Развитие танков периода первой мировой войныМатериал подготовил Денис Туманов |
Опыт боевого применения танков на Сомме и в других сражениях показал, что конструкция первого английского танка марки I была далека от совершенства. Уже первые боевые испытания привели к большим потерям танков. Малонадёжные механизмы, слабая броня при низкой скорости движения, незащищённость приборов наблюдения, жёсткая подвеска корпуса - всё это являлось причиной выхода из строя большого количества машин. Некоторые танки по "техническим причинам" останавливались, не дойдя до исходных позиций, другие в большом количестве гибли в начале атаки. Изучая опыт применения танков в бою, конструкторы могли установить, какие изменения следует ввести в машину, чтобы сделать её более совершенной. Так, в одном из боёв случайным снарядом у танка отбило "хвост", т. е. те два колеса сзади, при помощи которых танк поворачивался. Несмотря на это, машина продолжала управляться тормозами на полуосях дифференциала. Поэтому со следующих марок танков "хвост" был снят. Это сделало машину менее уязвимой; правда, при этом несколько снизилась проходимость через окопы, так как танк стал короче. Изменения коснулись и других частей танка. Был изменён глушитель. Выхлопные трубы двигателя, через которые вырывалось пламя, демаскируя движение танков, были переконструированы и заменены более совершенными. Толщина брони увеличилась до 12 мм.
|
На танке марки V - последнем английском танке, выпущенном в период первой мировой войны, - вместо дифференциала был установлен одноступенчатый планетарный механизм поворота. Толщина брони танков увеличилась до 15 мм, вследствие чего повысилась защищённость танка от бронебойных пуль. Одновременно с этим, правда, незначительно, возросла и скорость танка - с 6 до 7,5 км/час.
В 1917 году параллельно с развитием танков основной конструкции - марок I, II, III, IV и V - англичане стали строить скоростной танк Уипетт - "Борзая" (рис. 43). 3а счет снижения веса машины до 14 т им удалось повысить скорость танка до 13,5 км/час, сохранив толщину брони 14 мм. По тому времени эта машина действительно была скоростной. Особенностью её являлось переднее расположение двигателёй и своеобразная форма корпуса. Корпус сзади переходил в многогранную броневую башню, в которой устанавливалось вооружение - пулемёты. Это способствовало улучшению обзора и уменьшению мертвого пространства. На танке были установлены два двигателя, каждый из которых имел свою коробку передач, соединённую с одной из гусениц. Поворот осуществлялся изменением числа оборотов одного из двигателей или переключением передач в коробках.
|
Форма корпуса танка Уипетт резко отличалась от формы других английских танков. Но в основных конструкциях сохранилась та форма, которую имел "Большой Вилли". Это - ромбовидные безбашенные танки с внешним обводом гусениц и неподрессоренным корпусом. Только позднее, после войны, англичане переходят к изготовлению танков новой формы, с подрессоренным корпусом и вращающейся башней.
В развитии английских танков, как впрочем и танков других стран, огромную роль сыграл французский легкий танк Рено - основной танк, принятый в 1918--1919 годах на вооружение французской армии.
Легкий французский танк Рено (рис. 44) в известной мере можно считать родоначальником современных танков. Начиная с этой машины, танкам стали придавать ту форму, которую они сохранили и теперь.
|
Идея танка Рено относится к июню 1916 года, когда полковник Этьен, вернувшись из Англии, где он ознакомился с английскими танками, выдвинул предложение о создании французской легкой машины. Изучая английские и французские танки, Этьен пришел к выводу, что нужен ещё один тип танка, который действительно мог бы сопровождать пехоту, так как французские и в особенности английские машины были слишком тяжелы для этой задачи. Надо создать небольшую лёгкую и дешевую машину, которую можно было бы изготовлять в массовом количестве.
Лёгкий танк по сравнению с тяжёлым должен обладать рядом преимуществ. Он должен быть небольших размеров, что позволит ему легко скрываться за складками местности и, следовательно, быть малоуязвимым для артиллерии противника. При небольшом весе он будет более маневренным. Кроме того, машины можно будет легко перебрасывать к месту назначения на грузовиках, благодаря чему повысится их оперативная подвижность, а сами они не будут изнашиваться в пути.
Французская промышленность в то время могла выпускать в день 20-30 таких машин, т. е. до 1000 танков в месяц. Эта позволяло быстро оснастить танками армию.
Со своим предложением Этьен обратился к конструктору-фабриканту Луи Рено. Рено заинтересовался идеей Этьена и горячо взялся за разработку проекта нового танка.
После ряда испытаний и усовершенствований, на что потребовалось продолжительное время, на вооружение французской армии поступил новый танк.
Что же нового ввёл Рено в свою конструкцию?
Новыми были вращающаяся башня с расположенным в ней вооружением, а в ходовой части машины - подвеска и форма гусениц. Располагая вооружение - пулемёт или 37-мм пушку - во вращающейся башне, Рено добился увеличения маневренности огня. В первых английских и французских танках для ведения огня можно было использовать оружие только с той стороны, где находился противник. Остальное вооружение в это время бездействовало. Это обрекало на бездействие и часть экипажа. В танке Рено вооружение могло быть использовано в любом направлении и полностью, а экипаж танка значительно сокращён; это в свою очередь позволяло уменьшить размеры и вес машины.
Мы уже отмечали, что форма гусениц английских танков позволяла преодолевать отвесные стенки, что давало им преимущество по сравнению с французскими танками Шнейдер и Сен-Шамон. Рено сделал передние колёса своей машины большего диаметра, чем задние; и приподнял их над грунтом. Это приблизило форму гусёниц танка Рено к форме гусениц английских танков и повысило его проходимость. Кроме того, Рено ввел одно очень существенное новшество в подвеску танка. Он связал опорные катки, которыми корпус опирается на гусеницу, а через неё на грунт, рычагами (балансирами). Это дало возможность равномерно распределить вес машины вдоль гусениц и уменьшить колебания корпуса. Новый вид подвески, так называемой балансирной, нашел широкое применение в последующих конструкциях танков, включая и многие современные.
