<Шапка-невидимка> для автотехники
Анатолий АНТИПОВ
Источник: Красная звезда
Внимание многочисленных посетителей Международной выставки автомобилей двойного назначения, которая прошла недавно в подмосковных Бронницах, привлек необычного вида автомобиль КамАЗ, оснащенный опытным образцом комплекса средств снижения заметности (КССЗ). У специалистов этот опытный образец получил название автомобиля-<невидимки>. Комплекс разрабатывается по заданию ГАБТУ Минобороны РФ Центральным НИИ радиоэлектронных систем (АО <ЦНИИРЭС>) в кооперации с рядом научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, основными из которых являются Центральное КБ специальных радиоматериалов, НПП <Радиострим>, ГНЦ РФ <Акустический институт им. академика Н.Н. Андреева>. Военно-научное сопровождение работы осуществляется 21-м НИИИ Минобороны. Наш корреспондент встретился с генеральным директором - научным руководителем ЦНИИРЭС Вячеславом Саблиным и попросил его ответить на ряд вопросов.
Визитная карточка
Саблин Вячеслав Николаевич - доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ в области науки и техники, заслуженный деятель науки РФ. С 1989 года - генеральный директор - научный руководитель ЦНИИРЭС, заведующий филиалом базовой кафедры МГТУ им. Н.Э.Баумана. Известный специалист в области больших информационно-управляющих систем, методов и систем обработки и защиты информации.
- Вячеслав Николаевич, почему проблеме снижения заметности военной техники уделяется повышенное внимание как за рубежом, так и в нашей стране?
- Живучесть, а значит, и боевая эффективность вооружения и военной техники (ВВТ) в немалой степени зависят от снижения ее заметности для средств разведки и систем наведения высокоточного оружия (ВТО). Речь идет о широком спектре демаскирующих признаков - радиолокационном, оптическом, инфракрасном, сейсмо-акустическом. Так, например, простейшая маскировка в виде матрацев и одеял, поливаемых водой, мобильных средств армии Югославии в конфликте на Балканах позволила резко сократить потери. Югославы вывели из Косово неповрежденными около 250 танков и 450 бронемашин, 600 пушек, потеряв только 10 артиллерийских орудий, 26 танков и 12 бронемашин. И это при том, что за 11 недель агрессии НАТО на сравнительно небольшую территорию было обрушено более 10 тысяч ракет, около 80 тысяч авиабомб. По данным США, ежедневные бомбардировки стоили 1,5 млн. долларов. Другими словами, по критерию <эффективность/стоимость> средства снижения заметности могут быть отнесены к одним из наиболее значимых факторов повышения боевой эффективности ВВТ.
- Стала ли новая разработка логическим продолжением предыдущих работ вашего института?
- ЦНИИРЭС создан решением Правительства СССР в 1971 году как головной институт Минрадиопрома для проведения системных исследований в области перспективных радиоэлектронных комплексов и систем преимущественно военного назначения. В настоящее время ЦНИИРЭС - открытое акционерное общество с <Золотой акцией> у государства, научно-коммерческий центр, инвестирующий свои средства в научные разработки.
В институте зародились многие перспективные научные направления, получившие свое дальнейшее развитие в работах других институтов и предприятий отрасли, разрабатываются научно-технические программы, связанные с выделением приоритетных технологий, в том числе технологий двойного применения.
Наряду с созданием средств снижения заметности военной автомобильной техники мы ведем научно-исследовательские работы в области методов и систем обработки и защиты информации, формирования различного типажа перспективных радиоэлектронных средств.
Среди ОКР последних лет: межвидовая всевысотная автоматическая блочно-модульная РЛС (высотомер) высокой производительности с электронным обзором пространства в двух плоскостях, антенны для базовой станции сотовой связи с асимметричной диаграммой направленности, система для обнаружения мин с дистанционным управлением, радиолокатор для зондирования строительных конструкций, определитель профиля влажности почвы и многое другое.
Над созданием комплекса средств снижения заметности трудится творческий коллектив в составе начальника отдела кандидата технических наук В. Шапошникова, В. Егорова и других сотрудников института. Нельзя не упомянуть первопроходца в этой области - Леонарда Игоря Анатольевича, а также учеников его научной школы О. Сидорова, В. Фалеева и Э. Куликовского. Мы также благодарны специалистам ГАБТУ и 21-му НИИИ Министерства обороны за большую помощь в решении этой сложной научно-технической проблемы.
