armor.kiev.ua / Tanks / WWI / reno

 

 

Танки «Рено» FT в Юго-Восточной Азии

Кихтенко А. В.

(Броне-сайт, ноябрь 2012)

Материал предоставлен: Кихтенко А. В.

 

См. также:

Франция

Карта Французского Индокитая. 1940 год. Французские танки ”Рено” FT-18  в Шанхае. 1930-е годы. Французские танки в Шанхае. 1931 год. Взвод ”Рено” FT-18  из состава танковой роты охраны сеттльмента. Макет французского танка ”Рено” FT-18 из бронетанковых сил, входившей в состав охраны сеттльмента в Шанхае. На танке хорошо видны опознавательные знаки танковой роты (китайский дракон) и эмблема французских бронетанковых сил Шанхая. Снимок танка ”Рено” FT-18  сделанный в Ханое во время Франко-Таиландской войны. Вероятно, машина входила в Тонкинский моторизованный отряд. Танк "Виккерс 6-тонный" модели В и танкетки "Карден-Лойд" Мк VI  королевской армии Тайланда.

Первыми танками "Рено" FT в Юго-Восточной Азии стали 5 французских FT-17, которые прибыли во Вьетнам (Французский Индокитай) спустя всего год после окончания Великой войны.

Взвод из состава 16-го батальона легких танков (16e BCL - Bataillon de Chars Legers) под командованием капитана Кувервилля (de Cuverville) в декабре 1919 года был направлен в Тонкин для проведения испытаний. По их итогам "Рено" FT-17 признали наиболее подходящим для несения колониальной службы в Индокитае. В немалой степени этому поспособствовал малый вес танка, позволявший перебрасывать его в нужное место на кораблях и грузовым транспортом, а также использовать большинство местных мостов. Танки должны были использоваться для поддержания внутренней безопасности в колонии, и их столкновение с танками противника не предполагалось (так как таковых там просто не имелось). Единственным изменением в конструкции у "индокитайских" FT-17 стала замена деревянного направляющего колеса стальным из-за пагубного воздействия тропического климата. Танки включили в состав 9-го колониального пехотного полка (9e RIC - Regiment d'Infanterie Coloniale) и разместили на постоянной основе в Ханое.

В начале 1920 года из нескольких эвакуированных из Владивостока танков французы сформировали "Кохинхинский" взвод в Сайгоне. Командовал им лейтенант Баррьери (Barriere). Часть из Владивостокских "Рено" FT отправилась в Манчжурию к маршалу Чжан Цзо-линю, пополнив его танковые части. В апреле 1927 года "Кохинхинский" танковый взвод был передислоцирован для защиты французской миссии в Шанхае и заменен вновь созданным взводом. В Шанхае французские танки вошли в состав взвода легких танов Морской пехоты США, укомплектованного “шеститонниками”. Взвод использовал свои машины для зашиты железной дороги Шанхай–Тьентцин. В следующем году еще два танковых взвода были направлены из Франции в Тьентцин. После того, как в 1929 году американцы вывели свою технику из Шанхая, в городе продолжали оставаться французские и японские танки.

Историческая справка

Тонкин (столица Ханой), Аннам (Хюэ) и Кохинхина (Сайгон) – так назывались Северный, Центральный и Южный Вьетнам во времена французских колонизаторов.

С 1887 года вместе с Камбоджой и Лаосом (с 1893 года) входили в созданный французами Индокитайский Союз. Правительство Союза возглавлял ответственный перед министром колоний Франции генерал-губернатор, наделенный широкими административными полномочиями. Все пять членов Индокитайского Союза формально сохраняли свои собственные административные системы и местные правительства. Прямое правление французских чиновников было учреждено только в Кохинхине (имевшей статус колонии, а не как Аннам и Тонкин протекторатов) управляемой губернатором, подконтрольным генерал-губернатору. В годы войны функции управления в Индокитае номинально оставались в руках прежней колониальной администрации вплоть до 9 марта 1945 года, хотя японцы находились на всей его территории с лета 1941 года. Всё это время гражданская и военная инфраструктура Французского Индокитая служила тыловой оперативной базой, обеспечивавшей наступательные операции японской императорской армии и флота. Крупнейшей базой была Камрань. Японцы вынудили Францию прекратить поставки оружия и боеприпасов в Китай через северовьетнамский порт Хайфон и стали добиваться согласия "хозяев" на свое военное присутствие во Вьетнаме. 22 сентября 1940 года было заключено соглашение между Францией и Японией о размещении японских войск в Северном Индокитае, 23 июня 1941 года соглашение между об использовании японскими войсками военных баз в Южном Индокитае и уже 24-27 июня 1941 года японские войска оккупировали Южный Индокитай.

