Анатомия армии

Знаки различия автомобилистов в армиях Белого Движения

© Ладыгин И.В.

"…я спешу оговориться, что выправка, форма одежды и наружный вид военнослужащих есть лучший признак воспитания и обучения части. Опытный глаз видит в этом начальническую работу в части и глубоко не правы те, кто в требованиях в этом отношении видит придирки и капризы".

Генерал В.В. Марушевский, Главком ВС Верховного Правительства Северной области

От автора. Автомобилисты  и история автомобильных и автоброневых частей и подразделений  не вызывают широкого интереса у читателей, это ведь не лихая кавалерия, не бравая гвардия, и поэтому, как правило, их исследователи обходили и обходят стороной.

Об автомобильных частях и самих автомобилистах Русской Императорской Армии,   весьма немногочисленных даже в период войны, осталось не так уж много материалов, не говоря уже о войсках антибольшевистских правительств.   Многие документы, фотографии и предметы униформы либо были утеряны в ходе боев, либо увезены за рубеж эмигрантами, либо были уничтожены за годы Советской власти стирателями российской истории.  К тому же, учитывая кризис промышленности России в условиях Гражданской войны, когда не хватало самого элементарного, автомобили в войсках были редкостью.

Автомобилисты старой армии, ввиду нехватки автотранспорта, пополнили ряды пехоты и других родов войск. А тем, кому посчастливилось все-таки остаться за рулем автомобиля, как и всем, не хватало не то что характерного обмундирования и эмблем, но и сапог, шинелей, патронов, продуктов…
Поэтому материал настоящей статьи основывается на редких фотографиях и материалах, которые удалось разыскать автору, а также приказах, регламентирующих элементы униформы автомобилистов, но не факт, что эти приказы всегда выполнялись в войсках по описанным выше причинам.

Сатья посвящается  рассмотрению униформы, а исторические сведения о частях и подразделениях носят справочный характер, поскольку без исторической справки не вполне понятной становится все многобразие униформ автомобилистов той поры.

Автор заранее обращается к любителям истории, коллекционерам и энтузиастам автомобильных войск с просьбой исправить возможные ошибки и поделиться имеющимися материалами. Они будут использованы для освещения истории российских автомобильных частей, но никак не в коммерческих целях.

Север.

В войсках Временного Правительства Северной области (в дальнейшем - Временное Управление Северной области) автомобильные части были сформированы уже к 9 ноября 1918 г. - тогда появилась Автомобильная рота (командир - штабс-капитан Дес-Фонтейнес), которая к марту 1919 г. была развернута в Автомобильный дивизион. (При этом к осени 1918 г. пехотные части  белых на Севере составляли всего лишь две роты). Количество имевшихся автомобилей, а также военнослужащих Автомобильной роты неизвестно.

Примечание Веремеева Ю.Г. Современные роты любых родов войск это обычно подразделения сравнительно небольшой численности (от 30 до 130 человек) и очень небольшой значимости как в тактическом плане, так и в административно-хозяйственном. Совершено иным было положение рот в конце XIX, начале XX века. Рота в те времена, особенно в специальных войсках ( автомобильные, связи, инженерные, артиллерии) являлась фактически основным формированием. Это была обычно отдельная воинская часть численностью от 250 и до 600-800 человек . Даже если численность была невелика, то  по  значимости в боевых порядках автомобильная рота порой превосходила стрелковый батальон, а то и полк. Это не было просто транспортное подразделение. Сформировать пехотную часть довольно несложно. Были бы люди и винтовки. Это могли   делать любые противоборствующие стороны. А вот наличие авторот в составе армии подчеркивало ее солидность, хорошую оснащенность и достаточно большие силы.

Униформа, согласно Приказа № 8 от 1 августа 1918 г. временно командующего вооруженными силами Мурманского края А. Гапонова, представляла собой поставляемую англичанами британскую военную форму. Отличия русских военнослужащих - в виде Андреевского креста из жести на фуражках.belavto-1.jpg (4289 bytes)

На снимке: фуражка британского образца с эмблемой вооруженных сил Мурманского края..

Приказом Командующего вооруженными силами ВУСО (Временного Управления Северной Области) № 3 от 3 августа 1918 г. капитана 2 ранга Г.Е. Чаплина восстанавливались все чины и звания, но при этом запрещалось ношение знаков различия Русской армии, в частности, погон ( это было связано с эсеровской оиентацией ВУСО, членом партии эсеров был и Чаплин).

