armor.kiev.ua / lib / tanks_and_armor
 

Танки и танковые войска. Ч.2 Боевые действия танковых войск

(Танки и танковые войска / Коллектив авторов. Под ред. Маршала бронетанковых войск А. X. Бабаджаняна. — М.: Военное издательство, 1970)

Глава VIII

ГЛАВА VIII
ТЫЛ ТАНКОВЫХ ВОЙСК

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Наличие в танковых войсках большого количества разнообразной боевой техники и машин различного назначения вызывает при выполнении ими боевых задач большой расход материальных средств. Для того чтобы войска имели возможность вести непрерывные боевые действия, им постоянно потребуется подвозить большое количество различных материальных средств — боеприпасов, горючего, военно-технического имущества, продовольствия и других.

Применение в современной войне ядерного оружия и других мощных новых огневых средств борьбы может привести к значительным санитарным потерям личного состава и к выходу из строя большого количества боевой техники.

По оценке иностранных военных специалистов, потери сухопутных войск НАТО в результате первых ядерных ударов могут составить 30—40% общей численности войск, сосредоточенных на театрах военных действий к началу войны.

Считается, что возможные большие потери танковых войск потребуют своевременного оказания квалифицированной медицинской помощи раненым и больным и их лечения, быстрого восстановления поврежденной техники и своевременного возврата ее в строй с целью постоянного поддержания боеспособности войск на высоком уровне.

В связи с этим признается, что в современной войне высокая боевая готовность танковых войск, помимо других факторов, в значительной степени, очевидно, будет зависеть от четкой организации и слаженной работы тыла по материальному, техническому и медицинскому обеспечению.

Опыт прошлых войн наглядно показал, что постоянная высокая боевая готовность войск, успешное выполнение поставленных им боевых задач в значительной мере зависят от степени подготовленности тыла, его способности в полной мере обеспечивать войска всеми необходимыми материальными средствами, своевременно оказывать медицинскую помощь раненым, больным и пораженным, а также быстро восстанавливать боевую технику, вышедшую из строя в ходе боевых действий войск.

Возрастающая роль тыла в обеспечении высокой боевой готовности танковых войск, обусловленная их большой технической оснащенностью, выдвигает перед ним большие и ответственные задачи, успешное решение которых даст возможность войскам вести непрерывные боевые действия в течение длительного времени на большую глубину без существенного снижения боевых возможностей.

{321}

Как утверждается в зарубежной печати, основная задача тыла заключается в полном и своевременном материальном, техническом и медицинском обеспечении войск в соответствии со складывающейся обстановкой, потребностями войск и условиями ведения ими боевых действий. Успешное выполнение этой задачи, по их мнению, может быть достигнуто только при непрерывном и твердом управлении средствами тыла, высокой их подготовленности, правильном размещении и своевременном перемещении вслед за войсками, надежной защите от оружия массового поражения, обороне и охране, бесперебойном подвозе войскам необходимых материальных средств, рациональном использовании транспорта и своевременном проведении лечебно-эвакуационных мероприятий.

Объем работ всех средств тыла по материальному, техническому и медицинскому обеспечению войск может быть очень большим.

Высокая техническая оснащенность танковых войск в условиях ведения боевых действий в современной войне вызовет большую потребность в различных материальных средствах. Зарубежные военные специалисты считают, что из среднесуточной потребности войск в основных видах материальных средств более половины будут составлять горючее и смазочные материалы. Горючее стало одним из основных и решающих видов снабжения танковых войск. Большие материальные издержки войск потребуют напряженной работы всех видов транспорта, особенно автомобильного и воздушного, для быстрого восполнения в войсках израсходованных ими в бою материальных средств.

Наличие в танковых войсках большого количества бронетанковой и автотракторной техники и возможность выхода ее из строя в значительном количестве в результате поражения различными средствами борьбы, применяемыми противником, придают исключительно большое значение техническому обеспечению войск в ходе боевых действий.

Для обеспечения высоких темпов наступления войск, совершения длительных передвижений своим ходом при наличии весьма ограниченного времени на подготовку к боевым действиям требуется поддержание бронетанковой техники в состоянии постоянной технической исправности и боеспособности, четкая организация работ по быстрому восстановлению вышедших из строя машин непосредственно в ходе боевых действий и своевременному возврату их в строй. Это позволит сохранять боеспособность войск по количеству в их составе бронетанковой техники на высоком уровне и увеличить тем самым продолжительность непрерывного ведения боевых действий.

Значение восстановления бронетанковой техники для сохранения боеспособности танковых войск особенно отчетливо видно на театре военных действий, изолированном от тыла воюющей страны, когда возможности восполнения потерь в танках за счет их доставки с заводов промышленности крайне ограничены.

