armor.kiev.ua / lib / tanks_and_armor
 

Танки и танковые войска. Ч.1 Бронированные машины

(Танки и танковые войска / Коллектив авторов. Под ред. Маршала бронетанковых войск А. X. Бабаджаняна. — М.: Военное издательство, 1970)

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

БРОНИРОВАННЫЕ
МАШИНЫ

Часть 1. Бронированные машины

Глава I

ГЛАВА I
СОВРЕМЕННАЯ БРОНИРОВАННАЯ ТЕХНИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТАНКИ

§1. ТАНКИ. ОБЩИЕ КОМПОНОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Рис. 1. Танк М60А1 (США)

Рис. 1. Танк М60А1 (США)

Рис. 2. Танк «Чифтен» (Англия)

Рис. 2. Танк «Чифтен» (Англия)

Рис. 3. Танк АМХ-30 (Франция)

Рис. 3. Танк АМХ-30 (Франция)

Рис. 4. Танк «Леопард» (ФРГ)

Рис. 4. Танк «Леопард» (ФРГ)

Достаточно полное представление о достигнутом уровне и тенденциях дальнейшего развития танков можно получить из рассмотрения важнейших боевых и технических показателей и свойств танков основных типов, принятых в последние годы на вооружение армий стран, являющихся ведущими в области развития бронетанковой техники.

К таким танкам, прежде всего, следует отнести: М60А1 (США), вес 46,3 т (рис. 1); «Чифтен» (Англия), вес 52 т (рис. 2); АМХ-30 (Франция), вес 34,0 т (рис. 3); «Леопард» (ФРГ), вес 40 т (рис. 4). Несмотря на большое различие в боевом весе, все они для армий своих стран являются основными и предназначены для выполнения аналогичных боевых задач.

Все упомянутые образцы танков пока сохраняют традиционную так называемую классическую компоновку, когда главное вооружение танка — длинноствольная пушка — монтируется в башне с круговым вращением, механик-водитель находится в передней части корпуса в отделении управления, за которым в боевом отделении размещаются командир, наводчик и заряжающий, а моторно-трансмиссионное отделение занимает кормовой отсек корпуса.

Из новинок с аналогичной компоновкой следует отметить танк «Чифтен» (рис. 5), в котором механик-водитель занимает полулежачее положение. Такое решение обусловлено стремлением уменьшить общую высоту танка за счет снижения высоты корпуса, что позволяет уменьшить вес при данном бронировании и снизить вероятность поражения танка на поле боя.

Оценочными критериями плотности компоновки танка и некоторых других качеств являются габаритные размеры. В связи с этим следует заметить, что танк М60А1 имеет самую большую высоту (2980 мм), а танк АМХ-30 — наименьшую. Первый почти на 700 мм выше второго. Наибольшая длина корпуса — у танка «Чифтен» (7545 мм), а наибольшая ширина — у танка М60А1 (3630 мм). Танк АМХ-30 имеет наименьшие размеры и по этим показателям: длина 6172 мм, а ширина 3100 мм. {9}

Самый большой боевой вес имеет танк «Чифтен», а самый малый — танк АМХ-30. Разница между ними по весу около 20 т, что создает большие преимущества для танка АМХ-30 в вопросах транспортабельности (по земле, воде и воздуху).

Рис. 5. Продольный разрез танка «Чифтен»

Рис. 5. Продольный разрез танка «Чифтен»

Танк «Леопард» по всем этим показателям занимает промежуточное положение.

Чтобы снизить уязвимость люка механика-водителя, уменьшают его вертикальную проекцию. На некоторых танках люк механика-водителя вообще перенесен на крышу корпуса.

Оригинально выполнена компоновка нового шведского безбашенного танка «S» (рис. 6) весом 37 т, 105-мм пушка которого установлена не в башне, а в корпусе (рис. 7).

Рис. 6. Танк «S» (Швеция)

Рис. 6. Танк «S» (Швеция)

Рис. 7. Схема установки пушки и размещения экипажа в танке «S»

Рис. 7. Схема установки пушки и размещения экипажа в танке «S»

Рис. 8. Схема наведения пушки танка «S» на цель в вертикальной плоскости

Рис. 8. Схема наведения пушки танка «S» на цель в вертикальной плоскости

Рис. 9. Схема подъема корпуса танка «S» на средних катках

Рис. 9. Схема подъема корпуса танка «S» на средних катках

Боевые гусеничные машины с подобным размещением вооружения обычно относили к классу самоходных артиллерийских установок (САУ), но в данном случае, очевидно, отдавая предпочтение не внешним формам, вытекающим из установки вооружения, а назначению (свойствам и возможностям, основного вооружения), указанную боевую машину называют в западной печати безбашенным танком. {11}

Нарезная длинноствольная пушка танка, как считают иностранные специалисты, достаточно универсальна как по своим свойствам, так и по маневру. Она эффективно используется для поражения бронированных машин и, хотя установлена не во вращающейся башне, обладает высокой маневренностью в переносе огня с одной цели на другую.

