Танки и танковые войска. Ч.2 Боевые действия танковых войск
(Танки и танковые войска / Коллектив авторов. Под ред. Маршала бронетанковых войск А. X. Бабаджаняна. — М.: Военное издательство, 1970)
ГЛАВА VI
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТАНКОВЫХ ВОЙСК
РАЗДЕЛ 3. ПРОСТРАНСТВО И МАНЕВР
§ 1. СОВРЕМЕННАЯ ВОЙНА И ПРОСТРАНСТВО
Вся история военного искусства представляет собой непрерывный процесс развития средств и способов ведения войны. Изменялись и совершенствовались оружие и другая военная техника, и в связи с этим совершался процесс изменения способов ведения войны. Развитие способов ведения военных действий сопровождалось увеличением пространственных размеров поля боя, сражения и войны в целом.
Если проследить за процессом увеличения пространственных размеров военных действий, то можно установить определенную закономерность, которая заключается в следующем: пространственные размеры поля боя, сражения и всей войны возрастали прямо пропорционально увеличению мощности и дальнобойности вооружения и повышению маневренных возможностей вооруженных сил. Другими словами, чем больше сил и средств, чем выше их боевые качества (дальнобойность, поражающие свойства, подвижность), тем большая территория необходима для проведения боя. В связи с этим увеличиваются масштабы маневра войск, усложняются условия передвижения и изменяется их характер.
До XIX века включительно войны ограничивались той территорией, на которой непосредственно велись боевые действия. Война в то время не имела сплошных фронтов, а глубокий тыл страны не входил в сферу военных действий. Площадь, на которой развертывалось сражение, хорошо обозревалась с одного командного пункта.
Внедрение в армии в массовом количестве новых средств вооруженной борьбы, обеспечивших резкое возрастание силы огня и маневренных возможностей войск, привело к тому, что уже в первую мировую войну намного расширились рамки боевых действий, появились сплошные фронты, в сфере военных действий оказалась значительная территория, прилегающая к линии фронта.
Еще более увеличились пространственные размеры районов боевых действий во второй мировой войне. Сражения теперь уже велись на гигантских сплошных фронтах, и в зону боевых действий входили значительные районы, расположенные далеко в глубине территорий воюющих государств.
Закономерный процесс увеличения пространственного размаха боев и операций сопровождался изменением масштабов передвижений войск. Чем больше становился район боевых действий, тем чаще возникала потребность в совершении тактического и оперативного маневров в интересах достижения победы над врагом. Одновременно с этим увеличивалась глубина маневра и возрастали роль и значение передвижений войск. Достижение успеха в любом бою и операции попадало во все большую зависимость от быстроты маневра войск. Опыт показывает, что тот, кто умело использовал возможности для осуществления широкого маневра силами и средствами в интересах создания превосходства в них на решающем направлении, неизменно обеспечивал себе благоприятные условия для достижения победы. Так, например, в феврале 1944 г. немецко-фашистское командование ударом крупных сил в районе Лисянки пыталось спасти войска своей окруженной Корсунь-Шевченковской группировки. Но эта попытка оказалась тщетной. К угрожаемому участку после искусно совершенного маневра своевременно вышли 3, 16 и 11-й гвардейский танковые корпуса, которые нанесли, мощный удар по противнику.
Однако происшедшие в ту войну изменения ни в коей мере не могут идти ни в какое сравнение с теми, которые произойдут в будущем, в случае возникновения ракетно-ядерной войны. Во всей истории войн: не было такого этапа, на котором возрастание территориального размаха боевых действий, увеличение масштабов передвижений и повышение их значимости были столь высокими. В будущем на основе расширения рамок вооруженной борьбы, очевидно, не только резко увеличатся, объем и удельный вес передвижений в боевой деятельности войск, но изменится и характер передвижений. Очевидно, возрастет глубина передвижений танковых войск.
В минувшей войне, несмотря на то что боевые действия велись на. огромных территориях, театр военных действий можно было условно разделить на пространство, где велись боевые действия, и пространство, где было относительно спокойно и война давала о себе знать только по косвенным признакам. Это обстоятельство оказывало решающее влияние на способы передвижения танковых и механизированных войск. В тех условиях эти войска при выдвижении на большие расстояния могли перевозиться по железной дороге вплоть до прифронтовой зоны. Авиация была не в состоянии срывать железнодорожные перевозки в глубоком тылу. Поэтому районы разгрузки танковых и механизированных войск часто были удалены от линии соприкосновения сторон на, 150—200 км и даже менее. Выгрузившись из железнодорожных эшелонов, части и соединения танковых войск имели, как правило, достаточно времени для приведения себя в полную боевую готовность, для, тщательной организации передвижения и всесторонней подготовки к предстоящим боевым действиям.
Правда, в ходе второй мировой войны были случаи, когда танковым и механизированным войскам приходилось совершать марши своим ходом и на большие расстояния. Так, в июле 1943 г. 4-й гвардейский танковый корпус успешно совершил марш из района Землянск в район Обоянь протяженностью 450 км; 4-й гвардейский механизированный корпус в августе 1944 г. преодолел расстояние в 600 км, передвигаясь из района Доробянцу в район Бургас.
