БТР еще послужит
Источник: Красная Звезда
Александр Маркушин
Предлагаемая автомобильным предприятием <Техносервис> схема модернизации бронетранспортеров БТР-60 и БТР-70 заключается прежде всего в замене двух бензиновых двигателей общей мощностью 180 л.с. (2 по 90 л.с.) на один дизельный силовой агрегат производства ярославского ОАО <Автодизель>. Это двигатель ЯМЗ-236Д аналогичной мощности 180 л.с., но с большим крутящим моментом. Преимущества дизельного двигателя по сравнению с бензиновым для военной техники известны и очевидны. Наряду с высокой мощностью и неприхотливостью в эксплуатации они пожаро- взрывобезопасны в бою. Кроме того, применяя дизельный силовой агрегат, увеличиваем пробег автомобиля без дозаправки топливом с 500 км до 800 км, улучшаются тяговые характеристики на слабых грунтах, сильно пересеченной местности и на горных дорогах.
Напомним, что силовая установка серийных БТР-60 и БТР-70 содержит два бензиновых двигателя, каждый из которых приводит во вращение колеса двух осей автомобиля независимо от другого, в то время как на плаву их крутящие моменты объединяются в редукторе привода водомета. А кинематическая схема трансмиссии модернизированных БТР содержит лишь один дизельный двигатель, приводящий во вращение колеса всех четырех осей, и дополнительную раздаточную коробку, распределяющую крутящий момент двигателя между двумя штатными раздаточными коробками и осуществляющую привод водомета.
При установке нового дизельного двигателя пришлось решать проблемы с размещением его в корпусе БТР. Силовой агрегат ЯМЗ-236 имеет больший габарит по высоте, чем штатные силовые установки БТР. Для обеспечения монтажа нового силового агрегата была изменена съемная крыша над двигателем. Модернизированная крыша оборудована крышками и приводами воздухопритока, заимствованными с БТР-80. Она выполнена из броневых листов с углами наклона, соответствующими общим обводам корпуса БТР.
Для уменьшения переделок корпуса, моторной перегородки и сохранения объема обитаемого отделения было принято решение провести доработку корпуса водомета, которая позволяет разместить силовой агрегат без принципиальных изменений компоновки моторного отделения.
На модернизированных БТР установлена дополнительная раздаточная коробка (ДРК), которая перераспределяет крутящий момент двигателя между двумя штатными раздаточными коробками машины, и, таким образом, трансмиссия базового автомобиля сохраняется в первоначальном виде. В самой ДРК крутящий момент двигателя поступает на дифференциал, а с него на два соосных вала, которые передают момент на ведущие мосты. С одного из валов ДРК крутящий момент передается на карданный вал привода водомета. Дифференциал ДРК имеет принудительную блокировку. Конструкция ДРК основана на шестернях ОАО <КамАЗ>, благодаря чему ее конструкция максимально унифицирована с действующим производством.
Трансмиссия модернизированного БТР построена по агрегатному принципу. Силовой агрегат (двигатель, сцепление, КПП) и агрегат охлаждения (радиатор и центробежный вентилятор) размещены на единой раме и монтируются в силовое отделение в сборе. ДРК устанавливается в корпус на своей подвеске и соединяется с выходным валом коробки передач промежуточным карданным валом. Такое построение трансмиссии позволило максимально сократить доработку корпуса и изменения в компоновке моторного отделения, а кроме того, облегчить замену силового блока и отдельных его элементов при эксплуатации.
Модернизация БТР-70 проводится по аналогичной схеме, что и БТР-60. Разница заключается лишь в приводе водометного движителя, так как в трансмиссии БТР-60 применен одновинтовой водомет, а в трансмиссии БТР-70 - двухвинтовой.
Предлагаемая схема модернизации БТР позволяет сохранить посадку экипажа практически неизменной. Несколько смещено вправо сиденье среднего бойца у моторной перегородки, что вызвано местным подъемом пола над дополнительной раздаточной коробкой.
Следует отметить, что модернизация БТР-60ПБ и БТР-70 не только сохраняет их общий дизайн и восприятие, но и придает им завершенный вид благодаря более ровной линии крыши над двигателем. Кроме того, повышение уровня крыши позволяет выходить боевым машинам из водоема под большим углом, не допуская заливания моторного отделения водой.