Наводить орудие в цель может как командир танка, так и водитель (он же наводчик) с помощью рукояток управления мотоциклетного типа и гидравлических сервоприводов. При повороте рукояток срабатывает механизм поворота танка, и орудие наводится в горизонтальной плоскости. При вращении рукояток управления гидропневматическая подвеска обеспечивает опускание или подъем носа или кормы танка и орудие наводится на цель в вертикальной плоскости (рис. 8).{12}

С помощью гидропневматической подвески можно перенести вес танка на средние опорные катки (рис. 9), что уменьшает сопротивление повороту танка и дает возможность приподнимать его корпус для стрельбы из укрытий.

Безбашенная конструкция танка обусловлена стремлением получить машину с мощным бронированием при заданном весе. Установка вооружения жестко в корпусе позволила сократить экипаж танка до трех человек за счет автоматизированного заряжания. При откате пушки используется почти вся длина корпуса, причем гильзы могут выбрасываться через кормовой люк корпуса, что уменьшает загазованность боевого отделения танка.

Поскольку пушка и четыре пулемета, установленные жестко в лобовом листе корпуса, заряжаются автоматически, то третий член экипажа, сидящий спиной к командиру и водителю, используется как второй водитель для движения танка в обратном (к боевому положению пушки) направлении и может выполнять функции заряжающего в случае отказа в работе автоматики.

Таким образом, новое компоновочное решение — отказ от башни и установка пушки жестко в корпусе — позволило сократить высоту машины и автоматизировать заряжание. В целом, по мнению зарубежных специалистов, данная компоновка позволяет уменьшить внутренние объемы и тем самым повысить броневую защиту танка при заданном весе или, наоборот, при заданном бронировании получить машину меньшего веса.

Они же отмечают и серьезный недостаток рассмотренной компоновки. Она не позволяет вести прицельный огонь с ходу, что существенно ограничивает эффективность использования танка в боевых условиях.

Заканчивая рассмотрение новых компоновочных решений танка, надо сказать несколько слов о «качающихся» (составных) башнях. Хотя их появление в свое время на легком французском танке АМХ-13 освещалось в зарубежной печати как новое прогрессивное решение, позволяющее осуществить простую автоматизацию заряжания пушки, пока вследствие ряда обнаруженных недостатков (ограничение в углах наведения по вертикали, сложность герметизации «половинок» башни и др.) они не получили распространения на танках основных типов.

Рассмотрим важнейшие боевые свойства современных основных танков — их огневую мощь, броневую (и специальную) защиту и подвижность, что позволит составить достаточно полное представление о достигнутом уровне и тенденциях дальнейшего развития танков.

§ 2. ОГНЕВАЯ МОЩЬ

Последние образцы основных танков, принятые на вооружение в армиях капиталистических стран, характеризуются значительным повышением {13} огневой мощи. Это достигнуто установкой пушек крупных калибров с высокими начальными скоростями снарядов, созданием боеприпасов с большим могуществом действия у цели, оснащением танков приборами и механизмами, повышающими точность стрельбы и скорострельность.

Высокая действительность стрельбы в разнообразных условиях достигается установкой стабилизаторов вооружения, дальномеров, ночных приборов наблюдения и прицелов, автоматов заряжания и устройств, учитывающих отклонения условий стрельбы от нормальных.

Современные основные танки, как уже отмечалось, в качестве главного вооружения имеют длинноствольные пушки больших калибров.

На американском танке М60А1, а также на западногерманском танке «Леопард» установлены английские 105-мм нарезные орудия, впервые получившие применение на английском танке «Центурион». Нарезными системами такого же калибра, но собственных национальных конструкций вооружены французский танк АМХ-30 и шведский танк «S». Английский танк «Чифтен» оснащен нарезной пушкой калибра 120 мм.

Бронеобъекты эффективно поражаются огнем из пушек современных танков, применяющих подкалиберные и кумулятивные снаряды. Так, подкалиберные снаряды английской 105-мм пушки, по данным иностранной печати, на дистанции 1000 м при попадании по нормали пробивают стальную броню толщиной около 300 мм. Высокая начальная скорость подкалиберных снарядов этой пушки, достигающая 1475 м/сек, обеспечивает высокую вероятность попадания и дальность стрельбы.

Еще большей бронепробиваемостью обладают современные кумулятивные снаряды, пробивающие броню толщиной около 3,5—4,0 их калибров независимо от расстояния до цели.

Как известно, одним из существенных недостатков кумулятивных снарядов (в случае применения в нарезных орудиях) считается снижение их бронепробивного действия примерно на 30% вследствие влияния быстрого вращения снаряда на сформирование кумулятивной струи.

Для ликвидации этого недостатка во Франции разработан снаряд, кумулятивный заряд которого помещается во внутреннем корпусе, отделенном шарикоподшипниками от наружного корпуса, приводимого во вращательное движение нарезами ствола пушки. Поэтому вращательное движение наружного корпуса не передается кумулятивному заряду. Таким образом, высокая бронепробиваемость невращающегося кумулятивного снаряда сочетается в этом случае с точностью стрельбы благодаря ведению огня из нарезного ствола.

Снаряды такого типа предусматриваются для 105-мм пушки нового французского танка АМХ-30. Начальная скорость этих снарядов 1000 м/сек, бронепробиваемость до 400 мм.