В зарубежной военной печати отмечается, что в условиях ракетно-ядерной войны передвижение танковых войск на большие расстояния своим ходом, вероятно, будет уже не исключением, а основным способом выдвижения. Это объясняют тем, что новые средства поражения способны в считанные минуты преодолеть любые барьеры и нанести неотвратимый удар по любому важному объекту, на каком бы удалении он ни находился. Следовательно, все важнейшие узлы железных и шоссейных дорог, мосты, плотины, а также аэродромы и морские порты могут подвергнуться ядерному удару и быть полностью разрушены или выведены из строя на длительное время. Такой характер разрушения на коммуникациях ограничивает возможности по переброске войск железнодорожным или водным транспортом. Поэтому танковые войска даже на большие расстояния, по их мнению, чаще всего будут передвигаться своим ходом.
В будущем увеличится также объем передвижений войск. Уже в ходе минувшей войны войскам очень часто приходилось перемещаться как на полях сражений, так и за пределами районов боевых действий. По свидетельству чехословацкого военного исследователя Варважовского, во второй мировой войне «примерно 40% времени приходилось на переброску войск, примерно 30—35%—на боевые действия и примерно 25—30%—на отдых, пополнение, переформирование и т. д.». Следует иметь в виду, что эти цифры относятся к стрелковым (пехотным) соединениям. Танковым войскам в силу их боевых качеств приходилось совершать передвижения чаще. Поэтому можно считать, что удельный вес передвижений в боевой деятельности танковых и механизированных войск был значительно выше чем 40%.
Высокоманевренный характер боевых действий в будущей войне, возможность массовых потерь и необходимость в быстром наращивании усилий войск первого эшелона, потребность в достижении высоких темпов наступления, необходимость в быстром преодолении обширных зон заражения и разрушения, а также возможность внезапного изменения обстановки — все это может явиться причиной большого увеличения объема передвижений танковых войск. В силу указанных обстоятельств считают, что большая часть боевой деятельности танковых войск будет заключаться в передвижении в походных построениях.
В значительной степени изменится и характер передвижения. В прошлом войска, совершая передвижение, испытывали на себе противодействие противника только в непосредственной близости от линии фронта, а также на поле боя, когда они перемещались в целях занятия более выгодной позиции или рубежа по отношению к противнику. В большинстве случаев передвижения войск вне зоны соприкосновения сторон по существу почти ничем не отличались от маршей мирного времени.
В будущем условия передвижения будут несравненно сложней. Войска и коммуникации могут подвергнуться воздействию противника на любом удалении от фронта. В связи с практически неограниченной дальностью действия средств ядерного нападения, применением современной авиации, а также возросшей угрозой использования противником воздушных десантов и диверсионно-разведывательных групп любой марш даже за пределами района боевых действий и на большом удалении от противника становится сложной боевой задачей. При этом следует учитывать, что диверсионно-разведывательные группы противника, имея на вооружении современные средства борьбы, могут причинить большой урон выдвигающимся войскам и создать значительные трудности при их выдвижении. Теперь на пути к достижению цели марша войскам потребуется затрачивать значительные усилия для сохранения своей боеспособности, преодоления заграждений и возникших препятствий, а также для борьбы с различными диверсионными группами и десантами противника.
§ 2. СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. МАРШИ НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ
В современных условиях танковые войска могут совершать передвижения своим ходом, железнодорожным и водным транспортом и комбинированным способом с одновременным или последовательным использованием двух или нескольких видов транспорта.
На выбор способа передвижения войск влияют различные факторы, и в первую очередь цель, масштаб, глубина выдвижения, время, отводимое на его осуществление, состояние коммуникаций, наличие и возможности транспортных средств и, конечно, характер действий противника.
Передвижение танковых войск своим ходом. В современных условиях, как отмечается в иностранной печати, этот вид передвижения имеет особое значение, так как он в наибольшей степени соответствует требованиям и условиям ракетно-ядерной войны. Прежде всего, он обеспечивает достижение высокого темпа передвижения, показанного на графике (рис. 119), составленном по данным зарубежной печати применительно к бронетанковой дивизии армии США и танковой дивизии армии ФРГ. Из рис. 119 следует, что по сравнению с движением своим ходом минимальное расстояние, на котором обеспечивается выигрыш во времени, составляет при железнодорожных перевозках не менее 1300 км, а при морских перевозках — более 2400 км.
Преимущества передвижения танковых войск своим ходом, по их мнению, не исчерпываются только достижением высоких темпов. Первостепенное значение в современных условиях имеет обеспечение во время перемещения организационной целостности подразделений и частей и постоянной их готовности к выполнению боевых задач на всех этапах передвижения. Это требование в настоящее время может быть выполнено, очевидно, при передвижении войск своим ходом. Кроме того, совершая марш своим ходом, танковые войска имеют лучшие возможности для маневра с целью преодоления или обхода зон разрушений и радиоактивного заражения, а также обладают относительной независимостью от крупных стационарных объектов на коммуникациях, которые могут быть разрушены противником.
