Танки и танковые войска. Ч.1 Бронированные машины
(Танки и танковые войска / Коллектив авторов. Под ред. Маршала бронетанковых войск А. X. Бабаджаняна. — М.: Военное издательство, 1970)
ГЛАВА IV
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
РАЗДЕЛ 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
Успехи советской экономики в послевоенный период позволили вооружить танковые войска первоклассной бронетанковой техникой. Поддержание этой техники в постоянной боевой готовности представляет собой весьма сложную и актуальную задачу.
{185}
При эксплуатации танков в их механизмах, узлах и агрегатах возникают различные неисправности, в результате чего машины могут выходить из строя. Машины выходят из строя и при боевых повреждениях.
Повреждения и неисправности в машинах устраняются при ремонте. Следовательно, своевременный и качественный ремонт является одним из постоянно действующих факторов, способствующих продлению жизни машин.
На необходимость ремонта как фактора, способствующего продлению жизни машин, указывал еще Карл Маркс. Определяя значение ремонта, он писал, что каждой машине свойственны два вида заболевания — болезни детства и более многочисленные болезни возраста: «Какой бы совершенной конструкции машина, напр., ни вступила в процесс производства, при ее употреблении на практике обнаруживаются недостатки, которые приходится исправлять дополнительным трудом. С другой стороны, чем более выходит она за пределы своего среднего возраста, следовательно чем более возрастает нормальное снашивание, и чем больше используется и старчески слабеет материал, из которого она сделана, тем многочисленнее и значительнее становятся ремонтные работы, необходимые для того чтобы поддержать существование машины до истечения средней продолжительности жизни»1.
___________________
1 К. Маркс. Капитал, т. 2, стр. 171, 1951 г.
Таким образом, ремонт машин является постоянным фактором, сопутствующим жизни машины и имеющим своей целью поддержание существования машины до истечения средней продолжительности жизни.
Ремонт бронетанковой техники наряду с этим имеет большое экономическое значение. Чтобы оценить это значение, необходимо рассмотреть техническую целесообразность ремонта, а также показать его роль в системе технического обеспечения танковых войск.
§ 1. ВОЕННОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕМОНТА
Ремонт машин целесообразен лишь в том случае, если повреждения и неисправности не возникают одновременно во всех узлах и агрегатах. Опыт эксплуатации бронетанковой техники показывает, что неисправности, возникающие в машинах, носят локальный характер. Даже боевые повреждения, как это следует из опыта прошедшей войны, в большинстве случаев носят местный характер. Так, например, у танков и САУ, имевших снарядные пробоины в бортовых листах корпуса, двигатель выходил из строя в 45—55% случаев, а коробка передач и механизмы поворота — всего лишь в 15—20% случаев.
В условиях современных боевых действий с применением ядерного оружия характер и степень боевых повреждений бронетанковой техники могут измениться. Однако и в этом случае повреждения будут носить локальный характер. Исключение могут составить только машины, находящиеся в непосредственной близости от эпицентра взрыва ядерного оружия. В этом случае повреждения могут охватывать большинство деталей, узлов, агрегатов машины, поэтому ремонт таких машин с технической точки зрения будет нецелесообразен.
Неисправности, возникающие вследствие износа деталей, также появляются не одновременно в узлах и агрегатах. Таким образом, независимо от того, являются неисправности результатом износа или боевых повреждений, они носят местный характер. Это обусловливает техническую целесообразность ремонта бронетанковой техники, так как в этом случае машины могут быть быстро восстановлены и возвращены встрой.
{186}
Анализируя роль ремонта в системе технического обеспечения танковых войск, необходимо в первую очередь подчеркнуть его военное значение.
Оперативно-тактические возможности частей и соединений танковых войск определяются главным образом наличием в строю основной боевой техники — танков и САУ. В ходе боевых действий войска несут потери личного состава и боевых машин, вследствие чего оперативно-тактические возможности частей снижаются. Следовательно, части и соединения танковых войск в ходе боевых действий для сохранения боеспособности будут нуждаться в постоянном пополнении боевыми машинами либо новыми, получаемыми с заводов промышленности, либо машинами, отремонтированными силами и средствами ремонтных органов.