В последнее время в Англии отработаны бронебойно-фугасные снаряды с пластическим взрывчатым веществом и деформирующейся головной частью. Головная часть снаряда выполняется в виде полусферы из тонкой стали, прикрытой баллистическим наконечником. Корпус имеет толщину около 0,1 калибра и заполняется пластическим ВВ. При ударе снаряда о броню головная часть сплющивается. Диаметр плоскости соприкосновения может достигать двух калибров. При срабатывании донного взрывателя разрывной заряд подрывается на поверхности брони, в результате чего с тыльной стороны брони отслаивается металл. Последний направляется силой взрыва внутрь танка, разрушая внутреннее оборудование танка и поражая живую силу. Действие снарядов {14} с пластическим ВВ мало зависит от угла встречи с броней. Англичане этим снарядам придают первостепенное значение, особенно из-за их универсальности и возможности применения в качестве противопехотного средства.

На американском танке М60А1 применяются подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, кумулятивные оперенные и бронебойнофугасные с пластическим ВВ снаряды, отработанные англичанами для своей 105-мм пушки.

Кроме того, в боекомплект американских основных танков входят также дымовые или зажигательные снаряды, снаряжаемые белым фосфором, которые применяются для поражения объектов противника и для дымовой маскировки.

Наличие снарядов нескольких типов обеспечивает эффективное поражение разнообразных целей на поле боя и придает пушечному вооружению большую универсальность, столь необходимую для танков.

Характерным для вооружения основных танков армий капиталистических стран является большой боекомплект выстрелов (порядка 60), полученный несмотря на установку на танки пушек большого калибра.

Меткость ведения огня из танков повышается как в результате внедрения стабилизаторов вооружения в двух плоскостях наведения (например, на английских танках «Центурион», «Чифтен» и др.), так и путем установки дальномеров (на танках М60А1, АМХ-30, «Леопард» и др.). Расчеты показывают, что введение дальномера увеличивает вероятность попадания на дальности 2000 м примерно в два раза даже при начальной скорости снаряда v0=1600 м/сек. По данным печати, оптический дальномер типа «Консиденц», устанавливаемый на танках М60А1, обеспечивает точность определения расстояния ±25 м на дальности 2000 м.

Представляют определенный интерес попытки использования оптических квантовых генераторов (лазеров) для дальномеров, о чем часто сообщается в зарубежной печати. Одним из существенных преимуществ лазерного дальномера перед обычным оптическим считают то, что его точность не снижается на любом практическом расстоянии.

Стабилизаторы и дальномеры — это весьма сложное в производстве оборудование, для эксплуатации которого личный состав должен иметь повышенную квалификацию.

В значительной степени их установка влияет на тактику применения танков в бою. Если стабилизаторы обеспечивают эффективную стрельбу с ходу, то при наличии на танке дальномера целесообразно ведение боя танками с коротких остановок, когда появляется возможность эффективно поражать противника на больших дистанциях.

Меткость стрельбы из танковых пушек иногда повышают путем применения спаренных с ними пристрелочных пулеметов (например, на танке «Чифтен») или даже малокалиберных пушек, как это выполнено на швейцарском танке Рz-58.

Очевидно, что такой способ повышения меткости стрельбы из танка увеличивает время на подготовку первого выстрела и демаскирует танк.

Автоматизация процессов подготовки и производства выстрела и управления огнем — одно из направлений в развитии танкового вооружения.

В современных танках командир может вращать башню с помощью своего пульта управления. Это позволяет ему в бою брать на себя управление огнем. Более того, командир танка может прицеливаться и вести {15} огонь из пушки, используя дальномер (например, на танке М60А1), в случае выхода из строя наводчика.

На ряде танков (М60А1 и др.) устанавливаются счетно-решающие устройства, которые автоматически вносят поправки для каждого типа снаряда на деривацию, наклон цапф, угол вылета, прогиб ствола и др.

Счетно-решающее устройство учитывает также различия в выверке и пристрелке для каждого типа боеприпасов. Наличие таких устройств существенно повышает вероятность попадания снарядов в цель с первого выстрела, особенно снарядов с низкой начальной скоростью.

Опыт второй мировой войны и войны в Корее показал, что войска должны обладать способностью вести бой при любой видимости. В связи с этим для обеспечения успешных боевых действий танковых войск ночью и в условиях плохой видимости механики-водители, командиры и наводчики орудий на современных танках имеют специальные инфракрасные приборы наблюдения и управления огнем. Это значительно расширяет возможности боевого использования танков и повышает скрытность их действия. Однако, поскольку приборы ночного видения работают с инфракрасными прожекторами, они могут обнаруживаться аналогичными средствами.

Загазованность боевого отделения танка при стрельбе из пушек снижается эжекционными устройствами, применяемыми для продувки ствола. В некоторых случаях с этой целью, а также для улучшения условий ведения огня и повышения скорострельности устанавливают механизм выброса стреляных гильз (танки «S», АМХ-13, «Центурион»), но более радикальным способом борьбы с загазованностью боевого отделения и загромождением его рабочего объема стреляными гильзами является создание сгорающих или полусгорающих гильз.

