КРОМВЕЛЛ И ДРУГИЕ
Под редакцией генерал-майора-инженера, доктора технических наук, профессора Леонида СЕРГЕЕВА,
Автор статей - инженер Игорь ШМЕЛЕВ
Художник - Михаил ПЕТРОВСКИЙ
(Техника молодежи №11 за 1980 год)
Материал предоставлен: Alex Lee
До конца второй мировой войны англичане продолжали придерживаться старой концепции -делить танки на два основных типа: пехотные и крейсерские. Крейсерские предназначались для использования в составе самостоятельных бронетанковых соединений, они отличались большим запасом хода и скоростью. Но вооружены эти машины были так же, как и пехотные танки, уступая им, впрочем, в бронировании.
Разработка последнего предвоенного крейсерского танка "Крусайдер" началась в 1936 году по предложению членов Британской военной миссии генералов Уэйвелла и Мартелла, наблюдавших за действиями наших БТ во время маневров Красной Армии. Как известно, основой для БТ послужила машина конструктора У. Кристи. Поэтому англичане, недолго думая, купили у автора его танк, и в ноябре того же года модель "1932" была тайно (ввиду запрета американского правительства) доставлена в Англию. Год спустя фирма "Наффилд" начала разработку своей машины, и в декабре 1938 года крейсерский танк МkIII, или А.13 МkI, с 14-мм бронезащитой был построен. Он под обозначением "крейсерский MkIV", или А.13 МkII с увеличенной до 30 мм броней выпускался до 1941 года (всего их поставлено армии 665 штук). Танк вооружался 40-мм пушкой и развивал скорость до 64 км/ч. Считалось, что эта легкая машина (масса ее равнялась 15 т) нуждалась в поддержке более мощных танков. Поэтому в апреле 1937 года англичане решили разработать такой танк, что и сделали два года спустя. Летом 1939 года под маркой "крейсерский MkV", или А.13 МkIII "Ковенантор", машину поставили на поток. И летом того же года фирма предложила уже новый тяжелый крейсерский танк с мотором "Либерти", который назвали "крейсерский МkVI" (A.15 "Крусайдер" МkI).
На "Крусайдере" МkII толщину брони увеличили до 50 мм, а на "Крусайдере" МkIII (1942 г.) убрали пулеметную башенку и установили 57-мм пушку. Броневые листы крепились к каркасу корпуса болтами. Детали подвески размещались между внешними и внутренними боковыми стенками, а башня вращалась благодаря гидравлическому приводу.
"Крусайдеры" получились ненадежными, слабо вооруженными и сложными в управлении. Их пушки неплохо действовали против танков, но совершенно не годились для борьбы с наземными целями.
Опыт боев во Франции в 1940 году настоятельно потребовал вооружить крейсерский танк более мощной пушкой. И вот в 1941 году конструкторы разработали новые крейсерские танки МkVII "Кевелир" (А.24) также с мотором "Либерти" и многими узлами, заимствованными от "Крусайдера" и МkVIII (А.27). На части А.27 устанавливали тот же двигатель, что и на А.24. Но тем временем авиационный мотор Роллс-Ройс "Мерлин" переделали в танковый и оснащали им А.27(М), названные "Кромвелл". Производство их началось в 1942 году. "Кромвелл" проектировался с 57-мм пушкой, обладавшей хорошими бронебойными характеристиками. Но опыт боев показал, что танк чаще воюет не с противотанковыми пушками, а с пехотой, следовательно, потребовался мощный осколочно-фугасный снаряд. Поэтому на основе 75-мм американской танковой пушки с использованием деталей 57-мм орудия конструкторы изготовили английскую танковую 75-мм пушку МkV. Ее установили на машинах "Кромвелл IV", поступавших в войска с октября 1943 года. Танки поздних модификаций оснащались новым орудием, а ранее выпущенные перевооружались.
"Сентор" (выпущено 950 штук) и "Кромвелл" (построено около 500 штук) внешне почти не отличались. Модификации "Кромвелла" различались вооружением ("Кромвелл VIII" имел 95-мм гаубицу) и бронированием (в модификациях VII и VIII за счет приваренных экранов толщина брони составляла 101 мм).
А.27 (М) оказался неплохим танком, обладал высокой удельной мощностью и скоростью. Однако слишком большое удельное давление машины (около 1 кг/см2) снижало ее проходимость. Достаточно толстая броня располагалась без рациональных углов наклона. Более солидная у последних модификаций А.27, она не защищала от пушек немецких "пантер". В боевых действиях он применялся при высадке десанта в Нормандии в июне 1944 года, а затем участвовал в агрессии против Северной Кореи (1950-1953 гг.) и до начала шестидесятых годов состоял на вооружении английской армии.
