Бронетанковые новости

ЧУДО-БМП ИЗ КУРГАН

Записал Андрей ГАРАВСКИЙ

Источник: газета "Красная Звезда"

Среди образцов российского вооружения и военной техники немало звучных, всемирно известных названий. В этом ряду, безусловно, находится и семейство боевых машин пехоты, разработанных на Курганском машиностроительном заводе, и, в частности, последняя из них - БМП-3, признанная лучшей в своем классе на последних международных выставках вооружения и военной техники. Сегодня мы предлагаем беседу со специалистами, стоявшими у истоков создания и модернизации уникальной боевой машины.

БЛАГОНРАВОВ Александр Александрович - генерал-майор в отставке, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, в 1976-1991 гг. - главный конструктор Курганмашзавода.
- Александр Александрович, вас с полным правом, образно говоря, можно назвать отцом БМП-3. Как рождалась эта боевая машина?
- Начало опытно-конструкторским работам (ОКР) по созданию новой БМП, как и любого другого сложного комплекса, положило специальное постановление Центрального Комитета партии и Совета Министров СССР, в котором был определен головной ее разработчик - Специальное конструкторское бюро "Курганский машиностроительный завод" (СКБ КМЗ) и соисполнители по отдельным системам и узлам машины. Этому предшествовали научно-исследовательские работы (НИР) по определению достижимого уровня требований к основным боевым свойствам: огневой мощи, защите и подвижности. Проект разрабатывался СКБ КМЗ с участием ВНИИТМ - головного института отрасли по бронетанковой технике и ВНИИ стали, обосновавшего возможность и целесообразность применения алюминиевой брони.
В соответствии с постановлением правительства Тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) разрабатывало оружие, завод Трансмаш - двигатель, ВНИИ "Сигнал" - стабилизированный привод наведения, ЦКБ "Пеленг" - прицельный комплекс, СКБ "Ротор" - электроавтоматику для шасси и боевого отделения. Все эти системы разрабатывались по частным техническим заданиям, утвержденным главным конструктором ОКР. ВНИИТМ оказывал реальную помощь СКБ КМЗ в разработке гидромеханической трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя, но постоянно находился в: оппозиции главному конструктору по общей компоновке, комплексу вооружения и двигателю. Это побуждало искать самые убедительные доводы для обоснования принятых решений.
Следует отметить большой вклад в ОКР Конструкторского бюро приборостроения, которое добровольно взяло на себя обязанности головного по комплексу вооружения. Я, как главный конструктор ОКР, приветствовал такое предложение. Это значило, что КБП брало на себя увязку параметров стабилизированного привода наведения оружия, прицела с независимой линией прицеливания, дальномера и баллистического вычислителя. Иначе и не могло быть, поскольку в прицел был встроен прибор управления ПТУР, разработанный КБП ранее.
Тем не менее, в компетенции СКБ КМЗ оставались такие важнейшие вопросы компоновки боевого отделения, его динамических характеристик, которые в итоге обеспечили кучность боя 30-мм автоматической пушки не хуже, чем при стрельбе с жесткого стенда. Наши специалисты успешно решили ряд вопросов, связанных с размещением большого боекомплекта, безотказностью автомата заряжания и выброса стреляных гильз 100-мм орудия, трактов питания 30-мм автоматической пушки и пулемета.
Таким образом, не комплекс вооружения определяет достоинства БМП, а ее боевое отделение с комплексом вооружения и шасси с соответствующими уровнями защиты и подвижности.
- Как удалось заложить в БМП-3 такие возможности модернизации?
- Чтобы обеспечить долговременное преимущество новой БМП над зарубежными аналогами, многие технические решения сразу принимались с учетом дальнейшей модернизации. Например, устанавливался безнаддувный двигатель УТД-29, а в КБ Барнаульского завода "Трансмаш" уже был разработан проект двигателя УТД-32 с наддувом и значительно большей мощности. Одновременно в СКБ КМЗ была проработана возможность его установки вместо двигателя УТД-29. Такая перспектива сыграла немалую роль в решении комиссии с участием главнокомандующего Сухопутными войсками, посетившей Барнаульский завод, о применении на новой БМП двигателя УТД-29, а не двигателя 2В-06, также предлагавшегося для использования. Теперь двигатель УТД-32 устанавливается на модернизированном варианте БМП-3.
Когда принималось решение о применении 100-мм осколочно-фугасных снарядов устаревшей разработки, учитывалось, что оно временное, и соответствующие переговоры с разработчиком ("НИМИ") по этому вопросу велись. Сейчас уже есть результат. То же относится к БТ снаряду для 30-мм автоматической пушки. Разработчик (НПО "Прибор") уже тогда представлял результаты испытаний нескольких опытных образцов. Сейчас новый снаряд есть.
Надствольный дальномер тоже был временным. Ясно было, что в перспективе дальномер должен быть встроен в прицел. Сегодня это сделано.
В целом возможности модернизации тем шире, чем больше свободный внутренний объем машины и запас грузоподъемности. По этим показателям БМП-3 намного превосходит БМП-2.

