Новый немецкий тяжелый танк „Тигр В“
Инж.-подполковник А. М. Сыч
(Вестник танковой промышленности. — 1944. — № 10)
В августе 1944 г. танковыми частями Красной Армии были захвачены на правом берегу Вислы новые немецкие танки «Тигр В», выпускаемые заводом МАН.
По показаниям пленных новый немецкий тяжелый танк «Тигр В» в немецкой армии называется «Королевским тигром». Однако в инструкциях и руководствах по обслуживанию танка, обнаруженных в захваченных танках, название «Королевский тигр» не подтверждается.
Танки «Тигр В» выпускаются двух вариантов: командирские и линейные. Основное отличие командирского танка от линейного состоит в установке в нем двух радиостанций: одной — в отделении управления танка (передатчик 30WSA, приемник — MwEc), другой — в башне танка (передатчик 10 WSe, приемник — UkWe) и трех самостоятельных антенн, дающих возможность иметь одновременно двухстороннюю ювязь на прием и передачу на расстояние от 2 до 50 км. Боекомплект у командирского танка — 50 выстрелов, у линейного — 70.
Танки «Тигр В» (фиг. 1, 2, 3, 4) представляют собой дальнейшую модернизацию основного немецкого танка T-V — («Пантера») с внесением изменений в сторону усиления бронирования и увеличения калибра устанавливаемого вооружения.
Для сравнения нового тяжелого танка с ранее выпущенными ниже приводится сравнительная тактико-техническая характеристика тяжелых немецких танков и самоходов.
УСТРОЙСТВО ТАНКА „ТИГР В“
а) Общее устройство (фиг. 4, 5, 6)
Общая компановка танка «Тигр В» такая же, как и у танков «Тигр Н» и «Пантера». Двигатель с системами охлаждения, питания и средств запуска расположен в кормовой части танка.
Двигатель, система охлаждения (вентилятор и радиаторы), воздухофильтры и противопожарные средства (углекислотные автоматические огнетушители), средства обогрева (термосифонный обогреватель) и средства запуска (инерционный стартер и стартер прямого действия) целиком заимствованы с танка «Пантера».
Трансмиссия, главный фрикцион, коробка перемены передач и механизм управления танком расположены в передней части танка в отделении управления. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передается при помощи карданного вала, расположенного под вращающимся полом башни вдоль танка.
Слева от коробки перемены передач расположены механизмы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа от коробки перемены передач установлены пулемет МГ-42 с телескопическим прицелом, радиостанция и сиденье для стрелка-радиста. В центре танка установлена башня с вращающимся полом, на котором смонтированы сиденья, гидромеханизм поворота башни и компрессор.
В башне установлена 88-мм пушка KWK-43, спаренная с пулеметом МГ-42, расположенным с правой стороны пушки. С левой стороны пушки по ходу танка размещены механизмы управления огнем (штурвалы подъемного и поворотного механизмов, привод электрозапала, импульсатор тока), монокулярный телескопический прицел с меняющейся светосилой, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета; сзади стреляющего помещается в командирской башенке командир танка.
Командир танка имеет выдвижной перископ-разведчик (длиной 1 м) для корректировки огня и ножной привод для поворота башни с помощью гидромеханизма.
Справа от пушки располагается заряжающий. Он же радист в командирском танке.
Ходовая часть танка по схеме аналогична танкам «Тигр Н» и «Пантера» с некоторыми изменениями в конструкции и расположении нижних опорных катков.
б) Корпус и башня танка
Корпус целиком заимствован у танка «Пантера» и изготовлен из катаной броневой стали средней твердости {диаметр отпечатка шарика но Брине-лю 3,4—3,6). Соединение швов произведено в шип с обваркой аустенитовьгми электродами.
Лобовой верхний лист танка — сплошной и имеет только шаровую установку для пулемета.
