КВ-1СМ. Коломиец, И. Мощанский(М-Хобби, № 5 за 1999 год)Материал обработал Анатолий Тарасов |
За счет толстой брони танк КВ, к началу 1942 года, все еще доминировал на нолях сражении, а невозможность серьезного противодействия со стороны немецких противотанковых средств (за исключением 88-мм пушки FLAK 36/37 универсального назначения) позволяла нашим танкистам проводить эффектные атаки, которые отзывались в прессе восторженными откликами. Но наряду с добрыми отзывами, приходившими с фронтов, появлялись и тревожные: у противника - новые противотанковые средства. Среди них подкалиберные снаряды к 50-мм противотанковым пушкам. Из трофейных документов стало известно, что подкалиберные снаряды противник рассматривает как новое эффективное средство борьбы с танками КВ. Однако для серьезной модификации танка времени не было, фронт требовал все больше машин. В этих условиях приходилось принимать и половинчатые решения. Например, экранировали лобовую броню, башню, из-за чего танк становился еще более тяжелым, а значит менее поворотливым. Вследствие перебазирования завода, потери части квалифицированных рабочих качество сборки танков КВ значительно ухудшилось, что также заметно влияло на надежность машины на фронте. В оперативно-тактическом плане танк КВ отрицательно оценивали некоторые известные танковые командиры. Маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков, тогда генерал-майор, в сентябре 1942 года был вызван в Ставку. Там спросили его мнение о танках. Генерал ответил, что танки Т-34 полностью оправдывают свое назначение, а тяжелые танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от средних танков - та же 76-мм пушка. Вот если бы на КВ пушка была бы посильнее, тогда другое дело. Главный конструктор КВ Ж. Я. Котин, принимая претензии военачальников, объезжал фронтовые танковые части с блокнотом в руках, подробно расспрашивая командиров машин, механиков-водителей и наводчиков. Их советы, просьбы, замечания по конструкции тяжелых танков он записывал и стремился реализовать в новых разработках. На Южном фронте в июне 1942 года Ж. Я. Котина принял командующий Р. Я. Малиновский. Войска под его началом только что сражались под Барвенково, продвинулись вперед. Однако при этом выяснилось, что тяжелые танки в распутицу выходили из строя из-за поломок в коробках передач. Котин вместе с конструктором М. Ф. Балжи и другими специалистами пришел к выводу, что нужно менять весь узел целиком: в изменившихся боевых условиях с частыми наступательными операциями тяжелому танку необходимы высокие скорости, стремительные рывки на любой местности, быстрая смена направлении движения для уклонения от снарядов качественно меняющейся противотанковой артиллерии противника. Словом нужен новый танк с улучшенной трансмиссией и коробкой передач, с иной конструкцией бортовых фрикционов. Боевую эффективность танков снижали и другие не менее досадные обстоятельства. Например, недостатки в структуре танковых частей, когда в одном батальоне имелась рота тяжелых танков КВ, рота средних и рота легких танков. Управлять таким батальоном тяжело, но крайней мере, по трем причинам: во-первых, на танках стояли радиостанции разных типов, и связь по радио между ротами была довольно сложной; во-вторых, на марте роты шли с разными скоростями; в-третьих, тяжелые танки КВ, действовавшие, как правило, в первом эшелоне или в передовом отряде, затрудняли движение идущим во след средним и легким танкам, так как нарушали мосты и переправы. Поэтому Котин настойчиво предлагал комплектовать из тяжелых танков отдельные танковые полки, бригады. Его выводы полностью совпадали с мнениями крупных военачальников. Маршал И. Х. Баграмян, например, писал, что неудачу в Харьковской операции 1942 года, в том числе обусловили и недочеты в структуре бронетанковых войск. Тяжелый танк КВ создавался для прорыва мощных оборонительных линий, насыщенных противотанковой артиллерией. На случай контратак противника КВ мог уверенно вступать в единоборство с любой вражеской машиной, обладая при этом преимуществами по всем боевым параметрам. Однако с развитием немецких противотанковых средств один из основных компонентов защиты КВ - мощная броня потеряла спою первостепенную актуальность. Танк КВ, равный по своему вооружению Т-34, но менее маневренным, не имел перед последним никакого преимущества, хотя был более дорог в производстве. Оставалось либо сиять танк с производства, либо