Чины "...отличаются галунами (тесьмою) по общему примеру Морского ведомства, но без закруглений".

8 августа вышло постановление ВУСО "Об отличительных знаках Российской Армии", который гласил:

"...вследствие невозможности снабдить воинских чинов действующей армии русской форменной одеждой одинакового образца и покроя, устанавливаются следующие отличительные знаки Российской Армии Северной Области: по фуражке и вокруг тульи и на рукавах кругом обшлага - цветная тесьма по цвету прибора, у генералов - галунная. На фуражке кокарда русского образца… Отличия чинов устанавливаются на правом рукаве углами из тесьмы, у генералов из галуна".

Цвет тесьмы у автомобилистов зеленый, сама тесьма - из бархата.

Приказом № 36 от 22 октября "О форме одежды для русских войск" устанавливались эмблемы родов войск и специалистов, которые следовало располагать на передней части ворота мундиров и шинелей. Автомобилисты получили эмблемы образца старой армии. Размеры эмблем (спецзнаков) 2/3 вершка. У нижних чинов - из черного сукна, у офицеров следовало вышивать их черной гладью.

Кроме того, многие офицеры и солдаты, служившие до 1917 г. в Русской Армии, продолжали носить старую русскую форму (разумеется, без погон).

К радости многих русских офицеров 22 ноября 1918 г. вышел Приказ № 63 Командующего войсками Северной области генерал-майора В.В. Марушевского о введении защитных погон и знаков различия старого образца. Нижние чины встретили этот приказ без энтузиазма. Отмечались случаи, когда солдаты срывали у унтер-офицеров нашивки с погон. Осторожная часть офицерства долгое время не надевала погоны, опасаясь эксцессов со стороны нижних чинов. Солдаты же долгое время не носили кокард, что отмечалось в многочисленных приказах Марушевского.

Тоже относится и к автомобильным частям. Приказом № 161 от 11 мая 1919belavto-2.jpg (4602 bytes) объявлена ведомость шифровок на защитной стороне погон солдат и офицеров. Автомобильный дивизион получил шифровку "С.Д.". Высота литер 3,3 см, они располагались на расстоянии 2,2 см от нижнего края погона. Спецзнак по образцу Русской армии (установленный Приказом № 228 от 1911 г.), на расстоянии 0,27 мм над шифровкой.
У солдат литеры и спецзнак печатные по трафарету, зеленого цвета. Нашивки на погонах нижних чинов - предположительно  белой тесьмы.
У подпрапорщиков и офицеров накладные серебристого металла либо шитые серебряной канителью. Просвет на офицерских погонах красной тесьмы. Галунных погон офицеры в основном не носили.

Северо-Запад.

Первые антибольшевистские части начали формироваться на Северо-Западеbelavto-3.jpg (5745 bytes) России осенью 1918 г. при поддержке германской армии.

Одной из первых частей был сформированный 21 октября того же года Отдельный Псковский Добровольческий корпус Северной Армии под командованием генерал-майора Вандама. В его составе была и автомобильная команда.

На рисунке справа младший унтер-офицер в униформе немецкого образца. На рукаве один из отличительных знаков вооруженных формирований Северо-Запада и Запада - белый православный крест.

Первого июля армия, для отличия действовавшей в районе Мурманска и Архангельска другой армии белых, была переименована в "Северо-западную Армию". Приказом Верховного Правителя А.В. Колчака командующим армией был назначен известный русский полководец генерал от инфантерии Н.Н. Юденич.

belavto-5.jpg (13113 bytes)Точных данных об общем количестве автомашин, бронеавтомобилей и автомобилистов нет. Кроме автомобильной команды Отдельного Псковского корпуса, в Северо-западной армии в октябре 1918 г. насчитывались:
*два бронеавтомобиля в 5-й пехотной ("Ливенской") дивизии, имевшей шефом Светлейшего Князя Ливена;
*1-я отдельная авторота;
* 1-я отдельная автоброневая батарея.

При создании Отдельного Псковского корпуса было решено в форме "сохранить все старое", т.е. образца Русской Императорской армии.

На рисунке слева наиболее характерные образцы формы офицеров Запада и Северо-Запада. Крайний справа офицер в немецкой форме с русскими знаками различия.

