Танки и танковые войска. Ч.1 Бронированные машины
(Танки и танковые войска / Коллектив авторов. Под ред. Маршала бронетанковых войск А. X. Бабаджаняна. — М.: Военное издательство, 1970)
ГЛАВА I
СОВРЕМЕННАЯ БРОНИРОВАННАЯ ТЕХНИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
РАЗДЕЛ 2. САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ (САУ)
Самоходно-артиллерийские установки (САУ) являются одним из видов бронетанковой техники. К ним следует относить, кроме танков и БТР (БМП), все другие боевые бронированные самоходные машины со ствольным артиллерийским вооружением.
Самоходно-артиллерийские установки появились на вооружении армий значительно позже танков, в процессе развития бронетанковой техники и выделения боевых машин для решения более узких, специальных задач. Поэтому их вооружение не обладает такой широкой универсальностью (по свойствам и возможностям использования), как у танков.
От бронетранспортеров (БМП) самоходно-артиллерийские установки отличаются тем, что на них нет спешиваемого десанта, но есть мощное артиллерийское вооружение.
Широкое применение САУ получили во время второй мировой войны прежде всего как средство повышения эффективной борьбы с танками, броневая защита и огневая мощь которых непрерывно повышались на протяжении всей войны.
Конечно, танки с их огневой мощью, броневой защитой и подвижностью являются лучшим средством борьбы с танками противника, но для эффективного решения этой задачи они должны превосходить их по вооружению и по крайней мере лишь незначительно уступать по броневой защите.{25}
Известно, что в условиях войны создать в короткие сроки новый танк, превосходящий танки противника, и обеспечить его массовое производство для удовлетворения потребностей фронта — дело очень сложное, а подчас и невозможное. Во время военных действий в таких масштабах и напряженности, как они проходили, например, во второй мировой войне, не может быть длительных перерывов в снабжении армий основными видами боевой техники.
По мнению иностранных специалистов, возможности усиления огневой мощи танка, состоящего на вооружении армии, путем увеличения калибра пушки или начальной скорости снаряда (или того и другого одновременно), как правило, весьма ограничены, и в первую очередь объемом боевого отделения, поэтому таким путем наращивать огневую мощь не всегда оказывается возможным.
Более простым решением рассматриваемой задачи на отдельных этапах второй мировой войны являлся путь создания самоходно-артиллерийских установок (САУ) на базе танков, у которых вооружение устанавливалось не во вращающейся башне, а в неподвижной боевой рубке (корпусе). Объем боевой рубки был больше объема боевого отделения танка, на шасси которого создавалась САУ, и это позволяло устанавливать более мощное вооружение. При этом САУ получалась более низкой и в ряде случаев имелась возможность усилить ее броневую защиту при равном с танком весе без снижения подвижности.
Вследствие установки вооружения в неподвижной рубке (корпусе) САУ имели ограниченный угол горизонтального наведения орудий, что резко снижало маневр огнем и, следовательно, возможности их боевого использования и превращало САУ по сравнению с танками в боевые машины более узкого назначения.
Другой причиной, обусловившей развитие САУ во время второй мировой войны, было стремление усилить противопехотные свойства вооружения боевых бронированных машин. С этой целью, как правило, на базе танков создавались САУ, у которых обычно в неподвижных боевых рубках устанавливались пушки больших калибров, чем у танка (базы), или гаубицы-пушки, или просто гаубицы.
САУ, создаваемые таким образом, использовались по-разному. Легкие и средние САУ этого класса предназначались для непосредственной поддержки пехоты, в то время как тяжелые САУ создавались для поддержки и усиления боевых действий танковых частей и подразделений.
Такой путь повышения основных боевых свойств танков в условиях войны оправдал себя, тем более что получаемые таким образом САУ были по конструкции проще танков, а это не могло не сказываться на их количественном выпуске.
В мирных же условиях, когда имеется время для отработки совершенных конструкций танков, рассмотренный путь создания САУ на базе танков вряд ли целесообразен, поэтому их производство и было прекращено во всех странах.
Наконец, свое самостоятельное развитие в рассматриваемый период в связи с широким применением авиации против сухопутных войск получили зенитные самоходно-артиллерийские установки, предназначенные для борьбы с самолетами противника на малых высотах.
В послевоенный период в армиях ряда стран, и особенно в США, получили широкое распространение самоходные артиллерийские установки, предназначенные для общей и непосредственной поддержки боевых действий войсковых соединений и частей. Их применение обусловлено тем, что даже в условиях ракетно-ядерной войны ядерные удары {26} будут наноситься не всегда и не везде, а для успешных действий танковых и мотопехотных частей при подготовке к наступлению и в ходе него зачастую может потребоваться артиллерийская поддержка. Для этой цели в составе дивизий (и корпусов) армий США, ФРГ, Франции и др. имеются артиллерийские части и подразделения, на вооружении которых состоят самоходные артиллерийские установки, представляющие собой легкобронированные подвижные гусеничные машины, оснащенные гаубичным (иногда пушечным) вооружением. Как правило, они будут вести групповой огонь с закрытых позиций.
В соответствии с выполняемыми задачами вооружение таких САУ должно обладать значительной дальностью стрельбы, способностью поражать цели на большой площади, хорошей маневренностью огня (по дальности и горизонту), большим боекомплектом, включающим снаряды с осколочно-фугасным действием.
Как показывает практика, вооружение рассматриваемых САУ до калибра 155 мм может быть установлено в закрытой башне кругового вращения. Противопульное бронирование, защищающее от автоматического огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов, рассматривается западными военными специалистами как вполне достаточное — такие машины не должны иметь непосредственного контакта с противником.
