УКРАИНА ОРУЖЕЙНАЯ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
Валентин БАДРАК
Источник: Зеркало недели
Начиная с 1996 г. нынешний год оказался для украинского оружейного бизнеса наиболее насыщенным в плане перемен. Во-первых, никогда ранее Украина не обвинялась в нарушении международных правил игры на мировом рынке вооружений со стороны официальных органов конкретного государства. Во-вторых, и, возможно, вследствие первого, никогда ранее, начиная с 1996 г., Украина не снижала объемов продажи вооружений и военной техники. А именно падение объемов экспорта оружия прогнозируют сегодня эксперты. В-третьих, и также вследствие первого, никогда в течение года не было столько изменений в государственной системе военно-технического сотрудничества. Фактически к концу года сформированная в 1996-1998 гг. (и несколько дополненная в 1999-2000 гг.) система ВТС перестала существовать. А новая, которая ныне формируется (новый указ Президента Украины может появиться в ближайшие дни), будет напоминать прежнюю очень немногим. В-четвертых, в 2002 г. окончательно сформировался основной вектор украинского ВТС, направленный на регион Юго-Восточной Азии. В-пятых, Украина приняла участие в условном разделе военно-технических рынков СНГ, и результаты этого раздела оказались для нее не так уж плохи. Наконец, в-шестых, зафиксированы вполне небезуспешные усилия Украины по закреплению на мировом рынке технологий.
Оружейные дивиденды
Несмотря на то что в 2002 г. Киев набрал довольно неплохой портфель оборонных заказов, эксперты склонны полагать, что реальные прибыли по результатам нынешнего оружейного года впервые окажутся ниже прошлогодних. Естественно, это не ознаменует собой катастрофу, но учесть в будущем некоторые уроки все же стоит. Основными причинами спада, кроме результатов военной активности антитеррористической коалиции (что привело к закрытию для Украины рынков целого ряда государств) и возобновления военно-технической помощи Пакистану и Индии со стороны США, стало возросшее давление на официальный Киев со стороны международных организаций и США. Последнее повлекло за собой цепочку внутренних изменений в системе ВТС. Этот растянутый во времени процесс, в свою очередь, привел к замораживанию ряда решений в этой области, возникновению перестраховок и самоцензуры в реализации военно-технической политики государства. Еще одной причиной уменьшения объемов экспорта является сужение для Украины в 2002 г. рынка космических услуг и, соответственно, уменьшение количества пусков украинских или украинско-российских ракетоносителей.
Среди развивающихся негативных тенденций года - прогрессирующее обострение конкуренции на постсоветском сегменте мирового рынка вооружений и попытки других поставщиков закрепиться на традиционных украинских рынках. К примеру, на первый взгляд безобидная продажа Пакистану партии вертолетов Ми-17 Россией на самом деле означает вполне реальное наступление на традиционный рынок сбыта украинского оружия.
В то же время падение объемов не будет обвальным: делая беглый предварительный подсчет, эксперты Центра исследований армии, конверсии и разоружения предполагают, что оружейный бизнес, если считать прибыли от услуг и технологий двойного назначения, должен заработать в 2002 г. не менее $400-440 млн. Более того, в 2001-02 гг. Украина расширила спектр продаваемой новой продукции военного назначения, и <пошли> контракты у таких заводов, которые раньше не могли выйти на рынок. Это прежде всего производители радиолокации и средств радиоэлектронной разведки, а также некоторой техники ПВО: Казенный электромашиностроительный завод <Искра>, ГАХК <Топаз>, ХК <Укрспецтехника>, НИИ <Квант> и некоторые другие. Среди наиболее важных контрактов, подписанных в текущем году, стоит отметить заключенную <Прогрессом> 100-миллионную сделку на поставку танковых двигателей Пакистану, несмотря на то, что визит Президента Украины в Исламабад так и не состоялся. Весомым довеском в казну стало и завершение ливийского контракта - на поставку двух самолетов Ан-124 <Руслан>.