Смотровые приборы механика-водителя и пулеметчика .перископические и смонтированы в крыше танка. Для удобства выемки трансмиссии из танка в передней части крыши сделан потайной люк, в котором размещены одинаковые по конструкции люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Конструкция люков такая же, как у танка «Пантера». Аварийный люк расположен в днище впереди сидения стрелка-радиста.
Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрыты шестимиллиметровым фальшбортом, который одновременно является подкрылком.
Башня танка — сварная из катаной броневой стали. Диаметр погона башни в свету — 1800 мм. Форма башни, в отличие от общепринятой в немецком танкостроении, коническая с нишей, по типу танков Т-34 выпуска 1941 г.
Пушка в башне монтируется через люк в нише башни. Маска пушки, в отличие от общепринятых в немецком танкостроении, является шаровой и забронирована литым колоколом, надетым на ствол пушки. Крыша башни имеет наклон вперед и назад.
Характерной особенностью корпуса и башни является отсутствие каких бы то ни было люков и щелей в лобовой и бортовой части танка.
Командирская башенка аналогична башенке танка «Пантера» 1944 г., с той лишь разницей, что габариты ее значительно сокращены.
Обращает на себя внимание конструктивное видоизменение командирских башен немецких танков (фиг. 7). Начав со сложной башенки на танке Т-III, немцы в 1944 г. пришли к упрощенной литой башенке с семью призматическими смотровыми приборами. Произведенное упрощение башенок не улучшило обзорности из танка, а является, видимо, следствием удешевления производства. Видимость же из немецких танков последних выпусков стала значительно хуже.
Корпус и башня обмазаны специальной обмазкой следующего состава:
Минеральная часть: сернокислый барий 75,49%, окись кремния 7,39%, окись железа 6,76%, окись цинка 6,62%, окись кальция 1,28%.
Органическая часть: отходы целлюлозной промышленности, так называемые сульфитцеллюлозные щелока, или же взята вся масса, получающаяся при разварке древесины с раствором десульфита кальция. Главной массой обмазки является органическое вещество.
Основное назначение обмазки — предохранение брони корпуса от магнитных противотанковых гранат. Второстепенное назначение — теплоизоляционный слой и средство маскировки.
в) Вооружение
Вооружение танка состоит из 88-мм пушки KWK-43, двух пулеметов МГ-42 калибра 7,92 мм и мортирки, установленной в крыше башни для метания дымовых мин. На командирской башенке приварен специальный погон, на котором монтируется подвижной кронштейн для установки зенитного пулемета.
Пушка по своим баллистическим свойствам равноценна пушке самоходной установки — «Фердинанд».
Применение унитарного снаряда увеличивает скорострельность и является положительным качеством танка.
В отличие от танков «Тигр» и «Пантера» на танке «Тигр В» установлен монокулярный ломающийся телескопический прицел с переменной светосилой и полем зрения в зависимости от дистанции ведения огня.
Прицел имеет следующую характеристику:
увеличение — 2,5 и 5,
поле зрения — 25° и 12,5°,
диаметр выходного зрачка — 6 мм и 3 мм,
удаление выходного зрачка — 23 мм и 23 мм.
Выстрел из пушки производится при помощи электрозапала, получающего энергию от аккумуляторов или электроимпульсатора, установленного на погоне башни впереди стреляющего. Для корректировки огня командир танка имеет специальный выдвижной перископ-разведчик, при помощи которого можно следить за трассером снаряда и его разрывом через облако пыли, поднимаемое воздушной волной в момент выстрела.
Пушка уравновешена при помощи специального уравновешивающего механизма, расположенного в башне с правой стороны пушки. Канал ствола после выстрела продувается сжатым воздухом, для чего в башне установлен специальный компрессор.
Недостатком установки вооружения являются большие усилия на рукоятках подъемного механизма.
Башня поворачивается ручным {механическим) и гидравлическим приводами. Поворот башни от гидропривода возможен только при работающем двигателе, скорость поворота зависит от оборотов коленчатого вала двигателя.