В этом случае дополнительно экономится металл (латунь или сталь) при изготовлении гильз и устраняется необходимость организации в войсках сбора использованных гильз.

Длительные работы, ведущиеся в ряде стран в этом направлении, уже привели к определенным успехам, и можно в ближайшее время ожидать внедрения сгорающих (или полусгорающих) гильз в практику войсковой эксплуатации.

На танке «Леопард» для удаления пороховых газов, выделяемых при стрельбе из пушки и пулемета, кроме эжектора пушки, предусмотрена специальная вентиляционно-вытяжная система. Вентилятор удаляет газы, выделяемые при стрельбе из пулемета, непосредственно через отверстия в маске или по гибкому шлангу отсасывает их из ящика под казенником пушки, куда падают стреляные гильзы.

Для поражения пехоты и слабобронированных наземных и воздушных целей на танках, как и прежде, устанавливается вспомогательное пулеметное вооружение, в том числе и зенитное.

Спаренная установка пулемета с пушкой продолжает оставаться общепринятой. Часто пулеметное вооружение различного назначения размещается на командирских башенках, имеющих свою шариковую опору для поворота относительно основной башни. Так, на танках М60А1, АМХ-30 и «Чифтен» имеются командирские башенки с пулеметным вооружением. На танке «Леопард» зенитный пулемет может устанавливаться на турели над люком как заряжающего, так и командира.

Для повышения эффективности танкового вооружения при стрельбе на дальних дистанциях на некоторых танках устанавливают дополнительно к основному пушечному вооружению несколько противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС) с кумулятивными {16} зарядами большой бронепробиваемости. Такие управляемые по проводам снаряды устанавливаются снаружи на башнях легких французских танков АМХ-13 (рис. 10).

В США в порядке эксперимента на передней части башни танка М48А2 осуществлялась установка пяти ПТУРС «SS-10».

В Англии на башнях нескольких танков «Конкэрор» устанавливались ПТУРС «Малкара».

Рис. 10. Танк АМХ-13 с ПТУРС (Франция)

Рис. 10. Танк АМХ-13 с ПТУРС (Франция)

Несмотря на успехи, достигнутые в развитии ствольного артиллерийского вооружения танков, . в США, Франции и некоторых других капиталистических странах ведутся интенсивные работы по созданию основного вооружения танков в виде управляемых реактивных снарядов, которое часто рассматривается как наиболее перспективное. При этом отмечается, что пушечное вооружение при разработке новых образцов танков ограничивает возможности существенного повышения некоторых боевых свойств. Так, наличие на танке длинноствольной пушки влечет за собой необходимость установки ее во вращающейся башне. А башня с пушкой, как известно, составляет до 25% общего веса танка. Длинноствольная пушка затрудняет преодоление танком препятствий, наличие башни (дополнительная высота) повышает вероятность поражения танка в огневом бою и не позволяет реализовать наиболее оптимальные решения системы противоатомной защиты (ПАЗ), создавая ряд трудностей.

Успехи, достигнутые в области ракетной техники, автоматики, телемеханики, а также в разработке противотанковых управляемых реактивных снарядов, по мнению многих западных специалистов, уже создали предпосылки для использования последних в качестве основного вооружения танков. Установка на танке специально выполненных для этой цели совершенных управляемых реактивных снарядов, по их мнению, может обеспечить качественный скачок в повышении его огневой мощи. Это будет обеспечиваться таким преимуществом ПТУРС по сравнению с пушечным вооружением, как высокая эффективность стрельбы с места и с ходу на дальностях до 4 км с поражением цели первым — вторым выстрелом. Установка ПТУРС позволяет отказаться от тяжелой башни и реализовать новые компоновочные решения танка с повышенной броневой и радиационной защитой, уменьшить общую {17} высоту машины и таким образом резко снизить вероятность поражения ее на поле боя.

Танковые управляемые реактивные снаряды, по мнению иностранных специалистов, как новый тип вооружения еще находятся в начальной стадии своего развития и, естественно, их характеристики еще не отвечают ряду требований, предъявляемых к ним как основному вооружению танка.

Рис. 11. Танк «Шеридан» (США)

Рис. 11. Танк «Шеридан» (США)

В связи со сказанным следует упомянуть о том, что в США уже ведется отработка легкого (около 14 т) плавающего авиатранспортабельного танка «Шеридан» (рис. 11), на котором установлена короткоствольная нарезная 152-мм пушка, позволяющая вести огонь обычными снарядами и используемая также для запуска через ствол управляемых по ИК-лучу реактивных снарядов «Шиллейла». По сообщениям печати, на танке АМХ-30 предполагается использовать разрабатываемые управляемые реактивные снаряды «АСRА» путем выстреливания их из пушки. Поэтому, возможно, недалеко то время, когда совершенные управляемые реактивные снаряды станут основным вооружением танков.

Одним из направлений повышения огневой мощи бронетанковой техники, осуществляемых в США, является использование артиллерийских снарядов с ядерными боевыми головками. Считается, что применение ядерного оружия малого калибра на бронированных машинах резко повысит их огневые возможности.

