Термодымовая аппаратура

К индивидуальным средствам аэрозольной защиты образцов БТВТ относится термодымовая аппаратура (ТДА) многократного действия, которая может быть использована и для решения задач по групповой защите боевых порядков подразделений от прицельного огня противника при выдвижении, развертывании, прикрытии выхода из-под огня противника, ведении маневра по охвату и обходу противника, а также для обеспечения быстрого отрыва от противника, эвакуации поврежденной техники под огнем противника. В этой аппаратуре в качестве аэрозолеобразующего состава используется дизельное топливо. В основе работы ТДА лежит способ термической конденсации, который заключается в подаче топлива в выпускной коллектор двигателя танка (БМП, БРЭМ и т.д.), играющего роль испарителя, выбросе образовавшейся совместно с отработанными газами парогазовой смеси в атмосферу, где она конденсируется и превращается в аэрозоль дизельного топлива: топливо из форсунок в распыленном состоянии попадает в поток выпускных газов, где под действием высокой температуры испаряется и, смешиваясь с газами, образует парогазовую смесь. Так как температура парогазовой смеси значительно выше температуры наружного воздуха, то при выбросе ее в атмосферу и соприкосновении ее с воздухов происходит конденсация паров топлва и образование тумана.

Созданный аэрозоль обеспечивает противодействие и маскировку в диапазоне видимого спектра электромагнитных волн (0.4 -.76 мкм) при расходе дизельного топлива 0,17 кг/с. При увеличении расхода дизельного топлива до 1,7 кг/с возможна защита и маскировка в видимой, ближней и частично средней части инфракрасного участка спектра (0,4 -3,0 мкм). Термодымовая аппаратура работает только при прогретом двигателе. Постановку аэрозольных завес следует производить на максимально возможных скоростях движения. При работе ТДА необходимо избегать переключения передач, чтобы не допустить разрыва аэрозольной завесы вследствие резкого изменения частоты вращения вала двигателя при переключении передач.

Следует иметь в виду, что при работе двигателя без нагрузки количество тепла, содержащегося в отработанных газах, недостаточно для обеспечения полного испарения топлива в выпускных коллекторах. Это может стать причиной выбрасывания в воздух части неиспарившегося топлива и, следовательно, постановки некачественной дымовой завесы.

Расход топлива при работе ТДА составляет 10 л/мин. Максимальная допустимая продолжительность каждого дымопуска не превышаeт 10 минут.

T34, 1941

T-34 образца 1941. Сзади на надгусеничной полке - оборудование для дымопуска. Зима 1942. (РГАКФД)

Фото с вебсайта Russian Battlefield

Системы дымопуска США

Система дымопуска танка М60А1 с использованием выхлопных газов, была изготовлена в Великобритании по заказу Эджвудского Арсенала (США). В августе 1975 года испытания прошли с положительным результатом [1].

Некоторые типы американских танков оснащаются системой дымопуска VEESS. В качестве дымообразующего вещества в ней используется дизельное, топливо, которое впрыскивается в выхлопной коллектор. VEESS обеспечивает постановку дымовой завесы высотой 10 м и шириной 8 м за 5 с. Продолжительность действия завесы определяется запасов топлива. Система применяется в сочетании с бортовой гранатометной установкой. Конкретным способ применения завесы выбирается экипажем машины в зависимости от силы и направления ветра, интенсивности и напразленности солнечного света, характера действий прогивника. Зарубежные специалисты считают, что используемые против ПТУР дымы могут закрыть линию прицеливания, ослабить свечение наводимого снаряда до уровня, при котором оператор не сможет уверенно сопровождать его до цели и ухудшить условия наблюдения.

M1

Дымогенератор на базе газотурбинного двигателя небольшой мощности создан французскими военными специалистами. Он представляет собой автономный модуль. который может использоваться стационарно или устанавливаться на одной из военных машин (автомобиль, БТР). Дымовая завеса образуется путем инжектирования различных дымообразующих веществ в выхлопную систему двигателя. Маскировочный эффект обеспечивается в диапазоне 0,6-14 мкм. Возможна и радиолокационная маскировка за счет применения металлизированных рецептур. Дымогенератор имеет скорость распыления дымообразующего вещества от 0,8 до 2 кг/с и может замаскировать без перезаправки участок местности площадью 120Х60 м.

 


Самый дешевый и в то же время эффективный вариант создания дымовой завесы в "домашних" условиях может быть осуществлен следующим образом: в выхлопной трубе высверливается отверстие, в котором при помощи сварки устанавливается насадка (штуцер) с распылителем. В свою очередь, она соединена с бачком, расположенным в багажнике и содержащим касторовое масло. При необходимости дистанционно открывается клапан бачка и касторовое масло поступает в полость выхлопной трубы, где под воздействием горячих отработанных газов начинают образовываться облака густого дыма.

Источники

1. "Army Research and Development", 1975, v.16, N5, pp.10-11.

2. http://www.telemost.ru/~stalker/cars/rusopyt/glava02.shtml