» составляет: через визуальный канал не менее 5500 м, а через тепловизионный канал в широком поле зрения — 4000 м. Кроме обнаружения и распознавания наземных и воздушных целей и выдачи целеуказания наводчику, применение ПКН-6 дает возможность командиру танка вести стрельбу из пушки и спаренного с пушкой пулемета самостоятельно со своего места.

Правда, за все нужно платить — за расширенные возможности СУО пришлось расплачиваться возросшей массой танка: вес комплекта оборудования ПКН-6 составляет ни много ни мало — 400 кг. Установка ПКН-6 повлекла за собой изменения и во внешнем виде танка. В результате того, что довольно крупная головка кругового обзора ПКН-6 разместилась на крыше башни перед командирским люком, от штатной ЗПУ пришлось отказаться и установить дистанционно управляемый зенитный пулемет на кронштейне в задней части башни.

От своего предшественника «Оплот-М» отличается усовершенствованным двигателем 6ТД-2Е мощностью 1200 л.с, который надежно работает без снижения мощности при температурах до +55°С. Буква «Е» означает «экологический». Раньше об «экологичности» боевых машин особо не задумывались, однако теперь ситуация изменилась, особенно если предполагается участие машины в международных тендерах, на которых учитывается и такой параметр, как токсичность выхлопа. Можно, например, вспомнить, как во время греческого тендера экипажи танков, двигавшиеся за украинским «Оплотом», жаловались на сильную токсичность выхлопа двигателя 6ТД-2 и даже надевали противогазы.

Заводские испытания танка «Оплот-М» прошли в конце 2008 года, а к началу апреля 2009 года успешно завершились и государственные испытания. Как отмечал генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем Герой Украины генерал-лейтенант Михаил Борисюк, танк «Оплот-М» отвечает современным требованиям и вполне конкурентоспособен по сравнению с мировыми аналогами. Все базовые составляющие, агрегаты, приборы и элементы вооружения «Оплота-М» являются изобретением и конечным продуктом отечественных украинских производителей, а в его бро-незащите было воплощено несколько украинских ноу-хау в технической сфере. Несмотря на возросшую массу, в процессе испытаний не было выявлено никаких проблем с ходовой частью боевой машины, а двигатель мощностью 1200 л.с, установленный на «Оплоте-М», эффективно работал в любых погодных условиях, в том числе при высоких температурах окружающей среды.

Приказ о принятии на вооружение танка «Оплот-М» был подписан министром обороны Украины (на тот момент — Ю. Ехануров) 28 мая 2009 года. Планировалось, что Вооруженные Силы Украины уже в 2009 году закажут 10 танков «Оплот-М» и три бронированные ремонтно-эвакуационные машины «Атлет». Однако из-за мирового финансового кризиса этим планам не суждено было осуществиться — до осени 2010 года «Оплот М» оставался в единственном экземпляре и находился в конструкторском бюро им. Морозова в Харькове. Именно эту машину отвезли на выставку вооружений в Киеве в августе 2010 года, а затем вернули назад.

Деньги на постройку новых танков начали переводиться только с декабря 2009 года. Заместитель директора по маркетингу завода им. Малышева Н. Белов сообщал: «...в декабре нам пришла предоплата — в размере 13% от всей суммы». 23 февраля 2010 года главный конструктор ХКБМ Юрий Бусяк подтвердил существование государственного заказа, заявив: «Я могу официально объявить о получении государственного заказа на изготовление первых 10 боевых машин «Оплот-М», которые будут направлены в воинские соединения Сухопутных войск». Стоимость одной машины составит примерно 3,5-4 млн. долл. (по другим источникам 3,3 млн. долл.). Как видно, работы по постройке «Оплотов М» начались, но даже при удачном стечении обстоятельств десять новых танков могут появиться в украинских Сухопутных войсках не ранее, чем в середине 2011 года (цикл производства танка занимает 15 месяцев).

Главная страница В начало