Анатомия армии

Опознавательные знаки бронетехники Советской Армии

Приложение 8 Боевого Устава Сухопутных Войск (батальон, рота) :

"Для опознавания своих боевых машин и определения их принадлежности к соединению, части и подразделению на них наносятся опознавательные знаки и условные но­мера.
Опознавательный знак соединения (части) представ­ляет собой рисунок геометрической фигуры в виде круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других фигур. Для увеличения количества вариан­тов опознавательных знаков допускается нанесение внут­ри знака линий в различном направлении, цифр, букв, рисунков отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознава­тельный знак соединения (части) назначается старшим начальником и периодически меняется.
Условный номер представляет собой трехзначное чи­сло. Командир соединения на определенный период выде­ляет каждой воинской части одну-две сотни номеров. На­пример: 200-299 или 800-999. Порядок нумерации бое­вых машин подразделений устанавливает командир воин­ской части, при этом допускается повторение одних и тех же номеров для разной боевой техники. Например, танк командира полка (батальона) и командно-штабная (командирская) машина могут иметь один и тот же но­мер, а номера танков в танковых ротах мотострелкового пол­ка могут повторить номера боевых машин пехоты (бро­нетранспортеров) в мотострелковых ротах.
Опознавательный знак наносится на правой и левой стороне башни (борту машины) впереди условного но­мера. В зависимости от наличия открытых участков баш­ни (бортов машины) разрешается наносить его впереди условного номера по ходу движения боевой машины.
Условные номера наносятся:
- на танках - на башне с боков и сзади (разрешает­ся на внешней стороне ящиков для запасных частей, принадлежностей, оборудования для подводного вождения и личных вещей экипажа, прикрепленных к башне на этих местах);
на боевых машинах пехоты - справа и слева посе­редине бортов и в верхней части правой кормовой двери;
- на самоходно-артиллерийских установках-посере­дине боковых и заднего листов боевого отделения (на самоходно-артиллерийских орудиях - на башне с боков и на кормовом люке);
- на бронетранспортерах типа БТР-60ПБ, БТР-70, командно-штабных машинах на их базе и на базе БРДМ-2- справа и слева по бортам в передней части наклонных броневых листов ниже уровня смотровых приборов и по­ручней для посадки (в местах, свободных от скоб для навешивания запасных частей и принадлежностей);
- на остальной боевой технике - справа и слева по­середине или в передней свободной части бортов.
Высота цифр условного номера - 20-40 см в зависи­мости от конструктивных особенностей боевой машины. Ширина их составляет две трети высоты. Размер опозна­вательного знака должен быть не больше высоты цифр условного номера, но не меньше двух третей их высоты. Толщина линий опознавательного знака и условного но­мера равна одной шестой их высоты.
Летом опознавательный знак и условный номер нано­сятся белой краской, зимой и при действиях в пустыне, когда боевые машины имеют маскирующую окраску,- красной (черной) краской."

Внимательный читатель сразу обнаружит по тексту, что на боевых машинах не предусмотрено нанесение знаков, указывающих на их принадлежность к Советской Армии. Так в нашей армии было всегда. Никогда на танках, БТР, или иной боевой технике не рисовались ни красные звезды, ни государственный герб, ни серп и молот, ни какой-либо иной знак национальной принадлежности. Во всяком случае, боевыми уставами сие никогда не предусматривалось.

opoznav-2.jpg (3740 bytes)Основным знаком, наносившимся на бронетехнику в Советской Армии был трехзначный условный  номер. Нередко их называли (в том числе и в документах) "бортовой номер", "бортовой тактический номер", "боевой номер"). Уставом предусматривалось, что каждому полку командиром дивизии выделяется диапазон номеров. На практике этот вопрос был полностью отдан на откуп командирам полков.

В полках же общепринятой практикой было давать номера не подряд, а шифровать их. Наиболее часто применялись следующие шифровки:
Вариант 1:
-первая цифра - порядковый номер батальона (1, 2, 3,…);
-вторая цифра - порядковый номер роты в батальоне (1,2,3,….)
-третья цифра - порядковый номер машины в роте (0,1,…….9)
Например 239 - девятая машина третей роты второго батальона.
Вариант 2:
-первая цифра - порядковый номер роты в полку (1,2,…….9)
-вторая и третья цифры - порядковый номер машины в батальоне (01,02,03,…11,…23,…31)
Например, 623 - шестая рота (а значит второй батальон), двадцать третья машина батальона.
Вариант 3 :
-первая цифра - порядковый номер батальона;
-вторая и третья цифра порядковый номер машины в полку. Например, 382 - восемьдесят вторая машина третий батальон

Таких систем шифровок было еще несколько. Здесь все зависело от фантазии зампотеха полка (командир полка обычно сам в это не вмешивался).