Считают, что перемещение танковых войск своим ходом обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами передвижения. Рассмотрим, какими возможностями для такого передвижения располагают танковые войска.
Основными показателями, характеризующими маршевые возможности войск, являются средние скорости движения, запас хода по горючему, по моторесурсам и гусеницам, количество времени в течение суток, которое танковые войска могут находиться в движении.
Общеизвестно, что средние скорости движения войск в первую очередь зависят от маневренных и эксплуатационных качеств боевых и транспортных машин. Еще в годы Великой Отечественной войны танковые части и соединения, имея на вооружении танки Т-34, марши со скоростью 20—25 км/ч. Например, 5-й гвардейский танковый корпус в сентябре 1944 г. на протяжении свыше 300 км двигался в среднем со скоростью 20—25 км/ч. Современные танки имеют более совершенные характеристики, поэтому средние скорости движения танковых колонн в настоящее время, очевидно, могут быть более высокими.
Запас хода танков, как считают зарубежные военные специалисты, по горючему, моторесурсам и по гусеницам является важным фактором, влияющим на маршевые возможности войск. Запас хода по горючему основных современных танков может составлять примерно около 500 км по шоссе. Запас хода танков по моторесурсам может достигать 4500 км и более. Гораздо ниже запас хода по гусеницам: для старых машин он равнялся примерно 1500—2000 км. Однако на новых машинах благодаря применению гусениц с резино-металлическими шарнирами запас хода значительно увеличивается и может быть до 6500 км.
Отмечается, что большое значение имеют также физические возможности и обученность личного состава. За рубежом считают, что нормальной ежедневной нагрузкой для водителей могут быть 10—12 ч работы за рычагами. Из оставшегося времени суток механикам-водителям требуется затратить 5—6 ч на отдых, 1,5—2 ч — на прием пищи и около 4—5 ч — на обслуживание танка. Исходя из этого расчета и доступных средних скоростей танковые колонны за сутки могут преодолевать расстояние от 200 до 250 км.
На скорость движения колонн, а следовательно, и на маршевые возможности войск существенно влияет уровень подготовки водительского состава. Так, например, водители высшей квалификации при одинаковых условиях могут вести одни и те же машины со скоростью в среднем на 25—30% большей, чем водители низшей квалификации.
Из рассмотренного следует, что современные танковые войска обладают высокими маршевыми возможностями и способны длительное время двигаться с высокими темпами в сложных условиях обстановки и сохранять при этом высокую боеготовность.
Передвижение танковых войск с использованием железнодорожного транспорта. Несмотря на очевидные преимущества передвижения своим ходом, танковые войска в ряде случаев будут использовать другой способ передвижения — перевозки по железным дорогам. Применение данного способа выгодно в том отношении, что при этом сохраняются моторесурсы боевой техники, экономятся физические силы личного состава, обеспечивается движение в любую погоду и с высокими скоростями. Главный же недостаток этого способа заключается в том, что нарушается организационная целостность подразделений и частей. Кроме того, части растягиваются на большую глубину, отчего после прибытия первых эшелонов в новый район войскам требуется определенное время, чтобы привести себя в боеспособное состояние. Серьезным недостатком является и то, что искусственные сооружения на железных дорогах уязвимы от ударов ракетно-ядерного оружия, налетов авиации и действий диверсионно-разведывательных групп противника.
Возможности переброски танковых войск железнодорожным транспортом в основном зависят от темпов погрузки и выгрузки, скорости движения железнодорожных эшелонов, пропускной способности железных дорог, наличия погрузочных площадок и подвижного состава.
В годы второй мировой войны при переброске танковых частей железнодорожным транспортом по территории стран Европы скорость движения железнодорожных эшелонов достигала 300—500 км в сутки. Так, например, летом 1944 г. при переброске по железной дороге частей 9-й и 10-й танковых дивизий «СС» немецко-фашистских войск из Польши в район Нанси железнодорожные эшелоны передвигались со скоростью более 400 км в сутки.
В современных условиях в связи с дальнейшим развитием и усовершенствованием железнодорожной сети, а также благодаря обновлению локомотивного парка и подвижного состава возможности железнодорожного транспорта по переброске танковых войск несколько возросли. Эти возможности выгодно использовать в период ведения боевых действий без применения ядерного оружия, а в ряде случаев даже в ходе ядерной войны, хотя пропускная способность железных дорог может резко снизиться в результате применения противником ядерного оружия.
Перевозка танковых войск водным транспортом. Перевозка войск водным транспортом может осуществляться главным образом при переброске войск с одного театра военных действий на другой. Перевозка танковых войск на приморских направлениях будет, очевидно, сопряжена со значительными трудностями. Эти трудности, по данным зарубежной печати, в основном заключаются в следующем.
В современных условиях для перевозки танковых войск водным транспортом потребуется большое количество транспортно-десантных средств. Например, для перевозки одной бронетанковой дивизии, согласно данным зарубежной печати, требуется более 20 крупных транспортов. Считается, что выделить такое количество транспортов будет, по всей вероятности, нелегко, так как с началом военных действий имеющиеся в распоряжении командования транспортные средства в первую очередь будут использоваться для высадки морских десантов.
