ТИПИЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ КОМПОНОВКЕ ТАНКОВКТН доцент инженер-полковник К.А.ТАЛУ(К.А.Талу. Конструкция и расчет танков. -М: ВА БТВ, 1963)Приложение №1 к статье "Третья попытка Алексея Исаева или «Дилетантский взгляд на компоновку танка»" |
Из различных компоновок, применявшихся в процессе развития танкостроения, сохранились лишь те, которые лучшим образом отвечают предъявляемым требованиям и оправдали себя в условиях боевого применения танков.
К таким компоновкам относятся следующие:
— компоновка танка с кормовым расположением
двигателя и трансмиссии;
— компоновка танка с кормовым расположением
двигателя и носовым расположением трансмиссии;
— компоновка танка с носовым расположением
двигателя и трансмиссии.
Первые два способа компоновки длительное время применялись с одинаковым успехом, причем в иностранном танкостроении предпочтение отдавалось второму способу.
Отечественные конструкторы с самого начала правильно оценили перспективность первого способа компоновки. Разработанные ими компоновки получили широкое признание и применяются на всех современных зарубежных средних и тяжелых танках.
Носовое расположение двигателя и трансмиссии имело место на малых танках и САУ.
Рассмотрим основные особенности перечисленных способов компоновки. Отметим, что корпус танка принято делить на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Между боевым и моторным отделениями устанавливается перегородка. Остальные отделения перегородками не разделяются и границы между ними являются условными. Во всех случаях целесообразно, чтобы возможно большая часть длины корпуса приходилась на боевое отделение за счет предельного сокращения длины моторно-трансмиссионного отделения. Этим создаются благоприятные условия для размещения мощного артиллерийского орудия, удобства работы экипажа и укладки достаточного числа выстрелов.
Кормовое расположение двигателя и трансмиссии (рис. 3). Такая компоновка принята на подавляющем большинстве современных танков. Если двигатель располагается вдоль корпуса, то моторно-трансмиссионное отделение занимает значительную часть длины корпуса. Длина боевого отделения, в зависимости от плотности компоновки, получается в пределах Lб = (0,24...0,3) Lc, (Lc— длина корпуса в свету), причем боевое отделение смещается к носовой части корпуса.
Рис.
3. Схема компоновки танка с кормовым
расположением двигателя и трансмиссии:
1 - двигатель; 2 - главный фрикцион; 3 - коробка
передач; 4 - механизм поворота; 5 - бортовая
передача; 6 - ведущее колесо; 7 - сиденье водителя; 8
- сиденье водителя на тяжелом танке.
У средних танков, имеющих большую ширину корпуса в свету, сиденье водителя размещается слева по ходу танка, у тяжелых оно устанавливается по середине носовой части корпуса (см. рис. 3).
Разновидность этой компоновки с двигателем, расположенным поперек корпуса, показана на рис. 4.
Такое расположение двигателя позволяет значительно сократить длину моторно-трансмиссионного отделения и увеличить размер боевого отделения до Lб ~ 0,35 Lc. Башня в этом случае смещается назад к середине корпуса, освобождая место на крыше для устройства люка механика-водителя.
Из основных положительных качеств данных компоновок можно отметить следующие:
а) носовая часть корпуса, свободная от двигателя и трансмиссии, создает благоприятные условия для компоновки отделений управления и боевого и для придания больших углов наклона лобовым броневым деталям;
б) возможно совмещение моторного и трансмиссионного отделений, что обеспечивает увеличение плотности их компоновки и уменьшение занимаемой ими длины корпуса;
в) легче решается задача охлаждения агрегатов трансмиссии, поскольку воздушный поток системы охлаждения двигателя может быть использован для их обдува или для охлаждения масла трансмиссии в специальных радиаторах;
г) экипаж работает в более благоприятных условиях, будучи изолированным от двигателя и трансмиссии; легче решается задача надежной герметизации отделений боевого и управления;
Рис.
4. Схема компоновки танка с поперечным
расположением двигателя:
1 - двигатель; 2 - гитара; 3 - главный фрикцион; 4 -
коробка передач; 5 - механизм поворота; 6 - бортовая
передача; 7 - ведущее колесо; 8 - сиденье водителя.
