armor.kiev.ua / lib / tanks_and_armor
 

Танки и танковые войска. Ч.1 Бронированные машины

(Танки и танковые войска / Коллектив авторов. Под ред. Маршала бронетанковых войск А. X. Бабаджаняна. — М.: Военное издательство, 1970)

Глава III

ГЛАВА III
КОЛЕСНЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ

РАЗДЕЛ 1. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЕСНЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН

Проблема использования колесных бронированных машин для военных целей возникла почти одновременно с появлением автомобиля. Уже в первой мировой войне в армиях основных воюющих стран применялось несколько сот бронеавтомобилей, объединенных в тактические подразделения (дивизионы, батареи, взводы).

Бурное развитие автомобильной промышленности, совершенствование автоматического оружия и успехи в технологии производства брони после первой мировой войны создали базу для расширения производства бронированных колесных машин. Поэтому во второй мировой войне масштабы применения колесных машин этого типа существенно возросли. Общее число использованных воюющими странами бронированных колесных машин составило около 250000. Известно, что в период второй мировой войны в США было выпущено более 113000 бронетранспортеров и бронеавтомобилей, в том числе около 40000 полугусеничных, в Англии — около 75000 бронированных колесных машин.

Если в первой мировой войне применялись только бронеавтомобили, задачей которых была борьба с живой силой и огневыми точками противника, то во второй мировой войне наряду с бронеавтомобилями впервые для увеличения подвижности пехоты широко применялись бронетранспортеры, которые к концу войны стали основным видом колесной бронированной техники. Однако эти машины оказались не приспособленными для боевого взаимодействия с танками. Бронетраспортеры по своим техническими боевым показателям были лишь транспортным средством, и пехота на машинах не могла принимать активного участия в бою. Для ведения боя, как правило, пехота спешивалась, а штатные огневые средства бронетранспортеров использовались для поддержки пехоты.

Эволюция военной техники, создание новых средств ведения войны, развитие оперативно-тактических взглядов на ведение боевых действий в послевоенный период привели к дальнейшему расширению применения бронированных колесных машин.

Значительные изменения в колесных бронированных машинах, так же как и в гусеничных, потребовались, когда возник вопрос о применении новых видов оружия и когда были пересмотрены требования к технике бронетанковых войск в новых условиях. По этим требованиям применительно{135} к колесным бронетранспортерам оказалось необходимым приспособить машины к движению через участки заражения, снизить эффективность воздействия на машину поражающих факторов новых видов оружия, а также повысить оперативную и тактическую подвижность колесных машин.

Важнейшим новым требованием, по взглядам зарубежных специалистов, стал принципиально новый подход к вооружению машины. Вооружение должно быть приспособлено для борьбы не только с живой силой, но и с объектами бронетанковой техники вплоть до танков противника. Машина должна обеспечивать возможность удобного и эффективного участия перевозимой пехоты в бою. Другими словами, за рубежом встал вопрос о разработке нового типа машины — боевой машины пехоты.

Таким образом, развитие бронированных колесных машин прошло стадии бронеавтомобиль — бронетранспортер — боевая машина пехоты. Считают, что основным видом боевой колесной техники станут боевые машины пехоты, однако для применения в качестве вспомогательных боевых машин, несомненно, получат дальнейшее развитие бронеавтомобили и бронетранспортеры.

Колесная бронированная машина — машина массовая, поэтому производство таких машин тесно связано с автомобильной промышленностью. Однако при базировании на автомобильную промышленность возникают противоречия между требованиями к конструкции агрегатов и систем для боевых машин и для машин народнохозяйственного назначения.

Исторически сложилось так, что в первый период развития бронированные машины выполнялись с установкой броневого корпуса на шасси народнохозяйственных автомобилей с весьма незначительной переделкой шасси. Этот способ создания бронированных машин оправдал себя лишь на ранней стадии развития колесной техники. С повышением тактико-технических требований к машинам подобный метод приводил в ряде случаев к дискредитации самой идеи создания боевой техники на колесной базе.

Рис. 80. Бронетранспортер БТР-40

Рис. 80. Бронетранспортер БТР-40

В настоящее время общепризнано, что машины, удовлетворяющие современным тактико-техническим требованиям, должны создаваться на базе специальных агрегатов и иметь специфическую компоновку. Однако по экономическим соображениям должны быть более широко использованы производственные мощности и технология автомобильной промышленности. По возможности должны быть использованы также агрегаты и главным образом детали машин массового выпуска. Примером бронетранспортера, в котором в максимальной степени использованы агрегаты серийного грузового автомобиля, может служить первый послевоенный советский бронетранспортер БТР-40 (рис. 80). Этот бронетранспортер сохранил схему компоновки армейского грузового автомобиля повышенной проходимости (ГАЗ-63). Однако он имел безрамную конструкцию с несущим корпусом.

