Sonder Kraftfahrzeug 250
(Sonder Kraftfahrzeug 250. История создания и применения. — М.: Восточный Фронт, 1996. — (Panzer history. Вып. 19))
Материал предоставлен: Михаил Денисов
В годы 2-й Мировой войны немецкая армия использовала большое количество типов гусеничной и полугусеничной бронетехники. Среди полугусеничных машин особое место занимали бронетранспортеры (Schuetzenpanzerwagen) Sd Kfz 250 и Sd Kfz 251.
Бронетранспортеры Sd Kfz 250 были легкими машинами, имевшими меньшую массу и грузоподъемность, чем более тяжелые Sd Kfz 251. Выпускали Sd Kfz 250 в двух модификациях - старой (alt) и новой (neue). Кроме того, на базе этих двух модификаций было создано несколько специализированных типов. Sd Kfz 250 применяли гренадеры, саперы, артиллеристы и разведчики.
Развитие конструкции
Во второй половине 30-х годов Департамент бронетехники Управления вооружениями (WaPruef 6 Waffenamt) выдал техническое задание на легкий полугусеничный бронетранспортер, который должен был стать дополнением к уже выпускаемому серийно бронетранспортеру Sd Kfz 251.
Как и в случае Sd Kfz 251 для легкого бронетранспортера предполагали широко использовать узлы от полугусеничного тягача D7p-Zgkw 1 ton (Sd Kfz 10), выпускаемого фирмой DEMAG в Веттере (Рурский бассейн). Бронекузов новой машины разработали на фирме Buessing-NAG в Берлин-Обершеневельде.
Первый прототип получил обозначение DII3. Этот прототип построили в качестве эталона для бронированного транспортера боеприпасов, в дальнейшем принятого на вооружение как Sd Kfz 252. На базе Sd Kfz 252 также был создан бронеавтомобиль-корректировщик. Оба типа бронемашин (Sd Kfz 252 и 253) стали поступать в формирующиеся части штурмовой артиллерии.
Тем не менее проектные работы над легким бронетранспортером продвигались намного медлен-
нее, чем над его "старшим братом" Sd Kfz 251, и первый прототип собственно Sd Kfz 250 был готов лишь в самом конце 1939 года. На прототипе стоял карбюраторный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL38 мощностью 100 л.с./73.6 кВт. Однако выяснилось, что этот двигатель имеет множество недостатков, поэтому серийные бронетранспортеры оснащались двигателем Maybach HL42 TRKM той же мощности.
Серийный выпуск нового бронетранспортера (leichte gepanzerter Kraftwagen), обозначенного как Sd Kfz 250 (Geraet 89), начался в июне 1941 года. За первый месяц построили 39 таких машин. Цена одного легкого бронетранспортера составляла 20240 рейхсмарок. Шасси Sd Kfz 251 носили серийные номера в трех группах: 95001-, 201001- и 310001-. Поскольку в 1940-1941 годах шел выпуск бронеавтомобилей Sd Kfz 252 и 253 можно сказать, что Sd Kfz 250 представлял собой продолжение этой серии.
В октябре 1943 года начался выпуск новой модификации этого бронетранспортера (neue Ausfuehrung), по своей конструкции приближенной к Sd Kfz 251 Ausf.D. Немецкое руководство планировало к 1945 году прекратить выпуск как Sd Kfz 250 так и Sd Kfz 251 и заменить их новым типом бронетранспортера. Всего известно 12 вариантов Sd Kfz 250, отличающихся друг от друга вооружением и оснащением. На вооружении Sd Kfz 250 оставался до самого конца войны.
Sd Kfz 250/1
Sd Kfz 250/1 - основной вариант бронетранспортера.
Вооружение - пулемет Reinmetall-Borsig MG 34 калибра 7.92 мм, размещенный в передней части боевого отделения и прикрытый бронещитком. Боезапас - 2010 выстрелов. В кормовой части бронетранспортера было предусмотрено место для установки второго MG 34, способного вести огонь по воздушным целям. Sd Kfz 250/1 перевозил половину отделения гренадеров (Halbgruppe). Экипаж машины - два человека: механик-водитель и командир, который одновременно исполнял обязанности радиста.
Бронетранспортер Sd Kfz 250/1 мог быть вооружен и крупнокалиберным пулеметом MG 34. В этом случае штатный MG 34 размещался на своем месте, а крупнокалиберный пулемет устанавливался на треноге посреди боевого отделения. Бронетранспортеры Sd Kfz 250/1 также называли leichter Schuetzenpanzerwagen Geraet 891. Масса бронетранспортера составляла 5387 кг, высота (с бронещитком пулемета MG 34) - 1986 мм.
Sd Kfz 250/2
Этот вариант бронетранспортера был предназначен для оснащения связных частей. Leichter Fernsprechpanzerwagen Geraet 892 использовали для проложения телефонных линий. Катушка с телефонным кабелем находилась внутри боевого отделения, экипаж - 4 человека, масса Sd Kfz 250/2 - 5444 кг. Вооружение - 7.92-мм пулемет MG 34.
Sd Kfz 250/3
Leichter Funkpanzerwagen Geraet 893 представлял собой передвижную радиостанцию. Выпускалось несколько видов Sd Kfz 250/3 различающихся по установленному на них радиооборудованию.
Sd Kfz 250/3 I - предназначался для танковых и гренадерских (мотопехотных) частей. Оснащался радиостанцией Fu 12 и штыревой антенной длиной 2000 мм, в дальнейшем на машины стали устанавливать антенны типа "звезда" примерно той же длины.
