На главную страницу
Mаскировка
Демаскировка
Средства защиты

Динамическая защита
Активная защита

Вооружение БТВТ

Технология вооружения

Они были первыми

Автор и гостевая книга
Ссылки
Отдых и халява

Поиск в www.goto.com
Search the Web.
  



Vif2.ru banners network

Можем поменяться баннером

Можем поменяться баннером

Copyright ©


Можем поменяться баннером
Танку ПТУР не страшен!

Броня крепка?
(Диагноз отечественного танкостроения: вялотекущая модернизация)

«Броня крепка, и танки наши быстры...» — распевала десятилетиями наша страна, твердо уверенная, что три танкиста, три веселых друга надежно встанут на пути любого врага. А «стальные эскадроны» между тем разваливались на глазах — вконец измученные перестройками и реформами, танкисты уходили из армии пачками.

Да и техника устаревала не по дням, а по часам. Некогда ведущая танковая держава за несколько лет превратилась в международный рынок подержанных бронемашин. Даже широко рекламируемые новинки отечественного танкостроения, вроде Т-90, как теперь выясняется, не выдерживают никакой критики.

По большому счету техническая политика отечественных танкостроителей серьезно не менялась с 60-80-х годов, когда были созданы танки Т-64, Т-72, Т-80. Они существенно разнились лишь конструкцией, но не своими характеристиками.

Это порождало немало проблем в обеспечении войск горюче-смазочными материалами, запасными частями, инструментом, оборудованием и средствами обслуживания.

Да и с экономической точки зрения содержание столь разнообразного парка боевых машин выглядело неоправданно расточительно.

Но вот появился на свет танк Т-90, в котором, по мнению некоторых экспертов, были использованы лучшие элементы старых машин. Правда, когда вновь встал вопрос о перспективном танке, конструкторы пошли накатанной дорожкой — «порадовали» появлением целой серии во многом однотипных «тэшэк».

Сравнивая технические параметры танков Т-64, Т-72, Т-80, Т-90, Т-80У-М1, «Черный орел», сразу обнаруживаешь закономерности так называемой вялотекущей модернизации. Как и 20-30 лет назад, создаются танки с классической компоновкой, неоправданно малой массой и габаритами, одинаковым вооружением и защитой.

Ни о каком прорыве тут говорить не приходится.

Совсем недавно Т-90 воспринимался как наиболее современный танк. Но его «младший брат» — Т-95 — фактически дискредитировал базовую машину. Даже не слишком крупным специалистам стало понятно, что некоторые характеристики, компоновка Т-95, а также отсутствие «задела» по его защите и вооружению ориентированы не в будущее, а в прошлое.

Настораживает и рыночная цена наших танков — она не превышает двух миллионов долларов. Для сравнения: цена американского «Абрамса» в зависимости от комплектации колеблется от 4 до 7 миллионов. Немецкий «Леопард-2А6» стоит не менее трех, а французский «Леклерк» — 9-10 миллионов. Это говорит об одном: либо мы не умеем торговать, либо наши танки хуже зарубежных. То и другое, разумеется, плохо.

Жесткие транспортные ограничения привели к тому, что масса отечественных танков сегодня составляет порядка 45 тонн, а у зарубежных превысила 60.

Между тем известно, что около 50 процентов веса боевой машины  — это ее броня, а разница между массами бронезащиты, например, американского танка М1А2 и российских танков составляет порядка 10 тонн. Понятно, что дополнительная броня не «размазывается» по всей машине, а используется для усиления защиты в первую очередь ее лобовой части, так называемых фронтальных зон. Вот и получается, что параметры основного бронирования отечественных танков на 25-30 процентов ниже, чем у американцев и их коллег по НАТО.

Бронестойкость российских танков тоже свидетельствует не в нашу пользу.
Так, например, 120-мм бронебойный подкалиберный снаряд (БПС) М-829, входящий в боекомплект американского танка М1А2, обеспечивает надежное поражение наших «тэшэк» на дальности 2 километра.

С 1983 года мы устанавливаем на танках навесную динамическую защиту. Но она способна противостоять только старым кумулятивным боеприпасам и совершенно неэффективна при обстреле танков БПС. Почему? Дело в том, что взрывчатое вещество, используемое в динамической защите, не чувствительно к пулям, малокалиберным снарядам и осколкам, но детонирует от попадания кумулятивных боеприпасов. Есть проблемы и со встроенной защитой — она применяется на отечественных танках с 85-го года.

Большой угрозой для российских «тэшэк» стали зарубежные противотанковые ракеты с тандемными боевыми частями (Eryx, Javelin, Milan2T, НОТ2Т и др.) — они обеспечивают преодоление динамической защиты. Между тем зарубежные конструкторы разработали специальную ДЗ с двумя изолированными друг от друга рядами взрывчатого вещества. К сожалению, на наших танках такой защиты пока нет.