Управление гидроприводом мало удобно, а конструкция его сложна и громоздка.
В походном положении пушка стопорится изнутри танка при максимальном угле возвышения.
г) Коробка перемены передач
Коробка перемены передач танка «Тигр В» изготовлена по лицензии фирмы Майбах и по конструкции такая же, как и на танке «Тигр Н».
Коробка имеет 8 передач вперед и одну назад.
Управление коробкой перемены передач — пре-селекторное. Для переключения передач достаточно перевести рычажок преселектора, не выключая главного фрикциона. В случае отказа гидравлического сервопривода управление коробкой перемены передач, выключение главного фрикциона и переключение передач может быть механическое.
Коробка перемены передач танка «Тигр В» по внешнему виду и габаритам отличается от танка «Тигр Н». Особенностью этой коробки является наличие радиатора, охлаждающего масло. Радиатор размещается в специальном резервуаре с водой, не имеющей циркуляции. Вследствие этого коробка перемены передач быстро перегревается, что и затрудняет управление танком.
д) Механизм поворота
На танке «Тигр В» механизм поворота такой же, как и на танке «Тигр Н».
Механизм поворота — планетарный и обеспечивает танку хорошую поворачиваемость почти на любых радиусах поворота, но обладает недостатком, свойственным всем механизмам с двумя степенями свободы.
Механизм поворота допускает столько радиусов поворота, сколько имеется передач в коробке перемены передач.
При крене и при различных сопротивлениях на гусеницах танк уводит в сторону.
Механизм по конструкции и технологии производства — сложный. Управление механизма поворота — сервогидравлическое, с дублирующим механическим. Тормоза бортовые дисковые, такие же, как на танках «Тигр» и «Пантера».
Вождение танка «Тигр В» возможно как с закрытым люком водителя, так и с открытым. В последнем случае сиденье водителя поднимается вверх; штурвал сервоуправления поворотом танка и педаль акселератора также имеют второе верхнее расположение.
е) Ходовая часть танка
Подвеска танка «Тигр В» — торсионная, индивидуальная, по 9 катков на сторону, расположенных в шахматном порядке (4 внутри и 5 снаружи).
Торсионы, в отличие от ранее применяемых в немецких танках, — одинарные по типу танка КВ, передние и задние катки с каждого борта имеют гидравлические амортизаторы, расположенные внутри танка. Опорные катки большого диаметра, металлические с внутренней амортизацией, расположенной непосредственно у бандажа колеса (фиг. 8).
Внутренний ряд катков имеет дополнительные ступицы, на которых, видимо, предполагалось монтировать третий ряд катков. Гусеница — мелкозвенчатая и состоит из траков плоских и гребневых, с отверстиями для зацепления.
Таким образом шаг зацепления равен шагу двух траков по 150 мм в каждом. Такая конструкция гусеницы привела к резкому сокращению количества зубьев на ведущем колесе и, как следствие этого, — к быстрому выходу их из строя.
Ширина гусеницы — 800 мм. Для перевозки по ж. д. применяемся дополнительная гусеница — 660 мм. Подвеска танка относительно гусеницы расположена односторонне (прижата к бортам), вследствие чего траки работают консольно.
ж) Дополнительное оборудование танка
Моторное отделение танка оборудовано автоматическими огнетушителями с дозирующим устройством и термозамыкателями, установленными в огнеопасных местах. Баллон с углекислым газом и часовым механизмом размещается в боевом отделении.
Помимо углекислотной автоматической огне-тушительной установки, в отделении управления и башне установлено 3 тетрахлорных переносных огнетушителя.
Для облегчения запуска в зимних условиях двигатель оборудован термостатом и термосифонным обогревателем, включенным в общую систему охлаждения двигателя. Подогрев термосифонного обогревателя осуществляется при помощи паяльных ламп.
