Блокпост на колесах, или Новинки от корпорации <Защита>
Беседу вел Александр МАНУШКИН, <Красная звезда>
Источник: Красная звезда
Недавно <Красная звезда> рассказала о том, как в Чечне во время нападения бандитов из засады на уазик, оснащенный системой скрытого бронирования, не пострадал ни один из находящихся в <чудо-машине> воинов. Тогда на уазике насчитали более 150 отметин от пуль. Публикация вызвала повышенный читательский интерес. Мы выяснили, что разработан автомобиль был в корпорации <Защита> по заказу Главного автобронетанкового управления. Наш корреспондент встретился с генеральным директором корпорации Владимиром ПЛИШКИНЫМ и попросил его рассказать о новых перспективных разработках, которые призваны сохранять жизнь воинов в экстремальных, в том числе боевых условиях.
- Вопросы борьбы с терроризмом, безопасности каждого гражданина и страны в целом, особенно после недавнего террористического акта в Москве, у каждого на слуху, - начал разговор Владимир Федорович. - Мы этими проблемами занимаемся не первый год. Наша корпорация разработала целую гамму автомобилей открытого и скрытого бронирования.
- Где с ними можно ознакомиться ближе?
- На открывающемся в столице 6-м Международном форуме средств обеспечения безопасности <Интерполитех-2002>, который в связи с терактом в Москве приобретает самое актуальное значение. Напомню читателям <Звездочки>, что он пройдет на территории ВВЦ с 11 по 14 ноября. Здесь будут представлены оборудование и технологии по техническому обеспечению антитеррористической деятельности силовых ведомств. А 15 и 16 ноября планируется демонстрация военной и полицейской техники и вооружения на полигоне отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН) Внутренних войск МВД. Корпорация <Защита> является постоянным участником форума <Интерполитех>.
- Владимир Федорович, представьте, пожалуйста, читателям <Красной звезды> корпорацию <Защита>.
- Наша корпорация, образованная в 1993 году, - дочерняя структура ведущего предприятия оборонного комплекса Ульяновского автомобильного завода. Необходимость ее создания была вызвана тем, что в последние годы спрос на бронезащищенные транспортные средства в силу ряда обстоятельств значительно возрос, а автозаводам-гигантам заниматься мелкосерийным производством было недосуг или просто экономически невыгодно.
<УАЗ>, специализирующийся на разработке и производстве армейских внедорожников, и НИИ Стали - головное в России предприятие по созданию сверхпрочных броневых материалов передали в корпорацию современные технологии по усилению конструкции базовых автомобилей, сварке и установке бронеэлементов, обеспечивающих пулестойкость подвижных объектов в экстремальных ситуациях. Сейчас в нашей корпоративной структуре работают на конечный продукт - бронеавтомобиль - более 30 производителей бронестекла, термоупрочненной броневой стали, установочных модулей, усиленной подвески, мощных двигателей, других систем и агрегатов.
- А какие конкретно ваши разработки можно будет увидеть?
- У нас будет две экспозиции: одна на ВВЦ, другая - в отдельной дивизии оперативного назначения ВВ МВД. Скажу сразу: на ВВЦ мы могли бы выставить до 7-8 натурных экспонатов, каждый из которых уникален по своей конструкции и защитным свойствам. Однако выставочные площади дорогие. Чтобы выставить один УАЗ, нужно заплатить не одну тысячу долларов. Поэтому нам приходится себя ограничивать, и на ВВЦ мы покажем три машины, а с остальными посетители смогут ознакомиться по материалам на стенде.
Мы планируем показать новый комфортабельный автомобиль скрытого бронирования VIP-класса для служб безопасности и сопровождения VIP-персон. Этот джип на базе машины УАЗ-31622 - последняя модель Ульяновского автозавода. Мы сделали для нее бронезащиту, которая спасает практически от всех пуль автоматического оружия, а выборочно и от снайперской винтовки. Эта полноприводная машина получила обозначение СБА-10У (специальный бронированный автомобиль десятой модели, удлиненный). На машине установлен инжекторный 150-сильный двигатель. На испытаниях и в опытной эксплуатации она показала высокие ходовые качества. Еще одно достоинство этой машины - расширенная колесная база, которая обеспечивает устойчивость на косогорах и поворотах на большой скорости. Цена этого автомобиля на порядок ниже зарубежных аналогов.
На открытой площадке представим автомобиль, предназначенный для силовых структур и выполненный на базе <Барса> - СБА-14УМ (УАЗ-3159). Он тоже имеет расширенную колесную базу, инжекторный двигатель 150 л.с., повышенную проходимость. СБА-14УМ будет демонстрироваться с полной комплектацией бронезащиты. Рядом с ним будет выставлен вездеход УАЗ-31608 с дизельным двигателем Заволжского моторного завода, на котором по заявке инозаказчика машинокомплект выполнен в экспортной сборке. А новый двигатель первой серии выполнен с проработкой дополнительного его технического ресурса. В ближайшей перспективе мы планируем использовать эту машину для изготовления специальных бронированных автомобилей модели СБА-10.
- Что еще в вашем активе?
