Бронетанковые новости

ХКБМ им. Морозова - 75 лет!

Сергей Бобок

Источник: еженедельник "Объектив-Но"

Конструкторскому бюро имени Морозова - одному из ведущих мировых разработчиков бронетехники - исполнилось 75 лет. Именно "исполнилось", ибо руководство КБ приурочило официальные торжества по поводу юбилея к Дню танкиста и отметило дату в сентябре. Мы же решили быть верными идее исторической достоверности и выпить за создателей большинства советских танков когда положено по документам. И поговорить о достижениях и проблемах прославленной конструкторской фирмы.

Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова начало свой путь как небольшая группа конструкторов технической конторы Харьковского паровозостроительного завода, выделенная в декабре 1927 года для разработки маневренного танка. Мировую славу КБ принес знаменитый Т-34, который специалисты считают лучшим танком Второй мировой войны. Сотни "тридцатьчетверок" закончили свой боевой путь на постаментах памятников, напоминающих потомкам о героизме воинов-танкистов и подвиге создателей "оружия Победы". Эта машина на долгие годы определила направления развития мирового танкостроения. Нельзя не вспомнить и об еще одной этапной работе харьковских конструкторов - основном боевом танке Т-64, созданном в 50-х годах и выпускавшемся с 1963 года. Без преувеличения можно сказать, что эта машина сделала революцию в танкостроении. На Т-64 впервые в мире был установлен автомат заряжания, что позволило сократить экипаж с четырех до трех человек. Другими радикальными усовершенствованиями являлись комплексная многослойная комбинированная защита, система защиты от оружия массового уничтожения, новая оригинальная компоновка моторно-трансмиссионного отделения и др. Все советские танки серии "Т", появившиеся позднее (в том числе Т-72 и его модификации, Т-80, Т-80У, Т-80УД, украинский Т-84 и т.д.), разрабатывались на основе концепций, первоначально внедренных в конструкцию танка Т-64.

Выход на мировой рынок, участие харьковских машин в тендерах, где им приходится конкурировать с самыми мощными мировыми производителями бронетехники, подтвердили высокий класс харьковской школы танкостроения. Лицо ХКБМ сегодня - это основные боевые танки Т-80УД, Т-84 и "Оплот", тягач-транспортер МТ-Т и инженерные машины на его базе, а также современные компьютеризированные средства обучения. ХКБМ занимается также разработкой программ модернизации различных бронированных машин.

Многие годы основным партнером КБ был харьковский <Завод им. Малышева> - крупнейшее предприятие советского ВПК. Трудно представить, чтобы отношения серийного завода и отраслевого КБ не были никогда омрачены противоречиями, но несколько лет назад отношения стали столь напряженными, что это уже нельзя было скрыть за заборами двух <почтовых ящиков>. Какая кошка пробежала между генеральным конструктором Михаилом Борисюком и тогдашним гендиректором Григорием Малюком - широкой публике узнать так и не довелось, но результаты не замедлили сказаться. Выступая 9 августа прошлого года на конференции трудового коллектива "Завода им.Малышева", Борисюк заявил, что <в последнее время, к сожалению, завод им. Малышева и ХКБМ работают на внешнем рынке разрозненно>. Обращаясь к заводчанам, Генконструктор отметил: <Мы вместе с вами выполняли греческий тендер. Я сам полтора месяца с бригадой специалистов участвовал в испытании наших танков в Греции - совместно с представителями шести других стран. После успешной подготовки техничкой документации и завершения нашего выступления, руководство завода заявило, что экономику завод будет вести самостоятельно. Был найден посредник арабской национальности и КБ Морозова было отстранено от работы по этому тендеру: В настоящее время ХКБМ ведет тендеры в Турции, Греции, Малайзии и Пакистане. Я должен заметить, что я не получаю поддержки и помощи со стороны руководства завода, как это было раньше. В турецком тендере мы вынуждены применить Швейцарскую пушку. Вернее, казенная часть наша, а ствол швейцарский. Наш ствол не имей той снарядной стойкости, которую хочет заказчик. Мы решали, что вместе с заводом мы будет вместе работать на упрочением канала ствола. Но переписка составляет целый том, а поддержки со стороны завода нет.

Или взять новый проект, который разворочается с Пакистаном - "Аль-Зарат" - модернизация танка Т-59. Украина туда предлагает свою 125 миллиметровую пушку. Но она не имеет необходимого настрела. Поэтому пакистанская сторона заявляет, может ли Украина поставить систему управления огнем к китайской пушке. Почему же у нас чувства гордости за свою технику? Почему мы внедрили эту пушку и над ней не работаем? ХКБМ вынуждено принимает самостоятельные действия, чтобы упрочить канал ствола.

Завод совместно с КБ двигателестроения разработал двигатель 3ТД. Этот двигатель мы устанавливали на технику в конце 80-х годов. Но Малюк решил, что этот двигатель не надо давать ХКБМ для установки на бронетехнику, которая разрабатывается в КБ Морозова. И ХКБМ вынуждена на наши бронетранспортеры и другие машины ставить российские двигатели Токмакского и Ярославских заводов, чтобы не сорвать контракты перед Минобороны и иностранными заказчиками. На один БТР мы поставили немецкий двигатель. По этому принципу, что, получается, если я разработаю новый танк, то эту разработку я тоже не должен передавать на завод Малышева?>

Но все неприятности когда-то кончаются. Период отчуждения КБ и завода закончился после того, как Малюка заменил на посту гендиректора завода Геннадий Гриценко. Борисюк если и скрывал свое удовлетворение, то разве из соображений вежливости. Какую роль в снятии Малюка сыграло его нежелание/неумение найти общий язык с КБ - сказать трудно: на него повесили столько собак, и было это столь некрасиво, что трудно вычислить их удельный вес: Но так или иначе, с Гриценко у Борисюка, похоже, полное взаимопонимание. Вот уже зашла речь о том, что именно <Завод им. Малышева>, а не его танкоремонтные коллеги, будет модернизировать Т-64 для украинской армии. Вот уже маячит на горизонте проект создания и последующего производства <за забором> универсального мобильного транспортного средства для украинской армии (это типа тех <Хаммеров>, что в кино показывают, только покруче: попытка в разговоре с конструктором провести аналогию вызвала бурную реакцию и подробный рассказ, чего в <Хаммере> для нас не так). Впрочем, Борисюк не любит (да и не может) делиться своими планами, его типичный ответ не в меру любопытным журналистам - что то типа: <Работаем, сделаем - обязательно покажем>. Таки да сделают, дай им Бог здоровья и заказов>!

Главная страница В начало