Бронетанковые новости

МЗКТ держит удар

Игорь КАНДРАЛЬ

Источник: Во славу Родины

Тот, кто хотя бы раз видел комплексы машин для РВСН России "Тополь-М" -- стратегического оружия XXI века, мобильные комплексы ПВО С-300 и "Печора", автомобили для самоходной артиллерийской системы "Берег" и вооружения залпового огня, тягачи для транспортировки танков и БМП, не останется равнодушным к атлетической мощи машин Минского завода колесных тягачей, на полноприводных шасси которых и базируется все вышеперечисленное вооружение.

ПОЧТИ полвека белорусский завод поставляет специальную технику в интересах вооруженных сил различных стран, а тягач специального конструкторского бюро ь1 МАЗ-543 стал классикой ВПК. На его модернизированной базе устанавливались практически все мобильные ракетные комплексы РВСН и ПВО, системы залпового огня и артиллерийские системы. Как признают сегодня многие российские эксперты автомобилестроения, альтернативы продукции МЗКТ в России пока нет. Мало того, многолетний опыт создания и производства специальных колесных шасси большой и особо большой грузоподъемности для нужд армии позволил белорусам не только создать полновесный ряд армейских колесных машин, но и в рамках конверсионной программы стать в ряд лидеров по изготовлению специальных шасси под монтаж различного оборудования для нужд народного хозяйства.



Недавно руководство Минского завода колесных тягачей провело первую в истории предприятия специальную выставку своей продукции "ВОЛАТ: настоящее и будущее" для белорусских и иностранных журналистов и руководителей промышленных и специализированных предприятий Беларуси, России, Украины и Казахстана. Одним из самых заметных экспонатов стал новый двухзвенный автопоезд-тяжеловоз в составе тягача МЗКТ-74295 с колесной формулой 8х8, оснащенный двигателем Mercedes-Benz мощностью 544 л.с. и гидромеханической коробкой Alison. Этот автопоезд способен свободно транспортировать груз массой до 60 тонн. Кроме этой машины, на выставке были представлены автопоезда МЗКТ-74131+99867, МЗКТ-7429+9378, тягачи МЗКТ-692374 и МЗКТ-74132, самосвалы МЗКТ-65151, МЗКТ-652511, а также шасси МЗКТ-79081, МЗКТ-69234, МЗКТ-79306 и МЗКТ-79091, на базе которых сейчас устанавливается специальная техника для нужд народного хозяйства: автокраны, бетоносмесители, автотопливозаправочная аппаратура, мобильные буровые установки для разведочного и эксплуатационного бурения скважин, сейсморазведки и другое оборудование.

Несведущему посетителю выставки могло показаться, что нынешняя продукция МЗКТ -- исключительно гражданская. А ведь еще немногим более десяти лет назад заводчане работали только на Министерство обороны бывшего СССР (95 процентов продукции), и лишь малая часть шасси (около пяти процентов) уходила к гражданскому потребителю. ПО СЛОВАМ заместителя генерального директора МЗКТ по экономике и финансам Валерия Бабарыкина, начиная с 1991 года завод в рамках конверсионной программы начал разработки для потребителей необоронного значения. Однако стать высокорентабельным так и не смог. С того времени предприятие пережило много трудностей, не раз брало финансовые кредиты у банков и государства. Но со временем они легли тяжким бременем на коллектив завода, да и возможности на рынке тяжелого машиностроения не благоприятствовали, несмотря на выгодно заключенные контракты с иностранными потребителями. Сегодня ситуация изменилась. -- Итоги работы за нынешний год говорят о том, что мы приступили к погашению долгов, -- отметил Валерий Иванович. -- Мы не имеем задолженности по зарплате, по энергетике, по бюджету. Финансовое положение стабилизировалось. Произведена реструктуризация долгов до 2008 года перед банками и Минфином, оптимизация конструкторских и технологических издержек, уменьшена численность работников предприятия на 500 человек. По итогам девяти месяцев мы вышли на объем поставок в 105,9 процента, до конца года планируем выйти на показатель в 104 процента.