Следующая трудность состоит в том, что для погрузки и выгрузки танков и другой тяжелой техники необходимы специальные погрузочно-выгрузочные устройства и механизмы, которых при массовых перевозках и в случае разрушения портов будет, наверное, недоставать. Вследствие этого погрузка и выгрузка танковых войск потребуют много времени.
Кроме того, для сопровождения каравана транспортов в пункты выгрузки потребуется выделение определенных сил военно-морского флота и авиации, отвлечение которых на решение второстепенных задач нежелательно.
Из всего этого делается вывод, что водный транспорт при переброске танковых войск на приморских направлениях, по мнению зарубежных военных специалистов, не найдет широкого применения.
§ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРША И ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Считается, что своевременная и всесторонняя подготовка к передвижению в значительной степени предопределяет успех марша, так как маневренные возможности войск зависят не только от качества боевых и транспортных машин, но в неменьшей степени и от организации марша и всестороннего его обеспечения. Для того чтобы танковые войска могли в полной мере использовать все свои маневренные возможности, необходимы всесторонняя подготовка и организация марша, на что потребуется определенное время. Вместе с тем в условиях ядерной войны, очевидно, часто придется организовывать передвижение войск в кратчайшие сроки. При этом может оказаться, что органы управления будут поставлены перед необходимостью решать одновременно несколько задач: приводить войска в боевую готовность, восстанавливать боеспособность, а также осуществлять другие мероприятия. Это потребует от командиров и штабов проявления высокой организованности и оперативности в работе. Только при этом условии создадутся гарантии того, что все необходимые мероприятия по подготовке передвижения будут выполнены в сжатые сроки.
Высокая организованность и оперативность в работе органов управления по организации передвижения могут быть достигнуты в результате применения наиболее целесообразной научно обоснованной методики принятия решения и планирования передвижения.
Правильная методика способна обеспечить и привести в определенную систему работу органов управления, обеспечить рациональную последовательность и параллельность в работе нескольких инстанций.
Офицеры, владеющие такой методикой, не будут задумываться над тем, с чего начать работу и в какой последовательности ее проводить. Они все свое внимание смогут сосредоточить на анализе данных обстановки и на производстве необходимых расчетов.
Следует учитывать, что условия, в которых происходит подготовка к передвижению, могут быть разнообразны, в связи с чем, надо полагать, будут различными и методы работы органов управления. Однако этой работе свойственны некоторые общие принципы.
Опыт прошлых войн показал, что в условиях, когда времени на организацию передвижения недостаточно, штабы придерживаются примерно следующей методики.
Получив задачу, командир совместно со своими ближайшими помощниками изучает ее. Параллельно с этим на карту наносится задача. После уяснения задачи определяются те вопросы, которые необходимо решить незамедлительно. В первую очередь решается вопрос об организации разведки и охранения, комендантской службы.
Затем на основе краткой оценки основных элементов обстановки и общих расчетов определяются главные вопросы решения (глубина перехода, маршруты движения, построение походного порядка, исходный рубеж и время прохождения его головами колонн). Для сокращения времени на принятие решения могут использоваться заранее подготовленные штабом справочные данные, прежде всего такие, как наличие и состояние вооружения и техники, наличие запасов материальных средств, расчеты для движения в нескольких вариантах (в зависимости от построения походного порядка, дорожных и других условий обстановки).
На основе определения замысла на передвижение отдаются предварительные распоряжения с указанием протяженности марша, маршрута движения и времени прохождения исходного пункта.
После этого командир и его помощники продолжают работу: подробно рассчитывают марш, определяют время прохождения войсками рубежей регулирования и прибытия в новый район (если он не определен старшим командованием), разрабатывают вопросы обеспечения марша, оформляют карту решения (карту марша), разрабатывают письменные боевые документы. Если возникает необходимость, командир тут же дает указания о внесении необходимых изменений и уточнений в решение.
Такой метод сокращает время, необходимое на организацию марша, поскольку он дает возможность организовать параллельную работу в нескольких инстанциях и способствует четкой и целеустремленной работе всех органов управления.
Однако сокращение сроков на организацию марша не должно снижать ее качества. Несмотря на ограниченность времени, организацию марша следует хорошо продумать, а проведение марша точно рассчитать. Это явится важнейшим условием планомерности, быстроты и скрытности движения, обеспечения постоянной готовности войск к вступлению в бой. Ограниченность времени на подготовку к маршу не может служить причиной недостатков в организации, потери управления и плохого обеспечения.
Поэтому независимо от обстановки все мероприятия, связанные с организацией марша, и в первую очередь решение командира, должны быть достаточно обоснованными и целесообразными.
Решение на марш может быть только тогда правильным, если оно учитывает обстановку и требования предстоящих боевых действий, если оно базируется на тщательных и точных расчетах. Следует иметь в виду, что передвижение не является самоцелью, оно создает благоприятные предпосылки для решения основной задачи — разгрома противника в бою.