Так, в сражении за Эль-Аламейн с 23 октября по 3 ноября 1942 г. потери немецко-итальянских войск составили 450 танков, потери англичан — 500 танков. За этот же период боевых действий благодаря хорошо поставленной работе английской ремонтно-восстановительной службы англичане отремонтировали и ввели в строй 337 танков из общего количества выведенных из строя; в то же время потери в танках в немецких и итальянских дивизиях за счет восстановления практически не восполнялись из-за крайне ограниченных возможностей их ремонтно-восстановительной службы. Если к началу сражения за Эль-Аламейн 15-я и 21-я немецкие танковые дивизии располагали 230 танками, то к концу {322} сражения в этих двух дивизиях насчитывалось всего 80 танков. В этом сражении английская ремонтно-восстановительная служба сыграла главную роль в изменении соотношения сил по танкам в пользу англичан. В последующем численное превосходство англичан в живой силе и технике было одной из главных причин поражения немецко-фашистских и итальянских войск в Ливии.

Опыт минувшей войны показал, что выход машин из строя от боевых повреждений может быть очень большим, в результате чего войска будут быстро терять свою боеспособность. Так, например, в танковых войсках за 10—15 суток наступления выход бронетанковой техники из строя от боевых повреждений достигал величины ее списочного состава к началу боевых действий. Однако войска не теряли своей боеспособности, и это достигалось только тем, что в ходе боевых действий были четко организованы работы по восстановлению поврежденных машин всеми звеньями ремонтных средств и были приняты меры по быстрому возвращению отремонтированных машин в строй.

Чтобы представить себе объем работ по восстановлению машин, который будет выполняться всеми звеньями ремонтных средств в ходе боевых действий, достаточно сказать, что количество ремонтов, произведенных в ходе минувшей войны, в полтора—два раза превышало число танков, участвовавших в боевых действиях. Некоторые танки в ходе боевых действий ремонтировались по два—три раза и снова возвращались в строй.

Как считают зарубежные специалисты, при ведении современных боевых действий с применением ядерного оружия и более мощных, чем раньше, обычных противотанковых средств выход машин из строя может быть значительно большим, чем в годы минувшей войны. Кроме того, продолжительные непрерывные боевые действия танковых войск в современных условиях при отсутствии длительных пауз в боевых действиях потребуют проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение надежной и безотказной работы бронетанковой техники в течение длительного времени ее боевого использования. Хорошо организованное техническое обеспечение позволит сохранить боеспособность танковых войск на высоком уровне в течение всего времени ведения боевых действий и даст возможность увеличить продолжительность их непрерывного боевого использования.

В современной войне постоянное сохранение высокой укомплектованности бронетанковой техникой даст возможность войскам вести глубокие наступательные действия в высоком темпе в течение длительного времени.

В условиях современного боя может оказаться большим объем работ по оказанию медицинской помощи раненым, больным и пораженным. Применение противником оружия массового поражения может привести к резкому увеличению санитарных потерь в сравнении с теми, какие были в прошлую войну. Характерной особенностью современной войны может стать одновременное получение личным составом тяжелых и комбинированных поражений и большая неравномерность санитарных потерь по дням боевых действий. При этом наибольшие санитарные потери могут быть главным образом на рубежах напряженных боевых действий. Эти рубежи могут находиться на значительном удалении один от другого, что вызовет большие трудности в эвакуации раненых и пораженных и потребует, по-видимому, широкого применения для этой цели санитарной авиации.

Высокие темпы и маневренный характер боевых действий танковых войск, большие масштабы применения ядерного оружия и разнообразной боевой техники создали большие трудности в работе тыла, особенно {323} тыла танковых войск. Считается, что если высокая подвижность, способность двигаться за войсками, осуществлять их бесперебойное обеспечение являются обязательными требованиями к современному тылу вообще, то тылу танковых войск эти качества особенно необходимы. Танковый тыл обязан неотступно следовать за войсками, наступающими в высоких темпах. Он должен находиться в постоянной готовности к обеспечению войск в любых условиях обстановки.

Принципиальные особенности организации и работы тыла танковых войск вытекают из характера их боевого применения и выполняемых ими боевых задач. Танковые войска, являясь высокоманевренным и высокоподвижным родом войск, будут действовать в оперативной глубине противника по разобщенным направлениям. В этих условиях тыловые подразделения должны размещаться в непосредственной близости к своим войскам и неотступно следовать за ними в ходе развития наступления.

Отмечается, что при действиях танковых войск в оперативной глубине противника в высоких темпах будут значительно возрастать расстояния подвоза и эвакуации, к тому же коммуникации могут часто оказываться под воздействием противника. Поэтому условия подвоза материальных средств и санитарной эвакуации будут очень сложными.

В современной войне тыл может успешно выполнить свои задачи, очевидно, только при условии его высокой технической оснащенности и гибкой организации.

В современных армиях особое внимание уделяется техническому оснащению: широкому внедрению воздушно-транспортных средств, автомобилей большой грузоподъемности и высокой проходимости, широкому применению различных механизмов и автоматических устройств для производства погрузочно-разгрузочных работ, счетно-клавишных и электронных вычислительных машин для производства большого количества расчетов по материальному, техническому и медицинскому обеспечению войск.