СЕГОДНЯ МЗКТ серийных поставок для нужд Министерства обороны Беларуси не осуществляет. По словам исполняющего обязанности генерального директора Анатолия Попко, подобная ситуация сохраняется уже на протяжении 12 лет. Правда, конструкторы завода продолжают военные разработки для россиян. Например, завершены опытно-конструкторские работы по изделию МЗКТ-7930, а также шасси для различных систем вооружения ПВО, оперативно-тактических ракет и другого вооружения. К слову, руководство МЗКТ возлагает большие надежды на шасси для системы "Тополь", так как аналогов ему в российской автопромышленности нет. Интересна судьба и самого тяжеловесного армейского тягача МЗКТ-74135. "Капотник", как его любя прозвали заводчане из-за внешнего вида, в буквальном смысле слова прошел огонь, воду и медные трубы. В Объединенных Арабских Эмиратах он принимал участие в двух этапах технических испытаний в условиях песчаной пустыни и по шоссейным дорогам с полной нагрузкой. Конкуренцию заводу составляли всемирно известные производители армейских тягачей Tatra, Kynos, MAN, Mercedes Benz, Oshkosh. Оба этапа автопоезд МЗКТ прошел без поломок и замечаний и по всем оценочным показателям оказался выше конкурентов, несмотря на в полтора раза большую нагрузку и полную массу, длительный срок хранения в неблагоприятных условиях и более низкую удельную мощность. -- На грузовой платформе прицепа были установлены две БМП и один танк, -- рассказал Анатолий Попко. -- Испытание завершилось успешно. В условиях пятидесятиградусной жары мы прошли около 2.500 км и задачи, поставленные военными, выполнили полностью. Судьба этого проекта пока полностью зависит от иностранных потребителей. Впрочем, кто сказал, что дорога на международный транспортный рынок проста и свободна? Как заметил коммерческий директор завода Виктор Козловский, надежность и простоту в обслуживании белорусских машин доказали не одни проведенные испытания. Их результатом стали серийные поставки шасси семейства МАЗ-543 в Китай (сейчас в этой стране создано СП по выпуску машин типа МАЗ-543, которому МЗКТ поставляет наиболее важные узлы). Сегодня завод успешно работает и с Турцией, куда в середине 90-х годов поставил не только автопоезда, но и шасси МЗКТ-692375 для бензозаправщиков. Все они находятся на вооружении вооруженных сил Турции. Кроме этого, машины с эмблемой МЗКТ известны в странах Южноамериканского, Африканского и Азиатского континентов, стран Карибского бассейна.

Понимая, что полагаться только на рынок вооружений нельзя, руководство предприятия последнее десятилетие делает упор на поставки гражданской техники. Самое актуальное направление -- самосвальная продукция, необходимая при перевозках сыпучих материалов и в дорожном строительстве. Вместе с некоторыми российскими предприятиями разработано крановое шасси грузоподъемностью от 25 до 70 тонн (сейчас конструкторы работают над увеличением этого показателя до 160 (!) тонн). В свое время в Беларуси крановое оборудование монтировалось на специальном импортном шасси, и его грузоподъемность не превышала 25 тонн. -- Мы решили проблему импортозамещения для себя, и в том числе для России, -- подытожил Анатолий Попко.

Исходя из этих направлений, завод сегодня и строит свои планы. Первое -- это дальнейшее увеличение грузоподъемности самосвальной техники. Сейчас МЗКТ достиг показателя в 25 тонн (самосвал с колесной формулой 8х4) и наращивает его до 28 тонн. Второе направление -- создание полноприводного четырехосного самосвала с полным приводом (30 тонн). В проекте -- самосвальный автопоезд с боковой разгрузкой и грузоподъемностью до 40 тонн. Это то, как отметили выступавшие, что не потребует от предприятия огромных финансовых затрат на разработку и может быть запущено в производство в ближайшее время.

ЕСТЬ ЕЩЕ одно направление -- техническое, которое сегодня никак не обойти. Конструкторы завода вплотную занялись совершенствованием технических качеств своих автомобилей. Например, в ближайшее время будут завершены испытания бортовой системы контроля. Благодаря ей появится возможность диагностировать шасси по основным агрегатам -- двигателю, коробке передач, ходовой части, тормозной системе, -- вплоть до того, что можно будет прогнозировать остаточный ресурс машины.

-- Сейчас мы видим основную перспективу в развитии поставок на экспорт, -- сказал Анатолий Попко.

-- Коммерческая стратегия -- не только поставлять продукцию, но и создать сеть для ее сервисно-гарантийного обслуживания. Мы понимаем, что техника наша -- специфическая. Но мы сохранили традиции, заложенные в военных технологиях для ВПК, и поэтому умеем держать удар. И не собираемся уходить с намеченного пути...

Главная страница В начало