armor.kiev.ua / Tanks / WWII / PzVIH

 

 

Механизм передач и поворота танков Т-VIH и Т-VIB

Буров С.С.

(С.С.Буров. Конструкция и расчет танков. -М.: ВА БТВ, 1973, стр.375-377)

 

МПП первой группы первого типа танков T-VI (рис. 170) включает главный фрикцион, безвальную коробку передач на восемь ступеней и механизм поворота, состоящий из двух суммирующих планетарных рядов, деталей основного и дополнительного приводов к ним. Последний состоит из продольного вала, соединенного с коленчатым валом двигателя, конической передачи iK, двухступенчатого цилиндрического редуктора с фрикционным включением медленной Фм и быстрой Фб передач и двух фрикционов поворота Фп и Фл, дающих различное направление вращения валу поворота при постоянном направлении вращения ведомого вала редуктора. Вал поворота соединяется с солнечными шестернями суммирующих планетарных рядов таким образом, что две солнечные шестерни при повороте танка всегда вращаются противоположно друг другу Основной привод включает главный фрикцион, сменные шестерни it безвальной коробки передач и пару конических шестерен iп, соединяющих ее ведомый вал с валом эпициклов обоих суммирующих планетарных рядов. От их водил, несущих барабаны остановочных тормозов Тo, энергия через бортовые передачи следует к гусеничному движителю.

Рис. 170. Схема МПП первой группы первого типа (танк Т-VI-B)
Рис. 170. Схема МПП первой группы первого типа (танк Т-VI-B)

При прямолинейном движении танка выключены фрикционы медленной Фм и быстрой Фб ступеней цилиндрического редуктора, дополнительный привод разорван и вся мощность двигателя идет одним потоком по основному приводу через, коробку передач, нагруженную всей мощностью двигателя. Общее передаточное число МПП iмi изменяется пропорционально передаточному числу коробки передач ii
iмi = ii iп (1 + k)/k и диапазоны их изменения равны друг другу
d = iмIm = iI/ im = dk. На последних образцах танков T-VIB для обеспечения устойчивости прямолинейного движения включались оба фрикциона поворота фп и Фл. Нетрудно заметить, что при этом ведомый вал редуктора и вал поворота оказываются заклиненными (*Два этих параллельных вала, связанных через фрикционы фп и Фл парой и тропкой цилиндрических шестерен, вращаться ни в одном направлении не могут), а связанные с ними солнечные шестерни неподвижными. Левое и правое водила, а с ними и гусеницы принудительно получают равные скорости, и танку обеспечивается устойчивое прямолинейное движение. Для поворота танка, например, вправо, предварительно выключается фрикцион поворота отстающей стороны, в нашем примере - правый Фп. Продолжающееся прямолинейное движение становится неустойчивым, так как валы дополнительного привода расклинены и могут вместе с солнечными шестернями проворачиваться под действием различных сил сопротивления перед левой и правой гусеницами.

Поворот танка начинается после частичного или полного включения водителем фрикциона Фм медленной ступени цилиндрического редуктора. Вращение ведомого вала через оставшийся включенным левый (забегающий) фрикцион поворота Фл передается валу поворота, а от него в разные стороны относительно друг друга вращаются солнечные шестерни двух суммирующих планетарных рядов. Правая солнечная шестерня вращается против эпицикла, снижает скорость водила и делает правую гусеницу отстающей, левая шестерня вращается в сторону эпициклов, увеличивает скорость левого водила и левая гусеница при этом оказывается забегающей. Равное уменьшение скорости отстающей и увеличение скорости забегающей гусеницы - характерные особенности всех механизмов поворота первого типа. При полном включении фрикциона Фм танк поворачивается с большим расчетным радиусом, который возрастает при переходе на высшие ступени коробки передач и зависит от передаточного числа дополнительного привода на замедленной ступени цилиндрического редуктора.

Для более крутого поворота танка водитель, действуя на полуштурвал, выключает фрикцион Фм медленной ступени и включает фрикцион Фб быстрой ступени. При его полном включении танк поворачивается с меньшим расчетным радиусом, также возрастающим с переходом на высшие ступени коробки передач. Переход с одного фрикциона Фм на другой Фб при постепенном увеличении угла поворота полуштурвала происходит либо с перекрытием, когда одновременно включенными и буксующими оказываются оба фрикциона, либо с разрывом, когда оба фрикциона оказываются выключенными и танк выходит на прямолинейное движение. Более крутые повороты на включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка T-VIB, как и другими МПП первого типа, не обеспечиваются.

При нейтральном положении коробки передач, как во всех двухпоточных механизмах передач и поворота, возможен неустойчивый поворот вокруг центра танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад. Для этого достаточно завести двигатель и, не включая ступени коробки передач, повернуть полуштурвал в сторону желаемого поворота. Крутящий момент от двигателя передается дополнительным приводам к солнечным шестерням, вызывая вращение забегающей солнечной шестерни вперед, а отстающей назад. При равных сопротивлениях под обеими гусеницами свободный (в коробке передач - нейтраль) вал эпициклов остается неподвижным, а под действием своих солнечных шестерен забегающее водило начнет вращаться вперед, а отстающее назад. Танк будет поворачиваться вокруг центра с радиусом В/2. При разных сопротивлениях под гусеницами будет проворачиваться вал эпициклов и радиус поворота танка будет изменяться от В до -В.

Главная страница В начало