модернизировать его, максимально приблизив по своим возможностям к "тридатьчетверке". В силу ряда причин объективного и субъективного свойства был выбран второй вариант, и летом 1942 года началась активная работа над новой машиной КВ-1С (скорое иной). Облегчение танка КВ-1 до 42,5 т в варианте КВ-1С достигалось уменьшением высоты корпуса и снижением массы агрегатов силовой передачи, ходовой части (суженая гусеница), уменьшением литой башни, в которую устанавливалась все та же 76-мм пушка ЗИС-5. Боекомплект вначале тоже уменьшили до 90 выстрелов. Позднее, правда, хватились и снова увеличили до 114 выстрелов. Во время работы над моделью танка КВ-1С конструкторы столкнулись с труднейшей технической проблемой. Заключалась она в том, что трубки радиаторов танка КВ изготавливались из алюминиевого листа, но в 1942 году в связи с нехваткой алюминия поставки его танковым заводам прекратились. О латунных или медных заменителях по той же причине не могло быть и речи. Тогда Котин поручил срочно разработать новую систему охлаждения, используя для изготовления радиаторных трубок обычное листовое железо. В отечественном и мировом моторостроении опыта изготовления радиаторов из такого материала не имелось, и никто не знал, как сделать, чтобы система охлаждения новой конструкции вписывалась в пространство моторного отделения, существенная перекомпоновка которого была фактически невозможна. Сложность заключалась еще и в том, что листовое железо имеет значительно худшую теплопроводность по сравнению с алюминием. Для замедления коррозии железа химики предложили добавлять в воду ингибитор хромпик, а как испытать новый радиатор на морозе? В Челябинске стояло жаркое лето. Бывший заместитель главного конструктора Опытного завода Н. М. Синев по этому поводу пишет: "Появилась идея провести испытания танка КВ-1С, оснащенного железным радиатором, в челябинском городском холодильнике, в котором, как мы выяснили, имелась крупногабаритная морозильная камера. В лес можно было свободно въехать на танке и закрыться. За неделю можно провести несколько циклов испытаний (слив воды - замораживание - наполнение водой - разогрев...). Разрешение на использование холодильника для наших испытаний мог дать только Уполномоченный Государственного Комитета Обороны первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Н. С. Патоличев. Едем к нему вместе с Жозефом Яковлевичем. Трудный разговор: "Вы же понимаете, что значит для города освободить хотя бы на неделю самую крупную холодильную камеру?". Однако взаимопонимания удалось вскоре достигнуть - ответственность за надежность челябинских танков, оборудованных беспримерными в истории техники железными сварными радиаторами, ложилась не только на конструкторов, но и на Уполномоченного ГКО. Разрешение было дано... |
Существенные изменения внесли конструкторы и в силовую передачу танка КВ-1С, установив новый главный фрикцион, новую коробку передач конструкции Н. Ф. Шашмурина с демультипликатором, обеспечивавшую восемь передач вперед и две назад. В ходовой части применялись облегченные ходовые катки и литые траки уменьшенной до 608 мм ширины. На танке устанавливались дополнительные топливные баки. Внесенные изменения несколько улучшили обзорность, условия работы заряжающего и стрелка-радиста, повысились скорость и надежность танка. Однако по огневой мощи КВ-1С оставался пока на уровне среднего танка Т-34 - артиллерийские конструкторы нового танкового орудия все еще не разработали. Модернизированный КВ-1С был принял на вооружение 20 августа 1942 года, и сразу же на Кировском заводе в Челябинске начался серийный выпуск этих машин. До сентября 1943 года было выпущено 1106 танков типа КВ-1С. Союзники тоже имели свой тяжелый танк Мк.1У "Черчилль" различных модификаций, который был впервые опробован в бою в ходе рейда "на Дьепп" в 1942 году, а также в Северной Африке. Естественно они хотели сравнить боевые характеристики обеих тяжелых машин. На завод приехала сперва английская делегация, потом представители посольства США, которые знакомились с ходом конструкторских работ. В том же году танк КВ испытывался на Абердинском полигоне армии США. Американские специалисты изучили машину и пришли к выводу, что 76-мм пушка танка очень хороша: проста, безотказна, боекомплект расположен удачно. Отметили, что советский танк обладает мощной броневой защитой, имеет торсиопную подвеску, которая при испытаниях функционировала "очень эффективно", а качка при этом была мала, если не отсутствовала вовсе. Вместе с тем зарубежные специалисты, изучая танк, заметили и слабые его стороны. К таковым они отнесли устаревшую, по их мнению, трансмиссию, плохие воздухоочистители, небрежную механическую обработку, из-за которой порой терялись преимущества хорошей конструкции. Первые танки КВ-1С поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 года. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части - отдельные гвардейские танковые полки прорыва (отд. Гвтнп или ГТПП), штат за № 010/267 на которые был утвержден в октябре 1942 года. С утверждением такого штата для части ей сразу, согласно директиве, присваивалось звание "гвардейской". Эти полки, численностью 214 человек при 21 тапке КВ-1С или английских танках "Черчилль", предполагалось придавать бронетанковым соединениям для решения разнообразных задач по прорыву обороны противника при развитии наступления. Полки прорыва впервые появились в составе Донского и Воронежского фронтов к концу декабря 1942 года. Донской фронт, добивавший окруженную немецкую 6-ю армию под Сталинградом, получил сразу 7 таких частей: 1,5,6,9-й (на КВ-1С) и 48-й (на "Черчиллях") полки влились в состав 21-й армии, 7-й (на КВ-1С) - в состав 66-й, а 48-й (на "Черчиллях") - в состав 65-й армии. Некоторые полки были не только гвардейскими, но и именными, 5-й отдельный ГТПП был оснащен на средства полярников. На каждой машине был изображен белый медведь, стоящий на задних лапах. На командирском танке КВ №555 сделали надпись "И. Д. Папанин". Этот полк, также как и другие части прорыва, активно участвовал в завершающих боях по ликвидации окруженной Сталинградской группировки. Несмотря на безвыходность положения, гитлеровцы яростно сопротивлялись. На конец января в полках 21-й армии осталось по 3-4 машины, которые поддерживали стрелковые соединения, штурмовавшие последние опорные пункты врага. Не случайно был упомянут и танк "Черчилль" - в случае больших потерь одни части нередко передавали матчасть другим, поэтому ГТПП иногда были укомплектованы как КВ-1С, так и "Черчиллями". Широко известная по фотоматериалам танковая колонна (полк) "Московский колхозник" участвовала в наступлении войск Воронежского фронта на Харьков зимой 1943 года, а после немецкого контрнаступления принимала участие в тяжелых оборонительных боях, где потеряла большую часть своей техники. После зимней кампании основная часть выведенных в резерв гвардейских танковых полков прорыва получала новенькие КВ-1С и готовилась к новым сражениям. Как ни странно, в ходе боев на Курской Дуге участвовало относительно немного скоростных "КВ". Видимо, их не предполагалось использовать для оборонительных действий против техники врага, так как в соответствии с приказом наркома обороны №32505 от 16 октября 1942 года главной задачей советских танков объявлялось уничтожение вражеской пехоты. А борьба с боевыми машинами возлагалась на артиллерию, в том числе и самоходную. Танки же могли вести бой с танками врага только в случае явного превосходства в силах или с занятием выгодного положения. Только в 29-м танковом корпусе 5-й гвардейской танковой армии был один полк КВ-1С, в котором на момент Прохоровского сражения остался лишь один танк! Большая часть полков прорыва была рассредоточена по различным фронтам и принимала участие в локальных операциях. Например, 6-й гвардейский танковый полк прорыва в составе 21 танка КВ-1С и 1 тягача КВ (без башни) под командованием полковника Каневского в мае и июне 1943 года участвовал в боевых операциях Северокавказского фронта. На данном театре военных действии это был единственный ГТПП. Танки КВ-1С действовали при артиллерийской поддержке 1449-го САП (18 САУ СУ-122) и различных стрелковых соединений. Несколько полков прорыва действовало на Южном фронте. Ниже приводится суточный отчет о боевых действиях танков Т-34 33-й гвардейской танковой бригады и КВ-1С 1-го ГТПП в составе 28-й армии Южного фронта (бои на реке Миус). По его изучению становятся ясны причины высоких потерь личного состава и материальной части, обусловленные, в первую очередь, низкой тактической культурой офицерского состава среднего звена, на третий год войны так и не отработавшего взаимодействие между различными родами войск. "05.08.43 года продолжались атаки по овладению высотой 168,5. Противник, за ночь подтянув резервы, имел, кроме огневых средств пехоты, 2 самоходных орудия "Фердинанд", 4 танка Т-1У и 11 танков других марок, которые расположились за высотой на восточных скатах балки Ольховник и ждали появления наших танков. Командование бригады в течение ночи увязывало вопросы взаимодействия с командиром и штабом 127-й стрелковой дивизии. В частности, с начальником левого отряда и лично с командиром действующею полка, которые проинформировали командира бригады, что отряд находится на подходе к Куйбышевскому, а часть отряда занимала Безымянную высоту в 1 км от совхоза Куйбышевский. В 5.00 в Куйбышевском (за р.