Что касается погон, то у военнослужащих инженерных частей (а, следовательно, и автомобилистов) допускались защитные с соответствующими спецзнаками, а у офицеров еще и малиновые с серебряным галуном и серебристыми спецзнаками - образца старой армии.

belavto-7.jpg (13851 bytes)На снимке слева шинельный   погон капитана автомобилиста (современная реконструкция)..

На левом рукаве мундиров и шинелей предписывалось иметь нашивку из ленты национальных цветов, углом вверх.

Экипажи бронеавтомобилей Ливенской дивизии на погонах, кроме того, имели литеру "Л" с княжеской короной (желтого металла). На известной фотографии экипажа бронеавтомобиля "Россия" Ливенской дивизии военнослужащие одеты в защитное обмундирование с вышеперечисленными нарукавными эмблемами Северо-западной армии,belavto-4.gif (2065 bytes) защитные и галунные погоны.

На рисунке справа наиболее характерные нарукавные знаки Запада и Северо-Запада.

Многие офицеры инженерных подразделений (а возможно, и автомобилисты) носили фуражки старой армии мирного времени, добытые с уцелевших складов Русской Армии. Военнослужащие Северо-западной армии носили также и германскую и английскую униформу. Приказом № 15 от 24 июня 1919 г. было предписано на левом рукаве под углом из национальных цветов иметь белый равносторонний крест.

Юг.

К осени 1919 г. в Вооруженных Силах на Юге России имелось: belavto-94.jpg (5536 bytes)
1,2,3,4,5,6 автомобильные батальоны;
1-й Бронеавтомобильный отряд;
2-й Бронеавтомобильный отряд;
3-й Бронеавтомобильный отряд (придан 3-й пехотной дивизии);
Запасный бронеавтомобильный дивизион.

На фото справа: погон капитана автомобильных частей со спецзнаком, утвержденным Приказом по В.В. № 228 от 20 мая 1911 г

Кроме того, отдельные автомобили и бронеавтомобили находились при различных частях, штабах и управлениях. Автомобилей было немного - их парк, также как и парк бронеавтомобилей, пополнялся, в основном, за счет трофеев, позднее за счет поставок из стран Антанты, чаще из Англии.

В 1919 - нач. 1920 г.г. в войсках ВСЮР (Вооруженные Силы Юга России) существовало Управление танковых и броневых частей, которое занималось вопросами технического и прочего снабжения бронечастей. Приказом Главнокомандующего ВСЮР от 19 марта 1920 г. № 2859 Управление было упразднено, а функции технического снабжения, ремонта машин и комплектования личным составом были переданы Запасному броневому автомобильному дивизиону (приказ Главнокомандующего ВСЮР N 2864 от 21 марта 1920 г.).

belavto-95.jpg (3529 bytes)На снимке слева: погон нижнего чина императорской армии автомобилиста из  12-й   артиллерийской бригады.

Автор не располагает точными сведениями об униформе автомобилистов белых армий на Юге России. Известно лишь, что с отрядом полковника Дроздовского с румынского фронта в Добровольческую армию в 1918 г. пришло много автомобилистов и несколько автомобилей, которые уцелели во время похода. Основываясь на дневнике М.Г. Дроздовского, а также докладе капитана Андреянова, можно сделать предположение, что чины отряда Дроздовского (а следовательно, и автомобилисты) сохранили униформу Русской Императорской Армии. По мере износа обмундирования внешний вид военных автомобилистов Добровольческой армии естественно менялся.

При этом необходимо отметить, что в императорской армии офицеры-автомобилисты предпочиталиbelavto-96.jpg (5379 bytes) носить галунные погоны даже в военное время, а нижние чины и унтер-офицеры нередко имели алые погоны мирного времени с накладными офицерскими спецзнаками и шифровками, защитные полевые погоны с элементами мирного времени (также, как и в военном воздушном флоте).

На фото справа: полевой погон прапорщика броневых частей (реконструкция).

Примечание Веремеева Ю.Г. Броневые части или отряды бронеавтомобилей начали формироваться в императорской армии довольно поздно, когда дисциплина формы одежды уже снизилась довольно значительно. Отсюда на погоне не серые оксидированные спецзнак автобронечастей и звездочка, как положено, а золоченые. И отсутсвует шифровка с укзанием номера части.