Анализ большого количества данных по выходу из строя танков и САУ в различных операциях Великой Отечественной войны показывает, что из числа вышедших из строя танков и САУ 75—80% машин восстанавливались и лишь 20—25% не подлежали восстановлению. Следовательно, ремонт машин является одним из основных источников пополнения частей бронетанковой техникой и от его организации во многом зависит успех действий танковых войск. Однако абсолютное количество танков и САУ, подлежащих восстановлению в ходе боевых действий еще не может полностью характеризовать военное значение ремонта.
Вторым, не менее существенным условием является темп восстановления машин.
Анализ характера повреждений танков и САУ показывает, что 80—90% подлежащих восстановлению машин требовали небольшого объема работ и могли вводиться в строй через один — два дня после повреждения. Благодаря этому темп восстановления поврежденных и неисправных машин максимально приближался к темпу накопления ремонтного фонда. Так, например, в войсках 4 гв. ТА в августе 1943 г. темп накопления ремонтного фонда превышал темп восстановления всего на три единицы в сутки, а в 1 гв. ТА эта разница составляла всего две единицы в сутки.
Характерны в этом отношении данные, приведенные на рис. 114. Как видно из графика, благодаря правильно организованному ремонту часть вела непрерывные боевые действия в течение 25 суток. Если бы танки и САУ в ходе операции не ремонтировались, то часть сохранила бы боеспособность только в течение семи — восьми суток.
Таким образом, значение ремонта танков и САУ в военное время заключается в том, что в ходе боевых действий возможны восстановление и систематический ввод в строй значительного количества поврежденных машин. Это обеспечивает возможность частям и соединениям танковых войск действовать на большую глубину, продолжительное время сохраняя боеспособность.
Наряду с большим военным значением ремонт танков и САУ имеет и значительный экономический эффект. Он определяется в первую очередь тем, что ремонт увеличивает срок службы машин и таким образом позволяет уменьшить потребность в изготовлении новых танков и САУ.
Не менее важным является и то, что благодаря ремонту экономятся огромные материальные и денежные средства, так как стоимость самого сложного ремонта машины значительно меньше стоимости ее изготовления. Чтобы оценить экономическое значение ремонта танков и САУ, достаточно рассмотреть некоторые статистические данные из опыта прошедшей войны.
В течение 46 месяцев Великой Отечественной войны ремонтные средства бронетанковых и механизированных войск выполнили около {187} 430000 текущих, средних и капитальных ремонтов. Если учесть, что за каждый из последних трех лет войны наша промышленность выпускала около 30000 танков, САУ и бронемашин, то, считая в условных единицах, только за счет ремонтов было введено в строй столько боевых машин, сколько промышленность могла бы изготовить в течение 15 лет.
Таково экономическое значение ремонта танков и САУ.
В современных условиях ремонт бронетанковой техники приобретает еще большее значение.
Вероятность применения термоядерного оружия, стремительный ход боевых действий, когда части и соединения танковых войск довольно часто будут действовать на самостоятельных направлениях и возможно в отрыве от главных сил, обусловливают возрастание роли восстановления поврежденных машин. В этих условиях пополнение войск новой бронетанковой техникой из тыловых районов страны окажется затруднительным. Следовательно, ремонт вышедшей из строя техники станет важным источником обеспечения боеспособности Сухопутных войск. Поэтому при ведении боевых действий наряду с другими элементами технического обеспечения большое внимание уделяется ремонту бронетанковой техники как одному из существенных факторов, влияющих на боеспособность танковых войск.
§ 2. СИСТЕМА, ВИДЫ И МЕТОДЫ РЕМОНТА БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ
Организация ремонта бронетанковой техники зависит прежде всего от принятой системы ремонта машин, характера и объема ремонтных работ, а также от выбранного метода ремонта.
В армиях капиталистических стран (США, Великобритании, ФРГ и др.) принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта машин. Она включает как систематический уход за машинами и их осмотр, так и устранение всех неисправностей, эвакуацию, ремонт и подготовку машин к длительному хранению.
В зависимости от характера и объема ремонтных работ, средств, {188} производящих ремонт, и других условий установлены три категории ремонта: войсковой ремонт и обслуживание, полевой ремонт и базовый ремонт. В армии ФРГ базовый ремонт называют заводским.
