armor.kiev.ua / Tanks / WWII

 

 

Смешные штуки - заметки о бронетехнике специального назначения в составе вооруженных сил союзников в Западной Европе

Владимир Крупник

(Броне-Сайт, январь 2002 года)

Материал предоставлен: Владимир Крупник

 

Успех высадки союзников в Нормандии часто рассматривается историками, как результат подавляющего превосходства комбинированной огневой мощи корабельной артиллерии, авиации и танков над относительно слабой линией обороны, к тому же испытывающей острую нехватку людских ресурсов, большую часть которых отвлек советско-германский фронт. В немалой степени это так, хотя большой вклад в успех внесли и тщательная многомесячная аэрофоторазведка зоны высадки, и высокая насыщенность десантирующихся подразделений британской армии танками, специально созданными для преодоления укрепленных линий береговой обороны. Многие идеи, использованные в разработке моделей танков специального назначения, зародились в результате анализа неудачной высадки британцев в 1942 году в районе Дьеппа. Забегая вперед, отметим, что некоторые виды этих танков сыграли свою роль и на более поздних этапах боевых действий в Западной Европе.

Известно, что созники в первый день высадки понесли значительно меньшие, чем ожидалось, потери - 9 тысяч убитыми и ранеными вместо 30-40 тысяч ожидаемых. Примечательно, что существенно большие, чем британцы, потери понесли американцы, которые пренебрегли разработками "младшего брата" и нередко оказывались неготовыми к тому, чтобы быстро преодолеть сильно укрепленную полосу обороны, не подставляя под огонь беззащитную пехоту.

Вниманию читателя предлагается краткий обзор наиболее примечательных машин инженерного назначения в составе бронетанковых сил, отлично зарекомендовавших себя во время боевых действий в Западной Европе и, в меньшей степени, в Северной Африке и Италии.

Танки с разрушающими зарядами

Рис.1 Танк с разрушающим зарядом

Рис.2 Для увеличения кликнутьБольшинство этих танков были представлены машинами марки "Черчилль". Заряды размещались на специальной раме, удерживаемой впереди танка (общее название рамы - Jones Onion) (рис. 1). В боевых условиях рама упиралась в объект разрушения (ДОТ, бетонная стена, надолб, здание и пр.) и заряд приводился в действие (рис. 2, 3). Удерживаюшие раму боковые конструкции затем могли быть сброшены. Было разработано несколько разновидностей несущих заряды рам - от простых фронтальных, состоящих из одной "руки" и несущих небольшой заряд (Carrot - Морковка), до очень мощных, на которых могло быть размещено до 816 кг взрывчатки (Goat - Козел). В этом случае сам танк мог после установки заряда сбросить раму, сдать назад и привести заряд в действие с некоторого расстояния во избежание повреждений. Рис.3 Для увеличения кликнуть

Танки, предназначенные для расчистки минных полей

Среди танков этого типа наиболее простыми считались машины, несущие торпеды "Бангалор" - простые металлические трубы длиной около 1.5 м, заполненные взрывчаткой и закрытые с обеих сторон. Трубы могли быть собраны в длинные колонны (Snake - Змея) за счет использования специальных креплений на обоих концах. Позднее были созданы более длинные секции длиной 6.1 м, которые могли быть собраны в трубу длиной до 366 м. Обычно танк затаскивал собранные в колонну трубы на минное поле, после чего заряд приводился в действие, расчищая проход шириной до 6.4 м. Применялось и выталкивание колонны труб на минное поле впереди танка, но в этом случае колонна была значительно короче - до 122 м.

Разновидностью "змеи" были шланги, заполненные взрывчаткой и перевозимые в прицепах (Tapeworm - Глист). Шланг просто разматывался сзади двигающегося по минному полю танка и затем подрывался. Ближайшие к танку первые 15 м шланга были заполнены песком в целях безопасности. В большинстве случаев носителями "змей" были танки Черчилль и Шерман.

Использование вала с цепями для обезвреживания мин

Идея использования цепей на валах для траления мин принадлежала южноафриканскому инженеру А. С. Дж. Дю Тойту. Вал устанавливается на специальной конструкции впереди танка и ему передается вращение от двигателя машины. Удары цепей о землю вызывают детонацию мин. Первый удачный опыт применения подобных тралов был приобретен в 1942 году в Северной Африке. Первые тралы этого типа носили название "Скорпион", устанавливались на танках Матильда и приводились во вращение воспомогательным мотором, расположенным в правой части танка. Скорпионы применялись во время боев за Эль-Аламейн в 1942 году и в более поздних операциях. Была даже безбашення версия Матильды, предназначенная исключительно для расчистки минных полей этим методом.

