Рождение танка и его развитие
(Танк. — М.: Воениздат, 1946)
Материал предоставлен: Денис Туманов
Идея танка, как боевого оружия, сочетающего в себе вооружение, защиту воинов и подвижность, уходит своими корнями в глубокую древность. В памятниках истории мы находим описания боевых повозок, назначением которых было защитить вооруженных воинов и, повысив их подвижность, создать ударные средства атаки неприятельских войск.
Сама идея боевых повозок близка к идее той машины, которую мы теперь называем танком. Но танк возник на другой основе и в другую эпоху - в эпоху развития механического двигателя, брони и огнестрельного оружия. Естественно поэтому, что между боевой повозкой древности и современным танком мало общего. Лишь общая идея их назначения и использования позволяет считать боевые повозки древности отдаленными предками современного танка.
Изобретение танка опирается на развитие современной техники и в первую очередь на развитие автомобиля и трактора, являющихся ближайшими предшественниками танка. Не случайно развитие автомобиля и трактора наталкивало изобретателей на мысль создать на их базе боевую повозку, защищенную броней. Подобные проекты длительное время не получали осуществления из-за отсутствия достаточной технической базы, на которой могла бы быть создана такая сложная машина, как танк. С изобретением двигателя внутреннего сгорания и гусеничного движителя стало возможным реализовать эти проекты, а потребность в таком виде оружия, выдвинутая первой мировой войной, ускорила их осуществление.
Таким образом, хотя идея танка и не является новой и корни ее теряются в глубочайшей древности, танк является детищем нашей эпохи, эпохи современной техники и современного военного искусства.
Тем не менее, не лишено интереса проследить, в какие формы претворялась идея танка задолго до его действительного изобретения.
Предки танка
О применении боевых защищенных повозок рассказывает нам памятник древней Ассирии.
Две с половиной тысячи лет назад персидский царь Кир широко использовал боевые повозки против не приятельских фаланг. Карфагенский полководец Ганнибал в войнах с римлянами применял боевых слонов, которые также являлись своеобразными "боевыми повозками".
История военной техники от древних веков до нового времени содержит многочисленные данные о самых разнообразных проектах боевых повозок. Приведем лишь не которые из них.
В 1456 году в шотландской армии появились деревянные боевые колесницы, приводимые в движение парой лошадей.
Ненадежность и недостаточная мощность "живого двигателя" наталкивали изобретателей на мысль об использовании других источников энергии. Таким источником для боевых повозок мог быть тогда только ветер. Идея применения "ветряного двигателя" была положена в основу двух интересных проектов.
В 1472 году итальянец Вальтурио предлагает проект боевой повозки, движимой ветром. По бокам повозки имеются крылья, как у мельницы, которые через зубчатые колеса приводят повозку в движение.
Симон Стевин (Нидерланды) решил вопрос по-иному, создав проект сухопутного парусного корабля.
Над созданием боевой повозки работает великий итальянский художник и ученый Леонардо-да-Винчи (1500 год).
"Также устрою я, - пишет он, - крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, коего они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота".
Тот же Леонардо-да-Винчи разрабатывает проекты деревянных повозок, вооруженных вращающимися серпами.
В 1558 году Хольшуэр (Германия) предлагает проект подвижной крепости, вооруженной артиллерией, так называемый "Гуляй-город"
В 1588 году итальянец Августино Рамелли предложил интересный проект защищенной и вооруженной повозки, могущей переплывать крепостные рвы.
Были и другие проекты. Все они сводились к одному: поместить воинов с их оружием в защищенные боевые повозки и придать этим повозкам подвижность, необходимую для прорыва рядов неприятельского войска.
Средневековый рыцарь с его броней в известной мере выполнял ту же задачу, нанося первый удар противнику при атаке.
С изобретением огнестрельного оружия боевые повозки и рыцарская броня утратили свое значение. Новое оружие с его огромной пробивной силой, во много раз превосходящей защитные свойства брони, сделало бессмысленным применение защищенных боевых повозок и панциря рыцаря.
Лишь с изобретением механического двигателя - паровой машины и позже двигателя внутреннего сгорания снова вернулись к забытой идее защищенных боевых повозок, но теперь уже на иной основе - на базе механического двигателя, обладающего достаточной мощностью, чтобы передвигать тяжелые, защищенные броней повозки.
Для этого потребовалось почти 300 лет развития науки и техники.