Войсковой ремонт в армии США производят ремонтные секции танковых рот и ремонтные взводы танковых батальонов, которые оснащены ремонтно-эвакуационными машинами на базе штатных танков, грузовыми автомобилями и машинами общего пользования. Танки ремонтируются агрегатным методом на месте выхода из строя или в ближайших укрытиях.
Полевой ремонт производят артиллерийско-технические батальоны снабжения и ремонта бронетанковых дивизий и артиллерийско- технические группы снабжения и ремонта резерва главного командования.
Батальон артиллерийско-технического снабжения и ремонта является штатным средством бронетанковой дивизии и предназначен для выполнения полевого ремонта танков и другой бронетанковой техники. Используется он как в полном составе, так и двумя — тремя частями при достаточно полной их технологической самостоятельности. Как правило, эти части работают на сгруппированном ремонтном фонде.
Артиллерийско-техническая группа снабжения и ремонта является ремонтным средством резерва главного командования и может придаваться армии или отдельному армейскому корпусу.
Основные задачи артиллерийско-технических групп снабжения и ремонта заключаются в обеспечении войск и ремонтных подразделений запасными частями и в восстановлении машин и вооружения, требующих полевого ремонта, который по объему и сложности работ не может быть выполнен средствами бронетанковых дивизий.
Артиллерийско-техническая группа снабжения и ремонта не имеет установленной штатной организации. В зависимости от условий ее использования меняется и ее штатная организация.
Базовый ремонт осуществляется, как правило, на заводах промышленности, имеющихся на данном театре военных действий.
В армии ФРГ каждая из категорий ремонта в свою очередь подразделяется на ступени ремонта исходя из характера работ, наличия квалифицированного персонала и оборудования.
По классификации предусмотрено пять ступеней ремонта, из которых 1-я ступень дополнительно разделяется на две части: 1«а» и 1«в».
Войсковой ремонт подразделяется на 1-ю и 2-ю ступени, полевой ремонт — на 3-ю и 4-ю ступени и, наконец, заводской ремонт составляет 5-ю ступень. По имеющимся данным, объем ремонтных работ для каждой ступени определяется по маркам машин, соответствующим перечням, приведенным в наставлениях по ремонту и эксплуатации техники.
Следует отметить, что ремонтные средства армий США, Великобритании и ФРГ непрерывно совершенствуются.
Система ремонта машин должна обеспечивать постоянное поддержание в строю максимального количества боевых машин. Вместе с тем принятая система должна предусматривать возможность планирования ремонта и обеспечивать максимальное увеличение сроков службы машин.
В Вооруженных Силах Советского Союза принята система ремонта бронетанковой техники, при которой средний и капитальный ремонт машин планируется согласно установленным нормам межремонтных {189} сроков, а фактическая потребность в ремонте устанавливается по результатам проверки технического состояния машин.
Принятая система обеспечивает:
— поддержание в строю максимального количества боевых машин;
— увеличение установленных межремонтных сроков работы машин;
— снижение трудоемкости ремонтных работ и, следовательно, сокращение времени пребывания машин в ремонте;
— экономию запасных частей и материалов, необходимых при ремонте бронетанковой техники;
— равномерную загрузку ремонтных средств в соответствии с их предназначением и производственной мощностью;
— постоянную осведомленность командования о техническом состоянии машин.
Весьма важное значение в организации ремонта бронетанковой техники имеет классификация видов ремонта, установленная в зависимости от объема и характера выполняемых работ. Она является основной предпосылкой для создания рациональной системы ремонтных средств танковых войск.
Классификацией предусмотрено три вида ремонта для машин (текущий, средний, капитальный) и два вида ремонта для агрегатов (текущий и капитальный).
Виды ремонта отличаются не только объемом, но и характером ремонтных работ. Так, например, текущий ремонт машины ограничивается устранением неисправностей путем замены или ремонта неисправных деталей и отдельных узлов, а также проведением необходимых регулировочных или специальных работ. Средний ремонт заключается в замене или ремонте изношенных и поврежденных агрегатов и узлов. При этом проверяется техническое состояние, установка, регулировка и надежность крепления остальных агрегатов и узлов, устраняются обнаруженные в них неисправности, а также выполняются все другие необходимые ремонтные работы.
Капитальный ремонт машины предполагает полную ее разборку и замену (кроме броневого корпуса) или капитальный ремонт всех изношенных деталей, узлов, агрегатов. После ремонта проводится испытание машин в соответствии с установленными техническими условиями на капитальный ремонт.
Затраты времени на отдельные виды ремонта определяются плановыми нормами, установленными для машины и агрегата каждой марки. Эти нормы определяются на основании опыта ремонта машин и агрегатов в войсковых ремонтных частях и на заводах.
Установление видов ремонта обеспечивает удобство планирования и учета ремонта, возможность специализации ремонтных средств и рациональную организацию снабжения их бронетанковым имуществом.
Существенное значение в организации восстановления машин имеет выбранный метод ремонта. Он должен обеспечивать быстрое восстановление поврежденных машин, а также высокое качество ремонта.
В танковых войсках применяются три метода ремонта машин: индивидуальный, агрегатный и смешанный.
При индивидуальном методе ремонта неисправные узлы и агрегаты, снимаемые с машины, не обезличиваются и после ремонта вновь устанавливаются на ту же машину. Машина находится в ремонте до тех пор, пока не будут приведены в технически исправное состояние все снятые с нее узлы и агрегаты. Следовательно, основным недостатком индивидуального {190} метода является длительное пребывание машин в ремонте. Обычно применение этого метода обусловливается отсутствием оборотных узлов и агрегатов. Поэтому он применяется при небольшой и разномарочной программе.
При агрегатном методе ремонта неисправные узлы и агрегаты снимаются с машины, обезличиваются и вместо них устанавливаются новые или заранее отремонтированные.
Для осуществления агрегатного метода ремонта необходимы следующие условия. Прежде всего в конструкции однотипных машин должна предусматриваться взаимозаменяемость основных агрегатов, узлов и деталей. Кроме того, ремонтные средства должны иметь оборотные агрегаты.
Агрегатный метод ремонта имеет ряд достоинств. Прежде всего его применение уменьшает время пребывания машин в ремонте, так как продолжительность ремонта определяется объемом демонтажно-монтажных работ. Кроме того, повышается производительность ремонтных средств в результате более простой организации производства и сокращаются производственные площади демонтажно-монтажных участков ремонтных средств. Важным является также то, что уменьшается потребность в сложном специальном оборудовании и в высококвалифицированных рабочих.
При смешанном методе ремонта часть агрегатов и узлов машины ремонтируется, а другая часть заменяется готовыми. Этот метод применяется в том случае, если в конструкции машины не полностью выдержан принцип взаимозаменяемости или отсутствуют оборотные агрегаты.
Основным методом ремонта машин является агрегатный метод, поскольку он обеспечивает наиболее быстрое возвращение машин в строй и высокое качество ремонта.
Значительные изменения претерпела технология ремонта бронетанковой техники. Рассмотрим это на схеме технологического процесса ремонта танков и САУ.
Схема технологического процесса ремонта танков и САУ
Ремонт современных танков и САУ — сложный производственный процесс. Он включает комплекс работ по ремонту и различные мероприятия, выполняемые в определенной последовательности. К числу этих мероприятий относятся вспомогательные процессы, связанные с организацией работ: подготовка площадок, развертывание мастерских, планирование ремонтных работ, организация снабжения и т. д. Таким образом, в понятие производственного процесса ремонта танков (САУ) входят как организация работы ремонтного подразделения (части), так и работы, выполняемые по ремонту.
Технологический процесс ремонта танков и САУ — это та часть производственного процесса, в которой выполняются работы по устранению неисправностей в механизмах и агрегатах. Он состоит из отдельных этапов, каждый из которых может быть представлен в виде самостоятельного технологического процесса, состоящего из операций.
Технологический процесс ремонта должен обеспечивать минимальное время пребывания машин в ремонте и вместе с тем высокое качество их ремонта. Время может быть значительно сокращено в результате применения агрегатного метода ремонта, а также широкого внедрения средств механизации и автоматизации.
Высокое качество ремонта машин обеспечивается применением передовых {191} способов восстановления деталей, качественной сборкой и высокой организацией технического контроля.
Исходными данными для проектирования технологических процессов ремонта танков (САУ), их агрегатов, узлов и деталей являются:
— чертежи на ремонтируемые объекты;
— технические условия на ремонт;
— характеристика состояния объектов ремонта (вид ремонта);
— производственные возможности ремонтного средства, для которого разрабатывается процесс ремонта;
— характеристика оборудования, которым располагает ремонтное средство;
— данные о новейших достижениях науки и техники, а также о передовом опыте в области технологии ремонта.
{192}
В соответствии с классификацией видов ремонта различают технологические процессы текущего, среднего и капитального ремонта танков (САУ). На каждый из них разработаны типовые схемы. На рис. 115 показана схема типового технологического процесса текущего и среднего ремонта танков (САУ) агрегатным методом, получившая наибольшее распространение в войсковых ремонтных подразделениях и частях.
Как видно из схемы, для выполнения всех видов работ по ремонту танков (САУ) в полевых условиях ремонтные подразделения и части должны иметь в своем составе разнообразное технологическое оборудование и личный состав различной квалификации.
Иными словами, характер работ, выполняемых на различных этапах технологического процесса ремонта машин, определяет номенклатуру подвижных мастерских и их оборудования, а также квалификацию личного состава ремонтных подразделений и частей.
Техническая характеристика подвижных средств ремонта
В соответствии с объемом и характером работ, выполняемых при текущем и среднем ремонте боевых машин, разработан и создан специальный комплекс подвижных танкоремонтных мастерских.
Основу этого комплекса составляют:
— танкоремонтная мастерская типа А (ТРМ-А);
— танкоремонтная мастерская типа Б (ТРМ-Б);
— электрогазосварочная мастерская (ЭГСМ);
— мастерская по ремонту электрорадиооборудования (МЭРО);
— мастерская по ремонту танкового вооружения и оптики (МТВО);
— подвижная ремонтно-зарядная станция (ПРЗС).
Назначение мастерских, перечень основных работ, выполняемых с
помощью их оборудования, размещение постов, а также затрата времени на развертывание и свертывание приведены в табл. 8.
Как видно из таблицы, подвижные мастерские специализированы по видам работ. Они укомплектованы, как правило, серийным оборудованием, которое широко применяется в народном хозяйстве. Шасси и основное оборудование мастерских (станки, силовые агрегаты и т. д.) имеют большие сроки работы, что обеспечивает возможность их длительной эксплуатации.
{193}
Наименование | Назначение | Размещение рабочих постов | Затрата времени, мин | |
---|---|---|---|---|
на развертывание |
на свертывание |
|||
Подвижная танкоремонтная мастерская типа А (ТРМ-А)1 | Мастерская предназначена для демонтажно-монтажных, центровочных и регулировочных работ, несложного ремонта артиллерийского вооружения, приборов и аппаратов электрооборудования на танках, самоходно-артиллерийских установках и гусеничных бронетранспортерах при текущем и среднем ремонте их в полевых условиях | В кузове мастерской, на объекте, в палатке | 25 | 20 |
Подвижная танкоремонтная мастерская типа Б (ТРМ-Б) | Мастерская предназначена для производства слесарно-механических работ, выполняемых при текущем и среднем ремонте танков, самоходноартиллерийских установок и гусеничных бронетранспортеров в полевых условиях | В кузове мастерской | 25 | 20 |
Подвижная электрогазосварочная мастерская (ЭГСМ) | Мастерская предназначена для сварки стали, чугуна, цветных металлов, мягкой и твердой пайки, резки металлов и кузнечно-медницких работ при текущем и среднем ремонте танков, самоходно-артиллерийских установок и гусеничных бронетранспортеров в полевых условиях | В палатке, на объекте, на развернутых рабочих местах | 40 | 35 |
Подвижная мастерская по ремонту электрорадиооборудования танков (МЭРО) | Мастерская предназначена для проверки и ремонта электрооборудования, средств связи, специальных систем и аппаратуры танков, самоходноартиллерийских установок и гусеничных бронетранспортеров в полевых условиях | В кузове мастерской | 20 | 10 |
Подвижная ремонтно-зарядная станция (ПРЗС) | Станция предназначена для ремонта, зарядки и проведения контрольно-тренировочных циклов аккумуляторных батарей при текущем и среднем ремонте танков, самоходноартиллерийских установок и гусеничных бронетранспортеров в полевых условиях | Для ремонта батарей — в кузове мастерской; для зарядки батарей и приготовления электролита — в палатке | 40 | 30 |
Подвижная мастерская по ремонту танкового вооружения и оптики (МТВО)2 | Мастерская предназначена для ремонта вооружения и оптических приборов (без разборки оптических систем) танков и самоходно-артиллерийских установок при текущем и среднем ремонте их в полевых условиях | В кузове мастерской и палатке | 40 | 30 |
___________________
1 Подвижные танкоремонтные мастерские монтируются на шасси автомобиля ЗИЛ-157Е (ЗИЛ-157КЕ) в цельнометаллическом кузове КМ-157.