Рис.4 Для увеличения кликнутьПодобные тралы позднее устанавливались на танках Грант и Валентайн, но наибольшее распространение получили так называемые "Крабы", установленые на Шерманах (рис. 4, 5). Вал приводился в действие основным двигателем и имел на краях специальные диски для резания колючей проволоки. Примечательно, что в 1944-45 большое количество Шерманов с Крабами было предано американцам.

Рис.5 Для увеличения кликнутьВсе вышеупомянутые разновидности танков, предназначнных для расчистки минных полей, пришли на смену так и не получившим широкого применения танкам, использовавшим катковые тралы. Эти танки показали невысокую эффективность во время боевых действий в Северной Африке и были, в основной массе, сняты с вооружения.

Специальные танки в бою

Танки инженерного назначения были сконцентрированы в 79-й бонетанковой дивизии, созданной в сентябре 1942 года. В просторечии их называли "Funnies" - Смешные Штуки. Сама дивизия отличалась духом товарищества на фоне сильного и жесткого "дедовства", типичного для британских бронетанковых войск в годы ВМВ. Любое предложение военнослужащего любого ранга подлежало рассмотрению, танкисты были отлично обучены всем возможным методам ведения бевых действий. Командовал дивизией генерал-майор Перси Хобарт, энергия которого сыграла огромную роль в обучении и становлении этого выдающегося подразделения британских бронетанковых войск. В период высадки машины этой дивизии были распределены среди наступающих частей британской и канадской армий.

Рис.6 Для увеличения кликнутьШерман ДД (Duplex Drive - с двойным приводом или плавающий танк) (рис. 6 - Шерман ДД с раздвижным брезентовым экраном для усиления плавучести) был предназначен для огневой поддержки танков инженерного назначения (общий термин - AVRE - Armoured Vehicles Royal Engineers - Бронетехника Королевских Инженеров (Саперов)). Экипажи этих танков были специально обучены ведению огня по амбразурам немецких орудийных дотов. Это было сложной задачей, с учетом того, что немецкие доты были нацелены не в сторону моря, а параллельно берегу, что делало танки очень уязвимыми. Для подавления дотов использовались мортиры Петарда (последние устанавливались также на танках Черчилль), выстреливающие снаряды диаметром 290мм и весом 18.1кг (рис. 7) (в просторечии - Flying Dustbins - Летающие Урны). Максимальная дальность полета такого заряда была лишь 73 м.

Рис.7 Для увеличения кликнуть

В Нормандии Шерман-Крабы шли в самой передовой линии высадки группами 4-5 машин под огневым прикрытием Шерманов ДД. Они двиглись с небольшой скоростью (всего 2.4 км/час), обеспечивая полную расчистку минных полей. Вслед за ними двигались специальные машины AVRE (см. ниже), укладывающие маты для продвижения колесных машин по неровной поверхности, перепаханной танками передней линии и огнем противника. Шерман-Крабы обычно достигали бетонированого противотанкового вала и уступали место танкам с разрушающими зарядами.

Шерман-Крабы, естественно, несли тяжелые потери, поэтому в резерве всегда были дополнительные машины, готовые занять место подбитого или поврежденного танка.

Шерманы ДД и Шерман-Крабы сопровождались танками другого типа, предназначенными для преодоления рвов и подавления огневых точек разного плана. Среди последних выделялся Черчилль-Крокодил (Churchill Crocodile) - чисто огнеметный танк, выстреливающий пламя на расстояние до 120м (чаще - до 73м). Несмотря на то, что их боевая эффективность оценивалась очень высоко, система высокого давления для подачи горючей смеси нередко страдала от протечек и поломок.

Танки, укладывающие фашины и маты нашли широкое применение в ходе высадки в Нормандии. В основном, это были машины Черчилль, но иногда применялись и Шерманы.

Рис.8 Для увеличения кликнутьФашины (связки хвороста, с древних времен использовавшиеся лдля заполнения рвов и траншей) применялись танками еще во время ПМВ, они применялись и после высадки в Нормандии. Преимуществом этого метода являлась возможность использовния местного леса для изготовления фашин. Нередко использовались небольшие пучки хвороста, скрепленные проволокой и разворачивающиеся в дорожку (рис. 8). Эти дорожки могли после использоваться колесными машинами. По этому принципу действовали и танки-бревноукладчики.

