Бронетанковые новости

АТАМАНОВСКИЙ БРОНЕТАНКОВЫЙ

Подполковник Тимур ЛАМБАЕВ, полковник Алексей ПОПОВ

Источник: Красная Звезда

В эти дни свое 60-летие отмечает одно из крупнейших в забайкальском регионе предприятий <оборонки> - 103-й бронетанковый ремонтный завод (БТРЗ), разместившийся в Атамановке под Читой. Более 17.000 единиц капитально отремонтированной бронетехники и около 55.000 двигателей типа В-2 - результат работы трудового коллектива за шесть десятилетий. Здесь освоен ремонт практически всех образцов бронетанковой техники, состоявших и состоящих ныне на вооружении нашей армии.


Становление завода проходило в сложнейших условиях Великой Отечественной войны, когда ощущалась острая нехватка специалистов и производственного оборудования. Поточный метод ремонта боевых машин был налажен уже к концу 1946 года. К этому времени на предприятии был освоен капитальный ремонт легендарной тридцатьчетверки, а также двигателей марки В-2.

Начало 50-х ознаменовалось коренной реконструкцией предприятия. Тогда началось возведение демонтажно-монтажного корпуса, хранилища для готовой продукции. Одновременно шло строительство жилого городка. В октябре 1954 года начальником завода был назначен инженер-майор К. Проскуряков, возглавлявший его в течение 22 лет. Константин Николаевич, кавалер многих государственных наград, в том числе шести боевых орденов, - легендарная личность в истории предприятия. Он уделял большое внимание развитию производства, освоению капремонта новых по тому времени танков Т-54, Т-55.

Период наиболее бурного строительства и расширения завода пришелся на 60-е и первую половину 70-х. В то время в цехах завода стали обретать вторую жизнь танки Т-62 и боевые машины пехоты БМП-1.

В 80-е годы основное внимание было уделено реконструкции предприятия, поскольку в войска стала поступать более современная бронетанковая техника. В это время сдаются в эксплуатацию монтажный и деревообрабатывающий цеха, склад ГСМ. Экономический кризис 90-х больно ударил по предприятию. Достаточно сказать, что с 1993 по 1998 год на БТРЗ работали всего по три дня в неделю. Стало ясно, что необходимо переходить на новые методы хозяйствования, активнее внедрять новые технологии. Наладили выпуск конверсионной техники: на базе БМП-1 начали изготовлять транспортную машину <Березина> для перевозки людей и грузов в условиях бездорожья, тягачи ГТУ-1, лесопожарную машину <Березина-ЛП>. С 1996 года завод стал базовым предприятием по обучению иностранных специалистов. Здесь учились ремонтировать бронетехнику специалисты из Индии, Монголии, Ливана, Югославии, Финляндии.

Благодаря добросовестному труду рабочих, инженерно-технического персонала, инициативе руководства завод вышел из финансово-экономического кризиса 90-х годов. Сегодня здесь успешно работают литейное, кузнечное, заготовительно-штамповочное, механосборочное производства, кислородно-добывающая станция, цех деревообработки, механические цеха, организовано изготовление резинотехнических изделий, инструментов. Конечно, проблем на предприятии еще хватает. По-прежнему давят чрезмерные налоги и различные выплаты, в результате чего на развитие производственной базы и социальные нужды остаются крохи. Да и конкуренты - отечественные заводы-изготовители, взявшиеся активно осваивать ремонтный рынок, поджимают. Однако трудности не расслабляют коллектив, заставляют мобилизовывать силы на решение основной задачи, стоящей перед предприятием, - своевременный и качественный ремонт бронетехники. С ней здесь справляются успешно во многом благодаря слаженности в работе и высокому чувству ответственности за порученное дело.

Главное богатство БТРЗ, конечно же, люди. Председатель профсоюзного комитета Александр Горошик с гордостью рассказывает о трудовых династиях завода. Одной из самых представительных является династия Катанцевых, общий трудовой стаж которой на предприятии составляет более 500 (!) лет. Самых добрых слов заслуживают фамильные трудовые коллективы Тарасовых, Кармановых, Грицко, Степановых, Казанских и многие другие. Продолжателями отцовских традиций являются нынешние производственные мастера Александр Днепровский и Владимир Дацков, работники технического отдела Евгений Овешников, отец и сын Шелиганы. Подобная преемственность наглядно подтверждает, что за родной завод народ, что называется, держится. И предприятие заботится о людях. Средняя заработная плата по заводу на сегодняшний день составляет около 4 тысяч рублей. На предприятии имеется прекрасно оборудованный медицинский пункт. Летом практически вся заводская детвора проходит курс оздоровления на базе отдыха <Березка>, расположенной в одном из живописнейших уголков Забайкалья на озере Арахлей.

- Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день, - говорит начальник завода полковник Игорь Смирнов. - Руководство страны уделяет внимание нуждам <оборонки>. Для нас это прежде всего стабильный гособоронзаказ, подкрепляемый своевременным финансированием. Немаловажно и то, что в активе нашего предприятия на следующий год имеются серьезные контракты с инозаказчиками.

Руководство завода понимает, что многое решают квалифицированные кадры, особенно молодежь. Для этого на собственной базе организовали обучение молодых специалистов. Под руководством ветеранов производства вчерашние школьники осваивают профессии токаря, слесаря, сварщика и после окончания ПТУ остаются работать в родных стенах. А это значит, что будущее у завода действительно есть.

На снимках: начальник завода полковник Игорь Смирнов, кандидат технических наук; бронетанковая техника, получившая вторую жизнь в стенах предприятия; в одном из заводских цехов.

Главная страница В начало