Естественно, важным является реализованный в этом году контракт на поставку четырех станций пассивной радиоэлектронной разведки <Кольчуга> Китаю. Фактически после покупки Китаем эта продукция уже не нуждается в маркетинге, а ныне еще несколько стран-покупателей близки к подписанию контрактов. Стоит вспомнить и контракт на поставку авиадвигателей на сумму около $30 млн., заключенный в текущем году ОАО <Мотор-С_ч> с одним из государств Юго-Восточной Азии.
Вообще, среди украинских оборонных предприятий наиболее успешными в 2002 г. были ГАКХ <Артем> и ОАО <Мотор-С_ч>. Первый - в основном за счет объемных поставок в Индию и Китай, второй - за счет поставок двигателей к российской или постсоветской авиатехнике. Еще одним традиционно успешным заводом является ПО <Зоря-Машпроект>. В конце ноября 2002 г. им подписан контракт на поставку газовых турбин для китайских судов на воздушной подушке типа <Мурена>. ПО <Зоря-Машпроект> разработало в этом году новую газотурбинную установку М-79, которая учитывает требования китайских судостроителей. Для Китая, ставшего в 2002 г. наибольшим после России покупателем украинской военной техники, работала и <Искра>.
Украина неплохо продвинулась на рынке Туркменистана, освоив газовые схемы взаиморасчетов. Дочернее предприятие <Укрспецэкспорта> <Укроборонсервис> ныне вполне успешно выполняет ряд контрактов в интересах этой страны. Среди наиболее весомых из них ремонт партии туркменских истребителей Миг-29 и модернизация системы ПВО страны. Пошли в Туркменистан и патрульные катера, производимые Феодосийской судостроительной компанией <Море>. Эта страна стала главнейшим после РФ партнером Украины в области ВТС среди государств СНГ.
В большей степени из-за появления на рынке ряда новых игроков из постсоветского лагеря Украина решилась в текущем году на бесплатные передачи устаревающего оружия. Согласно постановлению правительства от 29 марта с.г. за номером 428 <О внесении изменений в Положение о порядке отчуждения и реализации военного имущества Вооруженных сил>, военная техника и имущество будут реализовываться на бесплатной основе, в том числе и за границу. В этом году Киев апробировал новое решение, предоставив бесплатную помощь в формировании афганской армии. Афганистану было поставлено легкое стрелковое вооружение и амуниция. Эта весьма нужная практика позволит Украине не только избавиться от старого оружия, но и закрепиться на некоторых новых рынках.
Среди новых положительных тенденций стоит отметить и осваивание натовских стандартов. К проектам танка и высокоточного артиллерийского снаряда <Квитник> Луганский станкостроительный завод добавил патрон натовского стандарта <Люгер> (9х19). Это предприятие уже поставило в 2002 г. в Чешскую Республику пробную партию таких патронов.
Наряду с тенденцией увеличения объемов экспорта новых вооружений и военной техники ключевым фактором украинских успехов на рынке оружия остается модернизация и ремонт постсоветской техники. Кстати, подтверждением этого является тот факт, что среди всех дочерних фирм, занимающихся посредническими услугами в оружейных сделках в 2002 г., наибольших успехов добился <Укроборонсервис>, львиная доля контрактов которого составляет именно услуги специального характера.
В этом году активнее к поддержке военно-технического сотрудничества стал подключаться украинский МИД. К наиболее удачным шагам внешнеполитического ведомства можно отнести организацию визита главы державы в Индию и реанимация работы с Малайзией. Как ожидается, в 2003 году уровень ВТС с этими государствами может резко пойти в гору. Больше участия в поддержке военно-технической активности замечено в текущем году и со стороны военного ведомства. Являясь сегодня звеном национальной системы ВТС больше формальным, чем реальным (поскольку Министерство обороны не участвует в торговле оружием, а закупки для армии настолько мизерны, что о них лучше молчать), люди в погонах, тем не менее, имеют довольно неплохие возможности для лоббирования военно-технических проектов. И, похоже, эти возможности начинают использоваться. Именно так можно расценить намеченное на март
2003-го подписание Договора о военно-техническом сотрудничестве с Чешской Республикой. За ним стоит перспектива совместного выхода на рынки с украинским вариантом модернизации учебно-тренировочного самолета L-39 и, не исключено, оснащение украинскими двигателями новой чешской машины L-159.