Рис.9 Для увеличения кликнутьТанки-ковроукладчики (carpetlayers) впервые использовались под Дьеппом, и, значительно более широко, - в Нормандии. Ковры (маты, матовые дорожки), изготовленные из конопли и джута, разматывались и укладывались вслед за танком (рис. 9) со специальных бобин и обеспечивали прохождение колесного транспорта, а наброшенные на колючую проволоку, сильно облегчали и ускоряли прохождение пехоты. Следует отметить, что эти дорожки предназначались только для кратковременного использования и быстро разрушались проходящим транспортом.

Рис.10 Для увеличения кликнутьСреди машин AVRE в небольших количествах использовались танки со специальными плугами Bullshorn для траления противотанковых мин (рис. 10). Чаще всего они устанавливались на танки Черчилль MK III и IV, полностью переоборудованные для инженерных целей (Churchill AVRE). Вместо пушки на танке была мортира Петарда (Petard Mortar) или огнемет, машина буксировала за собой цистерну с горючей смесью (огнеметный вариант), прицеп или сани для зарядов и другого инженерного снаряжения (рис. 11). (Машина оставалсь в строю до середины 1950-х и принимала участие в боевых действиях в Корее).

Рис.11 Для увеличения кликнуть

Другой редкой машиной AVRE был танк-мост - bridging tank ARK (Armoured Ramp Carrier) Mk I. Обычно это был танк марки Черчилль без башни, на который устанавливался раскладывающийся мост. Гусеницы Черчилля были защищены сверху бревнами. Позднее в строй вошел ARK Mk II, использующий удлиненные заднюю и переднюю секции раскладывающегося моста, который мог быть использован и более широкими машинами (по сравнению с Mk I). Вообще, танки этого назначения испытали много модификаций (рис. 12, 13).

Рис.12 Для увеличения кликнуть


Рис.13 Для увеличения кликнуть

Рис.14 Для увеличения кликнутьПоследней рассматриваемой в данных заметках разновидностью танков специального назначения являются танки ARV (Armoured Recovery Vehicle). Они предназначались для буксировки подбитых и поврежденных машин с поля боя или вытаскивания машин, увязших в грязи, болотах или зыбучих пляжных песках. На фотографиях и в документальных фильмах эти машины бросаются в глаза благодаря частому отсутствию на них башен или даже пушек. Для этих целей использовались танки Шерман, Черчилль и Кромвель, снабженные лебедками и даже кранами. Наиболее заметной модификацией Шермана, использовавшегося в этих целях, был "пляжный" Шерман BARV (Beach Armoured Recovery Vehicle) (рис. 14). Всего было изготовлено 66 подобных машин, имеющих специальную невращающуюся высокую башню, позволяющую ему оперировать в воде на глубинах до трех метров. Многие команды этих машин включали водолазов, задачей которых было закрепление буксировочного троса. Машины отлично проявили себя во время высадки в Нормандии и оставались в строю и после ВМВ, получив наименование Sea Lion (по иронии судьбы совпавшее с наименованием так и не состоявшейся операции германского военного командования по высадке на побережье Великобритании).

В целом боевая эффективность машин AVRE оказалась столь высокой, что командиры десантировавшихся частей через несколько дней после высадки просто не хотели возвращать их командованию 79-й дивизии, пытавшемуся собрать их в единое подразделение.

Возвращаясь к многочисленным и горячим дискуссиям, которые имели место на русских Военно-Исторических Форумах в Интернете в 1999-2001 годах, автору заметок хотелось бы подчеркнуть еще раз, что высадка немецких войск на берега Англии в 1940 году (даже без учета подавляющего превосходства Королевского ВМФ над Кригсмарине и отсутствия у немцев превосходства в воздухе) окончилась бы для них катастрофой, и, в немалой степени, из-за отсутствия у немцев бронетехники специального назначения. На зыбучих песках приливно-отливных берегов южной Англии, в маршевых болотах устья Темзы и под обрывистыми известняковыми клиффами высотой в десятки метров Вермахт потерпел бы жестокое поражение, понеся огромные потери. Очевидно, что германское командование прекрасно это понимало, отложив операцию на неопределенный срок, а после 22 июня 1941 года навсегда оставив подобные планы.

Источники информации

Сборник War Machine. Special Purpose Tanks of World War II.

The Tank Story. Edited By Andrew Kershaw. 1972

W. G. F. Jackson. OVERLORD. Normandy 1944. London, 1978

В заметках также использованы материалы бесед с британскими и австралийскими танкистами - участниками ВМВ и членами их семей

Главная страница В начало