ЗАХАРОВ Михаил Александрович - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, в 1981-1991 гг. - заместитель министра оборонной промышленности СССР.
- Какие трудности были при запуске БМП-3 в серию?
- При серийном производстве потребовалась доводка и, как говорится, отехнологичивание БМП-3.
Был усовершенствован двигатель, коробка передач, вооружение. Также были сложности с поставщиками узлов, приборов, например, нужна была доводка гидрообъемной передачи, стабилизатора. Все дорабатывалось до необходимых параметров. Это, впрочем, нормальная ситуация, с которой сталкиваются все производители сложной, наукоемкой продукции.
- Насколько БМП-3 превзошла свою предшественницу БМП-2 по тактико-техническим характеристикам?
- Сразу отмечу, что БМП-3 была именно той машиной, которая в момент своего появления была нужна нашей армии. По ТТХ она значительно превосходила БМП-2. В частности, активное расположение десанта значительно увеличило плотность огня в переднем секторе машины. На БМП-3 было установлено новое вооружение - 30-мм и 100-мм пушки. Установка 100-мм пушки позволила поражать укрытые цели и цели на обратных склонах высот, появилась также возможность запуска ПТУР через ствол пушки и управления им по лучу лазера. Все это и позволило БМП-3 обойти американских и английских конкурентов по вооружению, системе управления огнем, надежности машины.
- Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба БМП-3?
- Изначально судьба этой машины была нелегкой. Многие были категорически против создания БМП-3 в том виде, в каком ее предложили. Но благодаря усилиям коллектива завода и СКБ под руководством А. Благонравова, тульского КБП и его генерального директора А. Шипунова, главного конструктора двигателя Б. Егорова, министерства оборонной промышленности, ГАБТУ Минобороны боевую машину удалось отстоять. Это сказалось на судьбе Курганмашзавода, который сумел выжить в трудные времена за счет поставки БМП-3 на экспорт. На базе БМП-3 конструкторы создали бронированную эвакуационную машину БРЭМ-Л и работают над созданием боевых машин нового поколения.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня жизненный ресурс БМП-3 далеко не исчерпан. Что касается, например, экспортных возможностей этой машины, то они очень велики благодаря тому, что до сих пор конкуренты не смогли создать ничего подобного.

ЖУРАВЛЕВ Николай Алексеевич - генерал-лейтенант запаса, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, был первым заместителем начальника ГБТУ Минобороны СССР, возглавлял группу специалистов-испытателей БМП-3 в Объединенных Арабских Эмиратах.
- Насколько БМП-3 соответствовала требованиям армии и как она показала себя при практической эксплуатации в войсках?
- БМП-3 по конструктивным параметрам соответствовала требованиям Вооруженных Сил, хотя первая партия машин, переданная в Белорусский военный округ, имела некоторые недоработки, которые выявились в процессе эксплуатации. После устранения недостатков БМП-3 в войсках показала себя положительно.
- В какие страны поставлялась БМП-3, каковы ее экспортные перспективы и в чем ее преимущества перед зарубежными аналогами?
- Новая БМП поставлялась в Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Кипр и Южную Корею. Экспортный потенциал этой разработки достаточно высок, поскольку по своим тактико-техническим характеристикам она существенно превосходит зарубежные аналоги, такие как "Брэдли" (США), "Уориер" (Англия). В частности, БМП-3 оснащена ракетно-пушечным комплексом вооружения, динамической защитой от поражения кумулятивными средствами в широком диапазоне курсовых углов обстрела. При весе 18 тонн машина имеет устойчивую плавучесть и обладает повышенной проходимостью в условиях снега и песка.
Отмечу, что БМП-3 оставила далеко позади своих конкурентов во время тяжелейших испытаний в Объединенных Арабских Эмиратах. В результате, после ряда переговоров был подписан первый в истории контракт с ОАЭ на поставку большой партии российских БМП-3.
- Видимо, некоторые заказчики высказывали к машине особые требования?
- Практически каждый покупатель БМП-3 при заключении контрактов на поставку, как правило, высказывал предложения по конструктивной доработке БМП-3. Это, например, установка тепловизора для увеличения дальности видения ночью, установка унифицированных для региона средств связи, снижение уровня шумов в десантном отделении, оборудование резиновыми "башмаками" гусеничной ленты для движения по асфальту. Все эти требования нашей стороной принимались, и производилась соответствующая доработка конструкции БМП-3.

