armor.kiev.ua / lib / tank / 1-2

 

 

Рождение танка и его развитие

(Танк. — М.: Воениздат, 1946)

Материал предоставлен: Денис Туманов

 
Ассирийская боевая повозка

Ассирийская боевая повозка. Бронзовый барельеф на воротах царя Шалмансара II (865-860 гг. до нашей эры.)

Идея танка, как боевого оружия, сочетающего в себе вооружение, защиту воинов и подвижность, уходит своими корнями в глубокую древность. В памятниках истории мы находим описания боевых повозок, назначением которых было защитить вооруженных воинов и, повысив их подвижность, создать ударные средства атаки неприятельских войск.

Боевые слоны древности

Боевые слоны древности

Шотландская боевая повозка (1456 г.)

Шотландская боевая повозка (1456 г.)

Боевая повозка Вальтурио, приводимая в действие ветром (Италия, 1472 г.)

Боевая повозка Вальтурио, приводимая в действие ветром (Италия, 1472 г.)

Сухопутный корабль Симона Стевина (Нидерланды, 1599 г.)

Сухопутный корабль Симона Стевина (Нидерланды, 1599 г.)

Проект боевой повозки Леонардо-да-Винчи

Проект боевой повозки Леонардо-да-Винчи, вооруженной вращающимися серпами (с оригинального рисунка Леонардо-да-Винчи, 1500 г.)

Гуляй-город Хольшуэра (Германия, 1558 г.)

"Гуляй-город" Хольшуэра (Германия, 1558 г.)

Сама идея боевых повозок близка к идее той машины, которую мы теперь называем танком. Но танк возник на другой основе и в другую эпоху - в эпоху развития механического двигателя, брони и огнестрельного оружия. Естественно поэтому, что между боевой повозкой древности и современным танком мало общего. Лишь общая идея их назначения и использования позволяет считать боевые повозки древности отдаленными предками современного танка.

Изобретение танка опирается на развитие современной техники и в первую очередь на развитие автомобиля и трактора, являющихся ближайшими предшественниками танка. Не случайно развитие автомобиля и трактора наталкивало изобретателей на мысль создать на их базе боевую повозку, защищенную броней. Подобные проекты длительное время не получали осуществления из-за отсутствия достаточной технической базы, на которой могла бы быть создана такая сложная машина, как танк. С изобретением двигателя внутреннего сгорания и гусеничного движителя стало возможным реализовать эти проекты, а потребность в таком виде оружия, выдвинутая первой мировой войной, ускорила их осуществление.

Таким образом, хотя идея танка и не является новой и корни ее теряются в глубочайшей древности, танк является детищем нашей эпохи, эпохи современной техники и современного военного искусства.

Тем не менее, не лишено интереса проследить, в какие формы претворялась идея танка задолго до его действительного изобретения.

Предки танка

О применении боевых защищенных повозок рассказывает нам памятник древней Ассирии.

Две с половиной тысячи лет назад персидский царь Кир широко использовал боевые повозки против не приятельских фаланг. Карфагенский полководец Ганнибал в войнах с римлянами применял боевых слонов, которые также являлись своеобразными "боевыми повозками".

История военной техники от древних веков до нового времени содержит многочисленные данные о самых разнообразных проектах боевых повозок. Приведем лишь не которые из них.

В 1456 году в шотландской армии появились деревянные боевые колесницы, приводимые в движение парой лошадей.

Ненадежность и недостаточная мощность "живого двигателя" наталкивали изобретателей на мысль об использовании других источников энергии. Таким источником для боевых повозок мог быть тогда только ветер. Идея применения "ветряного двигателя" была положена в основу двух интересных проектов.

В 1472 году итальянец Вальтурио предлагает проект боевой повозки, движимой ветром. По бокам повозки имеются крылья, как у мельницы, которые через зубчатые колеса приводят повозку в движение.

Симон Стевин (Нидерланды) решил вопрос по-иному, создав проект сухопутного парусного корабля.

Над созданием боевой повозки работает великий итальянский художник и ученый Леонардо-да-Винчи (1500 год).

"Также устрою я, - пишет он, - крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, коего они не сломили бы. А за ними невредимо и беспрепятственно сможет следовать пехота".

Тот же Леонардо-да-Винчи разрабатывает проекты деревянных повозок, вооруженных вращающимися серпами.

В 1558 году Хольшуэр (Германия) предлагает проект подвижной крепости, вооруженной артиллерией, так называемый "Гуляй-город"

В 1588 году итальянец Августино Рамелли предложил интересный проект защищенной и вооруженной повозки, могущей переплывать крепостные рвы.

Боевая плавающая повозка Августино Рамелли

Боевая плавающая повозка Августино Рамелли (со старинной гравюры. Италия, 1588 г.)

Были и другие проекты. Все они сводились к одному: поместить воинов с их оружием в защищенные боевые повозки и придать этим повозкам подвижность, необходимую для прорыва рядов неприятельского войска.

Средневековые рыцари

Средневековый рыцарь с его броней в известной мере выполнял ту же задачу, нанося первый удар противнику при атаке.

С изобретением огнестрельного оружия боевые повозки и рыцарская броня утратили свое значение. Новое оружие с его огромной пробивной силой, во много раз превосходящей защитные свойства брони, сделало бессмысленным применение защищенных боевых повозок и панциря рыцаря.

Лишь с изобретением механического двигателя - паровой машины и позже двигателя внутреннего сгорания снова вернулись к забытой идее защищенных боевых повозок, но теперь уже на иной основе - на базе механического двигателя, обладающего достаточной мощностью, чтобы передвигать тяжелые, защищенные броней повозки.

Для этого потребовалось почти 300 лет развития науки и техники.

Главная страница В начало