Миус) было сосредоточено: танков Т-34 - 7, из них в полной исправности - 6, а 1 - с рядом технических неисправностей, которому была поставлена отдельная задача - обеспечить левый фланг наступающей группы танков на высоту со стороны Репеховатая. В 10.00 6 танков Т-34 (33-я Гвардейская танковая бригада) и 3 КВ-1С 1-го Гвардейского тяжелого танкового полка прорыва начали наступление на высоту. В 10.45 наши танки, преодолевая огонь противника, достигли этой высоты без потерь. Танки, двигаясь стремительно, преследовали цель, чтобы не быть долгое время, на виду у противника и не подвергаться воздействию артогня, а, проскочив нейтральное пространство (свыше 1 км), с ходу приступить к уничтожению огневых точек противника, и тем самым дать возможность продвинуться своей пехоте. С 10.45 до 14.00 танки утюжили высоту без поддержки пехоты, так как к означенному времени подразделение пехоты на высоту не подошли, а 4-я и 8-я роты вообще в бою не участвовали. Поэтому пехота не смогла закрепить успех, достигнутый танками. Танки, находясь под интенсивным огнем артиллерии и САУ противника, без поддержки пехоты стали отходить на исходные позиции, потеряв 5 танков: 2 - сгорело, 3 - подбиты (все Т-34). Эти машины были выведены из строя немецкими самоходными орудиями "Насхорн", которые вели прицельный огонь с дистанции, недоступной нашим танкам. Потери немцев: 4 танка Т-IV - подбиты, 1 танк Т-IV - сожжен, подбито одно самоходное орудие, противотанковых пушек - 4, транспортер - 1, уничтожено блиндажей - 6, дзотов - 4, пулеметов - 13, солдат и офицеров - 120. В бою за высоту 168,5 экипажи танков действовали исключительно мужественно. Экипаж гвардии лейтенанта Бондарева, у которого танк был подожжен термитным снарядом на западном скате высоты в районе двух безымянных курганов, пришел своим ходом к реке Миус в район исходных позиций, однако, экипаж обессилев, не смог покинуть танк и сгорел вместе с ним, не оставив танка на территории противника . Однако, потери в этом бою были обусловлены не только просчетами командиров. Новая германская техника, оснащенная мощными 75-мм и 88-мм длинноствольными пушками, вмиг сделала танк КВ-1С устаревшим. Для равного противодействия германским машинам только динамических качеств было уже недостаточно - необходимо было вооружить танк совершенно новой артсистемой, что, в общем, привело к созданию КВ-85 и семейства ИС. "Скоростной КВ" еще некоторое время находился на вооружении танковых частей Красной Армии (последний гвардейский танковый полк прорыва был сформирован в январе 1944 года) как в составе ГТПП, так и в составе отдельных танковых полков. В 21-й армии Ленинградского фронта к моменту начала Выборгской операции (К) июня 1944 года) имелся 26 отдельный гвардейский тпп, частично укомплектованный КВ. 18-20 июня 1944 года его танки вели бои за г.Выборг. К моменту окончания боев в полку имелось шесть "Черчиллей" и 32 танка КВ-1С. Танками КВ были укомплектованы и обычные линейные танковые полки. Например, 39-и отдельный Киевский танковый полк (на 2 марта 1944 года имел три КВ-1С, две "Матильды", три "Черчилля", два Т-70, два Т-60 и 38 Т-34) получил эти машины от 48 отдельного гвардейского тпп, убывшего на переформирование. В составе 8-й армии Ленинградского фронта (117 ск) находился 82 тп (11 КВ-1С, десять "Черчиллей"). В сентябре 1944 года этот полк активно участвовал в освобождении Советской Эстонии от немецких захватчиков. В частности брал Таллин и острова Моон-зундского архипелага. До 1945 года дожило совсем мало КВ-1С, использовавшихся в качестве боевых танков. В основном, после демонтажа башни они служили как эвакуационные тягачи. До наших дней сохранились 2 танка КВ-1С: - один в музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (КВ-1С с опытной 85-мм пушкой С-18). - другой - на постаменте в поселке Парфино (Новгородская область). |