В последнее время на российских танках устанавливают комплекс активной защиты «Арена». Принцип ее действия такой: радиолокационные средства танка обнаруживают подлетающий боеприпас, и на его пути создается осколочный поток. Однако и здесь не все однозначно. Такая защита, в частности, неэффективна против БПС и боеприпасов, использующих принцип «ударного ядра»  — осколочные поля хорошо разрушают лишь конструкции толщиной 1-3мм. А диаметр западного бронебойного подкалиберного снаряда колеблется в пределах 20-30 мм, и осколки не повреждают его.

Традиционно главным боевым свойством отечественных танков считается их огневая мощь. Оснащение машин комплексом вооружения, обеспечивающим стрельбу противотанковыми ракетами через ствол пушки, было лишь попыткой увеличить эффективность танкового вооружения. Первые ракетные комплексы «Кобра» и «Рефлекс» имели ракеты с одним кумулятивным зарядом и могли поражать лишь старые танки без динамической защиты, например, М48, М60, «Леопард-1».

Модернизация этих ракет не дала ощутимых результатов, так как в любом случае новые западные танки ими «в лоб» не прошибешь, а ожидать, что те обязательно подставятся бортом, не приходится.

Наконец, отработка отечественных противотанковых ракет велась с помощью «аналога» зарубежного блока динамической защиты длиной 250 мм. А реально используемые на Западе элементы динамической защиты почти в два раза длиннее.

В боекомплект наших танков помимо ПТУР входят 125-мм бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Но в соперничестве с броней все тех же танков М1А2 или «Леопард-2А5» они малоэффективны: поражение гарантировано лишь при стрельбе в борт. Кумулятивные снаряды вообще не преодолевают динамическую защиту, имеют низкую бронепробиваемость и значительное рассеивание при стрельбе.

О низкой эффективности огня танковых пушек по наземным целям давно сказано. По различным оценкам, вероятность поражения расчета ПТУР осколочно-фугасным снарядом с ударным взрывателем составляет 0,15-0,25. Значит, когда на поле боя противник использует ручные противотанковые гранатометы, ПТУР и другие средства, шансы танка на выживание ничтожны.

Словом, как ни крути, но анализ характеристик наших танков говорит не в их пользу. Возникает традиционный российский вопрос — что делать?
Попробуем, как говорится, танцевать от печки. Имеющиеся компьютерные методы моделирования еще на стадии выбора компоновочной схемы танка позволяют определить его достоинства и недостатки. К примеру, компьютерный «обстрел» двух вариантов танков помогает выработать наиболее оптимальные направления его защиты.

В первом варианте танк не имеет башни, а лишь вынесенную танковую пушку, заряжаемую с помощью автомата. Фронтальная часть корпуса оснащена динамической и бронезащитой. За ними — секционные топливные баки системы защиты. Далее расположена двигательная установка, за которой помещается экипаж из двух человек. Здесь же установлен автомат стрельбы. Затем следует боезапас и автомат заряжания. Командир обнаруживает цели и передает данные в автомат стрельбы  — с его помощью и поражаются цели. Второй член экипажа выполняет одновременно функции водителя и связиста. Отдельные задачи по управлению боевой машиной и стрельбе решают оба танкиста.

Во втором варианте рассматривался танк, у которого вместо пушки размещалась пусковая установка управляемых ракет. Перед стрельбой ПУ через специальный люк автоматически выдвигалась в кормовой части танка. Такая компоновочная схема позволяет использовать массу, приходящуюся на башню и танковую пушку, для проведения мероприятий по защите крыши танка и повысить точность стрельбы за счет управляемых ракет. Предварительные оценки свидетельствуют, что безбашенные компоновочные схемы повышают выживаемость танка на 25-30 процентов.

...В недалеком прошлом руководители «оборонки» явно проигрывали в противоборстве с главными танковыми конструкторами, которые любыми путями проталкивали в производство свою продукцию. Вот и шли в войска три до предела разунифицированные боевые машины  — Т-64, Т-72, Т-80. Нечто подобное наблюдается и сейчас.

Танковые заводы и их КБ, демонстрируя «конкурентоспособность», на самом деле не имеют специалистов по многим компонентам защиты, вооружения, математического моделирования и т.д. Вялотекущей модернизации не видно конца. А значит, и действительно современного отечественного танка в ближайшей перспективе мы не увидим.

(Московский комсомолец, 06.09.01г.)

Главный танкист Минобороны РФ отмечает необходимость модернизации бронетехники, стоящей на вооружении России

Российские танки абсолютно конкурентоспособны на мировом рынке, соответствуют всем требованиям ведения боя и превосходят многие образцы, состоящие на вооружении НАТО, заявил начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-полковник Сергей Маев 6 сентября в ходе приуроченного к предстоящему Дню танкиста показа боевой техники на полигоне четвертой Гвардейской танковой Кантемировской дивизии под Нарофоминском.

«На тех международных показательных площадках, где появляются российские танки, такие как Т-72, Т-80, Т-90, других танков не бывает», — сказал он.

Он отметил также, что российский танк Т-72 самый массовый танк в мире и состоит на вооружении многих стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Сейчас в Вооруженных силах РФ насчитывается более 20 тысяч единиц бронетанковой техники. В то же время С. Маев отметил, что в настоящее время из состоящей на вооружении российской армии бронетехники только 20% полностью соответствует всем необходимым нормам.