Противоатомная защита на САУ решается путем герметизации корпуса и башни и создания фильтровентиляционных установок.
Командование армии США, придавая большое значение развитию ствольной самоходной артиллерии, приняло на вооружение в начале 60-х годов новые самоходные артиллерийские установки четырех типов.
В настоящее время на вооружении артиллерийских дивизионов механизированных и бронетанковых дивизий армии США состоят аналогичные по своей конструкции, выполненные с широким использованием узлов бронетранспортера М113, самоходные установки М108 и М109, оснащенные гаубицами калибров 105 мм и 155 мм соответственно.
Орудия на этих САУ установлены в башнях с круговым вращением, а противопульное бронирование корпусов и башен выполнено из алюминиевых сплавов, что позволило обеспечить их плавучесть. Движение на плаву осуществляется с помощью штатных гусениц.
Боевой вес самоходной установки М109 (рис. 12) 24,6 т. Экипаж шесть человек. Углы наведения орудия по вертикали: —3°; +75°. Максимальная дальность стрельбы 18,1 км. Для 155-мм гаубицы имеются атомные снаряды с тротиловым эквивалентом менее 1 кт. Максимальные скорости движения: на суше 56 км/ч, на воде 4,3 км/ч.
По сообщениям печати, САУ М109, как обладающая более мощным вооружением по сравнению с М108, должна заменить последнюю в войсках США. САУ М109 помимо армии США поступает также на вооружение западногерманского бундесвера.
Самоходные артиллерийские установки М107 (пушка калибра 175 мм) и М110 (гаубица калибра 203,2 мм) выполнены на одной и той же специальной базе. Артиллерийские системы смонтированы на шасси открыто в кормовой части корпуса. Корпус установок сварен из стальных броневых плит различной толщины и разделен перегородками на отделения: управления, силовой установки и трансмиссии, размещенные в передней части корпуса слева и справа соответственно, и боевое, расположенное в кормовой части корпуса. Экипаж установок состоит из пяти человек (механик-водитель, он же командир установки, два наводчика и два заряжающих). Ведущие колеса — передние. Направляющие колеса выполняют роль подрессоренных опорных катков. Гусеница имеет {27} траки с резино-металлическими шарнирами. Боевой вес САУ М107 (рис. 13) 28 т. По сообщениям печати, она может транспортироваться по воздуху двумя самолетами: в одном перевозится шасси, в другом — качающаяся часть орудия.
Угол горизонтального обстрела 60°, вертикального 65°. Дальность стрельбы 32 км (разработанный недавно снаряд М437 обеспечивает ведение огня на дальность до 40 км). Максимальная скорость машины 55 км/ч. В боекомплект 175-мм пушки входят только осколочно-фугасные снаряды.
Самоходная установка М107 состоит на вооружении корпусной артиллерии армии США, а также западногерманской армии.
Боевой вес САУ М110 (рис. 14) 26,1 т. Угол горизонтального наведения гаубицы ±30°, вертикального 60°. Максимальная дальность стрельбы 17 км. В боекомплект гаубицы входят осколочно-фугасная граната и ядерный снаряд с небольшим тротиловым эквивалентом.
Самоходные артиллерийские установки М110 входят в состав смешанного артиллерийского дивизиона механизированных и бронетанковых {28} дивизий США (по четыре установки в дивизионе). Они поступают также на вооружение западногерманской армии.
На вооружение английской армии в 1963 г. принята 105-мм самоходная пушка «Эббот» (рис. 15), которая по конструкции напоминает самоходные установки М108 и М109. Она разработана на шасси бронетранспортера FV432 («Троянец») и приспособлена для преодоления водных преград на плаву, имеет полностью бронированный корпус и вращающуюся башню, на крыше которой установлен 7,62-мм пулемет. {29}
Боевой вес самоходной артиллерийской установки 13,5 т, экипаж четыре человека. В боекомплект входят бронебойные, осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Максимальная дальность стрельбы 18,5 км. Машина развивает максимальную скорость движения на суше 47 км/ч, а на воде 5,6 км/ч.
Во французской армии на вооружении также состоят самоходные артиллерийские установки. 105-мм самоходная гаубица, разработанная на базе легкого танка АМХ-13, по конструкции аналогична американским САУ М108 и М109. Машина полностью бронирована, а гаубица установлена в башне кругового вращения (до модернизации, проведенной в 1962 г., гаубица монтировалась в неподвижной боевой рубке).
Конструкция же французской 155-мм самоходной гаубицы весьма напоминает самоходные установки М107 и М110. Она разработана в. 1962 г. на измененном шасси легкого танка АМХ-13. Орудие, представляющее собой модернизированную качающуюся часть полевой 155-мм гаубицы М50, установлено в кормовой части машины открыто, без броневого прикрытия.
Помимо САУ, предназначенных для артиллерийской поддержки, в послевоенный период в ряде стран шло развитие САУ других типов. В частности, за рубежом создаются зенитные самоходные установки в основном малых калибров, предназначенные для борьбы с вертолетами и самолетами на небольших высотах. В последнее время появились специальные радиолокационные самоходные установки.
САУ типа истребителей танков, предназначенные прежде всего для борьбы с танками и другими броневыми целями, получившие во время второй мировой войны широкое развитие, выпускаются в редких случаях. Из машин этого класса следует упомянуть о западногерманской САУ «Виддер» весом 23 т, выполненной на базе бронетранспортера «Ной». Кроме 90-мм пушки, смонтированной в лобовой части корпуса машины, эта самоходная установка вооружена спаренным и зенитным пулеметами калибра 7,62 мм. Максимальная скорость машины 70 км/ч, экипаж четыре человека.