Бронетанковые новости

УКРАИНА В ПОИСКАХ СЕБЯ

Валентин БАДРАК(Центр исследований армии, конверсии и разоружения)

Источник: Зеркало недели

Пятый оружейный салон IDEX в столице Объединенных Арабских Эмиратов совпал с самым пиком ожидания войны. Причем вряд ли на международной ярмарке оружия <номер один>, находящейся в 100 км от предполагаемой зоны боевых действий, хоть кто-нибудь из участников сомневался в том, что война начнется со дня на день. Но, может быть, именно это обстоятельство и способствовало тому, что выставка состоялась. Более того, прагматики по натуре, торговцы оружием в открытую вели пристрелку на послевоенный период.

Украина традиционно принимала участие в IDEX-2003, экспонируя ряд новых разработок. Отмечу, что государству, окруженному более чем пристальным вниманием после <кольчужного> скандала (будем условно считать, что его пик уже позади), стало крайне тяжело работать на рынке оружия. Военные утверждают: война спишет все. Украинские торговцы оружием привезли на IDEX и новую концепцию работы, ориентированную на инвестиции в ОПК, в том числе иностранные.

Show must go on

Хотя история указывает на то, что военные конфликты порождают всплески закупок оружия, в нынешней ситуации формулировка <кому война, а кому мать родна> подходит далеко не всем участникам международного рынка вооружений. Пока ясно одно: при любом исходе войны нарушится стабильное функционирование рынка, и вслед за этим будет новый передел мирового оружейного пирога.

Если оставить за пределами анализа уровень опасности Ирака для мирового сообщества, то коммерческий интерес США от развертывания военной кампании очевиден.

Война даже с переменным успехом позволит американцам контролировать и определять цены на нефть, причем не только на иракскую. Ее мировая роль, кстати, значительно преувеличена, что доказывают немалочисленные эпизоды перекрытия Багдадом нефтяного крана в период десятилетия санкций - они, вопреки опасениям, не привели к мировому экономическому кризису. Некоторые российские эксперты уверены, что США заинтересованы не в понижении цен на нефть, а даже в ее повышении - до некоторого регулируемого уровня. За счет этого президент Буш может убить одним выстрелом сразу нескольких жирных зайцев: Ирак после смены режима может стать универсальным нефтяным запасником; Буш насытит американских нефтяников, связь с которыми семьи американского президента давно не является секретом; США замедлят рост экономики Китая и некоторых государств Европы, повысив соответственно собственную значимость в мире.

После значительного прошлогоднего спада в торговле оружием американцы не прочь усилить свои позиции на рынке. Их давно раздражает рост объемов торговли оружием России и некоторых других государств, активизировавших работу на постсоветском сегменте рынка. Кстати, IDEX-2003 показал, что американское оружие с большим трудом сохраняет доминирующие позиции, а экспозиции России и Китая ничуть не беднее технологически при сохранении более низких цен на сами разработки. Наконец, оружие просто перестало покупаться по сравнению с периодом окончания югославской военной кампании - все больше государств предпочитают дешевую модернизацию дорогостоящим прямым закупкам. В этой ситуации конкурентами США стали не только Франция и Германия, но ЮАР, Швеция, Израиль и ряд других игроков так сказать <второй линии>. Естественно, по расчетам американских промышленников, война должна оживить рынок оружия, а запланированная зрелищность боевых действий привлечь покупателей именно к американскому продукту. Стоит добавить, что контролируемое повышение цен на нефть (или их стабилизация) должно обеспечить закупки многочисленных реципиентов американского оружия в регионе Ближнего и Среднего Востока. Тут должны действовать два фактора: политическое сближение с США как сильным союзником и боязнь оборонной дистрофии. Кроме того, не исключено, что США продемонстрируют во время боевых действий и новейшие виды вооружений - чтобы они могли обрести внутреннюю американскую прописку.

Вышеприведенные причины, на ряду с другими не позволят легко признать необходимость военной кампании ряду государств, по интересам которых ударит война. Прежде всего России и Франции, набравших обороты на рынке оружия, а также Китаю, на общей стратегии которого может негативно отразиться военная кампания. Многие не исключают, что политическая оппозиция Парижа в отношении Ирака будет щедро оплачена Саудовской Аравией - посредством размещения миллиардных оружейных контрактов. Если к этому добавить реально возрастающую опасность асимметричных действий со стороны более слабого в военном отношении Ирака (например, применение биологического или химического оружия), опасения государств, блокирующих резолюцию ООН, становятся понятными.