Важное значение в современных условиях приобретает вопрос обеспечения живучести тыла. Применение ядерного оружия не только по войскам, но и по объектам тыла может привести к уничтожению запасов материальных средств и объектов тыла, а также к значительным разрушениям путей подвоза и эвакуации. Поэтому при размещении тыловые части и учреждения, вероятно, будут располагаться рассредоточение и надежно защищаться от воздействия различных средств поражения.

Тыл танковых войск организуется в соответствии с обстановкой и решением командира на ведение боевых действий. Следует помнить, что правильная организация тыла является важнейшим условием бесперебойного обеспечения войск в ходе боевых действий. Объекты тыла будут располагаться в соответствии с конкретными условиями обстановки, группировкой войск, выполняемыми тылом задачами, так чтобы обеспечивались постоянная готовность к маневру, наилучшее использование всех сил и средств в ходе боя и высокая живучесть тыла.

Признается, что тыловые средства выполняют задачи по обеспечению войск, как правило, в полосе их действий. Удаление районов размещения тыла от боевых порядков войск зависит от характера боевых действий, боевых задач и условий обстановки. В боевой обстановке ближе к войскам всегда выдвигаются медицинские средства и средства для эвакуации и ремонта гусеничной бронетанковой техники. В ходе боевых действий перемещение тыловых подразделений за войсками организуется с таким расчетом, чтобы не нарушалось бесперебойное обеспечение войск, ведущих боевые действия.

{324}

Утверждается, что основу материального обеспечения войск составляет подвоз материальных средств в любых условиях обстановки.

Большая глубина действий танковых войск и высокие темпы развития боевых действий повлекут за собой напряженность эксплуатации бронетанковой техники. Это вызовет интенсивный износ бронетанковой техники и потребует проведения профилактических мероприятий по постоянному поддержанию машин в боеспособном состоянии. Ввиду возможного значительного выхода машин из строя от боевых повреждений возникнет необходимость в организации непрерывного процесса их восстановления и быстрого возвращения после ремонта в строй. Все это требует соблюдения определенных принципов в организации и осуществлении их технического обеспечения.

За рубежом считают, что к основным из этих принципов относится следующее: в боевой обстановке, так же как и в мирных условиях, строго соблюдается и выполняется планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта машин; техническое обслуживание бронетанковой техники производится в ходе боевых действий непосредственно в боевых порядках войск, причем в помощь экипажам или водителям машин привлекаются средства обслуживания и ремонта; в первую очередь производится ремонт тех машин, которые могут быть восстановлены и возвращены в строй за короткое время, причем ремонт таких машин производится на местах выхода их из строя или в укрытиях, в которых может быть обеспечена безопасная работа выдвинутых ремонтных бригад и мастерских. Для этой цели с началом боевых действий эвакуационные и ремонтные средства будут, очевидно, располагаться на незначительном удалении от боевых порядков танковые подразделений, с тем чтобы сократить время на выдвижение к местам расположения вышедших из строя машин. В боевой обстановке важным фактором в обеспечении высокого темпа восстановления бронетанковой техники будет, очевидно, агрегатный метод ремонта.

Оценивая важность и специфику работы тыла в условиях боевых действий, иностранные военные специалисты отмечают, что изменить в срочном порядке тактические планы, дать войскам новое направление и поставить новые задачи сравнительно нетрудно; значительно труднее привести в соответствие с измененной тактической задачей планы материального и технического обеспечения, так как изменение это потребует передислокации складов материальных средств, изменения порядка использования сил и средств и привлечения новых.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЫЛА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БОЮ

Во всех армиях признается, что способы организации тыла, содержание мероприятий по материальному и техническому обеспечению не остаются неизменными. Они меняются с изменением форм и способов организации боя, что в свою очередь влечет изменение организационно-штатной структуры учреждений и средств тыла.

К организации тыла, материальному и техническому обеспечению предъявляются следующие основные требования: своевременное и полное обеспечение войск всеми необходимыми материальными средствами; постоянное поддержание техники в исправном состоянии и в готовности к использованию; быстрое восстановление и возвращение в строй поврежденных машин.

{325}

§ 1. ТЫЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА МАРШЕ

Отмечается, что на марше основными вопросами организации тыла являются подготовка тыловых подразделений к передвижению, определение состава колонн тыла и мест их следования в походном порядке, выбор и подготовка маршрутов движения тыловых колонн, определение мест размещения средств тыла в районах привалов, с выходом в назначенный район и при развертывании для встречного боя, организация защиты, обороны и охраны тыла.

При подготовке к маршу тыловые подразделения доукомплектовываются личным составом, автотранспортом, техникой тыла и табельным имуществом, обеспечиваются необходимыми материальными средствами и эвакуируют излишнее имущество, передают раненых медицинским учреждениям старшего начальника; организуют и проводят занятия с личным составом тыловых подразделений, проводят техническое обслуживание автотранспорта и техники тыла.

Конкретное содержание и организация перечисленных мероприятий в каждом случае будут зависеть от состояния тыла, наличия времени на подготовку к маршу, тактической обстановки и условий, в которых предстоит совершать марш.