По его словам, принимаются все меры по модернизации российской техники, она идет полным ходом и будет полностью завершена к 2005 году. Поставки новой техники в российскую армию сейчас достаточно ограничены, отметил он, в основном, закупаются узлы и детали для модернизации. В частности, генерал отметил, что в российские Вооруженные силы в текущем году поступит не более 100 единиц нового бронетанкового вооружения, и это вызывает озабоченность у руководства военного ведомства. Пока что основной упор делается на модернизацию устаревших танков, в частности, Т-72 и Т-80.

При этом он отметил, что необходимые партии оружия закупаются для обеспечения порядка на Северном Кавказе.

Говоря о потерях российских бронетанковых сил в Чечне, генерал отметил, что во вторую чеченскую кампанию потери очень незначительные  — в основном от подрывов на минах, а не боевых столкновений. «Статистику привести можно, но это ни к чему», — сказал он.

С. Маев сообщил, кроме того, что первая партия танков Т-90 в количестве 40 единиц готовится к отправке в Индию для продажи по ранее заключенному контракту.

(Интерфакс, 06.09.01г.)

Русские танки родом из Парижа

В Европе разработана программа модернизации наших Т-72, признанных лучшими танками XX века. А у нас еще спорят — нужны ли танки России?

Бронетанковые войска, считавшиеся когда-то элитой Советской Армии и основной ударной силой ее Сухопутных войск, не утратили своего значения и в новом столетии. И было бы величайшей ошибкой недооценить роль именно танка в обеспечении безопасности и геостратегических интересов России — страны, раскинувшейся на двух континентах.

Совершенно неожиданное подтверждение перспективности бронетехники, созданной в России, пришло из... Парижа еще в 1998 году. На проходившей тогда в столице Франции выставке вооружений и военной техники сухопутных войск огромный павильон был посвящен восхвалению... Т-72.
Общая конструкция танка признана почти идеальной. То есть сам корпус может служить десятилетиями, надо лишь менять начинку в соответствии с требованиями времени. Французы и явились застрельщиками мировой модернизации нашего танка.

Были специально спроектированы дизельный двигатель мощностью 1000 л.с., автоматическая трансмиссия, предложены совершенная система электронного оборудования, управления огнем, дополнительные средства защиты. В итоге получилась машина поистине нового поколения, хоть и созданная тридцать лет назад.

На прошедшей летом в Омске выставке вооружений был показан ряд уникальных модернизационных проектов танка Т-55. Эта машина, конечно же, значительно уступает Т-72, но распространена она в мире не меньше, чем уральская.

Конструкторы Омского завода транспортного машиностроения под руководством Б. Куракина умудрились придать «доисторическому» танку свойства, выводящие его на уровень... новейшего Т-80. Корпус удлиняется, устанавливается дополнительный каток, маломощный дизель заменяется турбиной чуть ли не в полторы тысячи «лошадей», боезапас выносится из корпуса в заман башни (как у всех западных танков послевоенного производства), устанавливается новое орудие (возможно, калибра НАТО).

В итоге даже небогатые страны, где больше всего и находится Т-55, при минимальных затратах могут фактически революционно обновить свой танковый парк. Естественно, модернизация вызвала просто ажиотаж среди представителей Юго-Восточной Азии, африканских и некоторых арабских государств.

А ведь кроме модернизационных предложений у нас есть и настоящие новинки: Т-90, «Барс», наконец, концептуально новый «Черный орел».
XX век показал, что лучшие танки создавались в нашей стране. И поистине два танковых чуда действительно родились в СССР. Первое  — знаменитый дизельный двигатель В-2, совершивший переворот в мировом танкостроении. Второе — газотурбинный двигатель ГТД-1250, созданный в Ленинграде под руководством С. Изотова.

Удалось почти невозможное — двигатель, изначально проектировавшийся для реактивной авиации, не только приземлили, но и добились от него работоспособности даже там, где глохнет практичный дизельный мотор. Оказалось, что газовая турбина придает боевой сухопутной машине совершенно новые качества, сравнимые, пожалуй, с теми, которые получили авиаторы, перейдя с поршневых двигателей на реактивные. Ни в США, ни в Западной Европе не удалось повторить это технологическое чудо, и только поэтому стала активно муссироваться точка зрения о бесперспективности применения ГТД в наземных транспортных машинах. А ведь ГТД — двигатель будущего!

Сегодня танковые войска России стоят на своеобразном перепутье. Предстоит выбор основной машины нового века. И ошибки здесь быть не должно. Главное, не допустить деградации передовой отечественной танковой школы, сохранить ее лидерство. Нам есть чем гордиться!
В воскресенье — День танкистов. Родился праздник ровно пятьдесят пять лет назад. Центром торжеств станет Гвардейская танковая Кантемировская дивизия. Шоу обещает быть впечатляющим, кто приедет — не пожалеет. С праздником, стальная гвардия России!

(Российская газета, 07.09.01г.)