Да и сценарии войны не так однозначны. Стоит вспомнить, что крупные военные учения британцев в Омане в 2001 г. (тогда в маневрах приняло участие 22,5 тыс. военнослужащих, 6,5 тыс. наземных транспортных средств и почти по полусотне боевых самолетов и вертолетов) вскрыли целый ряд проблем, связанных с подготовкой войск к ведению наземных операций в пустыне.

Российский эксперт Центра по изучению проблем разоружения Марат Кенжетаев считает, что начало войны повлечет резкое снижение цен на нефть на некоторое время, и соответственно, страны Ближнего и Среднего Востока будут вынуждены ограничить свои военные расходы. Этот сценарий, однако, вряд ли устроит США, поскольку Россия и другие более <дешевые> поставщики оружия будут иметь неоспоримые преимущества. Не устроит США и быстрое снятие санкций с послевоенного Ирака. Поскольку только от военно-технического сотрудничества Россия может получить в этом государстве несколько миллиардов долларов. С сентября 1990 г. поставки оружия и программы ВТС РФ с Ираком были официально прерваны. А на 1 декабря 1996 г. иракский долг уже оценивался в $ 7,238 млрд. по поставкам вооружений и еще $ 586,7 млн. по программам технического содействия. Москва передала Багдаду свыше 60 лицензий на производство вооружений, военной техники и боеприпасов. В Ираке было реально запущено промышленное производство более чем по 30 лицензиям, в том числе сборочное производство танков Т-72М1 в городе Таджи. Естественно, в случае снятия санкций быстро нашлось бы на иракском рынке место и украинским представителям ОПК.

Совершенно очевидно, что если американские позиции во время войны пошатнутся, то очень многие государства постараются этим воспользоваться: группа из ядра <оси зла> - для наращивания военного потенциала с использованием неамериканских вооружений и материалов; группа остальных государств-изгоев - для выхода на рынок оружия и закрепления за собой права стабильных импортеров оружия, но неамериканского производства; государства ЕС - для частично освобождения от военно-технологической зависимости от США; группа новых сильных игроков на международном рынке вооружений (государства типа ЮАР, Китай) - для передела рынка в свою пользу, и наконец, группа постсоветских государств - для расширения своего присутствия на рынке БСВ и других регионов.


Спрос на <Кольчугу> возрастает?

Несмотря на то что изменения в отношении закупок оружия могут отразиться практически на всем рынке оружия, глобальные и наиболее важные для Украины перемены ожидаются в регионе Ближнего и Среднего Востока. Учитывая, что это добрая треть всего мирового импорта оружия (доля импорта оружия странами БСВ колебалась от 32 до 44% и в среднем за последние два десятилетия составила около 38%), а также тот факт, что Украина традиционно сбывала в этот регион более 40% всех реализовываемых вооружений и военной техники, значение войны для украинских торговцев оружием может оказаться революционным.

<Начало боевых действий в Ираке может негативно повлиять на стабильную работу на рынках вооружений и военной техники в Ближневосточном регионе>, - такое мнение накануне начала боевых действий в Ираке высказал автору генеральный директор госкомпании <Укрспецэкспорт> Валерий Шмаров, добавив, что <с одной стороны, ряд государств региона ведут себя более сдержанно, а с другой - появляются более жесткие ограничения, которые, в частности, направлены на недопущение реэкспорта вооружений и военной техники>.

Но дело, скорее всего, не только в политике. Ведь ведение военной кампании будет ориентироваться прежде всего на применение боевой авиации и тактического высокоточного оружия. Следует учесть, что Украина не специализируется на поставках такой техники (составляющей, к слову, более 50% объемов ежегодной купли-продажи по отношению к другой номенклатуре вооружений), а также то, что соперничество давно устаревших советских систем ПВО с новейшей техникой США фактически обречено. В то же время в <Укрспецэкспорте> утверждают, что именно удачный маркетинг рынка после <Бури в пустыне> и югославской военной кампании, где бреши ПВО были очевидны, предопределили ставки на развитие средств обнаружения и ПВО, и соответственно, значительные прибыли в течение нескольких лет. Именно это, говорят украинские торговцы оружием, позволило не снизить объемы экспорта оружия после окончания большого танкового контракта с Пакистаном.

Хотя дело в политике тоже. К примеру, антитеррористическая операция коалиции в Афганистане, кроме прочего, открыла для США и Франции рынок оружия Пакистана. И, несмотря на советскую основу вооружений Сирии, Ливии, Ирана и некоторых других стран региона (если Россия и ее политические союзники выторгуют для них право вооружаться), сегодня трудно дать однозначный ответ относительно политики вооружений после войны, если победа США будет бесспорной и быстрой. С другой стороны, США ведь не всем продадут свое оружие.

