Тяжелое штурмовое орудие Фердинанд
Михаил Свирин
(Свирин М. Тяжелое штурмовое орудие Фердинанд. — М.: М-Хобби, 1999. — (Армада, вып. № 12))
III. Устройство САУ
Устройство «Фердинанда» в прошлые годы разбирали, кажется, не менее подробно, чем историю его появления и боевую судьбу. Но и здесь легенд и домыслов хватило на множество послевоенных книг, брошюр и статей.
Необычная компоновка САУ (с боевым отделением в корме) породила ряд фантастических предположений о внутренностях самохода. Некоторые авторы уверяют, что «Фердинанд» сделали из «...развернутого задом наперед «Тигра Ф.Порше», в передней части которого, ставшей теперь кормовой, установили бронированную рубку с длинноствольным 88-мм орудием...». Однако это совершенно неверно.
И танк, и САУ всегда «глядели» в одну сторону Доказательством этого является тот факт, что у обоих машин ведущее колесо было расположено сзади, а также то, что никто не переворачивал (да и не собирался переворачивать) подбашенную коробку танка. Сторонники легенды о «переворачивании» забыли, что «Фердинанд» имел электромеханическую трансмиссию и смещение бензиновых двигателей танка вперед усложняло конструкцию САУ лишь необходимостью применения более длинных электрических кабелей, соединявших электрогенераторы с ходовыми электромоторами.
Боевая рубка «Фердинанда» собиралась из листов цементованной «морской» брони (переданной из запасов морского флота). Поскольку толщина этой брони была значительной (200-мм в лобовой части и 85-мм в бортах и корме), для надежного соединения листов применяли соединение «в шип», в ответственных местах усиленное шпонками. Подобное соединение, после установки на места шпонок, делалось неразъемным и его обварка осуществлялась большей частью с целью герметизации, чем силового сочленения. Для увеличения снарядостойкости бортовые и кормовой броневые листы рубки устанавливались с некоторым наклоном. Причем их толщина делала САУ практически неуязвимой для огня всей советской танковой и противотанковой артиллерии 1943 г. на дальности свыше 400 м. В бортах и корме боевой рубки имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия, но их конструкция оказалась неудачной, так как из-за малого диаметра отверстия при ведении огня немного в сторону, мушка пистолета, или пистолета-пулемета не была видна.
В кормовой части рубки находилась круглая бронедверь-люк. Через нее производилась загрузка боекомплекта орудия. Этот же люк использовался при демонтаже неисправного орудия, а также для аварийного покидания САУ экипажем.
Силовая установка САУ состояла из двух бензиновых двигателей HL 120TRM фирмы «Майбах». Выхлопные газы выводились через крыши надгусеничных ниш в район пятого опорного катка, что приводило к его чрезмерному нагреву, ускоренному испарению смазки из его подшипников и перегреву резиновых бандажей.
Электротрансмиссия состояла из двух генераторов фирмы «Бош» и двух электромоторов постоянного тока. Посредством коммутаторов генераторы включались в цепь параллельно или последовательно, в то время, как электромоторы были соединены только последовательно. Электрогенераторы были размещены непосредственно на двигателях и их рабочие валы были напрямую соединены с валами последних. Тяговые электродвигатели размещались в корме корпуса и приводили в действие каждый свое колесо через понижающий редуктор. Помимо бензиновых двигателей, электрогенераторов и электромоторов в состав энергетической установки «Фердинанда» входили также электрогенератор для освещения и вспомогательных электроцепей, два стартера «Бош» и четыре аккумуляторные батареи. Управление штурмовым орудием было очень простым и производилось путем изменения скорости и направления вращения тяговых электромоторов при помощи контроллера, тормозов и педали акселератора.
Ходовая часть «Фердинанда» была в известной степени позаимствована у 30-тонного танка «Леопард», сконструированного в 1940 г. Ф.Порше. Ее особенностью являлось то, что торсионы располагались не внутри корпуса, как у танков KB, PzKpfw III и других, а в тележке, укрепленной за пределами корпуса, причем не поперечно, а продольно. Конструкция тележки была хорошо продумана с тем, чтобы облегчить ее ремонт и обслуживание вне заводов. Так для замены вышедшего из строя катка ремонтникам требовалось не более 3-4 часов, в то время как у «Тигра» Адерса на такую операцию уходило от одних до трех суток!
Конструкция опорных катков также была признана очень удачной. Резиновые бандажи, расположенные внутри колеса, требовали втрое-вчетверо меньше резины, чем катки «Тигра» Хеншеля, причем резина работала на сдвиг, а не на сжатие, что дополнительно повышало срок ее службы. Необходимо отметить, что такие бандажи были позднее повсеместно введены также на «Тигры», «Королевские Тигры» и ограниченно - на «Пантеры».