Для серийных самоходных артиллерийских установок М110 (калибр гаубицы 203,2 мм) и М109 (калибр пушки 155 мм) уже разработаны ядерные боеприпасы малой мощности для тактического использования на поле боя наряду с обычными боеприпасами.

§ 3. БРОНЕВАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ТАНКОВ

Успехи, достигнутые в развитии бронепоражающих средств, и прежде всего противотанковых управляемых реактивных снарядов, привели к тому, что в специальной зарубежной печати часто ставится вопрос о целесообразности радикального снижения броневой защиты танка, что, {18} по мнению авторов такой концепции, вполне компенсируется приданием танку большей подвижности, а отсюда и меньшей уязвимости на поле боя, так как при этом танк будет иметь меньший вес.

Прежде всего, здесь следует напомнить, что танков с непробиваемой броней никогда не было. Всегда на поле боя имелись средства поражения танков огнем. В соперничестве броня — снаряд превосходство всегда оставалось за снарядом. Но, тем не менее, на протяжении всего пути развития танков основных типов наблюдалось усиление их броневой защиты. Подобное положение, по существу, сохраняется до последнего времени, и такие известные основные танки армий капиталистических стран, как М60А1, «Чифтен» и другие, имеют мощную броневую защиту.

Практика применения мощного бронирования танков объясняется тем, что подобное бронирование обеспечивает значительное снижение вероятности поражения танков от огня различных противотанковых средств, с которыми танки могут встретиться на полях сражений, и главным образом от огня танковых пушек противника. Наличие у танка мощной брони ставит его в более благоприятные условия в огневом бою с танками противника, имеющими слабое бронирование, так как в таком бою решающее значение приобретает комплекс огневая мощь — броневая защита, определяющий живучесть танка на поле боя.

Об относительно легкой поражаемости танков противотанковыми управляемыми реактивными снарядами сейчас можно говорить лишь в полигонных, т. е. мирных, условиях, когда не применяются средства боевого воздействия на операторов ПТУРС. В то же время есть все основания считать, что операторы окажутся весьма уязвимыми на современном поле боя и эффективность ПТУРС против танков в реальных условиях резко снизится.

Не последним аргументом в защиту применения мощного бронирования танков считается и то обстоятельство, что толстая броня является одним из наиболее надежных средств защиты экипажа и внутреннего оборудования танка от таких поражающих факторов ядерного взрыва, как проникающая радиация и ударная волна.

Основные недостатки применения мощной броневой защиты связаны с возрастанием веса танка и, следовательно, снижением подвижности, проходимости, транспортабельности и некоторых других его качеств.

Поэтому усиление броневой защиты танков в последние годы идет не столько по линии увеличения толщины броневых листов, сколько по пути придания наиболее ответственным броневым деталям, в первую очередь лобовым, больших углов наклона к вертикали (достигающих на танках М60А1 и «Чифтен» 60° и более) и дифференцированного распределения толщин брони в зависимости от вероятности поражения танка в боевых условиях.

Оптимальное распределение толщин броневых деталей при заданном весе может быть достигнуто изготовлением их литыми, что и нашло отражение в конструкциях башен, которые в настоящее время на всех основных танках выполняются литыми.

Корпуса большинства иностранных танков изготовляют из листов, полученных прокатом и соединяемых сваркой, и лишь корпуса американского танка М60А1 и швейцарского танка Рz-61 выполняются литыми.

Противоснарядная броня в настоящее время, как и на протяжении всего периода развития танков, изготовляется только из специальных броневых легированных сталей. Броня из легких сплавов пока находит применение лишь для создания противопульной защиты. В частности, броня из алюминиевых сплавов применяется на американских бронетранспортерах М113 и М114, на самоходных артиллерийских установках {19} М108 и М109, легком танке «Шеридан» и на некоторых других машинах.

Многообразие современных средств поражения танков создает дополнительные трудности по обеспечению надежной защиты одновременно и от бронебойных снарядов, и от кумулятивных средств, действие которых по броне основано на различных принципах. Механизм действия по броне снарядов с пластическими взрывчатыми веществами имеет свои особенности. При разработке брони танка также нельзя забывать и о необходимости защиты от проникающей радиации в виде ?-излучения и потока нейтронов.

В связи с этим возникают многочисленные предложения по созданию так называемой комбинированной или слоистой броневой защиты, составленной из плит (листов), выполненных из различных материалов.

В качестве комбинированной защиты обычно рекомендуют применять сочетание плит (листов) из броневой стали для защиты от действия бронебойных снарядов и плит (листов) из неметаллических материалов, которые могут разрушать кумулятивную струю, обеспечивая тем самым защиту от кумулятивных средств поражения.

Противокумулятивная защита танка «Шеридан» выполнена в виде дополнительной обшивки корпуса. Перед началом боевых действий пространство между наружной обшивкой и основной броневой защитой заполняется песком (водой), который после боя удаляется.

Пластмассовая танковая броня, о создании которой неоднократно появлялись сообщения в зарубежной печати, пока еще не получила практического применения, и, кроме рекламных заметок, каких-либо конкретных сведений о ней привести нельзя.