д) полностью обеспечивается удобство монтажа и демонтажа агрегатов трансмиссии, так как в корме, как менее ответственной части корпуса, легче выполнить достаточное количество люков и съемных броневых деталей;
е) увеличивается живучесть гусеничного движителя, поскольку ведущее колесо расположено в корме, где вероятность поражения его менее значительна, чем при расположении в носовой части танка.
К недостаткам рассматриваемой компоновки можно отнести:
— более сложную конструкцию приводов
управления (особенно, если они механические);
— при продольном расположении двигателя
затрудняется размещение люка механика-водителя
на крыше корпуса, так как башня сдвигается
вперед.
Следует отметить, что эта компоновка предъявляет очень высокие требования к конструктору в отношении изобретательности, точного расчета, умения использовать ограниченные внутренние объемы, особенно моторно-трансмиссионного отделения.
Кормовое расположение двигателя и носовое расположение трансмиссии (рис. 5). Такая компоновка применялась широко на иностранных танках (T-V, T-VI, M4A2 и др.) вплоть до конца второй мировой войны. При подобной компоновке отделения трансмиссионное и управления совмещаются, что позволяет уменьшить их общую длину и увеличить соответственно длину боевого отделения до Lб = (0,32...0,42) Lc. Такая компоновка танка улучшает условия работы экипажа, облегчает компоновку боевого отделения и размещение достаточного боекомплекта.
Рис.
5. Схема компоновки танка с кормовым
расположением двигателя и носовым расположением
трансмиссии:
1 - двигатель; 2 - главный фрикцион; 3 - коробка
передач; 4 - механизм поворота; 5 - бортовая
передача; 6 - ведущее колесо; 7 - сиденье водителя; 8
- карданный вал.
Рассматриваемая компоновка обладает следующими положительными качествами:
— размещение боевого отделения в средней части
корпуса создает благоприятные условия для
установки мощной длинноствольной пушки;
— совмещение отделений трансмиссионного и
управления упрощает конструкцию приводов
управления и облегчает уход за ними;
— установка башни в средней части танка
облегчает размещение люка механика-водителя на
крыше корпуса;
— облегчается доступ к агрегатам трансмиссии
для их обслуживания.
Кроме того, следует отметить, что такая компоновка (по сравнению с компоновкой танка с кормовым расположением двигателя и трансмиссии) более проста по выполнению, поскольку размещение двигателя и трансмиссии в противоположных концах корпуса существенно облегчает решение задачи.
Из основных недостатков можно отметить следующие:
— карданный вал, соединяющий двигатель с
трансмиссией, проходит через боевое отделение,
что приводит к значительному увеличению высоты
танка;
— расположение агрегатов трансмиссии в носовой
части корпуса приводит к невыгодной ее
конфигурации и ограничивает возможность
придания больших углов наклона лобовым броневым
деталям;
— ухудшаются условия охлаждения агрегатов
трансмиссии; для этой цели требуется выполнение
специальной системы охлаждения;
— значительно усложняются монтаж и демонтаж
трансмиссии, так как выполнение люков и съемных
листов в носовых броневых деталях корпуса
недопустимо, вследствие чего, например, в
немецких танках T-VI для демонтажа трансмиссии
необходимо было снимать башню;
— значительная вероятность поражения ведущих
колес, расположенных в носовой части корпуса.
Вследствие отмеченных серьезных недостатков, органически присущих подобной компоновке, на зарубежных послевоенных средних и тяжелых танках она не применяется (танки имеют кормовое расположение двигателя и трансмиссии);
Носовое расположение двигателя и трансмиссии (рис. 6). Такая компоновка широко применялась на отечественных малых танках (Т-40, Т-60 и др.) и выполнена на современном французском легком танке АМХ. Двигатель, как правило, устанавливается у правого борта. Боевое отделение смещается к корме и часто к левому борту (у машин с короткими корпусами — Т-40, Т-60). В последнем случае не вся ширина корпуса может использоваться для боевого отделения, чем ограничивается диаметр погона и калибр устанавливаемого вооружения. Условия работы экипажа ухудшаются, если двигатель не отделен перегородкой.
Рис. 6. Схема
компоновки танка
с носовым расположением двигателя и трансмиссии:
1 - двигатель; 2 - главный фрикцион; 3 - коробка
передач;
4 - механизм поворота; 5 - бортовая передача;
6 - ведущее колесо; 7 - сиденье водителя.