Sd Kfz 250/3 II - предназначался для люфтваффе и использовался для связи между самолетами и землей. Оснащался радиостанцией Fu 7 и составной мачтовой антенной длиной 8000 мм, а также радиостанцией Fu 8 и рамочной антенной.
Sd Kfz 250/3 III - предназначался для люфтваффе и использовался для связи между наземными частями. Оснащался радиостанцией Fu 7 и штыревой антенной длиной 2000 мм.
Sd Kfz 250/3 IV - штабные передвижные радиостанции.
Оснащение машин этого типа варьировало в широких пределах.
Sd Kfz 250/4
Этот вариант бронетранспортера использовался в качестве машины наблюдения и корректировки огня (leichte Beobachtungspanzer wagen) в частях штурмовой артиллерии. Экипаж - 4-5 человек, радиооборудование - FuG 15 или FuG 16, вооружение - 7.92-мм пулемет MG 34 или MG 42.
Первоначально обозначение Sd Kfz 250/4 было зарезервировано за бронеавтомобилем ПВО (leichte Truppenluftschuetzpanzerwagen Geraet 894), вооруженного спаренным пулеметом MG 34 (Zwillinglafette), однако серийно этот бронетранспортер не выпускался.
Sd Kfz 250/5
Sd Kfz 250/5 оснащался радиостанцией FuG 12 и использовался для разведки и наблюдения. В 1944 году Sd Kfz 250/5 вместо прежнего названия leichte Beobachtungspanzerwagen (легкий бронеавтомобиль наблюдения) дали новое - leichte Aufklaerungspanzerwagen (легкий разведывательный бронеавтомобиль). Экипаж - 4 человека, масса - 5355 кг.
Sd Kfz 250/6
Этот вариант Sd Kfz 250 предназначался для подвоза боеприпасов (leichte Munitionpanzerwagen) и был двух типов. Первый тип, обозначенный как Sd Kfz 250/6 Ausf.A перевозил боеприпасы для пушек 7.5 cm StuK 37 L/24 калибра 75 мм. Этими пушками были вооружены штурмовые установки Sturmgeschuetz III. За один раз бронетранспортер перевозил 70 выстрелов. Вооружение - 7.92-мм пулемет MG 34 или MG 42, боезапас - 1100 патронов.
Машины Sd Kfz 250/6 Ausf.B перевозили по 60 выстрелов для пушек 7.5 cm StuK 40 L/48, которыми были вооружены штурмовые установки Sturmgeschuetz 40 Ausf. F8-G. Экипаж - 2 человека, масса - 5958 кг (Ausf.A) или 6097 кг (Ausf.B), радиостанция - FuG 16.
Выпуск Sd Kfz 250/6 начали в сентябре 1941 года после того, как было завершено производство подвозчиков боеприпасов Sd Kfz 252, использовавшихся в батальонах штурмовой артиллерии. Sd Kfz 250/6 мог буксировать двухколесный прицеп Sd Anh 32/А, также предназначенный для транспортировки боеприпасов калибра 75 мм.
Sd Kfz 250/7
Leichte Schuetzenpanzerwagen schwerer Granatwerfer Geraet 897. Бронетранспортер поддержки, оснащался минометом 8 cm sGrWr 34 калибра 80 мм, боезапас - 42 выстрела. Мины перевозили в специальных контейнерах вдоль стен бронетранспортера. Дополнительное вооружение машины составлял 7.92-мм пулемет МЄ 34 или МЄ 42. Масса Эс1 К1г 250/7 - 5612 кг. Экипаж - 5 человек. Следует заметить, что такое же обозначение (всі Юг 250/7 МипШопэТаИггеид) имели и транспортеры боеприпасов к 80-мм минометам, которые перевозили по 66 выстрелов. Этот тип бронетранспортеров был вооружен двумя 7.92-мм пулеметами МЄ 34 или МЄ 42, боезапас - 2010 выстрелов.
Sd Kfz 250/8
Sd Kfz 250/8 также были машинами поддержки и вооружались пушкой 7.5 cm KwK 37 L/24 калибра 75 мм. Leichte Schuetzenpanzerwagen 7.5 cm Geraet 898 строили на базе шасси обоих модификаций, то есть и на старых (alt) и на новых (neue), появившихся в 1943 году. В октябре 1944 года начался выпуск Sd Kfz 250/9, оснащенных пушкой 7.5 cm К51 калибра 75 мм.
Sd Kfz 250/9
Парк многих разведывательных частей танковых и моторизованных дивизий составляли не только бронеавтомобили разных типов, но и легкие полугусеничные разведывательные бронетранспортеры leichte Schuetzenpanzerwagen (panzerpahrwagen) 2 cm Geraet 883. Ha стандартные бронетранспортеры Sd Kfz 250 устанавливали башню бронеавтомобиля Sd Kfz 222, а позднее - башню Haengelafette 38 с пушкой 2 cm KwK 38 калибра 20 мм и пулеметом MG 34 калибра 7.92 мм. Угол склонения/возвышения пушки KwK 38 составлял - 10°...+85°. Боезапас к пушке -100 выстрелов, к пулемету - 500 выстрелов. Пушка оснащалась оптическим прицелом TZF3a. Радиостанция - FuG 12. Масса - 6090 кг, экипаж - 3 человека, высота (с башней) - 2174 мм.
Первая серия из 30 машин была закончена в марте 1942 года, а крупносерийный выпуск Sd Kfz 250/9 начался в мае 1943 года.