Бронетранспортер рассчитан на перевозку десяти человек, вооружен одним пулеметом нормального калибра. Бронирование корпуса противопульное. Для повышения динамических качеств бронетранспортера двигатель грузовой машины несколько форсирован и его мощность увеличена с 70 до 80 л. с., что позволило довести скорость бронетранспортера до 80 км/ч. Все механизмы трансмиссии и систем управления унифицированы с базовой грузовой машиной.

Современная высокомеханизированная армия требует таких больших затрат сил и средств, что даже в наиболее развитых в экономическом {136} отношении капиталистических странах аспекты экономики при решении вопросов оснащения армии боевой техникой играют первостепенную роль. Этим объясняется резко выраженная тенденция возможно ближе связать проблемы развития техники народнохозяйственного использования с требованиями, предъявляемыми к военной технике.

Рис. 81. Французский бронеавтомобиль «Панар»

Рис. 81. Французский бронеавтомобиль «Панар»

Рис. 82. Семейство трехосных машин

Рис. 82. Семейство трехосных машин:
а — бронетранспортер «Сарацин»; б — бронеавтомобиль «Саладин»; в — штабной бронетранспортер; г — пожарная машина «Саламандра»; д — транспортная машина «Штальвэт»

Таким образом, прямая унификация коммерческих и военных машин на уровне современных требований, по мнению ряда зарубежных специалистов, себя не оправдывает, поэтому в последние годы проявляется тенденция к обратной унификации, когда по заданию или под руководством военных ведомств разрабатываются конструкции специальных шасси, элементы которых должны стать базой для машин народнохозяйственного использования. Поэтому в послевоенное время для повышения тактико-технических качеств в ряде стран было создано большое количество бронированных колесных машин со специальной компоновкой и специально разработанными основными агрегатами. Примером такой машины может служить французский бронеавтомобиль «Панар» (рис. 81). Этот {137} бронеавтомобиль выполнен по четырехосной схеме со средними колесами тракторного типа, которые при необходимости опускаются на грунт. Бронеавтомобиль имеет пушечное вооружение, усиленную броневую защиту (до 40 мм) и максимальную скорость до 100 км/ч. Двигатель, механизмы трансмиссии и элементы систем управления специально разработаны для этой машины.

Еще одним примером унифицированных машин на специально сконструированных шасси может служить семейство английских трехосных машин (рис. 82), включающее ряд бронетранспортеров, бронеавтомобиль и модификации армейских машин, из которых особое внимание специалистов привлекла транспортная плавающая машина «Штальвэт» (рис. 82, д).

В совершенствовании боевой армейской колесной техники можно отметить общие закономерности, характерные для развитых в промышленном отношении стран. Основными тенденциями ее развития являются унификация и стандартизация конструктивных элементов машин, стремление к повышению динамических качеств и проходимости, в том числе обеспечение плавучести и окопоходности; для бронированных машин характерны повышение защитных свойств корпуса и усиление вооружения.

Работы по совершенствованию боевой и транспортной колесной техники идут в направлении совершенствования агрегатов и систем при сохранении общей традиционной схемы колесной машины, а также поиска новых схем и конструктивных решений.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОЛЕСНЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН

Бронированные колесные машины подразделяются на три группы: бронеавтомобили, бронетранспортеры и боевые машины пехоты.

{138}

Рис. 83. Английский бронеавтомобиль «Саладин»

Рис. 83. Английский бронеавтомобиль «Саладин»

Рис. 84. Французский бронеавтомобиль AML-245

Рис. 84. Французский бронеавтомобиль AML-245

Бронеавтомобили (рис. 83, 84) предназначены для борьбы с живой силой и огневыми точками, а также с бронеобъектами противника. Для бронеавтомобилей характерны сравнительно мощное вооружение, усиленное бронирование и малочисленный экипаж. Бронеавтомобили используются для ведения разведки, охранения и для передвижения офицеров связи.

Бронеавтомобили по боевому весу подразделяются: на легкие — до 4 т, средние — 4—8 т, тяжелые — более 8 т.

Легкие бронеавтомобили обычно имеют пулеметное вооружение, а в последнее время и безоткатные орудия и ПТУРС. Броневые корпуса, как правило, закрытого типа с башней. Некоторые конструкции выполняются с броневыми корпусами открытого типа без башни (например, {139} английский бронеавтомобиль «Феррет FV-701 (с)». Броневая защита противопульная. Толщина броневых плит 8—12 мм.

Средние и тяжелые бронеавтомобили имеют пушечно-пулеметное вооружение, дополненное ПТУРС. Калибр пушек, устанавливаемых на тяжелых бронеавтомобилях, достигает 75 мм. Броневой корпус — закрытого типа с башней.

На тяжелых бронеавтомобилях иногда устанавливают башни легких и даже средних танков.