Обеспечение длительных действий танков на зараженной радиоактивными веществами местности и защита экипажа от химических боевых отравляющих веществ и бактериологических средств обусловили создание у современных танков надежной герметизации и оборудование их фильтровентиляционными установками для очистки воздуха, поступающего к членам экипажа, и создания внутри танка повышенного давления, препятствующего проникновению в танк вместе с воздухом зараженных веществ.

§ 4. ПОДВИЖНОСТЬ

Все военные специалисты за рубежом единодушны в том, что пространственный размах, глубина и темпы операций в условиях возможной ракетно-ядерной войны требуют существенного увеличения подвижности танковых войск и продолжительности их безостановочных действий. Это нашло отражение в разработке танков с более высокими максимальными и средними скоростями движения, в увеличении запаса хода танка на одной заправке топлива. Существенно повысилась техническая надежность агрегатов и механизмов танка.

Повышение подвижности танков вызывает необходимость увеличения удельной мощности (мощности, приходящейся на тонну веса танка) и зависит от конструкции силовой передачи, приводов управления, совершенства ходовой части (особенно системы подрессоривания) и обеспечения обзорности.

Так, если послевоенные американские и английские танки (М26, «Конкэрор», «Центурион» и др.) имели удельную мощность около 12 л.с./т, то сейчас у танка М-60 она равна 16,2 л.с./т, а у танков «Леопард» и АМХ-30 она уже достигает 21 л.с./т и 22 л.с/т соответственно. {20}

Повышение удельной мощности до указанных величин позволило получить на танках «Леопард» и АМХ-30 максимальные скорости на хороших дорогах до 65 км/ч (по другим данным до 70 км/ч), а применение совершенных трансмиссий, приводов управления и систем подрессоривания, по-видимому, позволит иметь высокие средние скорости движения и вне дорог.

Развитие танковых силовых установок за рубежом характеризуется внедрением дизелей (у нас дизели на танках устанавливаются с довоенного времени). Это объясняется, прежде всего, их более экономичным расходом горючего, что позволяет существенно увеличить запас хода танка.

Другое характерное направление в развитии танковых силовых установок — обеспечение многотопливности двигателей, т. е. их способности работать на бензине, керосине, дизельном и специальном авиационном топливах, что должно значительно упростить проблему снабжения танковых войск горючим.

Многотопливные дизели устанавливают сейчас на танках «Чифтен» и «Леопард», предусматривается установка их на танках АМХ-30 и на некоторых других танках.

Наряду с внедрением многотопливных двигателей в ряде стран, и прежде всего в США, ведутся интенсивные работы по созданию для танков газотурбинных двигателей (ГТД), хотя их первые образцы пока менее экономичны по расходу горючего, чем поршневые двигатели.

Внимание, уделяемое газотурбинным двигателям, объясняется тем, что они по сравнению с поршневыми двигателями обладают меньшим весом и размерами, а это имеет определенные преимущества при разработке малогабаритной силовой установки. Кроме того, выгодная для танка тяговая характеристика ГТД позволяет упростить конструкцию и уменьшить габариты силовой передачи, что в целом дает возможность дополнительно уменьшить объем отделений силовой установки и силовой передачи. Этот объем может быть использован для размещения топлива и тем самым компенсировать низкую экономичность двигателя.

Газотурбинные двигатели могут работать на различных топливах и обладают хорошими пусковыми качествами. Они пока устанавливались лишь на опытных образцах танков (например, на специальном образце, выполненном на шасси танка «Конкэрор»), На шведском танке «S» газотурбинный двигатель установлен параллельно основному поршневому многотопливному двигателю и включается на совместную работу с ним только тогда, когда требуемая по условиям движения мощность оказывается больше мощности основного двигателя. Газотурбинный двигатель используется также для запуска основного двигателя этого танка.

Следует подчеркнуть некоторые особенности силовых установок, общие для танков США и ФРГ последних образцов, которые отражают ориентировку на возможность появления в ближайшем будущем противотанкового оружия, основанного на новых принципах достижения высокой меткости. Здесь имеется в виду создание теплорассеивающих устройств для интенсивного смешивания (охлаждения) отработавших газов двигателя с воздушным потоком системы охлаждения перед удалением их из танка. Появление таких устройств обусловлено возможностью применения противником управляемых реактивных снарядов с тепловой головкой самонаведения.

Одним из путей повышения запаса хода танков, помимо внедрения двигателей с малыми расходами горючего, является увеличение емкости топливных баков. {21}

Несмотря на то, что стремление к снижению веса танка вызывает предельное уменьшение внутреннего объема корпуса, настоятельная необходимость увеличения запаса хода обусловила рост запаса топлива, размещаемого внутри танка. Так, емкость внутренних топливных баков на танке М60А1 составляет 1460 л, на танке «Леопард» — 1000 л, на танке АМХ-30—920 л. Также значительно увеличилось количество топлива, размещаемого снаружи в дополнительных баках.

В результате запас хода зарубежных танков последних образцов при движении по шоссе превышает 500 км.