Разработка крейсерского танка "Комета" А.34 началась в разгар второй мировой войны, в 1943 году. Для его вооружения выбрали 76-мм пушку Виккерса, которую (чтобы не путать с орудием того же калибра) стали называть 77-мм пушкой. За основу будущей машины взяли танк "Кромвелл", усилив его бронирование и несколько изменив ходовую часть: Англичане стремились ускорить выпуск новых танков. Они появились в сентябре 1944 года, а в бой "Кометы" пошли в марте 1945 года, после чего их признали вполне удачными, поэтому А.34 состояли на вооружении армии до конца пятидесятых годов.
В августе 1943 года Британское управление по конструированию танков получило заказ на произведено тяжелого крейсерского танка А.41 "Центурион" с броней и вооружением, рассчитанными для борьбы с германскими "тиграми". Проект 42-тонного танка, оснащенного 77-мм пушкой, был готов в мае 1944 года. Передняя броневая плита устанавливалась на А.41 так же, как и на Т-34 (с наклоном), но без лобового пулемета. В мае следующего года первые шесть машин в спешке отправили на фронт, правда, опробовать их в боях не удалось.
Первая и вторая модификации "Центуриона" поступили на вооружение уже после окончания войны, в 1947 году, а третья - с 84-мм пушкой (начальная скорость ее подкалиберного и бронебойного снарядов соответственно 1325 и 1020 м/с) - в 1948 году. "Центурион 4" вооружался 95-мм гаубицей, а на машинах восьмой и седьмой модификаций пушки снабжались эжекторами, устанавливался командирский пульт для управления огнем.
А.41 модификаций 9 и 10 с несколько увеличенной толщиной брони (1958-1960 годы) оснащался 105-мм полуавтоматической пушкой (начальная скорость бронебойного снаряда 1475 м/с). Последние, 11-я и 13-я, модификации машины, выпускавшиеся в начале шестидесятых годов, имели инфракрасные прицелы и приборы вождения, а также спаренный 12,7-мм пулемет. Масса машины достигла 52 т.
А.41 "Центурион" впервые принял участие в боях в январе 1951 года, когда США вели захватническую войну на корейской земле. Танки эти использовались и в армиях Голландии, Дании, Швеции, Ирана, Индии. В составе войск Израиля они участвовали в разбойничьих нападениях на арабские страны в 1956, 1967 и 1973 годах. Израильтяне модернизировали бывший в их распоряжении "Центурион 5", установив на машине 105-мм пушку, американский мотор и гидромеханическую трансмиссию.
"Центурион" оказался мощным и надежным танком, хотя его скорость и запас хода были невелики. В настоящее время в Англии его заменил "Чифтен".
По существу, история крейсерских танков заканчивается на машине "Комета", так как "Центурион" (первоначально задуманный как крейсерский) стал основным (единым) танком. В Англии его стали называть "средним пушечным".
Британские крейсерские танки времен второй мировой войны так и не были доведены до уровня советских и немецких танков тех лет. Даже лучшие из них - "Кромвелл" и "Комета" - еще сохранили отсталые конструктивные решения.
На заставке изображены английские "крейсерские танки MkVIII". Слева - "Кромвелл III", справа - "Кромвелл IV". Боевая масса - 27,5 т. Экипаж - 5 чел. Вооружение: "Кромвелл III" - 57-мм пушка, "Кромвелл IV" - 75-мм пушка плюс по два 7,92-мм пулемета на каждом из танков. Толщина брони: лоб корпуса - 76 мм, борт - 46 мм, башня - 76 мм. Двигатель - Роллс-Ройс "Метеор", 600 л.с. Скорость по шоссе - 64 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.
Рис. 59. Английский крейсерский "Крусайдер III". Боевая масса - 19,7 т. Экипаж - 3 чел. Вооружение - одна 57-мм пушка, один 7,92-мм пулемет, один 7,7 - мм зенитный пулемет. Толщина брони: лоб корпуса и башня - 52 мм, борт - 45 мм. Двигатель - "Либерти III", 345 л.с. Скорость по шоссе - 48 км/ч. Запас хода по шоссе - 160 км.
Рис. 60. Английский средний танк "Центурион 10". Боевая масса - 51,5 т. Экипаж - 4 чел. Вооружение - одна 105-мм пушка, один 7,62-мм пулемет. Толщина брони: лоб корпуса - 76 мм, борт - 51 мм, башня - 152 мм. Двигатель - Роллс-Ройс "Метеор IVa", 640 л.с. Скорость по шоссе - 34 км/ч. Запас хода по шоссе - 140 км.