Более или менее подробна униформа солдат и офицеров Юга России освещена в статье Ю.Веремеева "Инженерные подразделения вооруженных формирований Белого Движения" на сайте "Сапер". Поскольку к моменту революции автомобилисты являлись составной частью инженерных войск, то и их форма была идентична форме саперов (со своими спецзнаками).

На Юге также, как и в других регионах России, военнослужащие белых армий были обмундированы кто во что горазд. Более-менееbelavto-8.jpg (4968 bytes) регламентировано было ношение фуражек и погон соответствующих расцветок.

Автомобилей было немного, их парк, также как и парк бронеавтомобилей, пополнялся, в основном, за счет трофеев, позднее, belavto-97.jpg (3893 bytes)за счет поставок из стран Антанты, чаще из Англии.

Зачастую автомобилисты имели униформу и знаки отличия соответствующих дивизий и полков, которым они были приданы, с характерными инженерным войскам элементами. В качестве эмблемы автомобильных и бронеавтомобильных частей сохранялись спецзнаки образца Русской Армии.

Однако необходимо учесть, что достать в тех условиях эти самые эмблемы было очень непросто. Что касается "цветных" дивизий - марковской, дроздовской, корниловской и алексеевской, то автомобилисты данных частей, скорее всего, имели знаки отличия, установленные для инженерных подразделений соответствующих дивизий, поскольку в Русской Армии автомобилисты относились к инженерным войскам.

Автору довелось видеть униформу пилота В.С.Ю.Р. с черными с красным просветом и выпушками погонами, как у офицеров прочих инженерных частей (вспомним, что авиационные части в Русской Императорской армии тоже  относились к инженерным войскам). Вероятно, автомобилисты  могли иметь  такие же.

На фото слева: погон капитана члена экипажа бронеавтомобиля Дроздовской дивизии.

Восток.

Народная Армия Комитета членов Учредительного Собрания (КОМУЧ).
Поскольку и белые, и красные, и серо-буро-малиновые носили, в основном, старую русскую форму или гражданскую одежду, то для отличия от прочих военнослужащим Народной Армии (официально создана 8 июня 1918г.) было предписано   иметь на фуражках георгиевскую ленточку (наискось) и белую повязку на левом рукаве. Но в целом в знаках различия и униформе был полный хаос.

Поэтому Приказом № 20 от 25 июля 1918 г. по Народной Армии была регламентирована форма одежды. Во-первых, было разрешено носить все ордена и медали, полученные за службу в Русской Императорской армии. Во-вторых, строго оговорено, что "…ношение военнослужащими каких-либо отличий прежней военной формы, например, кокарды, погон и т.д., кроме тех казачьих частей, где это допущено - воспрещается под строгой ответственностью" (от знаков различия старого образца, как символов монархии, эсеровский КомУч, как и многие другие полуопереточные антибольшевистские "правительства", шарахался как от чумы).

Примечание Веремеева Ю.Г. Почему-то, большинство историков мало обращают внимания на военную форму того времени. А она о многом может рассказать. Как-то мимо внимания историков проходит такое обстоятельство, что многие небольшевистские вооруженные формирования полностью или частично отказывались от символики старой Русской Армии. И если они нередко сохраняли сами погоны, систему различения чинов, то даже их внешний вид довольно значительно отличался от символики царской армии.

Если бело-сине-красные цвета в нашивках довольно характерны для Белого Движения, как цвета России вообще, то двуглавого орла мы почти нигде не встречаем, как и императорского сочетания цветов (черный-желтый,-белый).

В общем и целом это говорит о том, что идея монархии и самодержавия отвергалась практически всеми течениями Белой направленности. Так что, хорошо известные строки из красноармейской песни "…Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон…" не более чем пропагандистский ход большевиков, стремление сыграть на глубоко укоренившейся неприязни людей к обанкротившейся монархии.

Для Народной Армии была установлена характерная униформа, которую получили и автомобилисты - водители автомашин, экипажи бронеавтомобилей.

За основу была взята походная форма старой армии с некоторыми отличиями: защитная рубаха с узкими погонами из той же ткани (ширина погона у рукава 4,4 см, у пуговицы 3,3 см) одинакового образца для всех воинских чинов, с накладной металлической шифровкой - номером части; шаровары у автомобилистов защитного цвета.
Головной убор - фуражка с мягкой тульей, вместо кокарды - все та же георгиевская ленточка наискось.
Шинель - серого сукна, с погонами из шинельного сукна такого же образца, как на гимнастерке.
Пояс из желтой сыромятной кожи с пряжкой белого металла.
Обувь - сапоги или ботинки с обмотками.