НИКОНОВ Александр Иванович - генеральный директор-главный конструктор ОАО "СКБМ".
- Александр Иванович, какие этапы модернизации БМП-3 вы можете выделить?
- В конце 80-х годов одновременно с принятием БМП-3 на вооружение были начаты новые ОКР по ее совершенствованию. Однако из-за отсутствия средств реальная модернизация машины началась лишь после того, когда на нее появились заказы из-за рубежа. Деньги от продажи машин Курганмашзавод и другие изготовители направляли на дальнейшее совершенствование БМП и её систем.
В результате боевая машина получила новый форсированный двигатель и форсированную систему охлаждения, новую информационно-управляющую систему, кондиционер. Сегодня БМП-3 реально эксплуатируется при температурах выше 55 (!) градусов без ограничений. Также на ней размещена динамическая защита и комплекс активной защиты "Арена", ведутся испытания системы защиты от ПТУРС "Штора" и т.д.
Наиболее значительной модернизации, проведенной в Кургане, подверглось боевое отделение. Кроме того, что из этого отделения можно вести огонь всеми вновь разработанными боеприпасами, в нем появился автомат сопровождения цели и автомат заряжания ПТУРС, установлена система продувки ствола с целью снижения загазованности, испытывается навигационная система и новый прибор наблюдения командира. Разработана также модификация БМП-3Ф для морского десанта.
Все введенные в конструкцию машины усовершенствования значительно повысили ее суммарную боевую эффективность по сравнению с БМП-3 80-х годов. При этом каждое, отдельно взятое усовершенствование может быть внедрено на любой ранее выпущенной машине в ходе ее ремонта и модернизации.
- В последнее время много говорится о БМП-4, как уже имеющемся реальном образце. Так ли это?
- Сегодня Тульское КБП активно предлагает на рынке свое боевое отделение, уверяя покупателей, что БМП-3 с этим боевым отделением - это уже БМП-4. Отмечу, что для присвоения очередного индекса БМП, как, впрочем, и танку, самолету, необходимо провести весь комплекс опытно-конструкторских работ и принять машину на вооружение российской армии.
Сегодня же на разработку БМП нового поколения нет утвержденных тактико-технических требований. Поэтому макетный образец, собранный в Туле, в котором используется шасси БМП-3 выпуска 80-х годов, нельзя назвать даже опытным образцом. Наверное, поэтому в рекламных материалах, представляемых в зарубежных СМИ, КБП без стеснения использует фотографии модернизированной БМП-3, разработанной и изготовленной в Кургане.
В основу создания боевого отделения КБП положены работы, выполненные туляками еще в начале 90-х годов по контракту с Китаем, в интересах армии КНР. Создаваемое КБП боевое отделение по своим техническим характеристикам, составу комплекса вооружения аналогично боевому отделению модернизированной БМП-3, созданной в Кургане по техническому заданию Министерства обороны РФ. Основное между ними отличие лишь в установке на месте командира телевизионной панорамы. Но это преимущество достаточно спорное, т.к. ночью командир остается пассивным наблюдателем за действиями наводчика. Кроме того, как главный конструктор БМП, я вижу ряд недостатков в конструкции боевого отделения КБП, которые при его установке на шасси БМП могут повлиять на ряд таких важных характеристик машины в целом, как живучесть экипажа, условия эксплуатации и др.
При объективном анализе обоих боевых отделений, непредвзятый эксперт не найдет больших различий в технических характеристиках и даже минимального разрыва в боевой эффективности обоих комплексов вооружения. Иначе обстоит дело при рассмотрении вопросов, связанных с отработанностью конструкции, ее надежностью и освоенностью в производстве, а значит и со сроками поставок и денежными затратами. Здесь курганский вариант вне конкуренции. Кстати о конкуренции. Нельзя мириться с тем, что Тульское КБП вынесло конкурентную борьбу между российскими разработчиками на обозрение потенциальных зарубежных покупателей, что, конечно, вредит общероссийским интересам.
- Над чем сегодня трудятся в Кургане?
- В течение этого года проводились интенсивные работы над модернизированной БМП-3. Образцы проходили демонстрационные испытания в условиях пустынной местности в двух странах - потенциальных покупателях нашей техники. Машины подтвердили все заявленные характеристики, ныне испытания завершаются и в России.
Ведутся предконтрактные переговоры, и мы уверены, что в ближайшие годы новые боевые машины пехоты из Кургана обретут своих зарубежных хозяев. Хотелось бы, чтобы и российских тоже. Поставки современных боевых машин пехоты в отечественные Вооруженные Силы пока, к сожалению, минимальны.
Одновременно мы работаем над созданием БМП нового поколения.

Главная страница В начало