Бронетракторы. Часть 2

М. Коломиец

(М-Хобби)

Материал предоставил Алоизыч

Фотографии предоставил Сергей Зыков

 
Хотя формально Россия вышла из Первой Мировой войны, фактически она оказалась в положении проигравшей. Ее (в который раз!) списали со счета как военную и политическую силу, но пройдет всего десять лет и из ворот заводов начнут выползать первые советские танки. И вот тут выясняется, что тракторы бронируют не только за неимением танков. Танки есть, но чтобы отстоять свое место под солнцем их требуется больше, гораздо больше...


Самоходная установка СУ-2 с лозунгами "Да здравствует мировой Октябрь" и "Войны мы не хотим, но дать отпор готовы"

В начале 30-х годов успехи индустриализации СССР обеспечили развитие автотракторной и танковой промышленности, что позволило приступить к широкомасштабной моторизации и механизации Красной Армии. Быстрыми темпами шла разработка новых танков, арттягачей. тракторов и автомобилей. В соответствии с военно-теоретической мыслью тех лет считалось, что огневую и ударную мощь мотомеханизированных соединений должны составлять не только танки, но и самоходно- артиллерийские установки.

Поэтому 2 октября 1930 года Революционный военный совет (РВС) СССР принял "Постановление РВС об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок", в соответствии с которым заводам и конструкторским бюро надлежало к 1 октября 1931 года спроектировать и изготовить около двадцати различных типов САУ. Интересно отметить, что наряду с самоходными установками непосредственной поддержки и сопровождения мотомехчастей (как правило эти САУ проектировались на танковых шасси), постановлением РВС предусматривалось создание "самоходных установок вторых эшелонов". Их задачи определялись следующим образом: "Назначение - сопровождение и поддержка атаки танков вторых эшелонов сопровождения пехоты. Шасси - трактора "Коммунар" и "Сталинец", масса 9-10 тонн, скорость 12-15 км\ч. Вооружение-76 мм полковая пушка (с горизонтальным обстрелом не менее 300 градусов и вертикальным в 30 градусов) или 76 мм зенитная пушка". Сегодня наверное многим покажется смешным или глупым увлечение руководства РККА самоходками на тракторных шасси. Однако следует учесть, что в то время ни одна армия мира не имела опыта по созданию системы вооружения самоходной артиллерии. Поэтому советским военным и конструкторам приходилось идти "методом проб и ошибок". Ведь на первый взгляд использование тракторных шасси (которые в несколько раз дешевле, чем танковые) для самоходной артиллерии сулило большие выгоды. Во-первых, возможность быстрого оснащения Красной Армии самоходной артиллерией и во-вторых, в случае войны резкое увеличение числа боевых машин путем переделки имеющихся в народном хозяйстве тракторов в самоходные орудия. Идея весьма привлекательная, если учесть тогдашнюю слабую оснащенность РККА бронетанковой техникой и сложности с налаживанием ее производства на отечественных заводах.


Суррогативный танк Д-10 на шасси трактора "Коммунар" с 76-мм пушкой

Поэтому в соответствии с постановлением РВС СССР от 2.10.30 г. в августе 1931 года опытным цехом завода "Большевик" в г. Ленинграде совместно с военным складом №60 в г. Брянске (этот склад являлся основной базой по постройке и модернизации бронепоездов для РККА) спроектировали и изготовили самоходную установку 76 мм полевой пушки обр.1902 года на шасси трактора Коммунар 9 ГУ, получившую обозначение СУ-2. Для установки орудия шасси трактора было усилено, снято сиденье водителя, кронштейны крепления бензобака и будки со стойками. Бензобак закрепили над правой гусеницей, а металлический настил рамы на месте кабины был уширен. Орудие монтировалось на штатной бронепоездной тумбовой установке конструкции Сормовского завода, благодаря чему имело обстрел 360 градусов по горизонту. Зашита установки предусматривалась из брони толщиной до 10 мм, однако на опытном образце она была изготовлена из обычной (не броневой) стали. Боекомплект к орудию перевозился на прицепной тележке. Испытания СУ-2 прошли в окрестностях военсклада №60 с 12 по 16 октября 1931 года. Машиной было пройдено 35 км и сделано 39 выстрелов из орудия (один выстрел на ходу). Движение осуществлялось с расчетом 5 человек и прицепленной тракторной повозкой П-18 с грузом 2.5 т, причем скорость составляла 12 км\ч. Но несмотря на положительный отзыв комиссии Управления моторизации и механизации РККА (УММ РККА), проводившей испытания СУ-2. считавшей что "вполне возможно и рационально принятие данной системы на вооружение", дальнейшие работы по машине были свернуты.


Суррогативный танк Д-11 на шасси трактора "Катерпиллер" с 76-мм пушкой

Параллельно с проектированием СУ-2 завод "Большевик" вел работы по самоходной установке, имевшей индекс СУ-5 (не путать с СУ-5 на базе танка Т-26 появившуюся несколько позже). Она была выполнена с использованием схемы СУ-2 на гаком же шасси Коммунар 9 ГУ. но в отличие от последней вооружалась 76 мм зенитной пушкой обр.1915 года и не имела бронирования. Для уменьшения качки при стрельбе. СУ-5 оснащалась четырьмя откидными упорами. Опытный образец изготовленный весной 1932 года, успешно прошел испытания. Была начата постройка двенадцати таких артиллерийских установок для проведения войсковых испытаний, но вскоре она была прекращена, так как основным зенитным орудием РККА становилась 76 мм зенитная пушка обр.1931 года. А тракторное шасси для этой артсистемы было явно слабовато.