Однако автомобилисты всеми правдами и неправдами старались достать кожаные куртки и перчатки, что и запечатлено на немногих сохранившихся фотографиях.

От автора. Многим белым и красным автомобилистам в Гражданскую войну эти кожаные куртки стоили жизни, так как благодаря курткам их часто принимали за большевистских комиссаров.

Знаки различия по роду войск и званию представляли собой нарукавные нашивки в виде щитка из сукна защитного цвета с черной выпушкой и автомобильным спецзнаком образца  в верхней его части. belavto-9.jpg (7915 bytes)

На рисунке  справа: нарукавный щиток солдата-автомобилиста Народной армии

Для обозначения званий на щитках нашивалась галунная тесьма и соответствующее количество звездочек, как в старой армии. Ефрейтор - одна полоска "углом", мл. унтер офицер - две, подпоручик - одна полоска, нашитая в виде узла и две звездочки и так далее.

На снимке справа: Нарукавный щиток солдата- автомобилиста Народной Армии (современная реконструкция).

По воспоминанием полковника Вырыпаева (артиллериста-каппелевца), бойцы Народной Армии практически не носили щитков, и единственным их отличием от красных были белые повязки на рукавах, а командиров и так знали в лицо.

В составе Народной Армии на 15 августа 1918 г. имелись следующие автомобильные части:
*автомобильная команда подпоручика Шлушко (г. Уфа);
*1-я автомобильная рота подпоручика Коробова (г. Самара);
*1-я Подвижная автобаза прапорщика Кулева (ст. Кинель);
*1-я Мотоциклетная команда прапорщика Порохина (г. Самара);
*1-й Казанский броневой дивизион (20 офицеров, 15 нижних чинов. Сведений о технике нет).

После того, как КомУч признал главенство Уфимской Директории, Народная Армия перешла в подчинение так называемому Верховному Главнокомандующему всеми сухопутными и морскими вооруженными силами России генерал-лейтенанту В.Г. Болдыреву, и перешла в состав Волжской группы войск.

2 октября 1918 г. последовал Приказ № 7 В.Г. Болдырева об установлении новой формы одежды. Чинам армии к уже имеющейся форме были возвращены погоны старого образца "с установленными отличиями чинов и шифровкою части".

Нарукавные щитки были отменены. Надо полагать, что автомобильный спецзнак переместился с нарукавных щитков на погоны, как в старой армии. Также была установлена новая кокарда - бело-сине-красная. Внутреннее поле - белое, средний обвод - синий, внешний - красный. Было разрешено и ношение кокард старой армии, перевитыми узкой лентой цветов национального флага.

Армия Временного Сибирского Правительства.

В августе 1918 г. согласно Приказу № 10 от 24 июня 1918г.в Сибирской Армии Временного Сибирского Правительства были установлены знаки различия по образцу Чехо-Словацкого корпуса, представлявшие собой щитки из сукна цвета родов войск, крепившиеся на левом рукаве.

До этого основными знаками отличия "сибирцев" были белые либо бело-зеленые ленты на рукавах и на фуражках (официально утвержденные Приказом по Военному Ведомству № 2 от 17 июля 1918 г.).
Вот как об этом писал "Омский вестник" в № 113 от 3 июля 1918 г.:
"Командующий округом приказал временно, впредь до утверждения военным министром, носить на фуражках как кокарду четырехугольник из белого и зеленого цветов, в виде двух полос означенных цветов. Устанавливаемая кокарда должна носиться на околыше вкось, применительно к способу ношения подобных отличий чехословацкими войсками. Размер четырехугольника - в ширину всего околыша, горизонтальный - вдвое меньше. Этот знак отличия имеют право носить лишь военнослужащие, состоящие в рядах войск Сибирской добровольческой армии Временного Сибирского Правительства".

