AAS 70-х годов.
Система DAS была создана специально для основных танков. По различным причинам, САЗ типа "Дрозд" и "Арена", кроме собственно САЗ, требуют наличия и броневой защиты. В противопоставление к этим системам, которые поражают подлетающие ПТУР и ракеты на расстоянии нескольких метров, в Германии концерном MBB была создана система ближнего рубежа AAS ("Aktive Schutz System"), характеризующаяся использованием простых датчиков и модульным принципом построения.
Концепция системы AAS для БМП "Мардер".
Следует отметить, что эта система эффективна только против ПТУР и ракет с кумулятивной боевой частью и не эффективна против подкалиберных снарядов.
Система активной защиты любого типа требует наличия детекторов (сенсоров), процессора и устройства противодействия.
Рис.1. Принципиальная схема САЗ.
Различные принципы построения и возможности систем поражения позволяют выделить три основных категории систем активной защиты:
- ближнего рубежа (до 2 м),
- среднего рубежа (от 2 до 30 м) и
- дальнего рубежа (более 30 м).
Ниже приведен краткий обзор некоторых систем активной защиты ближнего рубежа действия.
W.Wales получил в 1954 году патент США 3893368, опубликованный в 1975 году, на САЗ с механическими, магнитными или оптическими датчиками подрыва. В качестве средств противодействия подлетающим боеприпасам Wales планировал использовать поток быстро летящих частиц от линейных кумулятивных зарядов.
Рис.2. Принципиальная схема САЗ по W.Wales.
W.Trinks в своем патенте (патент Германии 977984) планировал в качестве датчиков использовать рентгеновское излучение. Снаряд, пересекающий защищаемую зону, прерывал рентгеновское излучение и срабатывал небольшой кумулятивный заряд, разрушающий ПТУР. Патент был заявлен в 1963 году и опубликован в 1974 г.
Рис.3-4. Принципиальная схема САЗ по W.Trinks.
В 1960 году F.Thomanek запатентовал в Германии систему защиты бункеров и, в частности, танков. Так же его идея была запатентована в США (патент 4051763) и опубликована в 1977 году. Сущность изобренения понятна из рисунков - матрица кумулятивных зарядов небольшого диаметра снабжена датчиками, реагирующими на подлетающий боеприпас. При подлете боеприпаса на некоторое заданное расстояние соответствующий кумулятивный заряд срабатывает. Технические трудности этой идеи заключаются в разрушении как датчиков при детонации кумулятивного заряда, так и детонации соседнего заряда.
Рис.5-6. Принципиальная схема САЗ по F.Thomanek.
Разработка Германской системы ближнего рубежа AAS позволило устранить все указанные недостатки.
Для устранения влияния взрыва защитного заряда на датчики,они были расположены на некотором расстоянии от защитных кумулятивных зарядов.
Рис.7. Cхема расположения датчиков AAS.
В качестве защитного поражающего элемента был разработан специальный кумулятивный заряд, имеющий малую массу взрывчатого вещества (ВВ) и не разрушающий пространство вокруг себя - после срабатывания такого кумулятивного заряда, на его место мог устанавливаться другой аналогичный кумулятивный заряд. Энергия кумулятивной струи такого заряда была достаточна для инициирования ВВ боевой части подлетающего боеприпаса.
Рис.8.Kумулятивный заряд AAS.
Результаты испытаний такиих малых кумулятивных зарядов и их воздействие на подлетающий боеприпас были опубликованы в 1999 году. Ниже на рис. 9(а) показана схема испытаний. В качестве мишени был использован 106 мм снаряд, летящий с начальной скоростью 500 м/сек. На расстоянии 800 мм от него был установлен малый кумулятивный заряд диаметром 32 мм. Таким образом, подлетающиий боеприипас находился на расстояниии 800 калибров от защитного заряда. Этот заряд виден на рисунке. На рис.9(б) показан результат воздействия защитного кумулятивного заряда на подлетающий боеприпас. Скорость кумулятивной струи составляла около 7 км/сек.
Рис.9(a). Схема эксперимента.
Рис.9(б). Результат воздействия на боеприпас.
На расстоянии около 1 м от защитных зарядов энергии кумулятивной струи уже не достаточно для пробития корпуса подлетающего боеприпаса и инициирования взрывчатого вещества. В целом система имеет вес около 300 кг/м.
В Германии было успешно испытано несколько типов такой защиты, отличающихся расположением поражающих кумулятивных зарядов (горизонтальное, вертикальное) и получивших, соответственно, название ASS-Bar и ASS-Riegel или ADA-barrier. Испытания системы проводились совместно с фирмами Krauss-Maffei и Porsche и закончились с положительными результатами. Однако такая система оказалась "слишком передовой" для 1969 года. Одна из таких конструкций показана на рис. 10, а схема расположения защитных кумулятивных боеприпасов - на рис.11.
Рис.10. Система AAS.
Рис.11. Схема расположения кумулятивных зарядов.
Ниже показан один из вариантов исполнения экспериментального макета оптических датчиков.
Рис.12. Pасположения оптических датчиков.
Пробитие кумулятивных противотанковых боеприпасов после воздействия на них защитных кумулятивных зарядов на примере Германских Panzerfaust и Carl Gustaf показаны, соответственно, на рисунках 13 и 14.
Рис.13. Результат воздействия защитного КЗ на Panzerfaust.
Рис.14. Результат воздействия защитного КЗ на Carl Gustaf.
Недостаток такой системы очевиден.
Рис.15. Общая схема AAS.
В качестве защитного кумулятивного заряда можно использовать только заряд малого диаметра с небольшим количеством ВВ. В то же время только ПТУР и ракеты имеют тонкостенный корпус, а толщина корпуса противотанкового снаряда достигает 15-20 мм. Энергии кумулятивной струи не хватит для пробития корпуса снаряда и инициирования ВВ. Кроме того, как указывалось и во введении, такая система практически бесполезна против подкалиберных снарядов. Кроме того, такая система эффективна только при угле встречи кумулятивной струи с подлетающим боеприпасом около 90 градусов.
Источники:
M.Held. Defensive Aids for APC's. - Lightweight Armor Systems Symposium-99, 10-12 November 1999.
M.Held. Shaped charge jet against a transverse moving target. - Propellants, explosives, pyrotechnics, 24, 1999.