Рис. 85. Английский бронетранспортер «Сарацин»

Рис. 85. Английский бронетранспортер «Сарацин»

Рис. 86 а. Американский бронетранспортер «Коммандо». Общий вид бронетранспортёра

Рис. 86 а. Американский бронетранспортер «Коммандо». Общий вид бронетранспортёра

Рис. 86 б. Американский бронетранспортер «Коммандо». Бронетранспортёр на плаву

Рис. 86 б. Американский бронетранспортер «Коммандо». Бронетранспортёр на плаву

Рис. 87. Бронетранспортёр БТР-60ПА

Рис. 87. Бронетранспортёр БТР-60ПА

Броневая защита на средних и тяжелых бронеавтомобилях дифференцированная; лобовые листы на некоторых бронеавтомобилях обеспечивают защиту от крупнокалиберных пулеметов и мелкокалиберных пушек.

Средние бронеавтомобили с толщиной лобовой брони 15—20 мм, бортовой 8—15 мм, днища 4—5 мм. Тяжелые бронеавтомобили с толщиной лобовой брони 30—40 мм, бортовой 20—25 мм, днища 4—6 мм. Углы наклона лобовых листов до 70°.

Колесные бронетранспортеры (рис. 85, 86, 87) предназначены в основном для транспортировки пехоты к полю боя, причем пехота на поле боя действует, как правило, в пешем строю. На поле боя колесные бронетранспортеры могут быть использованы лишь при благоприятных боевой обстановке и местности. Колесные бронетранспортеры могут использоваться также для ведения разведки и охранения. В зависимости от количества перевозимого личного состава они могут быть малой, средней и большой вместимости.

К колесным бронетранспортерам малой вместимости относятся машины, в которых размещается до одного отделения; если в машине размещается до двух отделений, то бронетранспортер относится к среднему типу, а если могут перевозиться более двух отделений, бронетранспортер относится к машинам большой вместимости.

Для колесных бронетранспортеров характерно пулеметное вооружение, однако в ряде случаев оно дополняется современными средствами для борьбы с бронеобъектами. Иногда их вооружение может быть специализировано {140} для выполнения определенных задач. Например, за рубежом существуют машины с зенитным вооружением, с противотанковым, химическим вооружением и т. д. Броневой корпус открытого (без крыши) или закрытого типа, причем последние используются чаще. Бронирование их обычно противопульное.

В некоторых случаях трудно машину отнести к бронеавтомобилям или бронетранспортерам в связи с общностью основных характеристик (вооружение, численность экипажа, характер использования).

Рис. 88 а. Американская колесная бронированная машина «Свот»

Рис. 88 а. Американская колесная бронированная машина «Свот» (Chrysler SWAT)

Рис. 88 б. Американская колесная бронированная машина «Свот»

Рис. 88 б. Американская колесная бронированная машина «Свот», размещение расчета

Рис. 89. Английский плавающий армейский с бронированной кабиной автомобиль «Штальвэт»

Рис. 89. Английский плавающий армейский с бронированной кабиной автомобиль «Штальвэт»

Колесные боевые машины пехоты, так же как и гусеничные БМП, предназначены для боевых действий пехоты в современных условиях. Эти машины должны обладать весьма высокой проходимостью, позволяющей {142-145} двигаться за танками в боевых условиях, сильной броневой и противоатомной защитой. Вооружение машины должно быть приспособлено для борьбы не только с живой силой, но и с объектами бронетанковой техники вплоть до танков противника.

Размещение расчета из 10—15 человек должно предусматривать возможность его эффективного участия в бою на машине.

Таким образом, колесная боевая машина пехоты, сочетая в себе свойства бронеавтомобилей и бронетранспортеров, является новым типом бронированных колесных машин. Однако установившихся характеристик этих машин до настоящего времени еще нет. В этом направлении ведутся работы. В последние годы в США создано несколько типов бронированных колесных машин, которые могут быть отнесены в какой-то степени к колесным боевым машинам пехоты.

Совсем недавно появилась американская четырехосная плавающая бронированная колесная машина «Свот» (рис. 88). В публикациях об этой машине указывается, что машина предназначена, в частности, для участия в наступательных операциях бронетанковых войск. Характерно, что вооружение машины может включать два трехствольных противотанковых гранатомета. Расчет имеет возможность принимать активное участие в бою. Для повышения маневренности машина имеет два поста управления (передний и задний).

Помимо перечисленных типов бронированных колесных машин, в последние годы получают распространение транспортные колесные машины с частичным бронированием или с герметизированной кабиной, что также диктуется современными условиями использования транспортной техники в войсках. В качестве примера на рис. 89 представлен английский армейский плавающий автомобиль с бронированной и герметизированной кабиной.

Тактико-технические характеристики ряда зарубежных бронеавтомобилей и бронетранспортеров приведены в табл. 5.

Таблица 5. Характеристики зарубежных бронеавтомобилей и бронетранспортёров

Таблица 5
Характеристики зарубежных бронеавтомобилей и бронетранспортёров

Оглавление | Продолжение

Главная страница В начало