Sd Kfz 250/10
Как и в случае бронетранспортера Sd Kfz 251, 10-й вариант представлял собой машину, вооруженную противотанковой пушкой 3.7 cm Pak 35/36 L/45 калибра 37 мм. Вооружение leichte Schuetzenpanzerwagen 3.7 cm Pak Geraet 881 дополнял пулемет MG 34 (MG 42) калибра 7.92 мм. Боезапас к пушке - 216 выстрелов, к пулемету - 2010 выстрелов. Угол склонения/возвышения пушки Рак 35/36 составлял -8°...+25°. Горизонтальный сектор обстрела - 30° в обе стороны. Прицел - ZF2x16°. Sd Kfz 250/10 использовали в частях поддержки (тяжелого вооружения) и в качестве машин командиров взводов (как и Sd Kfz 251/10). Было несколько типов этой машины, различающихся наличием или отсутствием бронещитка у орудия и другими мелкими деталями.
Масса - 5675 кг, экипаж - 4 человека, высота - 1976 мм.
Sd Kfz 250/11
Sd Kfz 250/11 оснащался противотанковым ружьем schwere Panzerbuechse 41 переменного калибра 20-28 мм. Кроме sPzB 41, leichte Schuetzenpanzerwagen Geraet 882 вооружался пулеметом MG 34 (MG 42) калибра 7.92 мм. Боезапас к противотанковому ружью составлял 168 выстрелов, к пулемету - 1100 выстрелов. Бронетранспортеры Sd Kfz 250/11 использовались таким же образом, что и Sd Kfz 250/10, то есть для поддержки и в качестве машин командиров взводов. Масса Sd Kfz 250/11 - 5534 кг, высота (вместе с вооружением) - 2134 мм.
Sd Kfz 250/12
Leichte Messtruppanzerwagen Geraet 899 использовался в артиллерийских частях для обнаружения целей. Радиооборудование - FuG 8, в дальнейшем FuG 12. Кроме того, на машины Sd Kfz 250/11 устанавливали разное оптическое оборудование. Вооружение 7.92-мм пулемет MG 34 (MG 42), боезапас -1100 патронов.
Кроме перечисленных 12 стандартных вариантов, в частях бронетранспортеры Sd Kfz 250 часто подвергали модернизации. Обычно подобные модернизации заключались в установке на бронетранспортер трофейной французской 25-мм пушки Hotchkiss или противотанковой пушки 5 cm Pak 38 L/60 калибра 50 мм (в последнем случае приходилось расширять боевое отделение). На некоторые машины устанавливали зенитные пушки 2 cm Flak 30 или 2 cm Flak 38 калибра 20 мм.
Случалось, что бронетранспортеры Sd Kfz 250 использовали для эвакуации раненных с поля боя или для подвоза боеприпасов.
Sd Kfz 252
В 1936 году в Германии начались работы по созданию штурмовой артиллерии. Новый род войск предназначался для непосредственной поддержки пехоты. Задачей штурмовых орудий стало уничтожение укрепленных оборонительных пунктов, стоящих на пути наступающей пехоты. Эффективно штурмовые орудия можно было использовать только при условии достаточного подвоза боеприпасов. Однако на переднем крае для подвоза боеприпасов невозможно использовать автомобильный транспорт, поскольку большие и лишенные брони грузовики представляли собой отличную цель для противника. Возникла необходимость создать бронированный транспортер боеприпасов. В 1939 году на базе полугусеничного тягача D7, выпускаемого фирмой DEMAG, был создан бронетранспортер Dil 3, который после доработки был принят на вооружение дивизионов штурмовой артиллерии под обозначением Sd Kfz 252. Sd Kfz 252 не имел никакого вооружения и предназначался исключительно для подвоза боеприпасов. Экипаж - 2 человека.
Шасси подвозчика боеприпасов изготавливали на фирме DEMAG в Веттере (серийные номера 960001-103000) и на фирме Buessing-NAG в Берлин-Обершеневельде (310001-311000). Окончательную сборку машин осуществляли на фирме Wegmann & Со в Касселе. В Касселе изготавливали и бронекорпуса для Sd Kfz 252. В сентябре 1940 года окончательную сборку передали фирме Gebr.Bohler & Со AG в Капфенберге (Австрия). В январе 1941 года сборка бронетранспортеров была организована и на судостроительной верфи Deutsche Werke в Киле. До декабря 1940 года было построено 58 Sd Kfz 252, серийный выпуск продолжался до сентября 1941 года. Фирма Wegmann & Со также выпускала двухколесные прицепы Sd Anh 32/А (ungepanzerter Munitionsanhaenger Sd Anh 32/A). Полная масса прицепа - 780 кг, сухая масса - 330 кг. В прицепе можно было перевозить 36 снарядов калибра 75 мм.
Sd Kfz 253
Другим типом бронетранспортера, созданного для штурмовой артиллерии, был полугусеничный, полностью
бронированный (закрытый сверху) бронетранспортер наблюдения (leichte Beobachtungskraftwagen Sd Kfz 253). Бронетранспортер наблюдения предназначался для командиров взводов и батарей штурмовых орудий. Командирские машины оснащались коротковолновой радиостанцией F.Sp.H мощностью 10 Вт и радиостанцией FuG 7. Масса машины составляла 5734 кг. Sd Kfz 253 сначала выпускала фирма Wegmann & Со, а затем Gebr.Boehler & Со AG. С апреля 1940 года по сентябрь 1941 года было построено 285 Sd Kfz 253.
После того, как выпуск машин Sd Kfz 253 был прекращен, началось производство бронетранспортера Sd Kfz 250/5, имевшего то же назначение, что и Sd Kfz 253.