Еще одной важной предпосылкой для развития оружейного бизнеса в будущем является закладка фундамента внутреннего авиационного рынка и другой наукоемкой продукции. Более всего это связывают с внедрением <Укрзал_зницею> системы лизинга. Но и не только. Первыми на инновационные проекты откликнулись украинские коммерческие банки. Около 450 млн. грн. они должны выделить в 2003 г. национальным предприятиям под реализацию долгосрочных проектов. Это прежде всего <Проминвестбанк>, <Аваль> и <ВА Банк>. Один из коммерческих банков Украины уже выделил кредит в 240 млн. грн. ГП <Харьковский машиностроительный завод <ФЭД>, специализирующемуся на производстве интегральных гидроприводов, топливно-регулирующей аппаратуры, электроприводных насосных станций, гидроблоков для нужд авиакосмической промышленности и машиностроения. 80 млн. грн. получит и ОАО <Мотор-С_ч> - для постановки на серийное производство авиадвигателей нового поколения, таких, как АИ-450, АИ-222, ВК-1500, ВК-2500 и других. Будет открыта кредитная линия для инвестиционного проекта стоимостью 135 млн. грн. по производству и серийному выпуску самолетов Ан-140,
Ан-74ТК-300 и Ан-74ТК-300УТ для Харьковского государственного авиационного производственного предприятия.
Переходный период украинской системы ВТС
С 15 ноября с.г. украинский оружейный бизнес пребывает в напряженном ожидании: вопрос, по какой схеме будет развиваться военно-техническое сотрудничество Украины с иностранными государствами в будущем, беспокоит многих. Когда в России несколько лет назад на базе трех основных спецэкспортеров был создан <Рособоронэкспорт>, первые всходы объединения оказались невпечатляющими. Зато уже в 2001-02 годах объемы торговли резко возросли, хоть и значительная их часть засчитывается в счет погашения внешнего долга. Но надо признать, что, сократив экспортеров-посредников, РФ не упразднила полномочия шести мощных производителей оружия. Оставив таким образом основу существующей схемы: <Один из некоторых>.
Что касается сегодняшней украинской ситуации, то настроения оружейных бизнесменов больше тревожные, нежели полны радужных ожиданий. Например, пока совершенно неясно, как будут развиваться центры влияния на оружейный бизнес. Новый указ главы державы еще только готовится, и, как ожидается, он будет содержать несколько сюрпризов.
Во-первых, прогнозируют наблюдатели, вполне можно ожидать усиления роли Комитета по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля при Президенте Украины. Учитывая, что предыдущие политические решения этой структуры готовились всего несколькими людьми, а также тот факт, что в стране упраздняется <мозг> оборонно-промышленного комплекса в лице одноименной госкомиссии, становится очевидным, что должен быть создан новый мозговой центр. Скорее всего, им и станет вышеназванный комитет, а его состав, соответственно, может увеличиться до 30-45 человек. Кроме того, не исключено, что часть людей из госкомиссии может переместиться в президентский комитет.
Во-вторых, учитывая особенности статуса такого органа, как администрация Президента, можно предположить, что созданный отдел во главе с Игорем Черкасским будет осуществлять некий политический надзор за ведением оружейного бизнеса непосредственно исполнителями. Таким образом, функции органа администрации Президента и органа Совета национальной безопасности и обороны Украины не будут пересекаться. В то же время, многие из числа самих исполнителей имеют вполне обоснованные опасения, что в сферу полномочий недавно созданного органа в АП будет входить и кадровая политика. Причем в таком формате, что кандидатуры на должности вплоть до начальников управления <Укрспецэкспорта> будут утверждаться в АП.