Вооружение «Фердинанда» считалось сильнейшим для своего времени. 88-мм орудие StuK 43, имевшее длину ствола 71 калибр, было установлено в лобовой части рубки в специальной шаровой маске. Однако конструкция бронировки маски оказалась неудачной, так как в имеющиеся щели между телом орудия и обоймой, проникали свинцовые брызги от пуль и мелкие осколки (особенно - осколки минометных мин). Легенды гласят, что для предотвращения этого после Курской Дуги на ствол САУ установили дополнительные щитки, но этот недостаток был выявлен еще во время весенних, 1943 г., испытаний, и щитки на большинстве «Фердинандов» появились уже в мае-июне 1943 г. Без щитков остались только некоторые штабные и резервные машины (не более 10-12 шт. в полку).
В боекомплекте орудия применялись унитарные бронебойные, подкалиберные или бризантные выстрелы, а также осколочно-фугасные гранаты раздельного заряжания. В ходе боев на Курской дуге выяснилось, что укупорка зарядов раздельных выстрелов оказалась ненадежной для применения в САУ. От тряски крышки гильз отходили и пороховой заряд выпадал или выдвигался из гильзы, затрудняя заряжание. Поэтому осенью 1943 г. для штурмовых орудий и танков ввели специальные гильзовые заряды с измененной крышкой.
Неоднократно отмечалось, что существенным недостатком «Фердинанда» было отсутствие в нем до 1944 г. оборонительного пулемета. Однако, согласно выработанной осенью 1942 г. тактики использования тяжелых штурмовых орудий, их предполагалось использовать во второй линии, позади эшелона наступающих танков.
Они должны были быть прикрыты от войск противника линейными танками и другими боевыми машинами, имевшими пулеметы, и пехотой, следующей под их прикрытием, уничтожая с дальней дистанции вражеские огневые точки. То, что на Курской Дуге они шли впереди танков и пехоты, свидетельствовало о чрезвычайно высокой концентрации и высокой эффективности огня советской артиллерии.
IV. Курский дебют
Если считать все легенды о «Фердинанде», то о его боевом применении их наберется куда больше, чем об истории создания и устройстве вместе взятых. Самая большая — число выпушенных машин и число подбитых. Автор попытался подсчитать число уничтоженных штурмовых орудий только по материалам его личной библиотеки — и оно перевалило за 800! География распространения «Фердинандов» по описаниям прежних лет также очень обширна: Курская Дуга, Ленинградский фронт, Полтава, Киев, Минск, Бобруйск. Днестр. Сандомирский плацдарм, Будапешт, Прага, Кенигсберг, Берлин и даже ... Сталинград (Котельниковский выступ). Щадили их разве что под Москвой, твердо памятуя, что появились они на фронте в 1943 г.
Но не стоит смеяться над авторами таких строк и не нужно ругать таких мемуаристов, ибо одни из них видели поле боя изредка и только в очень сильный бинокль (или стереотрубу). а другие не видели разницы между «Фердинандом», «Мардером», «Бизоном» и другими, именуя всех тем единственным именем, которое было у всех на устах и за уничтожение которого без слов давали орден.
Итак, о количестве и географии. Всего к июлю 1943 г. было изготовлено и сдано в войска 90 машин, которые были сведены в 653-й и 654-й тяжелые истребительно-противотанковые батальоны 656-го полка штурмовых орудий. Впрочем, на 5 июля в полку было 89 «Фердинандов», один не прибыл из-за поломки железнодорожной платформы.
Сведения о наличии «Фердинандов» в немецкой армии наша разведка получила, вероятно, в марте 1943 г. Первое упоминание о них встречается в обзоре новых типов немецких танков и штурмовых орудий, присланном в ЦАКБ (Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро) из Наркомата вооружений 11 апреля 1943 г. В нем, в частности. говорилось: « ... вскоре в немецкой армии ожидается появление нового штурмового орудия системы Фердинанда с пушкой калибра 88-105 мм и броней толщиной 120-140 мм и более... ». Обзор был сопровожден двумя рисунками машины, довольно приблизительно похожими на оригинал. Тогда же ЦАКБ получило задание спроектировать орудие калибром 85-100 мм. способное на расстоянии 1000-500 м пробить броню толщиной 120-140 мм. По донесениям разведки появление нового штурмового орудия ожидалось в ходе предстоящей летней кампании.