Автомобилисты получили щитки из черного сукна (не возбранялся и бархат) с красным кантом, со спецзнаком (образца, установленного в старой Русской Императорской  Армии) в нижней его части, с соответствующей шифровкой и знаками различия соответственно званию.
Нашивки унтер-офицеров в виде бело-зеленой ленты 0,55 см углом вверх, офицеров в виде узла из такой же тесьмы и четырехлучевымиbelavto-92.jpg (5922 bytes) звездами.
На знаках капитанов (ротмистров) в нижней части под "узлом" нашивался гладкий галун шириной 1,6 см с одним просветом, у штаб-офицеров - 1,66 см с двумя просветами, у генералов - шириной 1,11 см с генеральским "зигзагом".

Вместо кокард, согласно приказу № 2 от 17 июля, на фуражках наискосок "слева вниз направо" носилась бело-зеленая ленточка (крайняя левая полоска - зеленая) размером: по длине - как околыш, по ширине - в два раза меньше.
На левом рукаве - угол из бело-зеленой ленты вершиной вниз.

На фото справа: Нарукавный щиток   подпоручика бронечастей  Сибирской Армии Временного Сибирского Правительства

Автомобилисты, и другие военнослужащие Сибирской Армии, служившие в ударных частях старой армии, приказом № 22 от 5 августа 1918 г. получили право носить присвоенный этим частям знак - красно-черный угол на рукаве.

6 сентября 1918 г. назначенный на должность командующего Сибирской Армией генерал-майор Иванов-Ринов издал Приказ № 64 (не поставив об этом в известность само Правительство) по войскам Армии, в котором, в частности, говорилось: "…впредь до возрождения Всероссийской армии и установления новых отличительных знаков формы одежды: приказываю теперь же восстановить во вверенной мне армии на фронте и в тылу для офицеров, солдат и чиновников упраздненные большевистской властью наплечные погоны защитного цвета, петлицы и кокарды. Последние должны обшиваться двухцветной бело-зеленой лентой".

Четыре дня спустя начальник штаба Сибирской Армии генерал Белов издал Приказ по армии № 11 от 10 сентября 1918 г., в котором говорилось: "… в тех случаях, когда офицерам, врачам, военным чиновникам и стрелкам не представляется возможности приобрести погоны защитного цвета, разрешается носить вместо них погоны галунные или цвета прибора". Так в сибирские части вернулись золотые иbelavto-91.jpg (3058 bytes) серебряные погоны.

На рисунке справа: Фуражка офицера инженерных частей Сибирской Армии установленные  Приказом № 64

Нарукавные щитки были отменены. Однако фактически военнослужащие многих частей так и продолжали носить нарукавные щитки.

На 10 сентября 1918 г. в составе Сибирской Армии имелись автомобильные части:
*в 1-м Средне-Сибирском армейском корпусе 1 броневик;
*во 2-м Степном Сибирском армейском корпусе автомобильная рота (3 взвода);
*в 3-м Уральском армейском корпусе 2-я Сибирская автомобильная рота (1 взвод).

Русская Армия (адмирала Колчака).

После октябрьского переворота 1918г., в результате которого к верховной власти в России пришел адмирал А.В. Колчак, все подчиненные ему белые части на Востоке стали именоваться Русской Армией, в которой стали возрождаться традиции Императорской Армии, и приказ Иванова-Ринова № 64 был утвержден Верховным Правителем.

Униформу по мере возможности стали приближать к старой русской. Некоторые части и подразделения были обмундированы в британскую форму со знаками различия русского образца. Однако основная масса солдат и офицеров армии Верховного Правителя была одета кто во что горазд.

Как и в других белых армиях, офицеры автомобильных и бронеавтомобильных частей на Востоке предпочитали носить униформу, установленную еще для автомобилистов Русской Императорской Армии - кожаные "шведские" куртки, кожаные шлемы, ветрозащитные очки, если таковые удавалось достать.

belavto-93.jpg (7002 bytes)Погоны - образца инженерных войск Русской Армии - алого цвета с серебряным   галуном и спецзнаками. Зачастую, ввиду невозможности достать галун, на алые погоны нашивались полоски из белой ткани и другие материалы, имитирующие серебряный галун.Спецзнаки также часто изготавливались в кустарных условиях, либо отсутствовали вообще..

На снимке слева: погон подпоручика образца инженерных войск Русской Армии,изготовленный во время гражданской войны. Алое сукно, место галуна использована некрашенная бязь

Необходимо отметить, что автомобилистов, автомобилей и броневиков у белых на Востоке было   мало. Автомобили, в основном, находились в распоряжении тыловых подразделений и штабов. Зато автомобили активно использовали чехо-словацкие, польские и другие части интревентов.