2 Мастерская МТВО смонтирована на шасси ЗИЛ-157 в дерево-металлическом кузове КН-157.
{194}
Все основные виды работ, связанные с устранением неисправностей, вызванных боевыми повреждениями, естественным износом или другими причинами, могут выполняться в полевых условиях с помощью оборудования и технологической оснастки подвижных танкоремонтных мастерских.
Совершенствование организации и технологии ремонта
Непрерывное совершенствование боевых машин и способов использования танковых войск требуют существенного изменения системы их технического обеспечения. Одним из важнейших направлений совершенствования ее является дальнейшее улучшение организации и технологии ремонта бронетанковой техники с учетом условий ведения современного боя.
Организация и технология ремонта бронетанковой техники совершенствуются путем изменения организационно-штатной структуры ремонтных средств, улучшения их технологической оснащенности, повышения квалификации личного состава ремонтных подразделений и частей. Этим в основном определяются затраты времени на ремонт. Однако эти направления оказывают неодинаковое влияние на сокращение времени проведения ремонта.
Основные усилия обычно направлены на совершенствование типажа и номенклатуры подвижных танкоремонтных мастерских, механизацию трудоемких процессов, сокращение затрат времени на перемещение, развертывание средств, повышение качества ремонта. Наряду с этим совершенствуется организационно-штатная структура и повышается квалификация личного состава ремонтных подразделений и частей.
Осуществление этих мероприятий встречает ряд трудностей и ограничений. Так, предложения об увеличении штата производственных рабочих и количества подвижных танкоремонтных мастерских для снижения затрат времени на ремонт не всегда могут быть приемлемы, поскольку это ведет к увеличению тылов. Это, как правило, отрицательно сказывается на маневренных возможностях частей и соединений танковых войск.
Большое внимание, уделяемое совершенствованию организационноштатной структуры и повышению квалификации личного состава, обусловлено необходимостью повышать мобильность ремонтных подразделений и частей, их технологическую делимость и производственные мощности. Это требует разработки различных штатов ремонтных подразделений и частей и выбора из них оптимальных вариантов.
Существенно снизить затраты времени на ремонт можно путем оснащения ремонтных средств высокопроизводительным оборудованием и технологической оснасткой. Однако не всегда полезно и рационально утяжелять подвижные мастерские различным технологическим оборудованием. Это, во-первых, приводит к снижению маневренных возможностей мастерских, а во-вторых, довольно часто это оборудование не дает достаточного эффекта. Так, за последние годы подвижные ремонтные мастерские были оснащены различными средствами механизации трудоемких работ, в том числе и механизированным инструментом с электрифицированным приводом. Однако применение механизированного инструмента при войсковом ремонте бронетанковой техники не дает большого эффекта. Объясняется это тем, что при текущем и среднем ремонте производится лишь частичная разборка, необходимая для демонтажа и монтажа поврежденных агрегатов и узлов. Кроме того, компоновка агрегатов и узлов современных танков и САУ такова, что доступ {195} механизированного инструмента к точкам крепления затруднен. Это снижает до некоторой степени эффект механизации. В связи с этим при комплектовании подвижных танкоремонтных мастерских технологическим оборудованием необходимо исходить из основных положений — насколько эффективно это оборудование и какое снижение затрат времени на ремонт оно может дать.
Существенное влияние на снижение затрат времени и качество ремонта бронетанковой техники оказывают опыт и квалификация личного состава. Поэтому ремонтные подразделения и части должны комплектоваться высококвалифицированными специалистами различного профиля.