- Представленный на выставке автомобиль-<невидимка> вызвал повышенный интерес у специалистов. В чем уникальность комплекса средств снижения заметности?
- Этот комплекс вобрал в себя огромный объем исследований в различных областях. Наши специалисты проанализировали возможности средств разведки и информационных блоков ВТО потенциального противника. Были проведены теоретико-экспериментальные исследования радиолокационных, тепловых, оптико-визуальных и сейсмо-акустических контрастов различных образцов военной автомобильной техники относительно фоновых сигналов. Мы сделали выбор и обосновали целесообразность применения существующих и перспективных радиопоглощающих, радиорассеивающих, теплоизолирующих и других маскирующих материалов и покрытий. Начат важный этап - полунатурное моделирование процессов обнаружения объектов и групп автотехники средствами разведки и информационными блоками ВТО для получения объективной оценки эффективности средств снижения заметности для различных условий эксплуатации.
В результате проведенных исследований были сформированы важнейшие принципы конструирования КССЗ, определен их рациональный состав, разработаны предложения по способам их боевого применения. Спроектирован и изготовлен макетный образец комплекса, который и был представлен на выставке.
- Из чего скроена <шапка-невидимка>, какие компоненты вошли в состав комплекса?
- В состав комплекса входят радиопоглощающий чехол, обладающий рекордно низкими весовыми характеристиками, комплект теплоэкранирующих устройств локальных зон повышенного теплового излучения автомобиля, специальное остекление кабины водителя, а также деформирующее окрашивание поверхности, выполненное по оригинальной методике.
Важно отметить, что каких-либо особых требований для установки комплекса нет. Его вес не превышает 200 кг, а стоимость при серийном производстве будет составлять не более 10 процентов от стоимости всего автомобиля.
- Проводились ли полевые испытания комплекса?
- Да, такие испытания прошли, и они подтвердили высокую эффективность комплекса по снижению заметности автотехники по всем заданным демаскирующим признакам. Его применение резко ограничивает возможности разведки и систем наведения ВТО, существенно снижает вероятность поражения нашей техники. Заказчики научно-исследовательской работы из Министерства обороны высоко оценили достигнутые результаты.
Мы планируем завершить все научно-исследовательские и экспериментальные исследования уже в будущем году, а с 2004 года перейти к опытно-конструкторской работе.
- Насколько перспективна новая разработка с точки зрения ее серийного производства?
- Разработка комплекса ведется таким образом, чтобы его производство не потребовало слишком сложного и дорогостоящего оборудования и комплектующих изделий. Наш комплекс будет не только относительно дешев, но и достаточно технологичен в производстве. А это весьма существенный фактор, поскольку он предназначен для оснащения одного из самых массовых военных объектов - автомобиля общевойскового применения. А это автотехника, предназначенная для перевозки личного состава и имущества, полевые кухни и автономные электростанции, это мобильные пункты управления, средства радиоэлектронной борьбы и другие системы и комплексы специального назначения.
Результаты, полученные в ходе исследовательских работ и при проектировании комплекса, на наш взгляд, могут и должны найти широкое применение. Речь идет не только о других типах транспортных средств Сухопутных войск. Они могут быть использованы при создании средств снижения заметности объектов в интересах других видов Вооруженных Сил и силовых ведомств.
- Есть ли аналогичные зарубежные разработки в этой области?
- Что касается работ по снижению заметности объектов за рубежом, то они, безусловно, ведутся во всех развитых странах. Так, согласно оценкам специалистов, только в США годовые затраты на одни лишь исследовательские работы в области измерения и моделирования эффективной поверхности отражения радиолокационных объектов составляют десятки миллионов долларов. А суммы, затрачиваемые на создание объектов с заданной поверхностью отражения, измеряются десятками миллиардов долларов. Примером может служить широко известная технология <Стелс>. Но это технология снижения заметности только в радиочастотном диапазоне. Какие-либо существенные результаты по комплексному снижению заметности объектов одновременно во всех диапазонах разведки нам неизвестны.
На снимке: автомобиль КамАЗ, оснащенный опытным образцом комплекса средств снижения заметности.