Признается, что в тяжелых дорожных условиях, когда колесные машины не могут следовать в одной колонне с гусеничными при совершении марша на большое расстояние, а также при назначении для колесных машин отдельного маршрута все средства тыла будут следовать по выделенному ему маршруту самостоятельными колоннами.

При выдвижении войск к рубежам ввода в бой средства тыла, как отмечается в зарубежной прессе, будут следовать одной—двумя колоннами на удалении, обеспечивающем своевременное выполнение задач технического и материального обеспечения. Удаление колонны тыла от главных сил зависит от условий совершения марша.

Предполагается, что на марше, совершаемом в условиях отсутствия угрозы встречи с противником, колонны тыла обычно будут двигаться за главными силами войск.

Колонны тыла, по-видимому, будут строиться с таким расчетом, чтобы ближе к голове находились те тыловые подразделения и запасы материальных средств, которые могут в первую очередь потребоваться на марше и во встречном бою. При формировании тыловых колонн будут исходить из того, чтобы в каждой колонне имелись необходимые запасы материальных средств.

Для того чтобы не сковать возможностей маневра войск при их развертывании для встречного боя, а также в целях уменьшения уязвимости тыла, считается, что колонны тыла на марше в предвидении встречного боя следует вести на значительно большем удалении от главных сил, чем на марше в тылу своих войск. Медицинские и ремонтные средства во всех случаях двигаются непосредственно за главными силами, выделяя часть средств в замыкание.

С завязкой встречного боя средства тыла, по-видимому, будут выходить в районы, находящиеся под прикрытием войск, в готовности к выполнению задач материального, технического и медицинского обеспечения. Ближе к рубежу встречи с противником располагаются медицинские и ремонтные средства.

Отмечается, что марш в современных условиях будет характеризоваться большим расходом горючего и смазочных материалов, а также зенитных боеприпасов. Поэтому при совершении марша, особенно на большие расстояния, в частях, вероятно, будут создаваться повышенные {326} запасы этих видов материальных средств как за счет уменьшения подвижных запасов других видов, так и путем уплотнения важнейших средств. В первую очередь за счет запасов материальных средств, имеющихся на складах, будет производиться пополнение запасов в подразделениях, составляющих передовые отряды.

В зарубежной прессе утверждается, что пополнение израсходованного машинами горючего на марше производится обычно на привалах или с выходом в назначенный район, а на марше в несколько суточных переходов — на привалах и в районах отдыха. При совершении марша на большое расстояние в районах отдыха целесообразно заблаговременно развертывать заправочные пункты.

Израсходованные материальные средства, очевидно, будут пополняться в районах больших привалов, в районах отдыха после суточного перехода или в районах размещения тыла при развертывании войск для встречного боя с марша, куда будут подвозиться необходимые материальные средства.

Полагают, что в условиях, когда автотранспорт с запасами материальных средств не может сопровождать танковые колонны, особенно при преодолении обширных зон заражения с высокими уровнями радиации, необходимые материальные средства будут подаваться по воздуху.

Успех совершения марша во многом зависит от правильной организации технического обеспечения.

Зарубежные военные специалисты признают, что при подготовке к маршу должны предусматриваться техническая подготовка личного состава экипажей, водителей автомобилей и бронетранспортеров, а также личного состава ремонтных средств, подготовка к маршу материальной части и средств технического обеспечения, пополнение подвижных запасов бронетанкового и автотракторного имущества.

Подготовка личного состава организуется таким образом, чтобы она отвечала целям обеспечения безаварийной эксплуатации машин на предстоящем марше и достижения высоких маршевых скоростей. При продолжительной подготовке к маршу с личным составом могут проводиться занятия по изучению особенностей эксплуатации машин в условиях предстоящего марша. При подготовке к маршу в короткие сроки проводится только инструктаж, в ходе которого до личного состава доводятся особенности вождения машин в условиях предстоящего марша, объем, место и порядок технического обслуживания машин, порядок оказания технической помощи машинам в ходе марша, порядок контроля за работой агрегатов и систем.

Исходными данными для определения объема работ по техническому обслуживанию машин могут быть следующие: наличие времени на подготовку к маршу; запас моторесурсов до очередного трудоемкого технического обслуживания; возможный расход моторесурсов при совершении марша; техническое состояние машин и условия эксплуатации; возможный характер боевых задач, которые предстоит выполнять после марша.

Считается, что объем работ по техническому обслуживанию машин при подготовке к маршу устанавливается с таким расчетом, чтобы с выходом на назначенный рубеж машины имели запас моторесурсов до проведения очередного трудоемкого технического обслуживания, обеспечивающий выполнение поставленной задачи.

При установлении сроков выполнения работ по подготовке машин к маршу учитываются их техническое состояние и условия эксплуатации, так как объем этих работ будет значительно большим на машинах, {327} имеющих малый запас моторесурсов до очередного ремонта, а также эксплуатировавшихся в тяжелых условиях.

При недостатке времени намечается целесообразная очередность выполнения работ с таким расчетом, чтобы в первую очередь были сделаны наиболее важные работы, от которых зависит боевая готовность машин. Выполнение остальных работ предусматривается на привалах в ходе марша или после его совершения.

