armor.kiev.ua / lib / tanks_and_armor
 

Танки и танковые войска. Ч.1 Бронированные машины

(Танки и танковые войска / Коллектив авторов. Под ред. Маршала бронетанковых войск А. X. Бабаджаняна. — М.: Военное издательство, 1970)

Глава III

ГЛАВА III
КОЛЕСНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ

РАЗДЕЛ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОЛЕСНЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН

Современные колесные бронированные машины оснащены различными устройствами и системами, предназначенными для повышения боевых и эксплуатационно-технических качеств машин.

Дополнительное оборудование включает устройство по повышению способности преодолевать различные препятствия при движении по бездорожью, оборудование для преодоления водных преград, устройства для облегчения вождения и создания условий для длительного пребывания экипажа в машине, оборудование по повышению защищенности машины.

Для повышения проходимости по мягким грунтам и способности преодолевать различные препятствия при движении в условиях бездорожья машины оборудуются системами регулирования давления воздуха в шинах, мощными лебедками или кабестанами, приспособлениями для преодоления окопов.

Как уже указывалось, для двух- и трехосных колесных машин ширина преодолеваемого окопа не превышает двух третей диаметра колеса, т. е. 0,7—0,8 м. Для преодоления более широкого окопа двухосные колесные машины иногда снабжаются дополнительными устройствами. Например, советская бронированная машина БРДМ оборудована двумя парами дополнительных подъемных ведущих колес малого диаметра, расположенных между двумя основными колесами каждого борта. Обычно дополнительные колеса находятся в поднятом положении, и машина движется на основных колесах. При преодолении окопов дополнительные колеса опускаются, включается привод к этим колесам от трансмиссии, в результате чего машина имеет с каждого борта четыре ведущих колеса, что позволяет ей преодолеть окоп большей ширины.

Современные зарубежные двухосные бронеавтомобили «Феррет» и AML-245 укомплектовываются специальными составными мостиками, применение которых позволяет им преодолевать окоп шириной до 1,5—3 м.

Одним из основных устройств для повышения проходимости машины по мягким грунтам является система регулирования давления воздуха в шинах. Внутреннее давление воздуха должно соответствовать состоянию опорной поверхности. Для каждого вида грунтовой поверхности и типа шин существует оптимальное внутреннее давление, обеспечивающее наилучшие показатели по реализуемой силе тяги и сопротивлению качению колес.

На рис. 98 приведена схема системы регулирования давления воздуха в шинах двухосной машины. Система обеспечивает автоматическое поддержание заданного давления воздуха, отключение колес от системы и регулирование давления в каждом из колес в отдельности. Оптимальные величины внутреннего давления и скорости движения для различных опорных поверхностей приведены в табл. 6.

Рис. 98. Схема системы регулирования давления воздуха в шинах

Рис. 98. Схема системы регулирования давления воздуха в шинах:
1 — кран управления; 2 — манометр; 3 — блок шинных кранов; 4 — регулятор давления; 5 — компрессор; 6 — ресивер; 7 — предохранительный клапан; 8 — обратный клапан

Таблица 6

Величины давления и скорости движения для различных опорных поверхностей

Характеристика опорной поверхности Давление воздуха в шинах, кГ/см2 Скорость движения, км/ч
Укатанные грунтовые дороги в сухом состоянии 2,5—3 До 60
Двухслойные грунты: грунтовые дороги с переувлажненным верхним слоем, грунт в период распутицы 2,5—3 До 40
Неукатанные грунтовые дороги, целина с дерновым покровом, плотный песок 1,5—2 30—40
Рыхлый песок, пашня во влажном состоянии, снежная целина (снег уплотняющийся) 0,7—1,3 10—20
Заболоченные участки 0,5—0,7 До 10

Обеспечение плавучести является общим требованием к современным колесным бронированным машинам.

Для преодоления водных преград колесные бронированные машины аналогично гусеничным имеют водонепроницаемый корпус, водоходный движитель (чаще водомет, поскольку предполагается применение машин в основном на мелководье), систему откачки воды, спасательное и другое оборудование, облегчающее эксплуатацию машины на плаву.