В условиях массированного применения современных средств борьбы, высокоподвижных и воздушно-десантных войск обстановка в ходе марша может быстро и резко изменяться. Поэтому передвигающиеся подразделения и части даже на большом удалении от линии соприкосновения сторон могут быть вынуждены внезапно вступать в борьбу с противником. Вот почему, принимая решение на марш, командир в первую очередь определяет замысел действий на случай встречи с противником и намечает, какую группировку сил иметь в конечном районе. Эти вопросы, по-видимому, имеют определяющее значение для разработки других элементов решения, и в частности таких, как построение походного порядка, маршрута движения, обеспечение передвижения и т. д.
Определяя порядок построения походных колонн, командир исходит также из того, чтобы это построение обеспечивало боевую самостоятельность и противоатомную устойчивость походных колонн, проведение марша в ограниченное время, свободу маневра и постоянную готовность к быстрому развертыванию в боевой порядок, создание наилучших условий для управления, материального и технического обеспечения и максимального использования технических возможностей машин, сохранение боевой техники и сбережение сил личного состава.
Все это в значительной степени достигается соответствующим распределением сил и средств по колоннам.
Своевременное и организованное передвижение танковых войск во многом зависит от четкого планирования. Сущность планирования марша заключается в производстве различного рода расчетов и в конкретном определении порядка действий войск при передвижении, а также в разработке мероприятий по всестороннему обеспечению. Из всех расчетов, которые производит штаб, наиболее сложным и трудоемким является расчет марша.
Расчет марша танковых подразделений и частей, совершающих передвижения своим ходом, заключается в распределении отведенного времени на движение, отдых, питание, дозаправку, обслуживание и ремонт техники, а также в определении времени вытягивания, прохождения исходного пункта (рубежа) и пунктов (рубежей) регулирования, времени выхода в новый район. При расчете марша также определяется расход горючего.
Основным требованием к расчету на передвижение войск является его точность, которая достигается тщательным учетом всех условий передвижения. Даже небольшие ошибки в расчетах могут привести к тяжелым последствиям (к опозданию с выходом в назначенные районы или на рубежи развертывания, к образованию «пробок» на дорогах и перед преградами и поражению войск на этих местах).
Как отмечается в зарубежной военной печати, исходными данными для расчета марша обычно являются: состав войск; полоса или маршруты движения; количество переходов и их величина; время, отведенное на совершение марша; построение походного порядка; скорость движения походных колонн по участкам маршрутов; исходный рубеж и рубежи регулирования движения; районы и продолжительность привалов (дневок, ночевок).
Для сокращения времени на производство расчета марша такие данные, как количество машин в подразделениях, варианты построения походного порядка, глубина походных колонн, состав разведывательных органов, походного охранения, силы и средства комендантской службы, очевидно, будут подготовляться штабом заблаговременно и уточняться с получением задачи.
Кроме того, для ускорения производства расчетов будут применяться различные счетные линейки, таблицы, графики и номограммы.
На рис. 120 изображена номограмма, построенная по шкалам логарифмической линейки, для определения глубины колонн по количеству машин и дистанциям между ними, а также времени движения колонн в зависимости от расстояния и скорости их перемещения.
Для производства ориентировочных оперативно-тактических расчетов удобно пользоваться масштабной линейкой (рис. 121).
Точность расчетов на передвижение может быть достигнута использованием электронной вычислительной техники. Однако для планирования передвижения с использованием электронных вычислительных машин (ЭВМ) пока затрачивается значительное время. Как указывается в зарубежной военной печати, на решение задачи и выдачу результатов требуется более 2 ч, что в условиях военного времени недопустимо. Поэтому в настоящее время за рубежом ЭВМ используются для составления таблиц, графиков, которые позволяют штабам сократить время на планирование марша.
В результате произведенных штабом расчетов составляется план марша, в котором указываются все основные мероприятия по передвижению войск. Он является одним из основных планирующих документов.
Организация передвижения в современных условиях не ограничивается принятием командиром решения, постановкой боевых задач, планированием передвижения. Кроме этого, для успешного осуществления марша большое значение имеют мероприятия по всестороннему обеспечению марша, цель которых состоит в том, чтобы создать войскам условия для успешного выполнения поставленных задач, предостеречь их от внезапных ударов воздушного и наземного противника, сохранить боеспособность и дать им возможность своевременно произвести рассредоточение или маневр в целях обхода опасных районов, успешно совершить движение в любых условиях обстановки, обеспечить войска всем необходимым.
Возможность резкого изменения обстановки в ходе марша, возросшие возможности по поражению войск в движении, большая глубина маршей и их высокий темп вносят ряд особенностей в форму и содержание обеспечения вообще и боевого обеспечения в особенности. Например, вдали от наземного противника основные усилия боевого обеспечения войск на марше будут направлены на прикрытие колонн от авиации противника, на охрану дорог, мостов, переправ и на обеспечение походного порядка от внезапных ударов различных разведывательно-диверсионных действий противника.
По мере приближения к фронту боевое обеспечение марша будет подчиняться интересам вступления войск в бой и создания наиболее выгодных условий развертывания.
Обеспечение на марше включает: разведку и охранение, защиту от оружия массового поражения противника, противовоздушную оборону, маскировку, борьбу с воздушными десантами противника, инженерное обеспечение, комендантскую службу, тыловое и техническое обеспечение.