По мнению зарубежных военных специалистов, в период подготовки к маршу задачи ремонтным средствам будут ставиться с таким расчетом, чтобы все ремонтные работы были закончены ко времени готовности к маршу. Машины, которые не могут быть восстановлены войсковыми средствами, ремонтируются средствами вышестоящего начальника технической службы.

При подготовке к маршу пополняются запасы бронетанкового и автотракторного имущества на войсковых складах. При этом учитываются условия движения и техническое состояние машин, так как расход запасных частей во многом определяется этими факторами.

Указывается, что техническое обслуживание машин на марше организуется на привалах и в районах отдыха после суточного перехода. Оно проводится в объеме, обеспечивающем надежную работу машин в ходе марша и прибытие их в назначенный район в технической исправности и готовности к дальнейшим действиям. Поэтому продолжительность и количество привалов, а также продолжительность пребывания в районах отдыха в каждом случае должны соответствовать потребности в техническом обслуживании машин.

Утомляемость механиков-водителей танков в ходе марша может быть высокой. Поэтому в помощь экипажам при техническом обслуживании машин будут привлекаться отделения технического обслуживания батальонов. Эти отделения на марше будут постоянно двигаться за батальонами в составе их замыкания.

Признается, что ремонтные и эвакуационные работы на марше будут выполняться средствами, выделяемыми в замыкание походных колонн. Замыкание походных колонн обеспечивается как средствами части, так и средствами старших начальников. Состав средств, выделяемых в замыкание, зависит от наличия ремонтных и эвакуационных средств, предполагаемого объема ремонтных работ в ходе марша и характера предстоящих задач. В зависимости от перечисленных условий в замыкание колонн обычно выделяются до половины ремонтных подразделений, усиленных специальными мастерскими, и средства эвакуации.

Восстановление вышедших из строя гусеничных машин на марше будет осуществляться на месте выхода их из строя. Автотракторная техника в зависимости от характера повреждения, состояния дорог и других условий может восстанавливаться непосредственно на месте выхода ее из строя или буксироваться вперед в назначенный район, а при совершении марша в предвидении встречного боя — на специальный сборный пункт.

Вооружение, средства связи и другую технику целесообразно восстанавливать преимущественно на сборном пункте, так как эвакуация этой техники не представляет трудностей.

Отмечается, что максимальная продолжительность ремонта средствами замыкания колонн на марше продолжительностью в несколько суточных переходов устанавливается с таким расчетом, чтобы средства замыкания и отремонтированные ими машины могли догнать свои части {328} в районе дневного отдыха. В этом случае средства, выделенные в замыкание колонн, не должны отрываться от войск, совершающих марш.

На марше в предвидении встречного боя максимальную продолжительность ремонта средствами замыкания определяют исходя из планируемого использования этих средств во встречном бою. В целях уменьшения простоя вышедших из строя машин в ожидании ремонта замыкание колонн следует непосредственно за обеспечиваемыми войсками.

Ремонтные средства, не вошедшие в состав замыкания, двигаются по лучшему маршруту за главными силами в готовности к выполнению ремонтных и эвакуационных работ с выходом в назначенный район или на рубеж встречи с противником.

При наличии на маршрутах движения водных преград или таких труднопроходимых участков, как горные перевалы, узкие проходы для обеспечения беспрепятственного движения колонн на эти участки, очевидно, будет высылаться необходимое количество средств эвакуации.

Считается, что при преодолении зон радиоактивного заражения в зависимости от уровня радиации и величины участка заражения ремонтные средства могут либо следовать за колоннами в том же построении, либо выжидать спада радиоактивности до безопасного уровня, либо двигаться по новому маршруту. При движении ремонтных средств в обход зоны заражения за колоннами войск, преодолевающих зону, будет организовываться замыкание на тягачах.

§ 2. ТЫЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В НАСТУПЛЕНИИ

При наступлении, как утверждается в зарубежной печати, одним из основных требований к организации тыла является правильное сочетание перемещения тыла вслед за войсками с работой его по бесперебойному и полному обеспечению войск.

До начала наступления тыловые средства будут обеспечивать подвоз и пополнение подвижных запасов материальных средств, эвакуацию раненых и больных, подготовку автотранспорта и техники тыла. Эти работы проводятся в районах постоянной дислокации.

Тыловые подразделения размещаются в отведенном районе в пределах общей площади расположения войск. При необходимости для тыловых подразделений назначаются и оборудуются запасные районы.

Для размещения тыла рекомендуется назначать районы, которые имеют естественную маскировку и укрытия для защиты от оружия массового поражения противника.

Считают, что при выдвижении к рубежу атаки тыл эшелонируется в глубину. Это делается не только в целях своевременного материального и технического обеспечения войск в ходе боевых действий, но и с целью рассредоточения запасов материальных средств.

В первый эшелон тыла обычно выделяются медицинские средства, часть подразделений, предназначенных для ремонта бронетанковой и автотракторной техники, и необходимое количество подразделений с запасами материальных средств. Второй эшелон тыла составляют остальные подразделения материального и технического обеспечения.

