1 ВВЕДЕНИЕ

Как известно, танки обладают следующими основными боевыми свойствами: огневая мощь, защищенность и подвижность. В последнее время к основным боевым свойствам относят и боевую готовность.

Практика танкостроения и результаты применения танков в бою показали, что при органичном и разумном сочетании в одном образце мощного вооружения и бронирования с высокими скоростными характеристиками, можно получить машину, боевой потенциал которой будет значительно выше по сравнению с аналогичными образцами, в которых повышение одних боевых свойств достигается в ущерб другим.

В последнее время, в связи с интенсивным развитием всех видов вооружений, в том числе противотанковых средств и высокоточного оружия, с увеличением скоротечности боя в условиях резкого изменения обстановки, возрастают требования к боевым свойствам современных танков.

Так как в современных условиях на разработку новой машины и выпуск опытных образцов требуются значительные затраты времени и средств, возникает необходимость в оперативной проверке эффективности новых технических решений и целесообразности их применения в танкостроении. С этой целью разработано множество методик математического моделирования поведения танков на поле боя и методик оценки как боевой эффективности танка вообще, так и его отдельных боевых свойств.

Обычно боевая эффективность танка оценивается коэффициентом боевой эффективности, полученным по результатам моделирования встречного боя (наступления, оборонительного боя) с другими аналогичными машинами вероятного противника. Для получения верных значений коэффициента боевой эффективности необходимо знать точные тактико-технические характеристики (ТТХ) оцениваемых образцов.

Так, например, по ТТХ для танка Т-72 его средняя техническая скорость составляет 35-40 км/ч [ ]. При моделировании наступления танкового подразделения по одной из методик разработанных в в/ч 68054 принимается средний темп наступления 25 км/ч. С учетом коэффициента маневра в наступлении средняя скорость одиночных танков должна быть еще выше. Отсюда возникает следующее противоречие: при средней технической скорости 35-40 км/ч и принимаемом темпе наступления 25 км/ч, по нормативам курса вождения боевых машин [ ] средняя скорость движения на оценку “отлично” колеблется от 19 до 23 км/ч. Таким образом, без учета необходимости взаимодействия механика-водителя (МВ) с другими членами экипажа и машинами и необходимости маневрирования на поле боя, МВ с оценкой “хорошо” по вождению заведомо не может достичь заданного в данной модели темпа наступления, а тем более средней технической скорости движения.

Кроме того, в боевых условиях подавляющая часть времени эксплуатации танков уходит на их рассредоточение и сосредоточение в заданных районах, переброску в другие районы ведения боевых действий, совершение марша. В данных условиях для успешного выполнения поставленных задач решающее значение имеет подвижность танков.

Таким образом, для корректной оценки боевой эффективности танков, возникает необходимость в достоверной оценке их подвижности.

Так как свойством подвижности обладают не только танки но и БМП, и другие военные гусеничные машины (ВГМ), которые при совершении марша или наступлении должны не только не отставать от танков, но и часто опережать их (в частности для инженерного оборудования маршрутов танковых колонн), то в дальнейшем будем рассматривать подвижность танков и других ВГМ.
 

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВ

В различных источниках даются непринципиально отличающиеся определения подвижности и ее характеристики. Рассмотрим эти различия.

Источник 1.(Подвижность танков. Научно - метод. сборник, НИЛ-2, 1979) [ ].

Подвижность рассматривается как боевое свойство в соответствии с условиями движения делящееся на тактическую и оперативную. В дальнейшем даются определения тактической и оперативной подвижности:

Тактическая подвижность- способность танка перемещаться по местности и дорогам при ведении боя.

Оперативная подвижность - способность танка совершать марш своим ходом или при перевозке на транспортных средствах.

Подвижность танка определяется как техническими свойствами (быстроходностью, маневренностью, проходимостью, запасом хода и транспортабельностью), так и внешними условиями движения и квалификацией водителей.

Быстроходность - свойство танка перемещаться с определенной скоростью в различных условиях.

Маневренность - свойство танка изменять скорость и направление движения с определенной интенсивностью.

Проходимость - способность танка преодолевать естественные и искусственные препятствия.”

Источник 2. (Чобиток В.А. Теория движения танков и БМП. Учебник. -М.: Воениздат, 1984) [ ].

“Подвижностью называется способность танковых частей и подразделений к перемещению из одного района в другой. Она характеризуется скоростью перемещения на расстояние S. Поскольку танки не обладают абсолютной проходимостью и на пути движения им приходится обходить непреодолимые участки местности и препятствия, общий путь движения удлиняется и реально составляет Sр (Sр> S)(рисунок 1).