Повышения подвижности танка, как уже указывалось ранее, достигают также применением более совершенных силовых передач, систем подрессоривания корпуса, приводов, обеспечивающих простое и легкое управление движением, улучшением обзорности из танка.

На современных танках применяются разнообразные механические силовые передачи, включающие коробки передач на пять — восемь ступеней, и гидромеханические трансмиссии (ГМТ).

Гидромеханические трансмиссии, получившие в последние годы в США широкое распространение на колесных и гусеничных машинах, включают гидродинамический преобразователь момента, позволяющий автоматически бесступенчато изменять в значительных пределах крутящий момент на ведомом валу гидропередачи, в то время как режим работы ведущего вала почти не меняется. Момент на ведомом валу в зависимости от скорости вращения этого вала изменяется по характеристике, близкой к гиперболической, что позволяет при движении с различными сопротивлениями более полно использовать мощность двигателя и за счет этого повысить среднюю скорость движения танка.

Свойства гидродинамического преобразователя момента позволяют сократить число ступеней в коробке передач, упростить и облегчить управление движением танка вплоть до автоматизации процесса переключения передач, а это в свою очередь способствует повышению средней скорости. Гидромеханические трансмиссии, как правило, имеют приводы управления гидравлического типа с серводействием. Они обладают высокой долговечностью.

В силу таких свойств трансмиссии данного типа получили широкое распространение на американских танках и на некоторых европейских танках последних образцов. В частности, они устанавливаются на танках М60А1, «Леопард», безбашенном танке «S».

По сравнению с простыми механическими трансмиссиями гидромеханическим трансмиссиям присущи и существенные недостатки, основными из которых считают более низкий коэффициент полезного действия, снижающий запас хода танка, сложность конструкций и больший объем вследствие необходимости иметь свою систему охлаждения для отвода тепла от гидропередачи.

Реализация обеспечиваемых силовой установкой и силовой передачей тяговых и динамических качеств танка в большой степени зависит от совершенства приводов управления. При вождении танка водителю приходится выполнять много операций, преодолевая при несовершенных приводах значительные усилия на рычагах и педалях. С утомлением у водителя снижается острота восприятия быстро меняющейся обстановки, а это влияет не только на правильность и быстроту его действий при выполнении боевых задач, но и приводит к снижению загрузки двигателя, а следовательно, к снижению средней скорости движения. Утомление водителя также ограничивает возможности совершения больших (по времени и протяженности) маршей. Все сказанное выше объясняет {22} широкое применение в приводах современных танков разнообразных сервомеханизмов и стремление к автоматизации некоторых процессов управления для разгрузки водителя от ряда операций управления движением. Особенно большое распространение сейчас получили гидравлические сервоприводы, при наличии которых работа управления почти полностью совершается за счет энергии специальных источников. На танке «Чифтен» для переключения передач в коробке передач применен электропривод. На танке «Леопард» золотники гидропривода имеют дистанционное электромагнитное управление.

В конструктивном отношении органы управления поворотом на некоторых танках выполняются аналогично автомобильным и самолетным, т. е. в виде штурвала (танки М60А1, «Леопард»). Об устройстве органов управления мотоциклетного типа на танке «S» говорилось ранее.

Решающую роль в достижении высокой средней скорости движения танка на местности играет качество системы подрессоривания.

Колебания корпуса, толчки и удары, возникающие при движении танка по неровностям пути, утомляют экипаж, резко снижают меткость стрельбы с ходу (даже при наличии стабилизаторов вооружения), а появление жестких ударов балансиров опорных катков об ограничители хода («пробои» подвески) вызывают необходимость снижения скорости танка. Поэтому совершенствованию систем подрессоривания танков сейчас уделяется большое внимание. Широкое распространение получили индивидуальные торсионные подвески с большими динамическими ходами катков, а для интенсивного гашения колебаний корпуса применяются мощные гидравлические амортизаторы телескопического типа. Много работ (в Швеции, США и других странах) проводится по созданию гидропневматических подвесок, которые, помимо обеспечения подрессоривания, позволяют относительно легко изменять клиренс танка вплоть до опускания корпуса машины на грунт.

По сравнению с другими основными группами механизмов танка гусеничный движитель является наименее долговечным. Это объясняется чрезвычайно тяжелыми условиями работы таких его элементов, как шарниры траков и зацепление.

В настоящее время находят применение два типа шарниров траков гусеничных цепей — открытый металлический и кольцевой резинометаллический (сайлент-блок). Каждому из них присущи свои положительные и отрицательные свойства. Траки с металлическими шарнирами просты и дешевы в производстве, легки и удобны при замене в условиях эксплуатации. Траки с резинометаллическими шарнирами более долговечны — в этом их огромное преимущество перед открытыми металлическими шарнирами.

Гусеницы с резинометаллическими шарнирами применяются на американских танках, на танках «Леопард» и др. Следует отметить, что гусеницы с резинометаллическими шарнирами вследствие относительно более жесткой связи между траками при прочих равных условиях обеспечивают лучшую проходимость на болотистой местности по сравнению с гусеницами, имеющими открытый металлический шарнир.