В-третьих, осколки от бомбы, которая разнесла Госкомиссию по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины, как считает большинство аналитиков, будут иметь гораздо больший разлет, нежели это может показаться на первый взгляд. Эксперты уже отметили, что среди возможных последствий расформирования госкомиссии могут оказаться <пробуксовки> в области ВТС с Израилем и Китаем. Поскольку стратегия и перспектива деятельности двусторонних комиссий по военно-техническому сотрудничеству с этими странами в значительной степени была <завязана> персонально на фигуру Владимира Горбулина. Многие считают, что это не тот случай, когда свято место пусто не бывает. Кстати, специалисты уже отметили, что указ о расформировании госкомиссии был подписан буквально через два дня после того, как в Киеве в субботу накануне прошла презентация российско-украинского экономического центра <Разом>, созданного в октябре 2002 г. Напомним, что инициаторами его создания выступили промышленно-финансовая группа <Россагропром>, АКБ <Кредитрасс>, производственно-промышленное объединение <Ижмаш>, АО <Россбункер>, ПО <Промэкспорт> и некоторые другие финансовые и деловые структуры. Первоначально предполагалось, что центр должен оказывать содействие приходу российских инвестиций в украинскую экономику, а среди его задач указывались юридическое сопровождение проектов российских предприятий, а также информационно-аналитическая и рекламная поддержка этим проектам, и в том числе обеспечение взаимодействия с органами государственной власти Украины. Именно после того, как презентацию посетили глава Госкомиссии ОПК и глава <Укрспецэкспорта>, и случилась отставка первого, а второй, как поговаривают в кулуарах власти, попал под прицел этой самой власти. Может быть, эти два события являются совпадением и именно отсутствие изменений в головной госкомпании-посреднике по торговле оружием или их наличие в будущем дадут ответ на этот вопрос.
В-четвертых, совершенно определенно можно отметить, что такой центр влияния на оружейный бизнес, как Министерство промышленной политики Украины, с приходом в ведомство Анатолия Мялицы заметно усилился. И, скорее всего, не только потому, что немного заладились дела у отечественного авиапрома (отцом украинского авиализинга называют Г.Кирпу). Трудно сказать, дойдет ли дело до реализации одной из промышленных идей Владимира Горбулина - создания в стране единой авиастроительной корпорации, - но авиапром начал активное наступление. Причем не только на внешние рынки:
Наконец, в-пятых, производители и экспортеры оружия ждут появления нового списка спецэкспортеров и нового списка предприятий, которые должны продолжить развитие оборонно-промышленной кооперации с российскими партнерами. Хотя, как ожидается, оба списка будут серьезно <почищены>, факт их появления к концу года должен стабилизировать ситуацию и ознаменовать не только новый этап в жизни отечественного оружейного бизнеса, но и появление у него новых ориентиров. В ином случае не исключается, что ропот, который имеет место в Украине, может перекинуться и на ту сторону украинско-российской границы.
Таким образом, предварительные итоги года свидетельствуют, что потери на рынке связаны в большинстве случаев с объективными процессами, мало зависящими от самих торговцев оружием.
Наиболее важной составляющей украинского экспорта продукции военного и двойного назначения являются поставки авиадвигателей и авиационных компонентов, а составляющей услуг - ремонт и модернизация авиатехники и ее компонентов. Будущие перспективы связаны с авиатехникой, ракетно-космической техникой, техникой ПВО и радиолокацией. Наиболее важными партнерами стали Россия и Китай, а в перспективе - развитие ВТС с Индией, Малайзией, Вьетнамом, Индонезией и другими государствами Юго-Восточной Азии. Важным может оказаться увеличение присутствия на рынке специальных космических услуг (за счет реализации нового проекта по совместным с Бразилией и, возможно, Аргентиной пускам модернизированных ракетоносителей <Циклон-4>). Основные перспективы Украины на мировом рынке вооружений в ближайшие несколько лет могут быть связаны с расширением интеграционных процессов, акционированием предприятий ОПК, приходом частного капитала в оборонно-промышленную сферу, участием в транснациональных структурах и международных проектах.