Многочисленность мероприятий по обеспечению и их сложность не позволяют полно рассмотреть их в данном труде. Поэтому ниже будут освещены только некоторые стороны вопросов боевого обеспечения и комендантской службы.
Разведка. Организация разведки в рассматриваемых условиях будет сопряжена с большими трудностями. Это объясняется неясностью обстановки на всю глубину марша и увеличением объема решаемых разведкой задач. Кроме того, в задачи разведки наряду с добыванием данных о противнике и местности входит получение сведений о химической, радиационной и бактериологической обстановке в полосе движения и в районах сосредоточения войск. Эти обстоятельства требуют увеличения глубины разведки, в связи с чем резко повышается значение воздушной разведки.
Возможности же передвигающихся войск для ведения разведки ограничены. В известной степени это восполняется получением необходимых сведений от вышестоящих штабов и непосредственно от воздушной разведки, а по мере подхода к фронту — от впереди действующих частей.
Сведения, полученные из указанных источников, возможно, не смогут в полной мере удовлетворить командование передвигающихся войск при принятии им решения на марш или в других случаях. Поэтому может возникнуть необходимость дополнить или уточнить сведения, полученные от вышестоящего штаба. Решением этих задач будут заниматься разведывательные подразделения передвигающихся войск, которые будут сосредоточивать свое внимание на данных об объектах (районах), представляющих в это время наибольший интерес. Вполне очевидно, что это окажет влияние на определение состава разведорганов, их места на марше и удаления от главных сил.
Поэтому с получением задачи организуется разведка каждого маршрута для детального изучения местности (качество не только дорог в целом, но и их отдельных участков, состояние мостов и переправ и др.), выявления в полосе движения возможных районов выброски (высадки) воздушных десантов, наличия опасных районов на маршрутах движения, радиационной и химической обстановки, уточнения или выбора районов привалов и отдыха и др. Эти задачи, как считают за рубежом, не всегда могут быть выполнены квалифицированно обычными разведывательными подразделениями. Поэтому сейчас во многих зарубежных армиях для решения этих задач создают комплексные разведывательные группы на вертолетах. В состав этих групп, возглавляемых офицерами, входят разведчики, саперы, химики, представители медицинской службы и другие.
Кроме этих групп, войска выделяют разведывательные подразделения, которые ведут наземную разведку, уточняют состояние отдельных участков дорог, обходные маршруты, обозначают их, уточняют границы участков заражения, разрушения и т. д.
При подходе к фронту разведка должна уже быть способна не только решать задачи по обнаружению противника, но и вести активные боевые действия по его уничтожению. В этих условиях войска будут вынуждены создавать сильные разведывательные органы.
Считается, что темп ведения разведки несколько ниже возможного темпа движения колонн войск. Поэтому в некоторых армиях увеличения темпа ведения разведки пытаются достигнуть прежде всего в результате широкого применения для этих целей вертолетов и самолетов. Например, в армии США воздушная разведка в дивизии ведется самолетами и вертолетами роты воздушной разведки разведывательного батальона и батальона армейской авиации на глубину до 150 км. Разумеется, что эти органы ведут разведку в тесном взаимодействии с органами наземной разведки, уделяя особое внимание разведке маршрута движения, и при завязке встречного боя наблюдают за боевыми действиями, устанавливая цели для ядерного оружия, корректируют огонь артиллерии.
Охранение. Передвижение войск на значительные расстояния в условиях больших разрушений, в отрыве от соседей, при наличии открытых флангов и постоянной угрозы внезапного нападения воздушных десантов или разведывательно-диверсионных групп противника требует организации наземного охранения, способного обеспечить беспрепятственное движение войск и не допустить внезапного нападения на них противника.
Вместе с тем, как считают иностранные военные специалисты, обстановка и условия передвижения создают большие трудности в организации такого охранения. С одной стороны, увеличение дальности воздействия средств нападения, высокий темп сближения сторон требуют значительного удаления органов охранения от главных сил.
С другой стороны, слишком большой разрыв между передовыми подразделениями и главными силами тормозит вступление главных сил в бой, не способствует захвату инициативы, лишает преимуществ в наращивании усилий при столкновении с противником.
Поэтому в настоящее время считается, что задачи охранения войск могут быть выполнены согласованными усилиями разведки, подразделений прикрытия, подразделений походного охранения, сил и средств, предназначенных для охраны и обороны объектов и сооружений на маршруте, а также постоянной готовностью всех подразделений к выполнению частных боевых задач по обеспечению движения главных сил.
При отсутствии стабильного фронта и угрозе встречных столкновений с противником во многих зарубежных армиях практикуется высылка прикрытия или передовых отрядов. Эти отряды в интересах охранения упреждают противника в захвате важных рубежей, обеспечивают развертывание и вступление в бой главных сил. При этом в отличие от авангардов передовой отряд действует на большем удалении от главных сил, раньше выходит на указанный рубеж, а значит, раньше встречается с противником.