Как правило, больше ничего и не требовалось, и других опознавательных знаков или номеров на бронетехнике не было.

opoznav-1.gif (3943 bytes)В округах, где дивизии существовали реально, а не в виде кадрированных (на бумаге), и где проводились учения, на период учений назначались опознавательные знаки, которые представляли собой в соответствии с Уставом геометрические фигуры. Каждой дивизии назначалась одна определенная геометрическая фигура. Внутри дивизионного знака наносились литеры, цифры, точки, линии, сектора, которые обозначали полк, отдельный батальон дивизии. На рисунке представлены лишь некоторые варианты опознавательных знаков.

Хотя уставом разрешалось внутри знаков наносить и рисунки листьев, но на практике это не встречалось. Обычно после учений эти знаки так и оставались на машинах, становясь в представлении солдат как бы постоянными опознавательными знаками. Да чаще всего, однажды нанесенные опознавательные знаки, оставались на машинах на несколько лет, служа от учения к учению.

Уставом предписывалось наносить номер на обе стороны башни (на оба борта) и на заднюю часть башни (корму машины), но чаще  сзади номер был только на так называемых "стрельбовых машинах", т.е. машинах, использовавшихся для выполнения упражнений учебных стрельб. Это связано с тем, что без такого номера руководителю стрельб невозможно с командной вышки определить где какая машина. На "вожденческих" машинах (машинах. предназначенных для обучения вождению) обычно сзади номер не писали.

opoznav-3.jpg (2099 bytes)Для удобства регулировщиков, которым во время учений требовалось различать опознавательные знаки машин до их подхода к посту регулирования, нередко опознавательные знаки наносили на передних подкрылках, лобовой броне, крышке  командирского люка, или люка заряжающего(обычно во время марша они открыты и знак хорошо виден регулировщику). На рисунке опознавательный знак на левом подкрылке.

С появлением в семидесятых годах в мотострелковых (танковых) дивизиях сначала вертолетных отрядов, затем вертолетных эскадрилий (в основном,  в группах войск в ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии) опознавательные знаки и opoznav-4.jpg (4797 bytes)номера машин в ряде случаев стали наносить и на верхней поверхности башни. Для командирских машин (дивизии, полка, батальона) это было обязательным. На рисунке знак и номер на башне танка Т-62. Знак и номер располагались так, чтобы удобно было их различать при подлете сзади. Размер номера и знака диктовался максимально свободным местом на крыше. Обычно на крыше знаки были крупнее бортовых.

Иногда на бронетехнике можно было встретить   красочные изображения знаков "Гвардия", эмблем воздушно-десантных войск, военно-морских флагов, эмблем морской пехоты. Реже, но встречались  надписи  типа "Пионер Сибири", "От комсомольцев Тувы", "Боевая подруга" и т.п. Однако, это делалось для украшения машин, участвующих в крупных военных парадах (Москва, Ленинград, др.крупные города), или иных политических или же исторических мероприятий. Положено было по окончании подобных мероприятий закрашивать эти неуставные надписи, но нередко у офицеров просто не доходили до этого руки, солдаты же, большие любители до украшательства машин, просто лелеяли эти знаки и бережно их сохраняли. Иногда в этом их поощряли и крупные начальники ( например, командующий ВДВ Маргелов).

Но уже афганская война заставила стирать с брони не только вызывающие знаки Спецназа, Гвардии, но и простые опознавательные знаки, а нередко и номера. В чеченскую войну номера закрашивали даже на вертолетах и самолетах. С одной стороны яркие цветные пятна демаскируют ( и очень сильно!) машину, с другой стороны четко различимые номера помогают противнику разыскивать, распознавать и сосредотачивать огонь на командирских машинах, машинах особенно успешно действующих против них.

Звезды, гвардейские знаки, изображения орденов, наименования соединений, различные надписи,   которые можно встретить на танках, стоящих как памятники на постаментах никакого отношения к системе опознавания бронетехники не имеют.

Литература

1.Боевой Устав Сухопутных Войск. Часть II. Батальон, рота. Военное издательство. Москва. 1983г.


Из военной истории, науки, практики.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList