armor.kiev.ua / Tanks / WWII / PzII
 

Легкий танк Pz Kpfw II (Sd Kfz 121)

И.П.Шмелев

(Бронетехника Германии 1934-1945 гг.: Иллюстрированный справочник / И. П. Шмелев. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.)

Материал предоставлен: Анатолий Сорокин

Иллюстрации к статье 
Легкие танки Pz Kpfw II Легкий танк Pz II на Восточном фронте. Хорошо видны дымовые гранатометы в кормовой части танка Форсирование водной преграды легким танком Pz II Pz II на фоне захваченного французского города, 1940 г. Легкий танк Pz II Пленные французские пехотинцы на броне Pz II, 1940 г. Легкий Pz II на фоне горящего советского танка. Июньские бои 1941 г. Легкие танки Pz Kpfw II в атаке Перед началом атаки. Немецкие легкие танки Pz 35(t) и Pz II готовятся перейти в наступление Легкий танк Pz II Pz II в Норвегии, 1940 г. Pz II Ausf b Легкий танк Pz II Ausf C Pz II Ausf C в Польше, 1939 г. Pz II демонстрирует ходовые качества. Франция, 1940 г. Огнеметный танк Pz II Flamm Колонна танков Pz II на марше Немецкие пехотинцы атакуют под прикрытием Pz II в ходе норвежской кампании Pz II в африканской пустыне, 1942 г. Замаскированный Pz II. Восточный фронт Легкий танк Pz II Ausf J. Белоруссия, 1944 г. Огнеметный танк Pz Kpfw II Flamm © Арон Шепс Легкий танк Pz Kpfw II Ausf F Pz Kpfw II Ausf C Pz Kpfw II Ausf L Лукс Pz Kpfw II Ausf D Pz Kpfw II Ausf a Pz Kpfw II Flamm
 

Легкий танк Pz Кpfw (Sd Кfz 121)

Своим появлением обязан скорее всего Г. Гудериану. Именно он желал видеть в будущих танковых дивизиях сравнительно легкий танк с противотанковым вооружением. Такая машина массой 10 т в июле 1934 г. была заказана фирмам "Крупп-Грузон", "Геншель" и MAN. Танк с 20-мм пушкой предназначался для использования в качестве разведывательного и замены пулеметного Pz Kpfw I. До тех пор пока не были сняты ограничения Версальского договора, он официально создавался как сельскохозяйственный трактор LaS 100.

Первые прототипы из неброневой стали были готовы в октябре 1935 г. Ни один проект полностью не устраивал заказчика, и в производство была передана комбинированная машина: шасси от фирмы MAN, корпус и башня - от "Даймлер-Бенц". С мая 1936-го по февраль 1937 г. было изготовлено 75 танков. Все они имели ходовую часть из шести опорных катков малого диаметра, сгруппированных в три тележки на борт. Боевая масса составляла 7,6 т. Эта партия в свою очередь делилась на три подмодификации - a/1, a/2 и a/3, в каждой по 25 машин. Между собой в общем плане они отличались несущественно, но в то же время выполняли роль испытательного стенда для проверки отдельных технических решений. Так, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. Танки Pz Kpfw II Ausf a/3 имели увеличенный радиатор системы охлаждения и усиленные пружины подвески.

Весной 1937 г. было выпущено 25 машин Pz Kpfw II Ausf b с усовершенствованной трансмиссией и ходовой частью (новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики). Попутно установили более мощный мотор, который значительно лучше вентилировался и охлаждался. Масса танка возросла до 7,9 т. Ставшую затем классической для этого типа танков ходовую часть из пяти опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор обкатывали на 25 машинах Pz Kpfw II Ausf с фирмы "Геншель"1.

Серийные танки стали производить с марта 1937 г. До апреля 1940 г. было выпущено 1088 машин модификаций А, В и С. В принципе это была одна и та же конструкция с закругленной носовой частью корпуса. Различие состояло лишь в расположении и размерах смотровых щелей и используемых прицелах. Броневая защита, как показала польская кампания, оказалась довольно слабой. Даже лобовая броня легко пробивалась из польского противотанкового ружья Ur. Ее в спешном порядке усилили методом экранировки - накладкой дополнительных 20-мм пластин.

С мая 1938-ro по август 1939 г. фирмы "Даймлер-Бенц" и MAN выпустили для танковых батальонов легких дивизий 143 так называемые быстрые машины (Schnellkampfwagen). По сути, это уже были следующие модификации танков - D и Е. От предыдущих они существенно отличались ходовой частью типа Кристи, имевшей по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. Подвеска катков индивидуальная торсионная. Корпус также значительно перекомпонован. Без изменений осталась лишь башня с вооружением. 140-сильный двигатель "Майбах" HL62TRM сообщал танку скорость 55 км/ч. Боевая масса составила 10 т, запас хода - 200 км. Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт корпуса и башня - 14,5 мм.

В 1940 г., стремясь расширить возможности этого типа машин, на базе шасси текущего производства решили строить огнеметные танки. Вплоть до лета 1942 г. произвели 112 машин и еще 43 переделали из линейных в ходе капитального ремонта. В уменьшенной башне устанавливался 7,92-мм пулемет. Два огнемета в бронеголовках размещались по передним углам корпуса. В горизонтальной плоскости они наводились в секторе почти 180o и могли произвести 80 огнеметаний продолжительностью 2 - 3 с на дальность 35 м. Боевая масса Pz Kpfw II Flamm Ausf А и В (Sd Kfz 122), известных также под названием "Фламинго" ("Flamingo"), достигала 12 т. Запас хода составил 250 км. Экипаж остался прежним - три человека. Несколько увеличилась толщина брони: до 30 мм в лобовых деталях башни и корпуса, 20 - 25 мм на бортах Но этого оказалось недостаточно: из-за малой дальности огнеметания огнеметным танкам приходилось слишком близко подходить к траншеям противника и они несли большие потери. Приняв боевое крещение в июне 1941 г. на советско-германском фронте, они в конце концов были переоборудованы в самоходные установки.