Аккумуляторы специальной конструкции имеют электроподогрея для зимних условий; обогрев аккумуляторов и их подзарядка производятся на стоянках от установленного в боевом отделении переносного агрегата мощностью 0,9 л. с.
Корпус танка имеет герметизацию и приспособление для увеличения преодолеваемого брода.
Применявшееся ранее на танках «Тигр» и «Пантера» приспособление для подводногго хождения на танке «Тигр В» отсутствует.
Уязвимые места танка „Тигр В“ (фиг. 9, 10)
Танк «Тигр В», несмотря на усиление брони и связанное с этим резкое увеличение веса, в общем остался таким же уязвимым, как и танки «Тигр» и «Пантера».
Наиболее уязвимым местом его является ходовая часть, которая поражается всеми видами танковой и противотанковой артиллерии со всех действительных дистанций ведения огня.
Борты башни и корпуса танка поражаются танковой и противотанковой артиллерией всех калибров; кумулятивным снарядом со всех дистанций и всех калибров; подкалиберным снарядом калибром 45—57 и 76 мм с дистанции 400—800 м; бронебойным снарядом калибром 57, 75 и 85 мм с дистанции 700—1200 м.
Более крупные калибры поражают со всех дистанций действительного огня.
Лобовая часть танка, нижний лист корпуса и маска башни поражаются бронебойным снарядом 122 и 152 мм с дистанции 1000—1500 м.
Пулеметный огонь и ПТР очень эффективен по смотровым приборам, так как они имеют большие габариты, совершенно не защищены и трудно сменяемы после поражения.
По ходовой части и крыше танка действительны и эффективны мины и противотанковые гранаты.
Танк «Тигр В» появился на поле боя летом 1944 г. в тяжелое для гитлеровцев время, и они рассчитывали, видимо, скорее на моральный эффект, чем на боевые качества танка.
Поспешность выпуска этого танка на поле боя подтверждается незаконченным монтажем ряда трубопроводов для увеличения преодолеваемого брода, наличием на машине наклеек, сделанных на аммиачной бумаге, а инструкция, захваченная в танке, отпечатана на машинке и во многом не соответствует танку.
Танк, вследствие поспешности выпуска, имеет большое количество конструктивных недостатков, главными из которых являются:
1. Бортовая передача разрушается полностью через 250—350 км пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников.
2. Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой, изнашиваются полностью через 250—350 км и к дальнейшей эксплоатации не пригодны. Кроме того, выход зуба венца из цевки гусеницы не отработан, в результате чего гусеница наматывается на ведущее колесо или проскакивает.
3. Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как неучтено изменение профиля между дисками катков, вызванного деформацией резины внутренней амортизации катков.
4. Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП, при отсутствии циркуляции воды, не оправдывает своего назначения.
5. Двигатель, благодаря большому весу танка, перегружен и также имеет тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введен ряд предохраняющих приспособлений.
Выводы
Новый немецкий тяжелый танк «Тигр В» является дальнейшим развитием танка «Пантера» с использованием трансмиссии танка «Тигр Н» и вооружения «Фердинанда».
Компановка танка и его механизмы не имеют ничего нового по сравнению с ранее выпущенными танками.
Общим принципиальным недостатком танка «Тигр В» является его громоздкость по габаритам и, как следствие, излишне большой вес, что в свою очередь привело к низкой маневренности, плохой проходимости, танка и ненадежности его в работе.
Бронирование и вооружение танка явно не соответствуют его весу. В танке «Тигр В» немцы окончательно перешли не только на форму корпуса танка Т-34, но и скопировали его башню, доказав еще раз всему миру преимущества классического по корпусу танка Т-34.
В танке «Тигр В» заслуживают внимания:
а) углекислотная противопожарная автоматическая установка для тушения пожара;
б) монокулярный ломающийся призматический прицел с переменным полем зрения;
в) электрообогрев аккумуляторов и термосифонный обогреватель для облегчения запуска двигателя в зимних условиях.