Колонны тыла строятся в основном по такому же принципу, как и на марше в предвидении встречного боя.

При размещении и развертывании тыла используются защитные и маскировочные свойства местности, ранее оборудованные войсками укрытия, а при возможности подразделения и учреждения тыла своими силами оборудуют укрытия для личного состава, транспорта и материальных средств.

Дальнейшее перемещение тыла, очевидно, будет осуществляться с {329} учетом конкретных условий обстановки. При любых условиях считается целесообразным не допускать большого отрыва тыла от обеспечиваемых войск.

В ходе успешно развивающегося наступления тыловые подразделения, по-видимому, будут передвигаться по направлениям наступления войск, делая короткие остановки для передачи и приема снабженческих грузов.

Признается, что к исходу дня боя и при выводе войск в резерв тыловые подразделения должны прибыть в расположение войск и обеспечить приведение их в порядок и подготовку к дальнейшим действиям. Потребность войск в материальных средствах каждый раз определяется характером и глубиной выполняемых ими задач, характером обороны противника и степенью ее подавления, условиями местности, временем года и суток и состоянием погоды.

Исходя из обстановки, выполняемых задач и норм расхода, установленных старшим начальником, для каждой группировки войск командирами определяются нормы расхода боеприпасов, горючего и смазочных материалов.

Пополнение материальными средствами в ходе боя производится на основе установленных норм расхода и фактического наличия материальных средств. Очередность пополнения определяется командирами. В первую очередь материальными средствами обеспечиваются подразделения и части, действующие на главном направлении.

Пополнение танков и других боевых машин боеприпасами и заправка их горючим и смазочными материалами производятся при выводе подразделений в резерв в пунктах, назначенных командиром. При необходимости возможны пополнение танков боеприпасами и дозаправка их горючим в боевых порядках, за укрытиями.

Подвоз материальных средств в боевой обстановке производится по принципу сверху вниз, т. е. вышестоящее звено тыла подвозит грузы до складов нижестоящего войскового звена своим транспортом.

В случае перерывов в подвозе в ходе наступления может совершаться маневр запасами материальных средств, заключающийся в их перераспределении как внутри подразделения, так и между подразделениями. Если транспорт, обеспечивающий подвоз материальных средств, окажется не в состоянии принять грузы, работа его планируется так, чтобы передача материальных средств в транспорт обеспечиваемых войск происходила не один, а несколько раз в сутки.

При невозможности подвоза материальных средств по грунтовым путям он может осуществляться воздушным транспортом. В этом случае войска, которым предусматривается подача материальных средств по воздуху, подготавливают посадочные площадки, выделяют команды для выгрузки (сбора) материальных средств и обеспечивают доставку их по назначению.

Техническое обеспечение при подготовке к наступлению организуется исходя из характера полученной боевой задачи, условий и продолжительности предстоящих боевых действий. Как правило, оно включает мероприятия по технической подготовке личного состава, подготовку машин к надежной работе в ходе наступления, ремонт машин, получивших повреждения в предыдущих боевых действиях, и передачу невосстанавливаемых машин средствам старшего начальника, подготовку ремонтных и эвакуационных средств, создание необходимых запасов бронетанкового и автотракторного имущества. Конкретный объем и содержание работ будут каждый раз определяться наличием времени, отведенного на подготовку, техническим состоянием машин, наличием и состоянием {330} средств ремонта и эвакуации, уровнем технических знаний личного состава, эксплуатирующего бронетанковую и автотракторную технику.

Основным требованием, предъявляемым к подготовке машин, является обеспечение их надежной работы при длительной и напряженной эксплуатации. В этих целях при подготовке к наступлению бронетанковой и автотракторной техники проводятся техническое обслуживание, тщательная проверка технического состояния машин и устраняются обнаруженные неисправности. Танкам и бронетранспортерам создается такой запас хода, который позволял бы обеспечить их выход на всю глубину предстоящих действий без выполнения трудоемких ремонтов, обусловливаемых износом машин. Запас хода машинам создается путем замены или ремонта отдельных деталей, узлов и агрегатов, которые по своему техническому состоянию не обеспечивают длительной и надежной работы машин. Если по условиям обстановки не представляется возможным до начала наступления создать на всех машинах требующийся запас хода, то может предусматриваться ремонт таких машин в ходе боевых действий.

Одновременно с техническим обслуживанием при подготовке к боевым действиям организуются работы по восстановлению требующих ремонта машин. Все машины, которые не могут быть восстановлены и возвращены в строй ко времени готовности к боевым действиям, передаются ремонтным частям старшего начальника.

Средства технического обеспечения подготовляются в процессе выполнения ими задач по ремонту и эвакуации машин. Однако для завершения работ и проверки готовности средств технического обеспечения ремонтным подразделениям должно быть предоставлено необходимое время.

Указывается, что техническое обслуживание машин в ходе наступления будет производиться в перерывах боя, а в подразделениях резерва (второго эшелона) — при возможности и в ходе наступления. Чаще техническое обслуживание машин, по-видимому, будет проводиться в районах, в которые выйдут войска. В случае вывода войск в резерв (второй эшелон) техническое обслуживание может быть проведено в районе, указанном командиром. Необходимость проведения машинам технического обслуживания в том или ином объеме определяется той работой, которую будут выполнять машины в ходе боевых действий.