Техническое описание
Корпус бронетранспортера Sd Kfz 250 состоял из двух частей - силового отделения и боевого отделения. Силовое отделение находилось в передней части корпуса, а боевое - в средней и задней частях. В боевом отделении располагался командир бронетранспортера, механик-водитель, а также солдаты десанта или дополнительное вооружение (например, противотанковая пушка или миномет). В боевом отделении монтировалось и необходимое радиооборудование.
Корпус
Корпус бронетранспортера состоял из каркаса, сваренного из стальных уголков и тавров, и прикрепленных к каркасу при помощи сварки бронеплит. Бронеплиты были гетерогенными, с цементированной внешней поверхностью. Лобовая, бортовая и кормовая броня корпуса была толщиной 14.5 мм, а толщина днища и крыши силового отделения - 8 мм.
В передней части корпуса располагалось силовое отделение, в котором находился двигатель, топливные баки, устройство управления передней осью и т.д. За противопожарной перегородкой в передней части боевого отделения находились места механика-водителя и командира бронетранспортера. Место механика-водителя было оборудовано приборной доской, на которой находились следующие приборы: термометр (вода), манометр (масло), тахометр, спидометр и контрольные лампочки. Управление бронетранспортером осуществлялось при помощи автомобильных органов управления: руля и трех педалей (сцепление, газ и тормоз). Справа от кресла механика-водителя находился рычаг переключения скоростей и рычаг ручного тормоза. В правой части боевого отделения находилось место командира бронетранспортера или солдата, ответственного за погрузку-выгрузку боеприпасов (Sd Kfz 252).
Вдоль обеих бортов боевого отделения находились лавки для солдат десанта. Первое время это были сидения, покрытые дермантином, но в дальнейшем в качестве лавок стали использовать трубчатые рамы с растянутым брезентом. Использовали и деревянные лавки. Изнутри на стенах находились крепления для оружия солдат:
7.92-мм винтовок Mauser 98k и 9-мм пистолетов пулеметов MP 38 (MP 40).
У специализированных вариантов боевое отделение было переоборудовано соответствующим образом, чтобы бронетранспортер мог нести пушку или дополнительную радиостанцию.
К передним крыльям прикрепляли габаритные штыри и фары (фара). На левом крыле располагался прожектор Notek. На корме бронетранспортера находилось два позиционных огня. Антенна крепилась в кормовой части корпуса. Также на корме была одностворчатая входная дверь. Дверь распахивалась наружу на левую сторону.
Силовая установка
На бронетранспортеры Sd Kfz 250 ставили карбюраторные шестицилиндровые верхнеклапанные (один клапан на цилиндр) двигатели жидкостного охлаждения Maybach HL42 TRKM.
Диаметр поршня - 90 мм, ход поршня - 110 мм, рабочий объем - 4171 смЗ. Поршни литые, производства фирмы Mahle (Штуттгарт). Мощность двигателя - 100 л.с./73.6 кВт при 2800 об/мин. Максимально допустимые обороты - 3000 об/мин. Удельная мощность двигателя 17.24 л.с./т (12.68 кВт/т) при массе бронетранспортера 5800 кг. Степень сжатия -1:6.7.
Единственный радиатор располагался в передней части силового отделения перед блоком цилиндров. Горловина радиатора выводилась на надмоторную плиту. В надмоторной плите находился двухстворчатый люк, обеспечивающий доступ к двигателю. По бокам силового отделения располагалось два контрольных люка. Топливо - этилированный бензин OZ 74 (октановое число 74). Емкость топливного бака, расположенного за двигателем перед противопожарной перегородкой, составляла 140 литров. Бензонасос марки Pallas. Расход топлива (на 100 км): по шоссе - 40 литров, по пересеченной местности - 80 литров. Глушитель был выведен на левую сторону, между передней осью и гусеницами. Симметрично глушителю на правом борту бронетранспортера находился ящик с запасными частями.
На бронетранспортеры Sd Kfz 250 устанавливали один карбюратор Solex 40 JFF II. Сцепление - сухое, двухдисковое Fichtel & Sachs Mechano
PF 220K с гидравлическим управлением. Коробка передач планетарного типа Maybach Variorex VG 102 128Н, семь передач вперед и три назад. Переключение передач осуществлялось при помощи рычага, расположенного справа от сидения механика-водителя. Рулевое колесо действовало на переднюю ось, при необходимости совершить резкий разворот можно было заблокировать одну из гусениц. Главные тормоза - пневматические, колодочные - действовали на ведущие колеса гусениц, а вспомогательные тормоза - пневматические, колодочные Cletrack - действовали на передние колеса. Тормозную систему выпускала фирма ATE/Perrot.
Электрооборудование
Электропроводка - одножильная, напряжение в сети - 12 В, источник тока - генератор Bosch RKCN 300/12-1300 мощностью 300 Вт. Вспомогательный источник тока - свинцовый аккумулятор
Bosch напряжением 12 В и емкостью 94 Ач. Аккумулятор располагался в контейнере под сиденьем командира бронетранспортера. Стартер EJD 1.8/12 мощностью 1.8 кВт. Зажигание электрическое, порядок воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах - 1-5-3-6-2-4. Свечи зажигания - Bosch W225T1. Также предусматривалась возможность запустить двигатель при помощи рукоятки. Рукоятка вставлялась в отверстие в передней части бронетранспортера и вращала непосредственно вал двигателя.
Потребителями электрического тока были контрольные приборы на приборном щитке, клаксон, фары, радиостанция, прожектор Notek, позиционные огни, а также спуск пушки и подсветка прицела (у бронетранспортеров, оснащенных пушкой).
Вооружение
Главное вооружение бронетранспортера Sd Kfz 250 составляли пулеметы Reinmetall-Borsig MG 34 (MG 42) калибра 7.92 мм. Один пулемет устанавливали в передней части боевого отделения, этот пулемет был защищен бронещитком толщиной 6 мм. В задней части боевого отделения предусматривалось место для установки второго пулемета MG 34 (MG 42), приспособленного для стрельбы по воздушным целям. Боезапас к пулеметам обычно равнялся 2010 выстрелам (обычно это были бронебойные патроны SmK). Специализированные варианты бронетранспортера имели меньший боезапас, обычно 1100 выстрелов.
На бронетранспортерах Sd Kfz 250/4 был установлен тяжелый миномет sGrWr 34 калибра 80 мм. Бронетранспортеры Sd Kfz 250/8 вооружались короткоствольной (длина ствола 24 калибра - 1765.3 мм) пушкой 7.5 cm KwK 37 L/24 калибра 75 мм, в дальнейшем на эти же бронетранспортеры устанавливали пушку 7.5 cm К51 калибра 75 мм. Пушка нарезная - в канале ствола было сделано 29 правых нарезок глубиной 0.85 мм. Замок клиновидный, спуск электрический. Для пушки использовали боеприпасы следующих типов: дымовые (масса снаряда 6.21 кг, начальная скорость 455 м/сек), фугасные Sprenggranate (5.73 кг, 450 м/сек) и бронебойные KGr rot PZ (6.80 кг, 380-415 м/сек). Бронебойный снаряд пробивал на дистанции 1000 метров броню толщиной 35 мм. Кроме того использовались кумулятивные боеприпасы Hohladungsgranate 38 HL1/A, HI1/B и HI1/C массой 4.40, 4.57 и 4.80 кг, соответственно, и начальной скоростью 450 м/сек. На дистанции 100 метров эти снаряды пробивали броню толщиной 70, 75 и 100 мм (обычный бронебойный снаряд KGr rot Pz на этой дистанции пробивал всего лишь 41 мм!). Стандартный боезапас состоял на 25% из бронебойных снарядов, на 10% из дымовых и на 65% - фугасных. В гренадерских частях состав боезапаса был иной: 20% бронебойных и 80% фугасных.
Бронетранспортеры Sd Kfz 250/10 были вооружены противотанковой пушкой 3.7 cm Pak 35/36 L/45 калибра 37 мм. Бронебойный снаряд этой пушки 3.7 cm PzGr весил 0.685 кг, имел начальную скорость 745 м/сек и на дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 22 мм.
На бронетранспортеры Sd Kfz 250/9 устанавливали обычную башню бронеавтомобиля Sd Kfz 222 с пушкой 2 cm KwK 38 L/55 калибра 20 мм и пулеметом MG 34 калибра 7.92 мм. Для пушки имелось несколько типов боеприпасов, в том числе бронебойный 2 cm PzGr массой 0.100 кг. В дальнейшем на бронетранспортеры этого типа устанавливали башню Haengelafette 38 с пушкой 2 cm Kwk 38 и пулеметом MG 42. Эта башня обеспечивала пушке наведение в вертикальной плоскости в диапазоне -5°...+80°.
Бронетранспортеры Sd Kfz 250/11 были вооружены противотанковым ружьем 2.8 cm schwere Panzerbuechse 41 L60/L85 калибра 20-28 мм (ствол нарезной конусообразный). Ружье изготавливала фирма Mauser. Угол склонения/возвышения составлял -15°...+25° (на колесном лафете -5°...+45°). Полная масса ружья - 147 кг, масса облегченной модификации - 118 кг (без колесного лафета) или 263 кг (на колесном лафете). Дальность выстрела - 1000 метров, эффективная дальность - 500 метров. Скорострельность - 10-30 выстрелов в минуту. Патрон массой 0.121 кг имел вольфрамовый сердечник и на дистанции 500 метров пробивал броню толщиной 66 мм. Начальная скорость пули - 1400 м/сек. Расчет противотанкового ружья состоял из трех номеров. Экипаж бронетранспортера Sd Kfz 250/11 - 4 человека - был вооружен пулеметом MG 34 (на сошнике), пистолетами-пулеметами MP 38 (MP 40), пистолетами Р-08 или Р-38, а также другими типами личного оружия (например, "панцерфаустами" или автоматическими карабинами MP 43/44).
Шасси
Бронетранспортер Sd Kfz 250 имел полугусеничную ходовую часть. Это означает, что бронетранспортер перемещался на колесах (передняя ось) и на гусеницах (задняя ведущая ось). При помощи передних колес осуществлялось управление бронетранспортером, а гусеницы обеспечивали движение и повышали проходимость машины. Полугусеничная схема ходовой части имела множество преимуществ, поскольку позволяла создать машину по проходимости сравнимую с танками, но имеющую более простое устройство (полугусеничным машинам не требуется бортовых передач и бортовых фрикционов).
Колеса управлялись при помощи ч!ервячного рулевого механизма.
Размеры колес (для пересеченной местности) 6.00-20. Рессоры - поперечные, перовидного типа. Шины - низкого давления типа Continental или Michelin. Колея передних колес - 2500 мм.