Как известно. 5 июля 1943 г. началось грандиозное сражение на Орловско-Курской Дуге и именно в ходе этого сражения на поле боя впервые вышли «Фердинанды». Одно из первых донесений о подорвавшемся на минном поле «Фердинанде» было послано начальником артиллерии 13-й армии в штаб Центрального фронта 8 июля. А уже через два дня в штаб фронта прибыла группа из пяти офицеров Главного Артуправления Красной Армии специально для изучения этого образца. Но группе не повезло, так как к этому времени территория. на которой остался подорвавшийся «Фердинанд», была занята немецкими войсками и изучение новой машины было отложено. А новые немецкие штурмовые орудия в первых рядах наступавших войск принялись таранить полосу обороны в районе ст. Поныри.
События на этом участке фронта развивались следующим образом. После нескольких безуспешных попыток занять станцию Поныри ударом «в лоб», 9 июля немецкое командование решило провести массированную атаку с северо-востока — через совхоз «1-е мая». Для этого (согласно показаниям пленных) была сформирована сильная ударная группа под командованием майора Каль в составе:
- 505 батальона тяжелых танков (ок. 40 танков «Тигр»):
- 654 дивизиона (батальона) тяжелых штурмовых орудий «Фердинанд» (44 машины):
- 216 дивизиона 150-мм штурмовых танков (45 «Брюммбэров»);
- дивизиона 75-мм штурмовых орудий и 105-мм штурмовых гаубиц (20 StuG 40 и StuH 42).
Кроме перечисленных, в состав группы входили также 17 танков PzKpfw III линейных (Ausf L), штурмовых (Ausf N) и командирских.
Непосредственно за ударной группой должны были следовать средние танки 2-й танковой дивизии (в первых рядах двигался 3-й австрийский полк) и мотопехота на бронетранспортерах.
По донесениям советских артиллеристов, в отличие от боев предыдущих дней. немцы впервые применили здесь новое боевое построение «в линию» с тяжелыми штурмовыми орудиями 654-го дивизиона в голове группы. Дивизион действовал, выстроившись в два эшелона. В линии первого эшелона наступали две роты с интервалом между машинами около 100 м. Командир дивизиона, майор Ноак, располагался в центре боевого порядка в командирском танке PzBeo III. Во втором эшелоне двигалась третья рота с интервалом между машинами от 120 до 150 м. Командиры рот находились в центрах боевых порядков рот на командирских «Фердинандах», которые несли флажки на антеннах.
В первый же день группе легко удалось прорваться через совхоз 1-е Мая к поселку Горелое. Здесь советские артиллеристы, убедившись в неприступности «Фердинандов», пропустили 654-й батальон на мощное минное поле, открыв огонь с флангов и с тыла по средним танкам и штурмовым орудиям. Ударная группа понесла потери и была вынуждена отступить к совхозу «1 -е Мая».
На следующий день группа майора Каль была усилена радиоуправляемыми минными тралами «Боргуард» (В IV) и вновь попыталась прорваться к станции Поныри. Это был наиболее мощный удар, когда нескольким боевым машинам ударной группы удалось подойти вплотную к строениям станции. Этими машинами были, конечно, штурмовые орудия «Фердинанд».
«Фердинанды» наступали, ведя огонь с коротких остановок на дальность 1000-2500 м. Подвергнувшись сосредоточенному огню или обнаружив мощное минирование, «Фердинанды» отходили задним ходом к какому-либо прикрытию, где меняли направление движения, стараясь всегда быть обращенными к врагу толстой лобовой броней, неуязвимой для всех советских противотанковых средств.
11 июля 505-й батальон тяжелых танков и подразделения 2-й танковой дивизии были переброшены в полосу обороны советской 70-й армии в район Кутырки-Теплое и в районе Понырей остались только подразделения 654-го дивизиона тяжелых штурмовых орудий и 216-го дивизиона 150-мм штурмовых танков, которые в течение 12-13 июля обеспечивали эвакуацию подбитых накануне 12-15 танков и САУ. Но эвакуировать с поля боя поврежденные на минах тяжелые «Фердинанды» не удалось из-за их большого веса и непрерывных контратак советских танков и пехоты.
14 июля, после массированной контратаки советской пехоты и танков от ст. Поныри в направлении совхоза «1 -е Мая» немецкие войска были вынуждены отойти, оставив поле боя за оборонявшимися. Наши танкисты, поддерживавшие контратаку пехоты, понесли большие потери не столько от огня немецких штурмовых орудий, сколько от того, что сближаясь с противником, рота танков Т-34 и Т-70, обеспечивающая наступление, по ошибке попала на собственное минное поле и понесла тяжелые потери.