Именно поэтому основу нашей экспозиции на IDEX-2003 составили образцы высокоточного оружия, в частности, реактивные ракеты 100 мм и 125 мм, предназначенные для выстрела из ствола и управляемые лазерным лучом. <Кроме того, - по словам В.Шмарова, - интерес к <Кольчуге> только разгорается>.

Но главным на выставке стало иное: украинские продавцы начали договариваться о принципиально новых схемах работы на рынке. Длительное отсутствие гособоронзаказа и начало истощения научных школ привели к дилемме: либо Украина окончательно выпадет из числа лидеров в оборонно-промышленной сфере, либо начнет привлекать средства иностранных инвесторов для решения конкретных задач и потом пользоваться плодами совместных достижений с учетом договоренностей. Примеры такого симбиоза уже есть. Так, директор Шосткинского казенного завода <Звезда> Павел Жданов сообщил автору, что инвестор из Объединенных Арабских Эмиратов уже вложил средства под решение конкретной задачи, связанной с созданием нового боеприпаса. Ряд украинских предприятий боеприпасной отрасли - Шосткинский научно-исследовательский институт химической продукции, Шосткинский казенный завод <Звезда>, Донецкий казенный завод химических изделий и Донецкий завод <Точмаш> - совместно выполнили разработку и создали экспериментальную партию из 120 боеприпасов. Его испытания в ОАЭ продемонстрировали, что боевые возможности разработки значительно превышают характеристики аналогов, предложенных конкурентами. В результате директор завода уверен, что теперь упомянутые предприятия, к которым добавится Шосткинский завод <Импульс>, могут в ближайшее время получить крупный заказ на серийное производство боеприпаса и поставку крупной партии иностранному инвестору. Последний, к слову, в течение последнего года освоил производство взрывателей, чем фактически создал основу для замкнутого цикла производства в Украине нескольких видов боеприпасов.

Как говорят люди, осведомленные в оружейных делах, результаты упомянутого проекта могут прямо повлиять на продвижение другого, еще более крупного инвестиционно-инновационного проекта, переговоры о котором ведутся между Украиной и ОАЭ. Речь, как и в первом случае, идет о крупных инвестициях в разработку оружия и создания производственных мощностей для него в Украине. Правда, есть тут и вопросы. Например, относительно интеллектуальной собственности на разработки, которые осуществляются государственными, или, тем более, казенными конструкторскими бюро и заводами. Украине придется согласовывать поставки таких боеприпасов с инвестором, а сам инвестор будет иметь право осуществления поставок этой продукции третьим странам. Однако украинские торговцы оружием считают, что лучше продавать так, обеспечивая работой НИИ, КБ и заводы, чем вообще никак. А в том, что украинский ОПК может привлечь инвестиции ОАЭ, уверен и министр промышленной политики Украины Анатолий Мялица, возглавлявший украинскую делегацию на международной выставке. Он, правда, отказался сообщить детали ведущихся переговоров с ОАЭ, заметив только, что проект полностью согласуется с инвестиционной политикой государства.

Еще одним эпизодом по привлечению инвестиций являются представленные <Укринмашем> (дочерняя фирма <Укрспецэкспорта>) динамическая защита для танков <Нож> и новый комплекс активной защиты <Заслон>. Появление этих разработок на рынке оружия стало возможным исключительно благодаря инвестициям, и в том числе, имеющим зарубежные корни.

Украина не случайно уделяет такое внимание развитию военно-технического сотрудничества с ОАЭ. Как ожидается, это государство не будет втянуто в вооруженный конфликт, и, с другой стороны, оно может служить базой для распространения украинского оружия в регионе. Да и отношение к постсоветскому оружию тут весьма лояльное. Закупив около 700 БМП-3 у российского <Курганмашзавода>, ОАЭ продолжает развивать отношения с партнерами из бывшего СССР. С РФ ведутся переговоры о крупных инвестициях в создание новых средств ПВО, с Украиной, как ожидается, в скором времени будет заключен контракт на поставки 90 БТР-3У, продвигаемый <Прогрессом> с 2001 г. Правда, ряд работ заказчик все же разместил не в Украине: двигатели Deutz поставят немцы, автоматическую коробку передач Allison - американцы, а 28-миллионный контракт на поставку 90 стволов для этой машины на IDEX-2003 был подписан с китайской фирмой NORINCO. Права же на разработку будет иметь местная фирма ADCOM.

Главная страница В начало