Гусеничный отдел ходовой части (применительно к одному борту) состоял из пяти опорных катков на торсионной подвеске, причем последний опорный каток был одновременно направляющим, и ведущего колеса, расположенного в передней части гусеничного отдела. Устройство натяжения гусеницы было винтового типа. Опорные катки изготавливались штамповкой из стального листа толщиной 8-12 мм и имели восемь облегчающих отверстий. На всех опорных катках был резиновый бандаж. У ведущего колеса вместо зубьев были цилиндрические ролики (12 штук), обеспечивающие сцепление колеса с гусеницей. Гусеницы Zpw 51/240/160 - раздельнозвенные, одногребневые, одношкворневые с амортизационными резиновыми прокладками (Gummipolster). Шаг гусеницы - 140 мм, каждая гусеница состояла из 38 траков. Опорная длина гусеницы - 1020 мм. Клиренс бронетранспортера - 285 мм.
Рама шасси изготавливалась из стальных профилей, усиленных поперечинами.
Радиооборудование
Бронетранспортеры Sd Kfz 250 обычно оснащались ультракоротковолновой приемо-передающей радиостанцией FuG SprGer a-f со штыревой антенной длиной 2000 мм. Данная радиостанция обеспечивала связь на расстояния до 3 км. Размещалась радиостанция справа от места командира бронетранспортера в передней части боевого отделения.
Кроме того все бронетранспортеры укомплектовывались набором цветных сигнальных флажков и ракетницей LP (Leichtpistole) или LP 42 (Walther) калибра 27 мм с комлектом сигнальных и осветительных ракет.
На штабные бронетранспортеры и на бронетранспортеры связи устанавливали другие типы радиостанций.
Оптическое оборудование (прицелы)
Для пулеметов MG 34 (MG 42) не было предусмотрено оптических прицелов. Прицеливание осуществляли при помощи обычного прицела или концентрического прицела, предназначенного для ведения огня по самолетам. Пушка 7.5 cm KwK 37 калибра 75 мм оснащалась прицелом SfIZF1b/Rbif 36. Прицел имел увеличение х5 и был откалиброван на дистанции 0-2000 метров. Поле зрения прицела - 8°. Противотанковая пушка Рак 35/36 иногда оснащалась прицелом 2ZFx16. В передней части бронетранспортера располагались смотровые щели закрытые бронестеклом. Подобные по устройству смотровые щели были в бортах машины. Кроме перечисленного выше, экипажи бронетранспортеров использовали бинокли и другие типы оптического оборудования.
Дополнительное оборудование
Дополнительное оборудование состояло из инструментов, прикрепленных к бортам бронетранспортера и размещенных в бортовых контейнерах (Kasten). Любопытной особенностью Sd Kfz 250 был контейнер, расположенный на правом борту машины между передней осью и гусеницей. У этого контейнера было три выдвижных ящика, в которых хранились запасные части. На бронетранспортерах Sd Kfz 250 neue Ausfuehrung бортовые контейнеры были устроены так, что составляли часть корпуса машины. К бортам бронетранспортера крепились саперные инструменты (ломы, топоры и лопата - на левом борту). На правом борту находилось два ящика. Внутри боевого отделения на двери висел тетрахлорметановый огнетушитель и аптечка первой помощи. В состав дополнительного оборудования входил маскировочный брезент (Zeltbahn), который также можно было растягивать над боевым отделением для защиты от дождя и снега.
Бронетранспортер укомплектовывался стандартным набором запасных частей, топливным насосом и домкратом.
Кроме того, в состав дополнительного оборудования входили канистры с бензином и питьевой водой (крепились на корме), ведро, чехлы и др.
Боевое применение
Первыми в части начали поступать не бронетранспортеры Sd Kfz 250, а машины наблюдения Sd Kfz 253 и бронированные транспортеры боеприпасов Sd Kfz 252.
Батарея штурмовых орудий по штатному расписанию KStN 445 от 1 ноября 1939 года состояла из трех взводов (Zug) штурмовых орудий. В каждом взводе было по два штурмовых орудия StuG III, один транспортер Sd Kfz 252 и одна машина наблюдения Sd Kfz 253. Один дополнительный Sd Kfz 253 находился в распоряжении командира батареи. Всего батарея штурмовых орудий должна была иметь четыре Sd Kfz 253 и три Sd Kfz 252. Из-за срыва производственных графиков первые батареи не успели получить все положенные им по штатному расписанию машины. Поэтому во время французской кампании вместо Sd Kfz 253 использовали обычные бронетранспортеры Sd Kfz 251, а вместо Sd Kfz 252 боеприпасы подвозили на машинах Sd Kfz 111, созданных на базе танка PzKpfw I Ausf.A.
Батареи, сформированные осенью-зимой 1940 года, уже были полностью укомплектованы бронетранспортерами. Новое штатное расписание (KStN 446 от 18 апреля 1941 года, оглашенное 1 ноября 1941 года) предусматривало комплектацию частей штурмовой артиллерии только машинами Sd Kfz 252. Все машины наблюдения Sd Kfz 253 были изъяты из частей. Вместо них командиры взводов получили стандартные штурмовые орудия StuG III. Части штурмовой артиллерии войск СС имели другую структуру. Там батарея (рота) состояла из двух взводов, в каждом взводе было по три StuG III и один Sd Kfz 253. Командир роты располагал штурмовым орудием StuG III.
Части штурмовой артиллерии, сформированные в последующие годы, уже не имели в своем составе ни Sd Kfz 252 ни Sd Kfz 253. Определенное количество Sd Kfz 250/5 поступило в штабные взводы и роты в батальонах (дивизионах) и бригадах штурмовых орудий. Боеприпасы подвозили на подвозчиках, построенных на базе серийных танков PzKpfw III или PzKpfw IV или штурмовых орудий StuG 111/40. При возросшей плотности огня и насыщенности войск противотанковым оружием слабо бронированные Sd Kfz 252 на поле боя имели не многим больше шансов уцелеть чем обычные грузовики.