Поводом для начала боевых действий весной 1945 года послужило падение правительства “Виши” во Франции. Чтобы упредить удар со стороны французов, японские войска 9 марта 1945 года атаковали французские гарнизоны по всему Индокитаю и за несколько часов убили или интернировали военнослужащих и многих гражданских лиц. На следубщий день правительство Японии объявило об упразднении французской колониальной администрации в Индокитае. Последний император Вьетнама Бао Дай издал указ об аннулировании всех соглашений с Францией и о восстановлении суверенитета Вьетнама в рамках возглавляемой Японией "Великой Восточно-азиатской зоны совместного процветания".

В марте 1928 года Ханойское и Сайгонское танковые подразделения увеличили до рот (около 30 танков в каждой) и переподчинили артиллерийскому командованию – хотя они все еще сохраняли свою принадлежность к пехоте. Ханойскую танковую роту прикомандировывали к 4-му Колониальному Артиллерийскому полку (4e RAC - Regiment d'Artillerie Coloniale), а Сайгонскую - к 5-му (5e RAC).

К середине 1930-х годов, большая часть французской бронетехники в Индокитае не только устарела, но едва могла передвигаться. Из сделанного в конце 1936 года доклада генерального инспектора колониальных войск генерала Биллоте (Billote) следует, что танки в Сайгоне с трудом могли участвовать в параде 14 июля (День взятия Бастилии), а в Тонкине уже не подлежали ремонту и представляли собой металлолом. В январе 1938 года пригодную для эксплуатации бронетехнику свели в два Моторизованных отряда (Dеtachement Motorisе) и эскадрон бронеавтомобилей (Escadron d'auto-mitrailleuses de cavalerie). Танковая рота "Рено" FT-17 состоявшая из 4 взводов, вошла в состав 2-го Моторизованного отряда (Dеtachement Motorisе n°2) приданного 9-му колониальному пехотному полку (9e RIC - Rеgiment d'Infanterie Coloniale). Один взвод отряда входил в Аннамскую бригаду 10-го смешанного колониального пехотного полка (Brigade d'Annam's I/10e RMIС; RMIC - Rеgiment Mixte d'Infanterie Coloniale).

Всего накануне Второй мировой войны французы в Индокитае располагали 20 танками FT-17, большинство из которых были пушечным.

В начале войны из пригодной к использованию техники сформировали три моторизованных отряда: Тонкинский (DMT - Dеtachement Motorisе du Tonkin), Аннамский (DMA - Dеtachement Motorisе d'Annam) и Кохинхинский (DMC - Dеtachement Motorisе de Cochinchine). Отряды дислоцировались соответственно в Тонг (Tong), Хюэ (Hue) и Ту Дау Мот (Thu Dau Mot). Вероятно, эти отряды состояли из танкового взвода, некоторого количества бронеавтомобилей и нескольких моторизованных пехотных взводов. Тонкинский моторизованный отряд был придан 9-му колониальному пехотному полку (9e RIC), Аннамский – 10-му RMIC (10e RMIC), Кохинхинский - 11-му колониальному пехотному полку (11e RIC).

Танки FT-17 Кохинхинского отряда, по всей видимости, были дополнительно оборудованы броней, снятой со вспомогательного крейсера “Арамис“, когда тот был разоружен и вернулся к мирной гражданской службе в июне 1941 года.

В ходе Франко-Таиландской войны (28 ноября 1940 - 29 января 1941 гг.) танки "Рено" FT ничем себя не проявили. Возможно, отсутствие боестолкновений с тайской бронетехникой положительно сказалось на судьбе французских “ветеранов“. К началу конфликта Таиланд располагал значительным парком современной бронетехники. В 1933 году эта страна закупила 10 танков "Виккерс 6-тонный" модели В (однобашенная модификация танка с 47-мм пушкой), а кроме того, для Таиланда в Англии на базе "6-тонного" изготовили 34 зенитных танка, вооруженных 40-мм "пом-помом". Столкновение с этими машинами ничего хорошего "Рено" FT не сулило.

