Тяжелый танк "Пантера". История созданияМ. Барятинский(М. Барятинский. Тяжелый танк "Пантера". Бронеколлекция 2.97) |
Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне сильно напоминал Т-34, но тем не менее понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионно-го отделения и ведущих колес. Восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа - VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в министерстве вооружения, эксперты которого не без оснований считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Эти разногласия привели к формированию так называемой "Пантер-комиссии". 13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам; предпочтение при этом однозначно отдавалось танку фирмы MAN. Фюрер был вынужден согласиться с мнением специалистов, но тут же выдвинул свои условия: первую машину нужно изготовить в июле, а две следующие - в августе 1942 года. Цена одного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок (для сравнения PzIII стоил 96 163, а "Тигр"-250 800 марок). Конструкторами PzKpfw V (название "Пантера", без упоминания армейского индекса ввели по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) были главный инженер танкового отдела фирмы MAN П.Вибикке и инженер Г.Книпкамп из управления усовершенствования и испытания вооружения. Первые два танка V1 и V2 (V - Versuch - опыт), отличавшиеся друг от друга незначительными деталями, изготовили к сентябрю 1942 года. 3 ноября одну из машин, с макетом вместо настоящей башни, продемонстрировали Шпееру на учебном полигоне в Бад Берка. В ходе испытаний выявились существенные недостатки в ходовой части. На их устранение требовалось время, а это задерживало начало серийного производства. Заказом же предусматривалось изготовить 250 танков в довольно сжатые сроки - к 12 мая 1943 года. К тому же поступило неожиданное распоряжение Гитлера вооружить "Пантеру" 75-мм пушкой с длиной ствола в 100 калибров. К счастью (для немцев, разумеется), эта пушка еще не была готова и серийному производству танка указание фюрера сильно не помешало. |
Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушка осталась прежней и была лишь модернизирована на заводах Skoda - она лишилась дульного тормоза и получила индекс KwK 44/1, то башенный пулемет MG 34 заменили на MG 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат МР 44. Монтаж вооружения в башне осуществлялся на заводах Krupp и Skoda. Изменения затронули не только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменили люки водителя и стрелка-радиста. Испытывались и два новых двигателя: Deutz T8M118 мощностью 700 л.с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива и мощностью 850 л.с. (625 кВт). До конца войны не появилось ни одного прототипа в законченном виде, хотя серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года фирма Daimler-Benz собрала шасси, на котором установили стандартную башню от Ausf G. В свою очередь, "тесную башню" установили на шасси Ausf G и испытывали в Куммерсдорфе. Всего для "Пантеры" Ausf F изготовили 8 корпусов и 2 башни. В феврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к танку "Пантера II", предполагавшие высокую степень унификации танков "Тигр II" и "Пантера". Осуществить это оказалось достаточно просто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов. На "Пантере II" предполагалось использовать "тесную башню" и новый корпус. Его лобовая броня достигала 100, бортовая - 60, а кормовая - 40 мм. Вооружение - 88-мм пушка KwK 43 L/71. Поскольку в этом случае масса танка превысила 50 т, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели Maybach HL 234, Simmering Sla 16 (720 л.с.) и MAN/Argus LD 220 (700 л.с.). В 1945 году для "Пантеры II" началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой броней. Ни один из двух прототипов не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от Ausf G. Интересно отметить, что параллельно с проектированием "Пантеры II" велась разработка танка Е-50, призванного ее заменить. В процессе работ над Ausf F и "Пантерой II" фирма Krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной "Пантеры" пушкой KwK 43 L/71 калибра 88 мм, но безрезультатно. Остался на бумаге и проект оснащения "Пантеры" 100-калиберной 75-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с. Наряду с созданием новых вариантов линейного танка на базе "Пантеры" выпускалось и несколько машин специального назначения. Первой из них стала бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Bergepanzer V