armor.kiev.ua / Tanks / WWII

 

 

Немецкая танкетка-торпеда

Инж.-капитан П. М. Бессонов

(Вестник танковой промышленности. — 1944. — № 2—3)

 

Летом 1943 г. немцы одновременно с танками «Тигр», «Пантера» и самоходным орудием «Фердинанд» применили и еще одно «тотальное» средство — танкетку-торпеду.

Эта самодвижущаяся сухопутная торпеда предназначалась для борьбы с нашими танками. Она представляет собою небольших размеров танкетку (фиг. 1—2), приводимую в движение электрической энергией от аккумуляторных батарей.

Танкетка-торпеда (вид спереди и сбоку)

Фиг. 1. Танкетка-торпеда (вид спереди и сбоку).
1 — электромотор; 2 — ящик для аккумуляторной батареи; 3 — место для заряда

Находящийся на танкетке заряд взрывчатого вещества (около 70 кг), по желанию управляющего ею оператора, может быть в любой момент взорван.

Тактико-технические данные танкетки-торпеды следующие:

   Вес танкетки с зарядом .. около 200 кг
   Вес заряда .................. до 70 »
   Длина ......................... 3,5 м
   Высота ....................... 0,52 »
   Ширина ....................... 0,83 »
   Клиренс ...................... 0,16 »
Танкетка-торпеда (вид сзади и сбоку)

Фиг. 2. Танкетка-торпеда (вид сзади и сбоку).
1 — ведущее колесо; 2 — электромотор; 3—место для аккумуляторной батареи; 4 — катушка с проводом; 5 — пульт управления

   Длина опорной 
    части гусеницы          0,8 м
   Ширина гусеницы          0,175 »
   Удельное давление        0,1 кг/см2
   Скорость движения до    20   км/час.

Корпус танкетки изготовлен из 1,5—2-миллиметрового железа. Каждая гусеница состоит из 48 звеньев (траков), штампованных из 2-миллиметрового листового железа.

Электрическая схема танкетки-торпеды

Фиг. 3. Электрическая схема танкетки-торпеды, выполненая на НИБТ Полигоне

Танкетка приводится в движение двумя электромоторами, работающими каждый на свою гусеницу. Электромоторы и реле, при помощи которых они включаются, размещены в бортовых ящиках, закрываемых железными щитками с резиновыми прокладками. Номинальная мощность каждого электромотора 4 квт, потребляемый ток 170 а, напряжение 24 в. Передаточное отношение от электромоторов к ведущим колесам 1:4.

Предполагаемая электрическая схема танкетки-торпеды

Фиг. 4. Предполагаемая электрическая схема танкетки-торпеды

Электромоторы получают электроэнергию от двух 12-вольтовых аккумуляторных батарей емкостью около 100 ампер-часов. Батареи так же как и электромоторы размещены в двух ящиках по бортам танкетки.

Танкетка-торпеда управляется с дистанционного пульта, связанного танкеткой трехжильным проводом длиною 250 м. Провод намотан на катушку, находящуюся в кормовой части танкетки. По мере удаления танкетки от пульта провод с катушки сматывается.

Взрывчатое вещество помещается в центральной части танкетки и занимает большую ее часть.

Танкетка-торпеда, поступившая на Полигон, была частично демонтироваиа и не имела пульта управления. На Полигоне электрический монтаж был выполнен по схеме, приведенной на фиг. 3. В качестве пульта управления был использован щиток с двумя кнопками. При нажатии левой кнопки срабатывает левое реле, которое включает левый электромотор, и танкетка поворачивается вправо; при нажатии правой кнопки срабатывает правое реле, включается правый электромотор, и танкетка поворачивается влево. При одновременном нажатии двух кнопок включаются два электромотора, и танкетка движется прямо вперед.

По крепежным деталям и отверспиям на танкетке, оставшимся неиспользованными, можно предполагать, что на танкетке ставилось не два, а четыре реле. Кроме того (что видно из схемы) каждый электромотор имеет но две сериесных обмотки возбуждения, намотанных так, что они создают противоположные полюсы. Включая ту или другую обмотку, можно заставить электромоторы вращаться влево или вправо и двигать танкетку назад или вперед. Предполагаемая схема для этого случая дана на фиг. 4. Для получения заднего хода пульт управления по этой схеме имеет третью кнопку, при нажатии которой два других реле включают вторые сериесные обмотки электромоторов.

Обмотки дополнительных двух реле соединены последовательно, а их пружины отрегулированы так, что реле срабатывают при включении их на батарею через обмотки двух других реле, которые в этом случае не действуют.

На этой же схеме указан возможный вариант использования тех же трех проводов для воспламенения запала заряда.

Танкетки-торпеды могут применяться для нападения на танки из засад, чаще всего у дорог.

Однако, эффективность такой танкетки-торпеды оказалась низкой. При клиренсе всего в 0,16 м она повсюду наталкивается иа непреодолимые препятствия (камни, поленья дров, и пр.). Запаса электроэнергии у нее хватает всего на 5—8 мин. движения. Попасть такой торпедой под движущийся танк трудно даже с расстояния 100—150 м.

Главная страница В начало