При применении водоходного движителя скорость машин на плаву достигает 10—12 км/ч. Если специальный водоходный движитель на машине не установлен, она может двигаться со скоростью 3—4 км/ч по тихой воде за счет вращения колес.

Для вождения, ведения наблюдения и огня в ночных условиях современные колесные машины оборудованы соответствующей инфракрасной техникой, включающей приборы водителя, командира и стреляющего из основного оружия машины.

Большое внимание уделяется обеспечению длительного пребывания экипажа и десанта в бронеобъектах. Для этого машины оборудуются отопителями, фильтровентиляционными установками, а в некоторых случаях установками для кондиционирования воздуха; в корпусе предусматривается хранение продовольствия, выкладки бойцов и другого оборудования, необходимого для благоприятных условий пребывания экипажа.

Для ориентирования при движении используется навигационная аппаратура.

Повышение защитных свойств машин и обеспечение возможности движения через зараженные участки достигается установкой соответствующих средств защиты. Машины оснащаются также приборами для индикации химической и радиационной обстановки.

Для борьбы с пожарами машины оборудуются эффективными противопожарными системами, часто с автоматизированным управлением.

Надо отметить, что современные колесные машины по внутреннему оборудованию, дополнительному оборудованию и оборудованию, повышающему защитные качества машин, а также по средствам наблюдения, прицельным приспособлениям, приборам связи и маскировочным устройствам стремятся унифицировать с соответствующим оборудованием танков.

РАЗДЕЛ 5. НОВЫЕ СХЕМЫ КОЛЕСНЫХ МАШИН

Несмотря на значительные улучшения отдельных агрегатов и систем, вряд ли можно ожидать крупного качественного скачка в развитии колесных машин при традиционных схемах. Поэтому колесная техника развивается также по пути изыскания новых решений и разработки принципиально новых конструктивных схем.

Дело в том, что рост качественных показателей колесных машин, выполненных по традиционным схемам, имеет некоторые пределы. Например, маневренность колесных машин, особенно многоосных, ограничивается их поворотливостью, определяемой минимальным радиусом поворота. Ограничена также возможность преодоления подобными машинами вертикальных препятствий, а для надежного преодоления окопов и траншей приспособлены только четырехосные машины. Поэтому, чтобы выполнить предъявляемые повышенные требования и устранить недостатки обычных традиционных схем, ведутся работы как по поиску новых общих схем машины, так и по пути создания движителей, обладающих новыми качествами.

Учитывая, что колесная бронированная техника базируется на достижениях автомобильной промышленности, за рубежом рассматривают новые достижения в области автомобильной техники как возможные пути дальнейшего совершенствования и бронированных машин. Отметим основные направления и, как представляется, наиболее перспективные.

Рис. 99. Колесная машина «Метрак» (Meili Metrac) с шарнирной рамой
Рис. 99. Колесная машина «Метрак» (Meili Metrac) с шарнирной рамой (преодоление стенки)

Рис. 99. Колесная машина «Метрак» (Meili Metrac) с шарнирной рамой (преодоление стенки)

Среди машин, имеющих необычную конструктивную схему, обеспечивающую им возможность преодоления значительных вертикальных препятствий, следует отметить машины «Метрак» и «Флекстрак», разработанные в Швейцарии. Основной особенностью конструкции автомобиля «Метрак» (рис. 99) является то, что передняя и задняя части его шарнирно связаны со средней осью. Это дает возможность каждой части автомобиля поворачиваться относительно другой в вертикальной плоскости на угол до 30°. Такая конструкция позволяет машине преодолевать значительные вертикальные препятствия. Кроме того, она позволяет двигаться по косогорам, сохраняя горизонтальное положение кузова и кабины за счет опускания колес с одной стороны машины. По дорогам с твердым покрытием автомобиль движется с приподнятой средней осью, в этом случае передние колеса управляемые. Автомобиль может поворачиваться с малым радиусом при поднятых передних или задних колесах за счет притормаживания одного из колес средней оси. Применение такого принципа поворота позволяет получить новые качества машины по поворачиваемости.