Историческая справка

Поводом к войне послужило поражение Франции от фашистской Германии и ее ослабление, которым не замедлил воспользоваться Таиланд. Летом 1940 года правительство Таиланда начало оказывать сильное дипломатическое давление на Францию с целью вернуть большие территории Лаоса и Камбоджи, которые Сиамское Королевство (название Таиланда до 24 июня 1939 г.) в начале XX века было вынуждено отдать Франции. Французские колониальные войска в Индокитае к осени 1940 года насчитывали 50 тыс. человек (из которых лишь 12 тыс. были французами, а остальные набирались из местного населения и в других владениях), около 100 орудий и минометов, приблизительно 100 самолетов, танки. Поддержку сухопутным силам на море могли оказать корабли Восточного Флота.

Французы, терпящие поражение на суше и не имеющие превосходства над противником в воздухе, в полной мере смогли "отыграться" за все неудачи на море, где они пустили на дно практически весь тайский флот.

Несмотря на этот успех, кампания закончилась не в пользу французов. Под давлением Японии (24 января воюющие стороны договорились пригласить ее в качестве третейского судьи), занявшей откровенно протайландскую позицию, 31 января было подписано соглашение о прекращении огня, а 9 мая - мирный договор. Согласно ему, около 64 750 квадратных километров территорий Лаоса и Камбоджи, из-за которых, собственно, и разгорелся конфликт, отходила Таиланду, который был обязан заплатить шесть миллионов пиастров Франции в качестве репараций.

После поражения Франции во Второй Мировой войне и прихода к власти правительства Виши французский Индокитай оказался отрезанным от поставок вооружения из метрополии. В 1942 году большинство из FT-17 уже не подлежало ремонту и было принято решение использовать их в качестве неподвижных огневых точек, закопав в землю. Положение несколько улучшилось после сделанного в мае того же года французским послом в Пекине предложения прислать танки из Шанхая и Тьентцина.

На фоне катастрофического состояния колониально бронетехники даже прибытие этих старых машин расценивалось местной администрацией как существенная помощь. Нет точной информации, когда и сколько поступило танков, но на декабрь 1944 года французы в Индокитае еще располагали 21 танком FT-17. Сколько из них было на ходу - тоже не известно, поскольку из всех транспортных средств, которыми на тот момент располагали французы, 35% оценивались как непригодные.

В марте 1945 года по одно взводу (4 танка) FT-17 входили в состав моторизованных отрядов Тонкинской моторизованной группы (GMT - Groupement Motorisе du Tonkin) расквартированной в Тонг. Группа состояла из техники Division du Tonkin и подчинялась капитану Фурнье (Fournier). В число отрядов входили колониальный пехотный Moторизованный отряд (Dеtachement Motorisе de la Coloniale) размещенный в Тонг, командир - лейтенант Патюрью-Миранд (Patureau-Mirand); Ханойский Moторизованный отряд (Dеtachement Motorisе d'Hanoi) размещенный в Ханое, командир - лейтенант (Dideau); моторизованный отряд Иностранного легиона (DML - Dеtachement Motorisе de la Lеgion), размещенный на северо-востоке от Ханоя в городе Ланг Сон у границы с китайской провинцией Гуанси. Moторизованным отрядом Иностранного легиона командовал капитан Фенатригс Дидеаю (Fenautrigues Dideau),а взводом танков FT 17 - лейтенант Дюронсой (Duronsoy).

В ходе боев с японской армией, развернувшихся 9 марта 1945 года, вся бронетехника была французами потеряна.