Подразделения походного охранения, как правило, высылаются на небольшое удаление от главных сил. Например, в армии США от каждой колонны главных сил дивизии в состав авангарда включают от усиленной роты до батальона. Удаление авангарда в зависимости от обстановки может составлять 10—15 км, иногда и более. Такое удаление авангардов, как считают, обеспечивает преимущество в наращивании сил при встрече с противником. Вместе с тем оно позволяет развертывать колонны главных сил вне воздействия прицельного огня артиллерии.
Однако удаление авангардов, по данным зарубежной печати, может быть и большим. Это может быть, в частности, в тех случаях, когда средствам огневого поражения, выдвигающимся под прикрытием авангардов, для развертывания и подготовки стрельбы требуется более 30 мин.
При совершении марша в глубоком тылу своих войск колонны могут прикрываться только непосредственным охранением. По мнению зарубежных военных специалистов, в современных условиях танковые войска будут испытывать большие трудности в организации бокового охранения. Эти трудности заключаются в основном в том, что подразделения бокового охранения способны прикрыть лишь часть длины колонны главных сил охраняемых войск.
Малоэффективность бокового охранения усиливается отсутствием удобных для движения дорог. Оно вынуждено, как правило, двигаться или по малоудобным, труднопроходимым дорогам, или просто по бездорожью, что неминуемо приводит к отставанию от охраняемых колонн.
Повышения эффективности боевого охранения, как отмечают за рубежом, в настоящее время пытаются достигнуть следующим способом. Задача по прикрытию главных сил передвигающихся войск возлагается на подразделение, которое двигается в составе колонны на угрожаемом фланге. Одновременно колонна главных сил непрерывно патрулируется с воздуха. Командир колонны, получив данные от разведки, немедленно выдвигает на угрожаемое направление назначенное подразделение.
Там, где угроза выдвижения и нападения противника наиболее вероятна, выставляется неподвижное боковое охранение.
Комендантская служба в современных условиях приобрела исключительно важное значение. Вместе с тем следует подчеркнуть, что при создании комендантской службы, способствующей успешному осуществлению марша, придется преодолеть немало трудностей. Эти трудности прежде всего обусловливаются увеличением объема задач и сложностью условий на маршрутах. К числу обычных задач, возлагаемых на комендантскую службу в современных условиях, в связи с угрозой применения ядерного оружия добавляются такие, как обеспечение охраны маршрутов, ведение радиационной и химической разведки, ведение борьбы с разведывательно-диверсионными группами противника, оказание помощи органам управления в руководстве войсками, а также обеспечение организованного перемещения местного населения из районов, подвергшихся ядерным ударам противника.
Возросший объем задач вызывает необходимость увеличения расхода сил и средств. Особенно большая потребность в личном составе и технике будет при совершении марша на большое расстояние. В этих условиях, как утверждают за рубежом, необходимо будет выделять на каждый маршрут два наряда комендантской службы, которые могли бы выполнять свои задачи последовательно перекатом, через суточный переход.
Одним из путей уменьшения расхода сил и средств войск на организацию комендантской службы, как считают некоторые зарубежные военные специалисты, является широкое внедрение метода сопровождения подразделениями регулирования колонн войск. Например, в армиях стран НАТО успешно применяется такой метод регулирования движения. В голове колонны на автомобилях (мотоциклах) следуют подвижные посты регулирования, которые сигналами останавливают встречный транспорт, а где необходимо, ставят неподвижные посты регулирования. В хвосте колонны движется еще один подвижный пост, который не допускает обгона колонны и снимает регулировщиков, которые были поставлены головным подвижным постом.
Такой способ регулирования выгоден, по их мнению, еще и потому, что он позволяет командирам уверенно вести колонны на максимально возможных скоростях. Это обусловливается тем, что колонновожатые заблаговременно и тщательно разведывают маршрут, хорошо знают не только его состояние, но и запасные маршруты, объезды, обходы населенных пунктов, препятствий, запасные переправы через водные преграды и т. д.
Однако сопровождение колонн подвижным нарядом комендантской службы не означает отказа их от системы неподвижных комендантских постов и постов регулирования. Необходимость выставления неподвижных постов у железнодорожных переездов, на переправах, в крупных населенных пунктах остается. Но их количество при рассмотренном варианте службы регулирования резко сокращается.
§ 4. СОВЕРШЕНИЕ МАРША
В зависимости от положения войск, как следует из зарубежной печати, маршу может предшествовать формирование походных колонн и их вытягивание, на что затрачивается значительное время. Кроме того, до начала движения сил вперед обычно высылаются органы разведки, подразделения комендантской службы, органы охранения и другие подразделения боевого обеспечения. Все это в условиях острого недостатка времени требует особой гибкости и оперативности в работе командиров и штабов.
Исходный рубеж является первым и важнейшим пунктом контроля в общей системе мероприятий по управлению войсками на марше. Поэтому не случайно в ходе минувшей войны прохождение войсками исходного рубежа обычно контролировалось офицерами штабов. Эти офицеры, имея при себе точный график выдвижения частей и подразделений на маршруты, могли при необходимости принимать на месте необходимые меры для наведения порядка и обеспечивали организованное начало марша.