или Bergepanther (SdKfz 179). И не случайно: новые танки поступали в войска, а средств для их эвакуации с поля боя практически не было. Существовавшая техника оказалась слишком слабой -для буксировки танка "Тигр", например, приходилось "запрягать" два 18-тонных тягача Famo. Заказ на БРЭМ выдали 7 мая 1943 года, а уже месяц спустя фирма MAN начала выпуск шасси Ausf D, предназначенных для нее. Первая партия БРЭМ (46 машин) не имела крана и лебедки, но уже очень скоро на заводе Henschel в Касселе были разработаны и изготовлены кран и лебедка с тяговым усилием 40 т и длиной троса 150 м. Отбор мощности производился от двигателя танка, в кормовой части которого имелись два откидных упо-ра-сошника, предназначенных для удержания машины на месте при работе лебедки. Во время буксировки последняя блокировалась. Башню заменили на грузовую платформу для перевозки запасных частей или демонтированных агрегатов. БРЭМ, выпущенные на шасси Ausf А и Ausf G, имели увеличенные топливные баки. На верхнем лобовом листе корпуса устанавливался кронштейн для 20-мм пушки KwK 38, прикрытой щитом толщиной 10-15 мм. "БРЭМ-пантеры" первоначально оснащались кранами грузоподъемностью 1500 кг, а затем 6000 кг. Их использовали, главным образом, для демонтажа двигателей. В передней части БРЭМ имели два упора с вкладками из твердого дерева-для толкания более узких машин. 1 марта 1944 года на полигоне Бад Берка Bergepanther была продемонстрирована генеральному инспектору танковых войск генерал-полковнику Г.Гудериану. 7 апреля Гитлер отдал приказание об ежемесячном производстве 20 машин. Впрочем, реальный выпуск составил в апреле 13 машин, в мае - 18, в июне - 20, а в июле-только 10. Всего же заводские цехи покинули 347 Bergepanther (в зарубежной литературе встречается и другая цифра - 297). Еще одной массовой машиной специального назначения стал командирский танк Panzerbefehlswagen Panther (SdKfz 267 и 268). Уже в 1943 году появились командирские машины на базе стандартных танков Ausf D, оборудованные дополнительными радиостанциями. Существовали два варианта: SdKfz 267 с радиостанциями Fu 5 и Fu 7 - для связи в звене "рота - батальон" и SdKfz 268, оснащенный радиостанциями Fu 5 и Fu 8 и обеспечивавший связь в звене "полк - дивизия". Дополнительные радиостанции Fu 7 и Fu 8 размещались в корпусе, а штатная Fu 5 - в правой части башни. Экипаж танка состоял из водителя, "офицера связи", который одновременно являлся пулеметчиком, командира и двух радистов (один из них помимо этого выполнял функции наводчика, другой - заряжающего). Боекомплект был уменьшен и составлял для командирских машин на базе Ausf D и А 64 выстрела, а на базе Ausf G - 70. Радиостанция Fu 7 обеспечивала связь телефоном на дальность 12,8 км, а телеграфом- 16 км. Радиостанция Fu 8 имела дальность связи 80 км при работе телеграфом. Оба командирских танка легко отличались от линейных по антеннам. Так, SdKfz 267, например, имел две простые штыревые антенны и одну с характерной "метелкой". Гнезда для их установки имели резиновые амортизаторы. В командирские машины были переоборудованы 329 линейных "пантер". Еще одной специальной версией "Пантеры" стал Panzerbeobachtungswagen V (SdKfz 172) - машина передовых артиллерийских наблюдателей, разработанная фирмами Rheinmetall и Anschutz. Настоящая пушка на ней отсутствовала, на ее месте устанавливался деревянный макет. Из вооружения в башне остался только пулемет MG 34. Экипаж состоял из 4 человек: командира, артиллерийского наблюдателя, радиста и механика-водителя. Танк оснащался дальномером, стереотрубой и другими многочисленными приборами наблюдения и в этом отношении представлял собой лучшую машину артиллерийских наблюдателей, сконструированную в ходе второй мировой войны. Предположительно изготовили только один опытный экземпляр (по другим данным все-таки серию из 41 машины). Подобное расхождение в цифрах не
редкость - до сих пор неизвестно даже точное
количество выпущенных "пантер". Они
производились на заводах четырех фирм: MAN, Daimler-Benz,
MNH и Henschel - с 11 января 1943 года по 23 апреля 1945 года.
За это время было изготовлено 5992 танка, но
осталось невыясненным, передала ли фирма Henschel
для сборки на заводе Demag шасси 50 "пантер" и
собирались ли они там; если да, то общее число
машин составляет 6042 единицы. Кстати, фирма Henschel
выпускала "Пантеру" совсем недолго - до
сентября 1943 года, MNH-до марта, Daimler-Benz -до апреля, a
MAN- до конца апреля 1945 года, причем на долю
последней пришлось их больше всех - 2048. |