Япония

Танк японской императорской армии Тип 79 "Ко-Гата Сенша" из состава танкового отряда Пехотной школы Чиба. 1931 год. Тип 79 "Ко-Гата Сенша" (макет). "Ко-Гата Сенша" на ученьях. Танки вооружены 6,5-мм  пулеметами “Тип 91“. "Ко-Гата Сенша" на ученьях. "Ко-Гата Сенша" на ученьях. "Ко-Гата Сенша" с  пушечным вооружением. "Ко-Гата Сенша" с  37-мм пушкой “Тип 11“. Танк "Ко-Гата" в Маньчжурии. 1931-1932 годы. Колонна танков "Ко-Гата" и "Оцу" (замыкает колонну) 1-й специальной танковой роты на параде по случаю взятия Харбина японскими войсками. 1933 год. "Оцу-Гата Сенша" 1-го танкового отряда на учениях. Предположительно 1932 год. Танк вооружен 37-мм пушкой “Тип 11“. Танки Тип 89 “Оцу-Гата Сенша”. (без вооружения) в ангаре Пехотной школы Чиба. 1932 год. Танки "Оцу" с пулеметным и пушечным вооружением. Танк "Оцу" с пулеметным вооружением (пулемет “Тип 3“). На заднем плане танк "Тип 2597". Танки "Тип 2597". На снимке хорошо видна форма японских танкистов второй половины 1920-х годов. Солдаты японской императорской армии позируют на фоне танка "Оцу". Колонна танков "Оцу" на улице города. Танки "Оцу" с пехотой на броне. Танки "Оцу" танкового отряда Пехотной школы Чиба направляются на ученья. Октябрь 1931 года. Танк "Оцу" вооруженный 57-мм пушкой “Тип 90“. Танк "Оцу" преодолевает проволочные заграждения. Машина вооружена 6,5-мм станковым пулеметом “Тип 3“. Танк "Оцу" в походе. Вне боевой обстановки на "хвосте" танка иногда ехал запасной механик-водитель. Танк "Оцу" без "хвоста". Танк "Оцу" в Маньчжурии. 1931-1932 годы. Танк "Оцу" в Китае. Начало 1930-х годов. Карта Маньчжурии. На карте показаны этапы захвата Квантунской армией Маньчжурии в 1931-1934 годы. Японская морская пехота в Шанхае. Поддерживают морпехов бронеавтомобили Тип 84. 1932 год. Оборона Шанхая, январь-март 1932 г. Танки "Оцу" и японская пехота на улице Шанхая. 1932 год. Танки "Оцу" в Шанхае. 1932 год. Шанхай, 1932 год. Короткое затишье в уличных боях. На снимке - танк "Оцу" (слева) и два танка "И-го" (Тип 89А) 19-й праздник передачи полкового знамени в 70-ом полку пехотной дивизии (?). Справа на снимке макет танка, вероятно, использовался в церемонии, слева - статуя генерала Ноги. Ученья 70-го полка пехотной дивизии (?) с макетом танка. Форма японских танкистов

К созданию собственных бронемеханизированны сил японцы приступили в конце Первой Мировой войны - раньше, чем ряд европейских стран. Кроме бронеавтомобилей, в 1917 – 1923 годах страна Восходящего солнца приобрела и испытала британские танки Mk IV, Mk А "Уиппет", а также французские "Рено" FT. После изучения опыта использования танков в ходе ПМВ, ряд японских стратегов пришел к выводу о необходимости принять на вооружение императорской армии подобные машины. Полковник Терахиро Хошино писал: "Ни одно государство не может считать себя защищенным, если оно не имеет на вооружении мощной артиллерии, современных танков и самолётов". Во Франции в 1922 году было закуплено 13 танков FT-18 – пушечные и пулеметные модификации (возможно, покупка была осуществлена в 1919). По прибытии их перевооружили, заменив французское вооружение японским, и дали новое наименование — Тип 79 "Ко-Гата Сенша".

В апреле 1925 году было сформировано первые танковое подразделение японской армии - две отдельные танковые роты, на вооружении которых состояли танки "Тип 2597" (Mk А "Уиппет") и "Тип 79" ("Рено" FT). 1-я танковая рота была придана расквартированной в Куруме на о. Кюсю 12-й пехотной дивизии. В каждой роте имелось по четыре линейных и одному резервному взводу (взвод насчитывал по 4 танка). Кроме того, штаб располагал автомобилями и мотоциклам. Рота, усиленная артиллерийской батареей, представляла собой боевую группу. 2-я рота была придана в качестве испытательного подразделения Пехотной школе в Чиба (префектура Токио) и в её состав вошли три средних танка "Уиппета" и пять легких танков "Рено" FT.