Движение походных колонн в ходе марша обычно регулируется по рубежам.
С началом марша наряду с руководством по обеспечению своевременного прохождения войсками исходного рубежа и рубежей регулирования командиры и штабы особое внимание обращают на контроль за соблюдением войсками установленного порядка и дисциплины марша, движением колонн с заданной скоростью и в заданном направлении.
Следует заметить, что командование испытывает большие трудности в осуществлении непрерывного руководства войсками, особенно при возникновении частных задач (преодоление водных преград, зон заражения, восстановление боеспособности, уничтожение воздушных десантов и т. п.). Главная трудность состоит в том, что управление должно осуществляться в ходе передвижения органов управления и войск при больших ограничениях в использовании радиосредств. Изыскивая пути преодоления этих трудностей, в зарубежной военной печати высказывались предложения для управления войсками в рассматриваемых условиях широко использовать командные пункты, оборудованные на вертолетах.
Поддержание дисциплины на марше обеспечивает организованность и непрерывность движения. Поэтому колонны и отдельные машины следуют только по правой стороне дороги. Обгон колонн разрешается машинам штабов, связи, средствам ПВО, а в необходимых случаях с разрешения старшего начальника — саперным и тыловым подразделениям. Каждая машина следует в установленном для нее месте в колонне, соблюдая заданные скорость и дистанцию. Отставшие машины занимают свои места на ближайшей остановке.
В ходе марша ответственным моментом является прохождение крупных населенных пунктов. По опыту минувшей войны видно, что крупные населенные пункты колонны проходят значительно медленнее. Поэтому крупные населенные пункты войска по возможности будут обходить. При отсутствии обходных дорог в населенных пунктах организуется комендантская служба.
В целях скрытности танковые войска, очевидно, будут совершать марши ночью. Днем войска рассредоточено будут располагаться вдоль маршрутов в стороне от основной дороги с соблюдением мер маскировки. Личный состав днем будет обслуживать технику, принимать пищу, отдыхать. Однако использование для передвижений только ночного времени имеет тот недостаток, что темп ночного марша ниже дневного. Поэтому, как следует из зарубежной военной печати, может допускаться передвижение войск и днем, но небольшими компактными группами.
В ходе марша при угрозе применения противником оружия массового поражения войска, получив сигнал об этом, очевидно, будут принимать необходимые меры защиты и продолжать движение. Одновременно с этим будет усиливаться наблюдение, радиационная и химическая разведка, соответствующие приборы будут включаться чаще, чем обычно.
После ядерного удара противника командир, разумеется, оценивает обстановку и в зависимости от характера последствий ядерного нападения принимает решение на дальнейшие действия.
В ходе марша может возникнуть необходимость преодоления танковыми войсками зоны заражения или быстрейшего выхода из нее. Способ преодоления зоны заражения, очевидно, будет определяться в зависимости от уровней радиации в зоне, протяженности маршрутов и возможной скорости движения по ним, от требований данных оперативно-тактической обстановки. Зоны заражения преодолеваются на максимально допустимой скорости по направлению, обеспечивающему наименьшую степень облучения личного состава. Эти направления, как отмечается в зарубежной печати, могут указываться радиационной разведкой на вертолетах. В зоне заражения дистанции между машинами увеличиваются настолько, чтобы пыль от впереди идущей машины не попадала на следующую за ней машину.
Зоны заражения можно и обходить, но обычно с разрешения или по распоряжению старшего командира. Это обусловлено тем, что обход всегда требует изменения маршрута движения, самостоятельное же изменение направления движения без учета задач соседей может привести к перекрещиванию маршрутов и образованию заторов и «пробок» на дорогах.
Зоны с высокими уровнями радиации, обход которых невозможен или нецелесообразен, по-видимому, будут преодолеваться после спада высоких уровней радиации по решению старшего командира.
После выхода из зоны заражения при первой возможности (обычно на привалах и дневках) будут проводиться частичная специальная обработка, уточняться потери, определяться степень радиоактивного заражения личного состава.
На марше в современных условиях войска могут подвергаться воздушному нападению почти на любом удалении от линии соприкосновения сторон. Поэтому в ходе всего марша и на остановках поддерживаются высокая готовность к отражению воздушного противника и к действиям, направленным на снижение эффективности его ударов. Действия при появлении самолетов и вертолетов противника могут быть различными в зависимости от обстановки. Когда вдоль дороги имеются естественные маски, колонна останавливается на укрытом от наблюдения с воздуха участке маршрута. Если движение совершается на открытой местности, войска продолжают движение, увеличивая дистанции между машинами, а иногда и принимая рассредоточенное построение. Из всех средств, которые могут вести борьбу с воздушным противником, открывается огонь.
Таким образом, в ходе марша танковые войска совершают сложные и разнообразные действия по отражению нападения авиации противника, ликвидации последствий ядерных ударов, преодолению зон заражения и разрушения, борьбе с воздушными десантами противника и т. д. Успех при этом зависит от тщательной организации марша, всестороннего его обеспечения, твердого управления войсками в ходе передвижения, от решительных и инициативных действий личного состава и соблюдения, дисциплины марша.