Машины наблюдения Sd Kfz 253 использовались во время балканской кампании (в 184., 190. и 191. StuG Abt), а также во время нападения на СССР. В России Sd Kfz 253 стали широко использоваться в качестве санитарных машин для эвакуации раненых с поля боя. Имевшиеся Sd Kfz 252 и 253 оставались в строю до полного износа и постепенно заменялись новой бронетехникой.
Первые серийные Sd Kfz 250 начали поступать в части в июле-августе 1941 года. По штатному расписанию эти бронетранспортеры направлялись в подразделения связи, а также в части штурмовой артиллерии и части моторизованной пехоты (гренадерские части).
Батальон мотопехоты на бронетранспортерах по штату должен был иметь несколько десятков Sd Kfz 250 разных вариантов. Штатное расписание KStN 1108 (gp) от 1 февраля 1941 года предусматривало два бронетранспортера Sd Kfz 250/3, используемых в качестве передвижных радиостанций, при штабе батальона. Те же бронетранспортеры должны были быть во взводе связи: в штабной секции один Sd Kfz 250/2, в отделении телефонной связи еще один Sd Kfz 250/2 и два Sd Kfz 250/3 в отделении радиосвязи.
В каждой из трех рот мотопехоты при командире роты было два Sd Kfz 250/3. В пулеметной роте (роте поддержки) был один Sd Kfz 250/3 (при командире роты), а еще по одному Sd Kfz 250/2 было в двух отделениях телефонной связи. Рота моторизованной пехоты состояла из двух пулеметных взводов и одного минометного взвода. При командире пулеметного взвода было два Sd Kfz 250/1, а при командире минометного взвода - один Sd Kfz 250/1. Последним подразделением батальона была рота тяжелых вооружений. При командире роты был один Sd Kfz 250/2 и один Sd Kfz 250/3. По одному Sd Kfz 250/1 было во взводе противотанковой артиллерии и взводе артиллерии. В этом же взводе был один Sd Kfz 250/2.
Описанные выше штаты следует считать эталонными, поскольку ни в одной части до 1942 года полной насыщенности бронетранспортерами достичь не удалось.
После начала серийного выпуска других вариантов Sd Kfz 250, новые бронетранспортеры стали с успехом использоваться на фронте. Машины Sd Kfz 250/8 использовались в гренадерских частях для огневой поддержки. А бронетранспортеры Sd Kfz 250/10 и 250/11 наряду с бронетранспортерами Sd Kfz 251/10 использовали в качестве машин командиров взводов.
Бронетранспортеры Sd Kfz 250/3, как уже упоминалось, широко использовались в качестве передвижных радиостанций и командных пунктов. Одна из таких машин была любимым КП командира Deutsches Afrika Korps фельдмаршала Эрвина Роммеля.
Разведывательные подразделения танковых и мотопехотных дивизий кроме колесных бронеавтомобилей использовали полугусеничные разведывательные бронетранспортеры Sd Kfz 250/9. Sd Kfz 250/9 были особенно популярны на Восточном фронте, поскольку колесные машины явно не предназначались для российского бездорожья. Несколько десятков Sd Kfz 250, в боевое отделение которых удалось втиснуть пушку 5 cm Pak 38 L/60 калибра 50 мм, использовали в качестве самоходных противотанковых установок.
Машины Sd Kfz 250 применялись и в артиллерийских частях.
Первыми новенькие бронетранспортеры получил 78-й полк моторизованной артиллерии, приданный 7-й танковой дивизии.
Например, в 12-й танковой дивизии войск СС "Гитлерюгенд" на 1 июня 1944 года было 174 бронетранспортера Sd Kfz 250 (250/1, 250/2, 250/3, 250/6, 250/8 и 250/10).
Бронетранспортеры Sd Kfz 250 использовали до конца войны.
Некоторое количество трофейных бронетранспортеров этого типа использовали Красная Армия и союзники.
Окраска
Бронетранспортеры Sd Kfz 250, 252 и 253 окрашивали по общим правилам, принятым для бронетехники вермахта.
В период с 1939 по 1942 год все бронетранспортеры целиком покрывали краской Panzer Grau RAL 7027. Этот тип камуфляжа был подтвержден приказом от 30 июля 1940 года (Heeres Mitelungen No 864 от 30.07.1940). В по-
левых условиях броню часто обмазывали грязью, которая служила самым лучшим камуфляжем. Зимой бронетранспортеры красили белой смываемой краской (инструкция от 18 ноября 1941 года).
В начале 1943 года (Heeres Mitelungen No 181 от 18 февраля 1943 года) была введена новая схема окраски бронетехники. Теперь вместо RAL 7027 все поверхности бронетранспортера еще в сборочном цеху покрывали темно-желтой краской Wehrmacht Olive. В частях поверх заводской окраски наносили нерегулярные пятна оливково-зеленого Olive Gruen RAL 8002 и темно-коричневого Braun RAL 8017 цвета. Расположение пятен зависело от условий местности, на которой эксплуатировалась данная машина. Условно можно выделить "осенний" камуфляж с преобладанием коричневого цвета и "весенне-летний" с преобладанием зеленого. Очень часто использовался и двухцветный камуфляж Wehrmacht Olive - Olive Gruen.