Д-14 - бронированный десантный танк для 15 стрелков с двумя пулеметами ДТ при четырех шаровых установках на шасси трактора Коммунар

Но, пожалуй, наиболее значительный вклад в разработку САУ на базе тракторов внес начальник Опытно-конструкторского и испытательного бюро УММ РККА, талантливый и изобретатель-самоучка Н.И.Дыренков. В конце 1930 года по его проекту на московском заводе Можерез были начаты работы по бронировке 4 тракторов различных марок с различными вариантами вооружения. 13 февраля 1931 года Дыренков доносил начальнику УММ РККА И.Халепскому:

"На основании полученных от Вас заданий мною разработаны и построены следующие образцы бронирования:

- на шасси трактора Коммунар - суррогативный танк с одной 76 мм полковой пушкой, двумя пулеметами ДТ при двух запасных пулеметах с четырьмя шаровыми установками (обозначение Д-10):

- на шасси трактора Катерпиллер - суррогативный танк с одной 76 мм полковой пушкой, двумя пулеметами ДТ и двумя запасными пулеметами с четырьмя шаровыми установками ( обозначение Д-11):

- на шасси трактора Коммунар - бронированный десантный танк для 15 стрелков с двумя пулеметами ДТ при четырех шаровых установках (обозначение Д-14):

- на шасси Коммунар - танк химического нападения с двумя резервуарами па 4000 литров отравляющего вещества с двумя распылителями при одном пулемете ДТ действующем и одном запасном при четырех шаровых установках (обозначение Д-15).

Д-10 и Д-11 изготовлены к 8 февраля, Д-14 и Д-15 начаты постройкой."

Для Д-10, Д-14 и Д-15 использовалось шасси трактора Коммунар 9 ГУ. а для Д-11 - импортное шасси Катсрпиллер-60. Шасси всех факторов было усилено, топливные баки перенесены назад, переделаны места для водителей.

В мае 1931 года Д-10. Д-11 и Д-14 прибыли на Научно-испытательный бронетанковый полигон УММ РККА (ст. Кубинка, Московской области) для проверки их боевых и эксплуатационных качеств, 1-4 нюня нее три машины совершили npoбег на расстояние 95 км, причем часть пути они прошли но пересеченной местности и грунтовым дорогам. Максимальная скорость тракторов составила 5-10 км/ч, средняя но проселочным дорогам - 4-6 км/ч, они преодолевали подъемы до 25 градусов. Вместе с тем было выявлено множество недостатков в конструкции бронетракторов. Так. в отчете об испытании отмечалось, " что топливные баки поставлены очень низко и на самых мaлых подъемах подача горючего самотеком прекращается, а действие насосом очень малопроизводительно. Отработанные пары двигателя частично проникают внутрь кузова и утомляют экипаж, почему необходим вытяжной вентилятор. Мотор из-за неудовлетворительной системы охлаждения часто перегревается." Так же отмечался плохой обзор водителя ч неудобный доступ к агрегатам, требующим частой регулировки. А у Д-14. вдобавок ко всему, из-за увеличения длины задней части рамы (для размещения десанта), наблюдалась перегрузка задних тележек. Поэтому трактор при движении по малейшим неровностям "задирал нос." В выводах отчета но испытаниям констатировалось, что "к 7 нюня все тракторы из-за поломок поставлены в ремонт. Необходимо для дальнейших испытаний во всех машинах сделать ряд изменений, ...после чего для выяснения боевых и эксплуатационных качеств испытания должны быть продолжены." Однако никаких изменений в конструкцию бронетракторов внесено не было и дальнейших испытаний они не проходили. Что же касается трактора Д-15, то он был закончен к лету 1931 года, но не испытывался. Простояв во дворе завода Можерез до конца 1932 года, машина была разобрана.

Таким образом, к песне 1932 года руководство УММ РККА получило материал по испытанию бронетракторов различных конструкции и убедилось в том, что сделать из обычного коммерческого трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате такой переделки конструкция не могла решать стоящие перед ней боевые задачи. Поэтому все усилия были сосредоточены на создании самоходных установок на танковых и специальных шасси. Всем тогда казалось, что бронетракторы вымерли как когда-то динозавры. Однако время рассудило иначе...

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРОВ:
 

 

СУ-2 СУ-5 Д-10 Д-11 Д-14
Масса, т 10 9.4 11,32 10,93 12,62
Скорость, км\ч

Максимальная

14 14 7,8 6,7 5.8
Вооружение:
-пушек

-пулеметов

76 мм обр. 1902г
-

76 мм обр. 1915г
-

76 мм обр. 1927г.
2

76 мм обр. 1927г.
2

-
-
2
Боекомплект:
-снарядов

-патронов

200

-

200
(на приц.)
?

?
(на приц.)
?
 
?

?
 
-

?
Бронирование, мм: 6-10 -      
-лоб     16 16 11
-борт     11 11 11
-корма     16 16 11
-крыша     6 6 6
Экипаж, чел.: 6 6 3 3 2 (+15 десант)
Запас горючего, л 285 285 245 205 284
Запас хода по шоссе, км 150 150 120 100 150
Длина, мм 4350 4350 5500 6000 4920
Ширина, мм 2060 2060 2040 2210 2342
Высота, мм 3300 2930 2730 2600 2510

Главная страница

Предыдущая страница