Достижение высокой проходимости танков обеспечивается небольшим удельным давлением гусениц на грунт и хорошим сцеплением их с почвой. Это вызывает применение широких гусеничных цепей с развитыми почвозацепами.

Очевидно, учитывая опыт прошлой войны, на танках «Леопард» и АМХ-30 достигнуто небольшое удельное давление гусениц на грунт, особенно у танка АМХ-30, где оно равно 0,71 кГ/см2. {23}

Способностям танков форсировать водные преграды всегда придавалось большое значение. Тем более это важно в современных условиях, когда боевые действия должны вестись в высоких темпах.

Современные танки могут преодолевать водные преграды без применения громоздких инженерных средств по дну водоема и вплавь.

Герметизация корпусов и надежные уплотнения в конструкциях опор башен позволяют танкам с ходу преодолевать глубокие броды.

Возможность подводного вождения танков на глубинах 4—5 м сейчас считается почти обязательным требованием к современным танкам основных типов, что и осуществляется на практике. Танки М60А1, «Леопард», АМХ-30, «Чифтен» обладают такими свойствами.

В Советском Союзе подводное вождение танков было опробовано еще до начала второй мировой войны.

Для форсирования водных преград вплавь своим ходом танк должен обладать плавучестью и иметь водоходный движитель.

Плавучесть танков основных типов, имеющих мощное бронирование (а следовательно, и вес) при относительно небольших объемах, достигается применением специальных поплавков различных конструкций (например, у танков США) или легких съемных кожухов (каркасов), повышающих водоизмещение танка, выполненных из водонепроницаемого брезента (танк «Чифтен») или из других материалов. Так, плавучесть шведского танка «S» достигается с помощью складного каркаса из эластичного пластического материала, размещаемого по периметру танка в специальных углублениях, прикрытых броней. Устанавливается каркас в рабочее положение с помощью сжатого воздуха.

Съемное оборудование по выходе танка на берег сбрасывается, как правило, посредством применения пиропатронов небольшой силы.

В качестве водоходных движителей используются либо штатные гусеницы (танк «S»), либо специальные съемные гребные винты, получающие привод от ведущих колес танка («Чифтен» и другие танки).

Стремление к расширению боевых возможностей привело к установке на современных танках навигационной аппаратуры, которая позволяет экипажу определять в любых условиях видимости свое местоположение даже на сильнопересеченной местности. Так, по сообщениям печати, для танка М60А1 разработана аппаратура, состоящая из гирокомпаса, вычислительных приборов, датчика пути, корректора наклона местности. Вес аппаратуры около 55 кг. Вся эта аппаратура выдает данные на небольшую круговую шкалу, имеющую две стрелки, одна из которых показывает направление движения танка, другая — заданное направление. Водителю нужно повернуть танк до совпадения обеих стрелок, тогда машина будет находиться на направлении к месту назначения.

В настоящее время особо важное значение для танков приобрело такое качество, как надежность. Заметим, что под надежностью танка здесь подразумевается способность его к бесперебойной работе в соответствии с боевой характеристикой без ремонта, сложных регулировок и замены деталей и узлов, если они не предусмотрены как часть обычных работ по обслуживанию этого вида вооружения.

Большая глубина операции, неизбежные дополнительные маневры и переброски своим ходом без длительных перерывов между операциями приведут к резкому увеличению пробега танков. В рамках каждой операции передвижения на значительные расстояния с высокой скоростью, редкие и короткие остановки, отсутствие времени на обслуживание и проверку создадут тяжелые условия для работы агрегатов и механизмов танка. В то же время в условиях скоротечных безостановочных {24} боевых действий на большую глубину вынужденные задержки могут надолго оторвать танк от боевых порядков.

Поэтому современным танкам необходима весьма высокая надежность, обеспечивающая безотказность в работе, большую техническую долговечность и минимум работ по обслуживанию.

Повышение надежности агрегатов и механизмов танка обусловило за рубежом внедрение в трансмиссии фрикционов и тормозов, работающих в масле, вместо подверженных большим износам и частым регулировкам фрикционных элементов сухого трения, применение гидромеханических трансмиссий, а в ходовой части — гусеничных цепей с резинометаллическим шарниром, которые хотя и сложнее в производстве и менее удобны в эксплуатации, чем гусеницы с открытым металлическим шарниром, но обладают более высокой долговечностью.

Ведение боевых действий в современных условиях вызывает необходимость длительного пребывания экипажа в танке при полностью закрытых люках. В то же время стремление к плотной компоновке, обусловленное требованиями уменьшения веса, сокращение габаритов и усиление броневой защиты привели к весьма малым внутренним объемам танка, а обеспечение защиты экипажа от различных поражающих факторов ядерного взрыва вызвало надежную герметизацию машин. Если к сказанному добавить загазованность боевого отделения и отделения управления пороховыми газами при стрельбе, то можно представить те тяжелые условия, в которых окажется экипаж танка, особенно при высокой наружной температуре воздуха.

В связи с этим возникла необходимость создания в танках установок для кондиционирования воздуха, которые обеспечат, определенны состав воздуха, заданные температуру и влажность (микроклимат).

Оглавление | Продолжение

Главная страница В начало