Разрабатывая конструкцию своего танка, Рено решил также ряд других вопросов. Если не считать Пороховщикова, он впервые применил в качестве механизма поворота танка бортовые фрикционы - выключающиеся муфты трения, облегчив этим управление машиной и повысив её маневренность. Кроме того, Рено увеличил толщину брони до 16 мм, сделав ее непробиваемой для бронебойных пуль, ввел коническую башню, наклонные броневые листы корпуса и для ускорения изготовления башни применил стальное литьё. Правда, в дальнейшем он отказался от литых башен и перешел на клёпаные из отдельных листов. Только много позже (в танках второй мировой войны) вновь стали широко применять литые башни.
Внутренняя планировка машины и, в частности, изоляция двигателя от боевого отделения с целью предотвратить распространение пожара и' избежать проникновения отработавших газов в боевое отделение, в современных танках такие же, как и в танке Рено.
Во время войны, и в особенности после неё, танки Рено получили всеобщее признание. Ряд стран принял их на вооружение своих армий, некоторые без изменений, другие частично переделав, но сохранив основные черты танка Рено. Достаточно сказать, что танки типа Рено находились на вооружении в СССР, США, Польше, Японии, Китае, Италии, Румынии, Чехословакии и в других странах.
Танк Рено продолжали развивать и совершенствовали сами французы; долгое время после войны он продолжал оставаться основным танком французской армии.
Соединённые Штаты Америки начали свое танкостроение в 1917 году на базе английских и французских танков. Совместно с англичанами, правда, применяя свой отечественный двигатель, американцы воспроизводят модели английских танков, в основном копируя танк марки V. Завозят американцы и французский танк Рено и начинают его производство. Из своих оригинальных конструкций в 1918 г. США выпускают танки, построенные совместно фирмами Холт и Дженераль-электрик. Производит танки и Форд.
|
Выпущенные в небольшом количестве американские танки не принимали участия в войне.
В конструкции этих машин американцы внесли мало нового. Танк Газ-электрик напоминает забронированный трактор Холт, а в машине Форда сохраняются основные черты танка Рено.
Германия слишком поздно поняла роль танков в войне и вначале не придала им серьезного значения. Ещё раньше, чем английские танки появились на Сомме, германская разведка знала, что англичане строят какие-то новые военные машины. Но даже появление танков на Сомме не произвело на немецкое командование большого впечатления. Когда немцы спохватились, было уже поздно. Германская промышленность к этому времени не располагала ни материальными, ни людскими ресурсами. Вот что писал по этому поводу начальник генерального штаба германской армии Людендорф в своих воспоминаниях:
"Начальник Полевого автомобильного штаба вовремя получил приказ распорядиться относительно конструирования танков. Модель танка, продемонстрированная им весной 1917 года перед высшим командованием, не соответствовала предъявленным требованиям. Я ему предложил энергично двигать танкостроение вперед. Возможно, что мне следовало производить более твёрдый нажим; возможно, что тогда мы обладали бы к решающему моменту 1918 года немного большим количеством танков, но я не скажу, за счёт какой потребности армии их надлежало бы строить. Больше рабочих отпускать нельзя было, тыловые власти новых не отыскали. Если бы люди нашлись, они потребовались бы армии как пополнение. Возможности массового применения танков мы бы в 1918 году все равно не добились; а только в массе танк имеет значение".
|
В ноябре 1916 года военное министерство поручило инженеру Фольмеру спроектировать и построить танк. В мае 1917 года этот танк демонстрировался в Майнце в ставке. Очевидно, об этой модели и пишет Людендорф в своих воспоминаниях. Машина не удовлетворила командование. Инженеру Фольмеру было предложено спроектировать другую; более мощную машину. Однако германская промышленность уже не могла наладить массового производства танков. Только в 1918 году появился первый немецкий танк марки А-7-V. Танк по своей форме резко отличается от английских и французских машин. Немцы, видевшие много подбитых английских танков, не могли не заметить, что они часто выходят из строя из-за поражения гусениц. В своей машине они зaбронировали ходовую часть. Для облегчения производства немцы широко использовали прямые броневые листы, что не могло не сказаться на форме корпуса. Формы передней и задней частей корпуса неудачны; что повлекло за собой снижение проходимости машины при преодолении препятствий.
В том же 1918 году немцами был построен другой тяжелый танк А-7-V-U. По форме он уже напоминал английские танки.
|
По указанию ставки был спроектирован и построен "сверхтанк" марки К - "Колоссаль" весом около 150 т. Это был самый крупный танк из когда-либо построенных. Было сделано два таких танка, но в боях они участия принять не успели и были уничтожены согласно Версальскому договору.
Интересно отметить, что попытки создавать сверхтанки делались неоднократно и в других странах. Во Франции вскоре после первой мировой войны разрабатывался проект танка весом около 600т. В Италии проектировался "танк-крепость" весом в 7000 т. Эти проекты не были реализованы. Немцы к концу второй мировой войны вернулись к идее танка "Колоссаль" и построили сверхтяжёлый танк "Мышёнок" весом 160 т (см. ниже). Эта машина, как и ее предшественник, участия в войне не принимала.
|
Немцы строили в 1918 году и лёгкие танки весом 9 т марок LK-I и LK-II, слабо бронированные. Для них использовались изъятые из автотранспорта двигатели. Этих машин было всего лишь по два экземпляра.
|