Для ускорения выполнения работ по техническому обслуживанию к боевым порядкам подразделений могут заранее выдвигаться средства технического обслуживания и ремонта (машины технического обслуживания, топливозаправщики, мастерские и др.), а также эксплуатационные материалы и боеприпасы, необходимые для пополнения израсходованных запасов материальных средств.

Отмечается, что при выдвижении войск к рубежу атаки средства обслуживания батальонов могут двигаться в составе замыкания за своими батальонами.

Отмечается также, что батальонные средства при выдвижении к рубежу атаки к ремонту машин не привлекаются; их основная задача — выполнять эвакуационные и ремонтные работы с началом боя в составе ремонтно-эвакуационных групп батальона. В ходе боя продолжительность работы батальонных ремонтно-эвакуационных групп определяется длительностью ведения войсками боя и должна быть такой, чтобы батальонные средства смогли принять участие в техническом обслуживании машин при выводе батальона во второй эшелон или в резерв. Аналогичные задачи выполняют и другие ремонтно-эвакуационные группы. С началом атаки ремонтно-эвакуационные группы располагаются {331} непосредственно за боевыми порядками войск вблизи пунктов технического наблюдения.

Войсковым ремонтным средствам при выдвижении войск к рубежу атаки будут ставиться задачи по ремонту такой продолжительности, которая позволяла бы им своевременно начать ремонт машин, вышедших из строя в ходе боя. В соответствии с этими требованиями продолжительность ремонта средствами замыкания обычно ограничивается несколькими часами.

В зависимости от наличия мест расположения и характера повреждения ремонт машин средствами ремонтной мастерской производится в местах выхода их из строя и в ближайших укрытиях.

Продолжительность работы ремонтных средств на одном месте, а следовательно, и величина их отставания от боевого порядка части зависят от наличия ремонтных средств, наличия и характера ремонтного фонда, темпов наступления войск и других условий.

Для того чтобы исключить значительное отставание ремонтных средств и обеспечить первоочередное восстановление машин с небольшим объемом ремонта, а также участие средств ремонта в подготовке машин к следующему дню боевых действий, основной состав ремонтной мастерской к началу подготовки машин к последующим боевым действиям перемещается ближе к подразделениям.

Максимальная продолжительность ремонта, порядок и сроки перемещения группировок ремонтных средств зависят от обстановки и от наличия машин, требующих ремонта.

Правильное определение максимальной продолжительности работы ремонтных средств оказывает большое влияние на эффективность их использования, а следовательно, и на количество восстановленных и введенных в строй машин. Поэтому в каждом случае при определении задач ремонтным средствам следует исходить не только из величины возможного отрыва ремонтных средств от боевых порядков частей, но в первую очередь из эффективности работы ремонтных средств по восстановлению машин.

При организации работы ремонтных средств по восстановлению машин в ходе боя предусматривается их быстрое выдвижение к войскам, понесшим большие потери в технике, в целях быстрого восстановления их боеспособности.

Подчеркивается, что поврежденные в ходе боя машины будут эвакуироваться сначала в ближайшие укрытия, а в последующем — к местам развертывания ремонтных средств. Для облегчения подхода ремонтных и эвакуационных средств к машинам, не восстанавливаемым войсковыми средствами, для ускорения их последующей передачи, эвакуации и ремонта рекомендуется сосредоточивать эти машины на путях эвакуации. Очередность эвакуации устанавливается с учетом конкретных условий обстановки, мест нахождения и технического состояния машин.

Запасными частями ремонтные подразделения и части обеспечиваются в ходе боя непрерывно по их заявкам со складов. Запасы на складах обычно пополняются в конце дня боевых действий.

§ 3. ТЫЛ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБОРОНЕ

В зарубежной прессе отмечается, что в обороне войсковой тыл будет организовываться так, чтобы временные изменения обстановки в полосе обороны, вызванные вклинением противника, не потребовали значительных изменений в построении тыла и частого его перемещения. {332} Исходя из этих требований тыловые подразделения будут размещаться на большем удалении от обеспечиваемых войск.

Медицинские средства и часть ремонтных средств будут развертываться между первым и вторым эшелонами или за вторым эшелоном обороняющихся войск. Автотранспортные средства с запасами будут размещаться за боевым порядком войск на значительном удалении, устанавливаемом в каждом случае в зависимости от тактической обстановки и условий местности. При этом более глубокое эшелонирование тыла будет характерным для ведения длительного оборонительного боя.

Признается, что для размещения тыла, вероятно, будут назначаться труднодоступные для танков районы, имеющие хорошие естественные и искусственные укрытия. В назначенных районах тыловые подразделения будут размещаться рассредоточение, причем запасы горючего и боеприпасов обычно будут делиться на две части. При отсутствии укрытий тыловые подразделения с занятием указанных им районов, очевидно, будут принимать меры по их оборудованию. В целях обеспечения защиты тыла от воздействия противника могут подготавливаться и оборудоваться запасные районы для размещения тыла.