- Наверняка специалистов заинтересуют материалы о традиционных наших автомобилях, которые делаем для спецподразделений. Эти машины выполнены на базе фургонов УАЗ-3741 (неостекленный кузов) или УАЗ-3962 (армейская <санитарка>). На базе этих фургонов изготавливаются модели СБА-2М как открытого, так и скрытого бронирования. Автомобили открытого бронирования имеют мощный броневой узел, которым можно протаранить преграду, в том числе и машину с возможными террористами, перегородившими дорогу.
СБА-2М могут использоваться бригадами спецназа, ОМОНа для выполнения оперативных задач. Автомобили можно маскировать под <скорую помощь>, подвижный узел связи и т.д. Она, как и все наши бронемашины, имеет защиту от пуль и осколков, равную бронетранспортеру.
- Какие спецавтомобили вы покажете 15-16 ноября в отдельной дивизии оперативного назначения ВВ МВД?
- Там мы выставим несколько моделей, как традиционных, серийных, так и новых. Например, инкассаторский фургон скрытого бронирования СБА-2М для служб безопасности банков. Также выставим автомобиль СБА-4М. Эта машина со встроенным бронемодулем выполнена на стандартном командирском уазике УАЗ-3151. Она, как и некоторые другие машины, на полигоне дивизии будет показана в динамике. Не секрет, что автомобили в <горячих точках> стремятся передвигаться как можно быстрее, дабы уменьшить возможность ведения по ним прицельного огня и вероятность поражения на управляемом фугасе.
На полигоне будет выставлен УАЗ-3159. Это традиционный <Барс>, но с мощным двигателем 200 л.с. Заволжского моторного завода. Этот новый двигатель мы будем <обкатывать> в опытной эксплуатации, и в перспективе корпорация <Защита> планирует устанавливать их на автомобили скрытого бронирования для сопровождения VIP-персон. Ходовые характеристики нового мотора оказались прекрасными, и мы его будем ставить на перспективные модели УАЗ-3159 и УАЗ-3162 с длинной базой и изготавливать их малой серией.
Кроме того, мы получили партию 100-сильных дизельных двигателей Заволжского завода и устанавливаем их на автомобили УАЗ-3160. Эта партия будет называться УАЗ-31608.
Наряду с этим дизельный двигатель <приживается> и на модели традиционного ряда - командирском УАЗ-3151. Эта машина получит название УАЗ-31514-8. Она сделана с металлической крышей, с гидроусилителем руля и редукторными мостами.
Изюминкой показа станет машина, которая создается под установку на нее станкового вооружения по заказу одной из стран СНГ. Нам поставлена задача представить им ударный автомобиль, и мы такую машину сделали. Она представляет собой расширенный на 30 сантиметров УАЗ. Это сделано для повышения устойчивости машины, так как на нее будет монтироваться крупнокалиберный пулемет типа <Корд> на кольца от БТР. Кроме того, мы установили расширенные мосты, которые Ульяновский автозавод делает для УАЗ-31622. Таким образом мы получили широкую колею, широкий кузов, повышенную устойчивость. Но при этом была решена и задача скорости. Ведь за рубежом аналоги имеют скорость порядка 180 км/час по асфальту. Чтобы достичь ее, мы установили новые двигатели. И на прямых участках по асфальту машина развивает до 170 км/час. Кроме того, машина имеет две широкие двери, откидывающиеся рамки лобового и дверных стекол. Этот автомобиль будет предложен для ОМОНа Внутренних войск МВД РФ. Надеемся, что он заинтересует и Министерство обороны.
- На острие борьбы с бандитами и террористами зачастую оказываются те, кто несет службу на блокпостах в <горячих точках>. Что им может предложить ваша корпорация?
- Для них мы разработали специальный подвижный бронированный блокпост, выполненный на базе городского автобуса Энгельсского завода специальных автомобилей ЭЗСА-4217 и его модификаций. Машина имеет скрытую броневую защиту из навесных баллистических бронепанелей и пулестойких неопускаемых стекол, не меняющих внешнего вида и габаритных размеров базового автобуса. Комплект бронезащиты включает пять скрытых бойниц.
Бронированный автобус имеет упрочненные пулестойкие стекла, усиленную подвеску, гидроусилитель руля, вентиляционный люк или две дополнительные скоростные вентиляционные установки. Двери оснащены механическими блокираторами, на машину установлены системы пожаротушения моторного отсека, дополнительный огнетушитель, знаки аварийной остановки и кронштейны-держатели для штатного стрелкового оружия. В варианте подвижного банка ПОК-7 (операционной кассы) автобус имеет металлический сейф, бронеперегородку, отделяющую помещение оператора-кассира от клиента, с бронеокном и переговорным устройством.
В нынешних условиях, особенно в <горячих точках>, роль этого бронеавтобуса трудно переоценить. Он может использоваться как подвижный блокпост, когда нужно оперативно перекрыть дорогу или срочно выставить охранение на каком-либо перекрестке (система автономного жизнеобеспечения рассчитана на 5-10 суток). В нем можно перевозить школьников, устанавливать подвижный пункт управления и так далее.
Корпорация <Защита> работает и над созданием других специальных и бронированных машин. Надеемся, это поможет силовым структурам более эффективно и с малыми потерями бороться с бандформированиями и террористами.
На снимках: бронированный подвижный блокпост на базе автобуса; тот самый УАЗ после боевого крещения в Чечне (скрытый бронемодуль спас жизнь шестерым омоновцам).