В 1927 (по другим данным в 1929) году на вооружение японской армии поступил закупленный во Франции танк NC27, получивший название Тип 89 “Оцу-Гата Сенша”. Из них в 1929 году в Пехотной школе сформировали танковую роту. В 1929 году “Оцу-Гата” перевооружили 57-мм пушкой и оснастили японским дизельным двигателем “Мицубиси” мощностью 75 л.с., а спустя несколько лет для улучшения проходимости машины оснастили гусеницами модели 1931 года с развитыми грунтозацепами. С новой гусеницей скорость танка составила до 25 км/ч. Ходовую часть некоторых танков прикрыли фальшбортами.

В 1927-28 годах несколько танков "Ко-Гата" и “Оцу” были направлен в Шанхай для защиты иностранного сеттльмента. Когда произошел так называемый “Маньчжурский инцидент“, японская императорская армия сформировала временное подразделение – 1-ю специальную танковую роту и направило его в Маньчжурию. В ее состав вошел смешанный взвода, укомплектованные танками "Ко-Гата" и “Оцу" из 1-го танкового отряда и Пехотной школы. Командовал ротой капитан Хюкутаке (Hyakutake).

Танки использовались лишь в начале компании – в боях за Цицикар (2-19 ноября 1931 года) и Харбин (3-5 февраля 1232 года). Их, вместе с бронеавтомобилями Тип 87 (Vickers-Crossley M25), авиацией и тяжелой артиллерией придали 2-й пехотной дивизии. В дальнейшем танки практически не участвовали в боевых действиях. Вызвано это было тем, что китайцы, едва завидев японскую бронетехнику, начинали поспешно отступать. Позднее в роту включил захваченные китайские "Рено" FT. Танки "Ко-Гата" и “Оцу" в 1-й роте после Маньчжурского инцидента заменили средними танками Тип 89 “И-го".

В 1932 году в Китай из Японии по решению Квантунской армии перебросили танковую роту под командованием майора Хосомохо в составе двух взводов танков "Ко-Гата" и “Оцу”, взвода танков Тип 89А и взвода бронеавтомобилей. Эта рота приняла участие в оккупации северо-восточных провинций. После того как в 1932 году в японской армии сформировали три полка средних танков, 3-й полк разместили в Маньчжурии в районе Кунгчулинга. Полк был укомплектован танковыми подразделениями, находящимися в Маньчжурии. Из 60 машин положенных по штату 20 составляли танки “Оцу”, остальные - Тип 89А. Танки "Ко-Гата", бронеавтомобили Тип 87 и Тип 2593 "Сумида" реорганизовали и передали в отдельную бронетанковую роту Квантунской армии.

Танки "Ко-Гата" и “Оцу” принимали активное участие в “Шанхайском инциденте“. На ранней стадии конфликта в распоряжении японских войск имелись только бронеавтомобили Тип 87 морской пехоты, охранявшей японский сеттельмент в Шанхае. Для поддержки морской пехоты направили дополнительную бронетехнику, в состав которой вошла и 2-я отдельная танковая рота, состоящая из 5 средних танков “И-го" и 10 легких “Оцу", под командованием капитана Шигэми (Shigemi). Не смотря на сложный рельеф (большое количество каналов и мелких рек) и плотную застройку города, 2-я рота продемонстрировала высокую эффективность в боях с китайскими войсками. К середине марта количество японской бронетехники в Шанхае значительно возросло - имелось около 150 танков и бронеавтомобилей. Первые 40 танков Тип 89А и 20 "Оцу Гата" прибыли 11 февраля. Позже доставили танки "Ко Гата", бронеавтомобили Тип 2590 "Сумида" и Тип 2592. В ходе уличных боёв японцы потеряли 16 танков.

Эта операция стала для танков "Рено" последней. На их судьбу повлияло как появление на вооружении японской императорской армии новых машин, так и выявившиеся в ходе оккупации Манчжурии и боев за Шанхай конструктивные недостатки устаревших уже танков.

