Бронетанковые новости

Вставший с колен(<140-й ремонтный завод> МО Белоруссии)

Источник: газета "Красная звезда"

Именно такое определение приходит на ум, когда знакомишься с республиканским унитарным предприятием <140-й ремонтный завод> министерства обороны Белоруссии. 10 лет назад это предприятие оказалось буквально на грани выживания. С распадом Союза мгновенно исчезли заказы на ремонт боевых машин пехоты, которые прежде регулярно и в больших объемах поступали сюда из военных округов и групп войск. А у только нарождающейся белорусской армии не было средств на оплату услуг ремонтников, да и загрузить мощное, отлаженное производство, рассчитанное на ремонт до тысячи единиц БМП в год, она даже при наличии денег и желания не смогла бы...

Словом, для предприятия наступили тяжелые времена. Самое печальное, оно начало быстро терять высококвалифицированных специалистов - не видя для себя перспективы, а главное, приличного заработка, люди стали уходить с завода. За два года численность работающих сократилась с 1.800 до 800 человек.

Оставшимся пришлось заняться черным для ремонтников делом - ликвидацией излишков бронетехники, доставшейся Белоруссии в наследство от прекратившего существование СССР. В соответствии с условиями Договора о сокращении обычных вооружений в Европе им предстояло пустить <под нож> 1.800 танков и 2.600 БТР и БМП. В установленные сроки эта гигантская по объемам задача была выполнена. Единственным, что несколько скрасило горечь завод-чан от выполнения неблагодарной работы, было то, что после нее заводские склады пополнились снятыми с <разделанной> техники двигателями, другими агрегатами и узлами. После небольшого ремонта их можно было реализовать заинтересованным покупателям, а также использовать для ремонта оставшихся танков, БМП и бронетранспортеров. Все это безвозмездно доставшееся богатство могло стать своеобразным стартовым капиталом завода при вхождении в рыночную экономику.

Однако, чтобы этот <капитал> заработал, нужно было приложить немало усилий. К чести начальника завода полковника Владимира Сакача и его команды, это удалось сделать. С середины 90-х начался постепенный выход предприятия из тяжелого кризиса. Благодаря энергичному маркетингу завод стал активно выходить на внешние рынки. Появились достаточно солидные зарубежные заказы, а вместе с ними и валюта. Ее использовали с умом - не на <проедание>, а на техническое перевооружение, реконструкцию и обновление производственных фондов. Благодаря этому на заводе, в частности, освоили ремонт приборов прицеливания и наблюдения, закупили в Германии новейшие испытательные стенды, современные вентиляционные установки, другое промышленное оборудование. Была расширена номенклатура ремонтируемой техники. Ныне борисовчане дают <вторую жизнь> не только БМП, но и танкам различных модификаций, бронетранспортерам, самоходным артиллерийским установкам. То есть практически всем видам бронетанковой техники.

Стремясь расширить спектр услуг и занять новые ниши рынка, на заводе освоили и капитальный ремонт техники гражданского назначения. В частности, железнодорожной - автодрезин, автомотрис, тепловозов ТГК, а также двигателей для тракторов <Кировец> и большегрузных автомобилей БелАЗ. На базе шасси подлежавших ликвидации БМП-1 совместно с одним из НИИ Санкт-Петербурга были разработаны и выпускаются аварийно-спасательные и лесопожарные машины <Березина> и <Алеся>, а на базе шасси танка Т-62 - гусеничный тягач <Зубр>. К слову, за это достижение начальник завода полковник Сакач вместе с российскими разработчиками был удостоен Государственной премии РФ.

И все-таки <гражданская> продукция для борисовских ремонтников - не главное. Благодаря усилиям руководства предприятия за последние годы удалось практически полностью восстановить удельный вес продукции военного назначения в объеме производства, и сейчас он составляет 88,8 процента. Завод полностью удовлетворяет потребности белорусской армии в ремонте бронетанковой техники, ежегодно возвращая в строй до 100 единиц танков, БМП, БТР и САУ. Причем делает он это в основном на средства, вырученные за услуги, предоставляемые иностранным заказчикам.

Не так давно борисовское предприятие начало осваивать новое для себя дело - модернизацию бронетанковой техники. И небезуспешно. В сотрудничестве со словацкой фирмой <Метопол> специалисты завода на базе устаревшей БМП-1 создали по сути новую машину <Кобра-С>, а на базе БТР-70 - <Кобра-К>. После небольшой доработки - ее планируется завершить в феврале будущего года - они начнут поступать на вооружение ВС РБ. Ведутся переговоры и об их поставках за рубеж.

Кроме того, совместно с российскими специалистами (программное обеспечение) на заводе созданы самые современные электронные тренажеры для подготовки экипажей танков и БМП. Они уже прошли испытания в войсках и заслужили самые лестные оценки. Достаточно сказать, что один тренажер для подготовки танкистов позволяет сэкономить за год до 160 тысяч долларов США, т.е. полностью окупает себя всего за полтора года. И это при высочайшей эффективности обучения, что уже доказано на практике. Неудивительно, что военное ведомство Белоруссии намерено в ближайшее время оснастить борисовскими новинками 72-й Объединенный учебный центр и некоторые из механизированных и мобильных бригад.

Словом, сегодня 140-й ремонтный прочно стоит на ногах. Тяжелый кризис начала 90-х преодолен, завод <в погонах> сумел, что называется, вписаться в рыночную экономику и уверенно смотрит в будущее. Кстати, на эмблеме предприятия изображена птица Феникс. И это символично. Как и сказочная птица, завод возродился буквально из пепла. Рентабельность производства здесь одна из самых высоких в республике и составляет сейчас почти 25 процентов. Благодаря очень приличным по белорусским меркам заработкам в цеха удалось вернуть большинство высококлассных специалистов - численность работающих за последние пять лет возросла в полтора раза и почти достигла уровня советских времен.

Опытом 140-го заинтересовались в Министерстве обороны России. Именно на базе завода в Борисове Главное автобронетанковое управление ВС РФ провело сбор руководителей аналогичных российских военных предприятий. И это, наверное, закономерно - у борисовских ремонтников действительно есть чему поучиться.

Главная страница В начало