Единственное известное автору крупное автомобильное подразделение белых  на Востоке, позволявшее формировать целые автоколонны для доставки  грузов, было в войсках генерал-лейтенанта Г.М. Семенова - Автотранспортный дивизион при Главном начальнике Забайкальского военного округа. Возможно, что автомобилисты отряда носили на погонах вензель из наложенных друг на друга букв "А.С." - "Атаман Семенов" (такой вензель носили бойцы Особого Маньчжурского отряда, в составе которого также была  Автомобильная рота).

В составе Азиатской Конной дивизии под командованием генерал-лейтенанта Унгерна фон Штенберга имелась транспортная автомобильная рота ( автомобили типа "Бьюк", "Додж", "Франклин", "Форд" и др).

Вот как описывал униформу унгерновских автомобилистов шофер автомобильной команды штаба Азиатской Конной дивизии С. Хитун: "Постепенно нас, шоферов (в большинстве бывших офицеров), одели в куртки, подбитые мехом". Некоторым достались кожаные куртки. Вся эта одежда была реквизирована у местного населения.

Были ли на них прикреплены погоны, автору установить не удалось.

Данными об автомобильных подразделениях других белых армий автор не располагает.

Заключение  Веремеева Ю.Г. Как это все не похоже на то, что мы привыкли видеть в многочисленных художественных кинофильмах о Гражданской войне - одетые в старенькие шинели, разномастные куртки и гражданские пальто, зачастую в лапти красноармейцы,  и нарядные вылощенные, все  в идеально пригнанных по фигуре чистеньких кителях, все поголовно в золотых погонах, новеньких хромовых сапогах белые офицеры.
На деле, очень часто все было совсем наоборот -одетые в новое обмундирование из царских запасов бойцы Красной Армии (знаменитая буденновка, на самом деле, была разработана под названием "богатырка" еще при царе-батюшке и предназначалась для замены летних фуражек на более демисезонный головной убор, пригодный для ношения с ранней весны до глубокой осени; запасы были созданы, но вот выдать в войска уже не успели), и одетые  кто во что горазд солдаты и офицеры белогвардейцы. Кто сумел сохранить свое прежнее обмундирование и погоны, носил их, остальные зачастую погоны рисовали чернилами прямо на гимнастерках (в тех формированиях, где от погон не отказались).

 

Автор выражает признательность Ю.Г. Веремееву, А.Ю. Замире, К.В. Шумкину, А.Ю.Бушину за оказанную помощь в составлении данной статьи.

Источники и литература

1. РГВА Ф.39598. Оп.1. Д.22. Л.80.
2. Каппель и "каппелевцы". НП "ПОСЕВ", Москва. 2003 г.
3. Дерябин А. Гражданская война в России: Сибирская армия 1918 г. Журнал "Цейхгауз" 1/1993г.
4. Дерябин А. Народная армия КОМУЧА.1918. Журнал "Цейхгауз"   3/1993 г.
5. Дерябин А. Белая армия на Севере России 1918-1920. Техника-молодежи, Москва. 2002 г.
6. Дерябин А. Гражданская война в России 1917-1922 . Белые армии. АСТ.Москва.
6. Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили Русской Армии 1906-1917. Техника-молодежи. Москва. 2000 г.
7. Дроздовский М.Г. Дневник.Добровольцы и партизаны. Голос. Москва. 1996 
8. Личная коллекция автора.
9. Будберг А.П. Дневник белогвардейца. Харвест. Минск 2001 г.
10. Веремеев Ю.Г. Униформа инженерных войск. Белые армии. Сайт "Сапер".
11. Леонтьев А. Марковцы-артиллеристы в боях в Донбассе.Вооруженные силы на Юге России. Центрполиграф. Москва.2003 г.
12. Пронин Д. Записки дроздовца-артиллериста.Вооруженные силы на Юге России. Центрполиграф. Москва. 2003 г.
13. РГВА. Фонд 39597, опись 1, дело 12, листы 25-26 об.
14. Барон Унгерн в документах и матенриалах. КМК. Москва. 2004г.


Из военной истории, науки, практики.


Главная страница

Униформа и знаки различия

Воинские звания

Тактика

Инженерные войска

Из военной истории, науки, практики

Фортификация



Авторы

Ссылки

Rambler's Top100 TopList