Рис. 100. Колесношагающий вездеход «Гоу Деви» (Go-Devil). Преодоление препятствия

Рис. 100. Колесношагающий вездеход «Гоу Деви» (Go-Devil). Преодоление препятствия

На рис. 100 показана машина высокой проходимости, основной конструктивной особенностью которой является возможность управления перемещением колес, в результате чего машина может преодолевать значительные вертикальные препятствия, двигаться по косогору, сохраняя горизонтальное положение корпуса, и т. д.

В последние годы появился ряд сочлененных машин, состоящих из двух или нескольких элементов. Перспективность сочлененных схем, по мнению иностранных специалистов, определяется не только возможностью улучшения поворотливости и проходимости машин этого типа, но и рядом преимуществ в тактическом отношении. К этим преимуществам они относят повышенные возможности авиатранспортировки, возможность быстрого возврата в строй поврежденных машин за счет комплектования исправных моторного и прицепного элементов машины.

Рис. 101. Машина «Гоуэр» (Goer) с ракетной системой

Рис. 101. Машина «Гоуэр» (Goer) с ракетной системой

В США уже более 15 лет разрабатывается комплекс машин военного назначения, выполняемых по сочлененной схеме (концепция «Гоуэр»). Машина «Гоуэр» (рис. 101) состоит из одноосного тягача и шарнирно соединенного с ним одноосного прицепа. Такое соединение позволяет изменять направление движения машины не поворотом ее управляемых колес, как у обычных машин, а поворотом всего переднего элемента машины относительно заднего на угол до 90°. Поворотное устройство имеет гидравлический привод. Отсутствие рамы, подвески и применение на машине несущего корпуса обеспечивают увеличение коэффициента использования веса и объемов. На машинах «Гоуэр» днище кузова выполняется гладким, что в сочетании с большим диаметром колес при отсутствии подвески позволило увеличить клиренс до 610 мм и существенно повысить проходимость.

Широкое распространение концепции «Гоуэр» на машины различного назначения ограничивается сравнительно низкими максимальными скоростями движения (40 км/ч). Имеются сведения, что в настоящее время эта схема совершенствуется за счет введения подвески, в результате чего может быть повышена скорость движения.

Рис. 102. Сочлененная машина «Гама-Гоат» (Gama Goat)

Рис. 102. Сочлененная машина «Гама-Гоат» (Gama Goat)

На рис. 102 показан плавающий сочлененный автомобиль «Гама-Гоат» (США), состоящий из двухосного тягача и активного прицепа. При движении в хороших дорожных условиях ведущими являются средние колеса, в плохих условиях все колеса ведущие. Автомобиль может преодолевать вертикальную стенку 0,66 м. Он авиатранспортабелен и приспособлен к десантированию с парашютом. Применение сочлененной схемы и несущего кузова позволило получить высокий коэффициент использования веса для этой машины.

Создание сочлененных схем машин позволило, как считают иностранные специалисты, подойти к решению задачи обеспечения оперативной и тактической их подвижности. Как известно, в течение длительного времени эту задачу пытались решать путем использования колесно-гусеничного движителя. Подобные машины создавались во многих странах. Однако из всех многочисленных опытных образцов использовался лишь колесно-гусеничный танк и транспортер. Неудачи в развитии колесно-гусеничных машин связаны со стремлением обеспечить два полноразмерных движителя — колесный и гусеничный с самостоятельными приводами и системами управления для каждого из этих движителей. Естественно, это приводило к чрезвычайному усложнению конструкции и к резкому сокращению внутренних полезных объемов машины.