В августе 1944 года ввели новые краски - Braun RAL 8012 и Olive Gruen RAL 6003. RAL 6003 был значительно темнее применявшегося ранее RAL 8002, a RAL 8012 был скорее не коричневым, а кирпично-красным. С ноября 1944 года краска RAL 6003 стала использоваться в качестве базовой вместо краски Wehrmacht Olive. Краски доставляли в части в виде десяти- или пятнадцатикилограммовых жестяных бочек с пигментом, который по мере необходимости разводили водой, бензином или керосином. Краски накладывали при помощи валика или пульверизатора.
Машины из Deutsches Afrika Korps первое время носили европейский камуфляж, который затем заменили на специальный камуфляж, приспособленный к условиям данного ТВД. В марте 1941 года вышла инструкция, предписывающая покрывать 2/3 поверхности желто-коричневой краской Gelb Braun, известной также под названием Afrika Korps Gelb RAL 8000, а 1/3 - серо-зеленой краской Grau RAL 7008. Иногда бронетранспортеры Sd Kfz 250 целиком выкрашивали краской RAL 8000. Даже после того, как эта инструкция вступила в силу часто можно было встретить бронетрнаспортеры покрашенные серой краской Panzer-Grau. В 1942 году вместо RAL 8000 стали использовать более темную Gelb Braun RAL 8020.
Расположение и форма камуфляжных пятен в инструкции не оговаривалась, поэтому камуфляж каждой машины был приспособлен к условиям той местности, где данный бронетранспортер эксплуатировался. Примеры камуфляжа приведены на цветной обложке.
Эмблемы частей
Бронетранспортеры Sd Kfz 250 часто носили эмблемы своих дивизий. Первоначально эмблемами были простые геометрические или рунические знаки. Некоторые дивизии использовали эмблемы основанные на геральдических или символических мотивах. Встречались эмблемы, представляющие собой герб города где проходило формирование дивизии или где был дивизионный гарнизон (например 3-я танковая дивизия в качестве герба использовала герб Берлина - города, где располагался гарнизон дивизии). Эмблемы рисовали на лобовой броне силового отделения и на корме (обычно на двери или в левом углу). Для эмблем чаще всего использовали белую, желтую или красную краску. Иногда собственные эмблемы были и у более мелких частей (например, полков или батальонов). Встречались и нестандартные эмблемы, которые были личным гербом экипажа данного бронетранспортера.
Тактические обозначения
На бронетранспортерах Sd Kfz 250 использовали стандартную систему тактических обозначений, принятую для танковых и гренадерских частей вермахта и войск СС, а также люфтваффе и даже кригсмарине. Тактический номер определял принадлежность данной машины в рамках части. Цифровой (обычно трехзначный) код наносили на борта и, иногда, на корму бронетранспортера.
Трехзначный номер позволял определить взвод, роту и возможно батальон, к которой принадлежал бронетранспортер. Например, "323" означало 3-й бронетранспортер, 2-го взвода, 3-й роты. Иногда технику передавали из одного подразделения части в другое, поэтому номера не всегда отвечали действительности. Бронетранспортеры при штабе батальона, полка, дивизии или корпуса обозначались при помощи буквенно-цифорового кода (например "103") или получали двузначный номер (например "17").
Номера были высотой 200-600 мм. Обычно их делали красной краской, реже для этой цели использовались черная или голубая краска. Обычно номера окантовывались тонкой белой каймой.
Бронетранспортеры SD Kfz 252 и 253 носили двухзначные тактические номера, которые использовались в батальонах штурмовой артиллерии.
Опознавательные знаки
Зимой 1939/40 годов в качестве опознавательного знака немецкая армия использовала равноплечий балочный крест (Balken Kreuz), подобный тому, что уже использовался в люфтваффе. Сначала крест изображали только в виде белой окантовки, а с середины 1940 года внутреннее пространство креста стали зачернять. В 1942 году пропорции креста были незначительно изменены.
Кресты наносили на борта и корму. Иногда кресты изображались и на лобовой броне. Довольно часто их рисовали и на надмоторной бронеплите. Кроме того, на надмоторной бронеплите обычно раскладывали государственный флаг III Рейха, который служил опознавательным знаком для люфтваффе.
Регистрационные номера
На бронетранспортерах немецкой армии обычно использовали регистрационные номера автомобильного типа. Номер был белого цвета с черными буквами и цифрами. Машины, принадлежащие вермахту носили номера с буквами "WH", люфтваффе - "WL", войскам СС - "SS", а кригсмарине - "WM". Номера были прямоугольной формы, передний размером 90x470 мм, а задний - 200x300 мм. Часто номера просто рисовали краской на броне.
По цифрам можно было определить принадлежность данной машины к военному округу - Wehrkreis, поскольку каждый округ имел закрепленную за ним серию.
Надписи и обозначения
Часто на бронетранспортерах изображали тактические символы части (как на картах). Символы наносили белой или черной краской. Особенно распространено использование знаков в саперных и гренадерских частях.
На бронетранспортерах также встречались памятные надписи и личные эмблемы экипажей. Например, на Sd Kfz 250/3, которым пользовался фельдмаршал Эрвин Роммель, большими красными буквами было написано "GREIF" ("гриф").
Внутри боевое отделение выкрашивали белой или кремовой краской. В военное время для окраски стен боевого отделения использовали базовый камуфляжный цвет, например Wehrmach Olive.
Бронетранспортеры, использовавшиеся в качестве штабных машин, несли на правом крыле флажок, определяющий уровень штаба. До 23 апреля 1941 года флажок был размером 200x300 мм, затем использовали флажки размера 300x300 мм. Обычно их изготавливали из жести. Также к крыльям крепили флажки дивизии, которые были цвета рода войск (Waffenfarbe).
Издание основывается на материалах зарубежной печати