Особое внимание в обороне уделяется подготовке и содержанию путей подвоза и эвакуации. На случай невозможности использования основных путей назначаются запасные.

Охрана и оборона тыла обычно осуществляются силами и средствами тыловых подразделений. В отдельных случаях для охраны и обороны района расположения тыла, а также путей подвоза и эвакуации могут выделяться боевые подразделения.

Отмечается, что характерными особенностями материального обеспечения в обороне по сравнению с другими видами боевой деятельности войск являются меньший расход горючего и увеличенный расход боеприпасов, инженерного вооружения и имущества.

При переходе к обороне, как признается во многих армиях, будут приниматься меры к пополнению запасов материальных средств в первую очередь в войсках первого эшелона. На случай временных перерывов в подвозе в частях и подразделениях первого эшелона могут создаваться дополнительные запасы материальных средств, особенно боеприпасов. Эти запасы могут выкладываться на грунт на огневых позициях артиллерии и танков.

Техническое обеспечение в обороне обычно организуется в сложных условиях, при значительных потерях техники в ходе предыдущих боевых действий и большой занятости ремонтных средств восстановлением этой техники.

Считается, что одной из основных задач технического обеспечения в обороне будет являться приведение в боевую готовность машин и обеспечение их надежной работы как в ходе оборонительного боя, так и в последующем при переходе к наступлению.

С занятием подразделениями назначенных для них районов обороны будут проводиться контрольный осмотр машин и устраняться обнаруженные неисправности, пополнение их боеприпасами и дозаправка горючим и смазочными материалами. Очередность выполнения работ по техническому обслуживанию танков устанавливается с таким расчетом, чтобы не нарушать боевой готовности войск. При проведении технического обслуживания работы, по-видимому, будут проводиться в перерывах между боями в боевых порядках или в ближайших укрытиях. Очередное плановое техническое обслуживание транспортных автомобилей, занятых подвозом материальных средств, будет проводиться после выполнения ими работ по подвозу.

{333}

В зарубежной прессе отмечается, что при переходе войск к обороне в условиях непосредственного соприкосновения с противником одной из главных задач технического обеспечения будет являться эвакуация машин, вышедших из строя в ходе предшествующих действий, под прикрытием войск. При этом все поврежденные машины независимо от характера повреждения прежде всего эвакуируются за пределы районов, обороны подразделений, а затем на сборные пункты поврежденных машин. Ремонтно-эвакуационные группы в ходе оборонительного боя располагаются в укрытиях за боевыми порядками батальонов.

В ходе оборонительного боя поврежденные машины эвакуируются в два этапа. Первоначально поврежденные машины эвакуируются из-под огня противника в укрытия, а в дальнейшем — в назначенный район. Из числа поврежденных машин в первую очередь эвакуируются те, которые вследствие полученных повреждений не могут вести огонь по наступающему противнику.

Ремонтные подразделения, не вошедшие в состав ремонтно-эвакуационных групп, в ходе оборонительного боя восстанавливают поврежденные машины на сборных пунктах поврежденных машин.

Для того чтобы временные изменения обстановки в ходе оборонительного боя, вызванные вклинением противника, не могли нарушить нормальной работы ремонтных средств и не вызвали их частого перемещения, места расположения этих средств будут выбираться там, где они будут находиться под прикрытием войск второго эшелона или резерва. Для эвакуации поврежденных гусеничных машин из войск первого эшелона на СППМ намечаются и при необходимости подготавливаются пути эвакуации.

Наиболее целесообразно место организации ремонта гусеничных машин выбирать в районе, находящемся на направлении сосредоточения основных усилий войск, под прикрытием вторых эшелонов или резервов. Места для ремонта автотракторной и другой техники чаще будут организовываться за полосой обороны, в районе размещения тыла.

Подчеркивается, что при обороне войск на широком фронте в целях уменьшения расстояний эвакуации ремонтные средства целесообразно, делить на две самостоятельные группы, включая в каждую группу средства для ремонта бронетанковой и автотракторной техники. Каждая группа средств развертывается для работы под прикрытием второго эшелона или резерва.

При выборе мест для развертывания ремонтных средств в обороне широко будут использоваться защитные и маскирующие свойства местности, что позволит сократить расход сил и средств на оборудование укрытий и выполнение маскировочных работ.

Объем работ, который может выполняться ремонтными средствами в обороне, зависит от тактической обстановки, времени оборонительного боя, количества поврежденных машин и их состояния. При прочном удержании войсками участков обороны и большой длительности оборонительного боя ремонтные подразделения могут выполнять текущий и. даже средний ремонт машин без ограничений. При кратковременном ведении оборонительного боя объем ремонтных работ может уменьшаться.

При вклинении противника в оборону ремонтные и эвакуационные средства направляют основные усилия на быструю и своевременную эвакуацию поврежденных машин из угрожаемых районов, чтобы не допустить захвата и уничтожения их противником.

Красная звезда

Оглавление

Главная страница В начало