Рис. 103. Сочлененная машина ХМ-549 «Гуад-Трак» (Quad Track)

Рис. 103. Сочлененная машина ХМ-549 «Гуад-Трак» (Quad Track)

Сочлененные схемы, разрабатываемые в настоящее время, позволяют вернуться к идее колесно-гусеничной машины без особого усложнения конструкции колесной машины, которая положена в основу сочлененной схемы. В таких машинах легкая гусеничная лента при необходимости надевается непосредственно на колеса каждого составного элемента машины, а управлять машиной можно за счет взаимного изменения положения элементов машины. В качестве примера сочлененной машины этого типа на рис. 103 показана американская машина ХМ-549 («Гуад-Трак») грузоподъемностью 4,5 т. При собственном весе 6,8 т машина обладает высокой проходимостью за счет большого клиренса (620 мм) и малого удельного давления на грунт (0,3 кГ/см2) при движении на гусеницах. В удовлетворительных дорожных условиях гусеничная лента перевозится в кузове машины.

Рис. 104. Колесно-гусеничная машина «Ровер» (Land Rover Series II Cuthbertson)

Рис. 104. Колесно-гусеничная машина «Ровер» (Land Rover Series II Cuthbertson)

Стремление использовать на одной машине достоинства колесного и гусеничного движителя продолжает привлекать внимание конструкторов в различных странах. В последние годы появился ряд оригинальных по конструкции ходовой части машин: «Ровер» (рис. 104) и «Эарол» (рис. 105), большинство которых еще не вышло из стадии испытаний.

Рис. 105. Машина «Эарол» (Airoll) с колесно-гусеничным движителем

Рис. 105. Машина «Эарол» (Airoll) с колесно-гусеничным движителем

На машине «Ровер» в короткое время можно заменить колеса гусеничными тележками.

Особенностью колесно-гусеничного движителя машины «Эарол» является весьма малое удельное давление в контакте между движителем и мягким грунтом и автоматичность перехода с колесного движителя (по твердому грунту) на гусеничный (по мягкому грунту).

При движении по мягкому грунту каждый каток становится как бы траком гусеничной цепи, обеспечивая хорошее сцепление с грунтом и возможность передачи больших тяговых усилий.

В течение ряда лет во многих странах наблюдалось увлечение машинами на воздушных подушках. Накопившийся опыт в конструировании и испытании машин такого типа дает основания считать, что машины на воздушной подушке могут быть эффективно использованы только в определенных условиях эксплуатации (например, на водных просторах).

Рис. 106. Машина с частичной разгрузкой колес с помощью воздушной подушки

Рис. 106. Машина с частичной разгрузкой колес с помощью воздушной подушки:
а — общий вид; б — схема работы: 1 — вентилятор; 2 — юбка; 3 — лента; 4 — двигатель; 5 — передача; 6 — вал

В зарубежной печати высказывается мнение, что для военных машин более целесообразно применять воздушные подушки в качестве временно действующего разгрузочного устройства, снижающего удельное давление на грунт основного (колесного или гусеничного) движителя. Такая разгрузка является весьма полезной при преодолении участков местности с малой несущей способностью.

На рис. 106 приведена английская машина с частичной разгрузкой колесного движителя с помощью воздушной подушки. Два центробежных вентилятора 1, расположенные по бокам платформы, нагнетают воздух в камеру, которая образована резиновой юбкой 2 и гофрированной лентой 3. Вентиляторы приводятся во вращение от дополнительного двигателя 4 через передачу 5 и вал 6.

Подобные колесные и гусеничные машины с частичной разгрузкой движителя разрабатываются в ряде стран.

Наряду с рассмотренными направлениями развития колесной техники, каждое из которых имеет реальную техническую базу и обеспечивает получение тех или иных частных высоких показателей, следует отметить, что в последние годы наблюдались попытки привлечь внимание специалистов к техническим идеям, которые подчас носили фантастический характер. К таким идеям относятся, например, предложения создать машину с квадратными колесами, шагающие, прыгающие машины и т. п.

Большое количество новых предложений свидетельствует о том, что колесная техника находится в стадии интенсивного развития.

Красная звезда

Оглавление | Продолжение

Главная страница В начало