Общее время Т, затраченное на перемещение танка (подразделения, части) из пункта А в пункт В, складывается из времени чистого движения tд, времени на обслуживание и заправку tз, времени на ремонт и устранение неисправностей tр. Отсюда подвижность будет равна

          (1)

В полученном выражении отношение Sр/tдпредставляет собой фактическую среднюю скорость движения танка vср. Отношение S/Sрхарактеризует проходимость танка, и чем ближе оно к единице, тем выше проходимость.

В настоящее время принято различать тактическую, оперативно-тактическую и стратегическую подвижность.

Рисунок 1 - Схема маршрута движения

На тактическую подвижность, т.е. подвижность танка на поле боя, влияют его быстроходность и проходимость. Заправки танка на бой хватает, а надежность современных танков такова, что их выход из строя по техническим причинам незначителен. Поэтому при определении тактической подвижности можно принять tз= 0; tр= 0.

При оценке оперативно-тактической подвижности, т.е. подвижности при ведении армейских и фронтовых операций, необходимо учитывать время на устранение технических неисправностей tри время на обслуживание tз. Здесь уже в меньшей степени начинает сказываться проходимость машин, так как имеется некоторая возможность оборудования маршрутов движения танков.

Стратегическая подвижность проявляется в стратегических операциях при перемещении танков на большие расстояния по заранее оборудованным, как правило, маршрутам. Здесь проходимость танков не играет существенной роли, но проявляется необходимость в дозаправках топливом, а при недостаточной надежности - ремонте. Назовем сумму времени tзи tрвременем обеспечения движения tо.д, а отношение S/Sр, которым учитывается увеличение длины пути из-за наличия на маршруте непроходимых участков местности, коэффициентам проходимости kпр. Тогда выражение (1) будет иметь вид

(2)

Источник 3. (ГОСТ. Подвижность ВГМ. Термины и определения (Проект) / Тема 44.1-1.6.58.80. Уточненная редакция, 1980) [ ].

Подвижность ВГМ - совокупность свойств ВГМ, характеризующих способность ее самопередвижения в заданных условиях. Это такие частные свойства, как автономность передвижения, проходимость и быстроходность...

Быстроходность - свойство ВГМ, характеризующее скорость преодоления ею определенного расстояния в заданных условиях при максимальном использовании технических возможностей. Быстроходность включает динамичность, плавность хода и управляемость.

Проходимость - свойство ВГМ, характеризующее ее способность преодолевать труднопроходимые участки местности и различные препятствия. Свойствами проходимости являются: опорная проходимость, габаритная проходимость и преодолеваемость водных преград.

Автономность действия - свойство ВГМ, характеризующее ее способность к использованию штатным экипажем по функциональному предназначению с заданными показателями, без пополнения штатных запасов материалов и имущества и без проведения операций по обслуживанию с использованием дополнительных сил и средств. Автономность действия характеризуется запасом хода по топливу и маслу.”

В соответствии с определениями свойств и их характеристиками определенными в проекте ГОСТ можно составить схему свойств подвижности и их характеристик (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Подвижность ВГМ и ее свойства

В результате анализа приведенных определений и характеристик подвижности и ее свойств примем следующее определение.

Подвижность это совокупность свойств ВГМ, характеризующих ее способность к самопередвижению в заданных условиях или пригодность к перевозке транспортными средствами. Показателем подвижности П является средняя скорость полученная при делении расстояния по прямой S, на которое переместилась ВГМ, на общее время Т затраченное на перемещение (1, 2).

Можно рассматривать тактическую, оперативно-тактическую и стратегическую подвижности.

Тактическая подвижность ВГМ - подвижность на поле боя и марше при выполнении тактических задач (задачи одного дня боя или марша без дозаправки топливом или боекомплектом).

Оперативно-тактическая подвижность ВГМ - подвижность при ведении армейских и фронтовых операций.

Стратегическая подвижность ВГМ - подвижность в стратегических операциях при перемещении ВГМ своим ходом на большие расстояния по заранее оборудованным, как правило, маршрутам или перевозке транспортными средствами (автомобильным, железнодорожным, морским или авиатранспортом).

Подвижность ВГМ характеризуется следующими частными свойствами: быстроходностью, проходимостью и автономностью. Стратегическая подвижность, кроме того, характеризуется транспортабельностью (пригодностью к перевозке транспортными средствами и десантированию).

Быстроходность - свойство ВГМ, характеризующее скорость преодоления ею определенного расстояния в заданных условиях при максимальном использовании технических возможностей. Быстроходность включает динамичность, плавность хода и управляемость. Показателем быстроходности является средняя скорость движения vср, полученная путем деления реально пройденного пути Sрна время чистого движения tд.

Проходимость - ... . Показателем проходимости является коэффициент проходимости kпр= S/Sр.

Автономность - ... . Показателем автономности принимаем коэффициент автономности
kа = tд/ (tд+tо.д) = tд / T.

С учетом коэффициента автономности формула (2) будет иметь вид:

П = kпрkа vср                      (3)