Pz Kpfw II Ausf F - практически последняя массовая модификация "двоек". 524 машины были выпущены с марта 1941-го по декабрь 1942 г. (в дальнейшем строились исключительно самоходные установки на базовом шасси). Их главное достоинство по сравнению с предыдущими образцами - усиленная броневая защита. Теперь носовая часть корпуса выполнялась из 35-мм листа с наклоном 13o к вертикали. Верхний 30-мм лист имел наклон 70o. Изменились форма ленивца и конструкция подбашенной коробки. В ее лобовом листе, установленном с наклоном 10o, справа канавкой имитировалась смотровая щель. Командирская башенка имела восемь перископов.

Pz Kpfw II в начале Второй мировой войны составляли 38% танкового парка вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7TP, французских R35 и Н35, советских Т-26 и БТ. Но все равно производство Pz Kpfw II, существенно сократившееся в 1940 г., в последующие два года резко возросло. До накопления в необходимых количествax Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV легкие машины продолжали оставаться основной техникой в танковых частях и подразделениях. Лишь в 1942 г. их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта. Все в больших количествах танковые шасси после ремонта передавались под монтаж самоходных установок.

На немногочисленных экспериментальных танках (двенадцать VK901, четыре VK1301, двадцать два VK1601) отрабатывались оригинальные технические решения. Так, готовясь к вторжению в Англию, немецкие конструкторы разработали для Pz Kpfw II навесные понтоны с винтами. На плаву опытные машины развивали скорость до 10 км/ч при волнении моря 3 - 4 балла. Попытки кардинально увеличить скорость и усилить бронирование так и не были завершены.

Легкий танк Pz Kpfw II Ausf L "Лукс" (Sd Kfz 123)

Созданием специальных гусеничных машин для разведывательных подразделений с 1939 г. занималась фирма MAN. Ее конструкторы для своего танка взяли все лучшее от опытных образцов, построенных в рамках программы Pz Kpfw II: широкие гусеницы и катки, расположенные в "шахматном порядке", торсионную подвеску и т. д Изготовленная в апреле 1942 г. пока еще из мягкой стали модель VK 1303 почти полностью соответствовала своему предназначению. От серийных "двоек" она заметно отличалась лучшими проходимостью и маневренностью, имела две коробки передач и шесть скоростей. В дополнение к обычным стеклоблокам в крыше башни установили два перископа с круговым обзором: один - в люке командира, другой - над наводчиком. Две приемо-передающие радиостанции позволяли оперативно обмениваться разведывательной информацией. Для их обслуживания в экипаж помимо командира, наводчика и водителя вводился радист. В поточное производство танк передавался как модификация L с собственным названием "Лукс" ("Luchs"). Из заказанных 800 машин 100 должны были быть со штатной 20-мм пушкой, а остальные - с пушкой калибра 50 мм. С сентября 1942-го по январь 1944 г. произвели лишь первую сотню (сюда же следует добавить и четыре танка, переделанных из VK1301), а оставшуюся часть заказа аннулировали. Не спасла "Лукса" даже высокая скорость: к моменту поступления в войска из-за слабого вооружения он явно устарел.


1 Написание имен собственных оставлено в авторском варианте, в соответствии с печатным текстом книги "Бронетехника Германии 1934 - 1945 гг. Иллюстрированный справочник". Там же приведено личное мнение И. П. Шмелева по поводу транслитерации и произношения немецких имен и названий.

Тактико-техническая характеристика Pz Kpfw II 
Характеристика Pz Kpfw II
Ausf A Ausf F Ausf L
 Год выпуска 1937 1941 1943
 Боевая масса, кг 8900 9500 13000
 Экипаж, чел. 3 4
 Основные размеры
 - длина по корпусу, мм 4810 4630
 - ширина, мм 2220 2280 2480
 - высота 1990 2150 2210
 Защищенность:
 толщина броневых листов, мм
 (угол наклона к вертикали, град.)
 - лобовая часть корпуса 14.5 (цил.) 35 (13) 30 (22)
 - борта корпуса 14.5 (0) 15 (0) 20 (0)
 - лобовая часть башни 14.5 (цил.) 30 (цил.) 30 (10)
 - крыша и днище корпуса 15 и 15 15 и 5 10 и 10
 Вооружение
 - марка пушки KwK30 KwK38
 - калибр, мм (длина ствола в клб) 20 (55)
 - боекомплект, выстрелов, шт. 180 330
 - Число пулеметов и их калибр, мм 1 - 7.92
 - боекомплект, патронов, шт. 2250 2700 2250
 Подвижность
 - двигатель, тип Maybach
 - марка HL62TR HL66P
 - мощность двигателя, л. с. 140 180
 - максимальная скорость по шоссе, км/ч 40 60
 - запас топлива, л 200 175 236
 - запас хода по шоссе, км 200 290
 - среднее давление на грунт, кГс/см2 0.76 0.66 0.75
Производство танков семейства Pz Kpfw II 
  1934-37 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 Всего
Pz Kpfw II 332 669 246 53 275 355     1930
Pz Kpfw II Ausf L           16 77 7 100
Итого: 332 669 246 53 275 371 77 7 2030

В общее количество включены опытные машины VK901, VK1301, VK1601

Главная страница В начало