15 июля подбитая и уничтоженная у ст. Поныри немецкая техника была изучена представителями артуправления и НИБТ Полигона. Всего на поле боя северо-восточнее ст. Поныри остались 21 штурмовое орудие «Фердинанд», три 150-мм штурмовых танка «Медведь» (так именуется в советских отчетах «Brummbar»), восемь средних танков Pz III и Pz IV, три из которых имели короткоствольные орудия, а также два командирских танка, несколько изуродованных взрывами и две исправных танкетки с дистанционным управлением «Боргуард» (В IV).
Большая часть «Фердинандов» была обнаружена на минном поле, начиненном фугасами из трофейных крупнокалиберных снарядов и авиабомб, причем более половины машин имели повреждения ходовой части (разорванные гусеницы, разрушенные опорные катки) от мин. Пять машин имели повреждения ходовой части, вызванные попаданием снарядов калибра 76-мм и более. Два «Фердинанда» были обезоружены из-за прострела их орудий советскими снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена прямым попаданием авиабомбы с бомбардировщика «Петляков» и одна - попаданием 203-мм снаряда в крышу боевого отделения. Лишь один «Фердинанд» имел пробоину в левом борту, сделанную 76-мм бронебойным снарядом (7 танков Т-34 и батарея 76-мм дивизионных орудий обстреливали его со всех направлений с дистанции 200-400 м), да один «Фердинанд», не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжен бутылкой КС, брошенной пехотинцами.
Часть «Фердинандов», лишившихся возможности передвижения, были подожжены или подорваны своими экипажами во время советской контратаки. Те же машины, экипажи которых оказывали сопротивление советской пехоте, были подожжены бутылками КС.
В полосе обороны 70-й армии также действовал батальон «Фердинандов» — № 653. Однако здесь их применение не носило характера ставки «ва-банк» и потому в ходе наступательных боев батальон имел сравнительно невысокие потери — 8 машин. Здесь имелся один случай «взятия исправной машины в плен с экипажем». Произошло это следующим образом.
9-12 июля 1943 г. в районе пос. Теплое немцы вели мощные атаки силами до 80 танков и САУ. В ходе отражения одной из атак 11-12 июля, наступающие немецкие войска подверглись массированному обстрелу дивизиона корпусной артиллерии, батареи СУ-152 и двух ИПТАП, в ходе которого на поле боя остались 4 подбитых «Фердинанда». Интересно отметить, что ни у одного из них броня пробита не была. У двух САУ была разрушена ходовая часть, один. потеряв управление, был сильно разрушен сосредоточенным огнем тяжелых гаубиц (был сдвинут лобовой лист корпуса) и одно из немецких тяжелых штурмовых орудий, пытаясь выйти из обстрела задним ходом, попало на песчаный участок и село «на брюхо». Экипаж машины попытался покинуть ее «для подкапывания земли, но будучи обстрелян пехотинцами, сдался в плен». Из-за отсутствия эвакуационных средств, штурмовое орудие было отбуксировано тракторами С-60 и С-65 на жесткий фунт только 2 августа. Но в ходе его дальнейшей транспортировки к ж.д. станции, которая велась своим ходом, один двигатель машины был выведен из строя (водитель не заметил потери воды из системы охлаждения). Дальнейшая судьба машины неизвестна.
Далее наступавшие войска Центрального фронта эпизодически встречали небольшие подразделения «Фердинандов» на подступах к Орлу, близ ж.д. станции которого им достались последние трофеи — несколько подготовленных к эвакуации поврежденных тяжелых штурмовых орудий. Согласно немецким данным, в боях июля-августа 1943 г. они потеряли безвозвратно 39 «Фердинандов». В то же время, по немецким данным (которые. впрочем, довольно спорны), 653-й и 654-й батальоны подбили и уничтожили 5 июля -15 августа 1943 г. более 500 советских танков и САУ, а также более 100 артиллерийских орудий и несколько БА. Но даже если считать, что это число традиционно для немецкой армии 1943-1945 гг. завышено в два раза, результативность все равно хорошая.
Впрочем, первые бои «Фердинандов» в районе ст. Поныри и пос. Теплое стали по существу и последними, где эти САУ использовались достаточно массово. Их высокие потери объяснялись во многом тем, что они использовались недостаточно грамотно. Будучи созданными для истребления советских тяжелых и средних танков на больших дистанциях, они применялись в качестве передового «броневого щита», вслепую тараня советские минные поля и инженерные заграждения. Но их первое применение дало незабываемый эффект — самоходки прославились на весь мир.