Историческая справка

"Маньчжурский инцидент". Завоевание Маньчжурии Квантунской армией с сентября 1931 года по январь 1933 года, или, в более узком смысле, нападение на китайский гарнизон в Мукдене (сейчас Шеньян) в ночь с 18 на 19 сентября 1931 года отдельных подразделений Квантунской армии. План захвата Маньчжурии более двух лет разрабатывал штаб Квантунской армии. Квантунская армия рассматривала акцию в Мукдене как ответ на мнимую попытку китайцев разрушить пути Южно-Маньчжурской железной дороги к северу от Мукдена. В действительности же диверсия была предпринята офицерами Квантунской армии. В марте 1932 года на территории Маньчжурии Япония создала марионеточное государство Маньчжоу-го во главе которого был поставлен Генри Пу И - последний император Китай из династии Цин, маньчжур по происхождению. К январю 1933 года Квантунская армия завершила захват Маньчжурии, а в начале 1933 года была оккупирована и присоединена к Маньчжоу-го соседняя китайская провинция Жэхэ.

"Шанхайский инцидент". В начале 1932 года в ответ на оккупацию Маньчжурии китайцы начали бойкот японских товаров, который нередко принимал насильственные формы. 18 января возле фабрики полотенец в р-не Чапей китайские рабочие избили группу японских буддистов-монахов, один из которых скончался. Представители японского населения (от 25 455 проживающих в Шанхае японцев) 20 января через японского генконсула обратились к правительству Японии с просьбой ввести в город японские войска для защиты их жизней и имущества. 23 января произошли столкновения китайских рабочих с японской полицией на территории международного сеттльмента. Все происходящее в Шанхае послужило для Японии поводов к началу боевых действий. 28 февраля 1932 года на территории международного сеттльмента высадился японский десант и командующий японской эскадрой адмирал Сезава потребовал от китайских войск очистить город к полуночи 28 января. По истечении срока ультиматума японцы начали боевые действия. Ожесточенные бои за город между японскими экспедиционными силами (их численность достигла 70 000 человек) и гоминдановскими частями, которых поддержали рабочие отряды, шли с 28 января по 2 марта 1932 года.

Под сильным давлением США, Великобритании и Франции, днем 5 марта, практически захватив Шанхай и подавив сопротивление китайских войск, японцы прекратили военные действия и согласились заключить перемирие. 5 мая между правительством Чан Кайши и Японией было заключено соглашение о ликвидации "Шанхайского инцидента" на основе взаимного отвода войск из Шанхая и достигнута также тайная договоренность о прекращении антияпонской забастовки и бойкота японских товаров. Шанхай японцы оккупировали спустя 5 лет.

Поскольку при завоевании Маньчжурии официально война не объявлялась, то этот и последующие конфликты на территории Китая и Монголии именовались в Японии "инцидентами".

В 1933 году 1-й танковый отряд и отряд Пехотной школы были реформированы в 1-й и 2-й танковые полки, ставшие в дальнейшем ядром танковых сил императорской армии. В составе этих подразделений танки "Ко-Гата" и “Оцу” использовались как учебные и оставались в строю вплоть до 1940 года.

В ходе Второй Мировой войны танки “Оцу” ждала судьба всех устаревших машин - превратится в неподвижные огневые точки (тем более, что по вооружению они не уступали более новым японским средним танкам), а "Ко-Гата" вместе с трофейными китайскими и французскими "Рено" FT были переданы армии марионеточного государства Маньчжоу-го, где использовались вплоть до 1945 года.

Надо отметить, что японцам и самим пришлось в конце Второй Мировой войны столкнуться с FT-17. Это - вероятно последнее, боевое использование "Рено" FT имело место во время штурма японцами в начале марта 1945 года французской крепости Ханой. 9 марта 1945 года японцы, до того находившиеся во Вьетнаме с лета 1940 года на правах “гостей”, атаковали французские гарнизоны, ликвидировали французскую администрацию и взяли под контроль главные города. Хотя в некоторых пунктах французы сумели продержаться пару дней, благодаря внезапности, оккупация произошла молниеносно. Примером могут служить трагические события в Ланг Соне (Lang Son), городе в северной части Вьетнама, где из всего гарнизона крепости спасся только один легионер. На обеде у японцев были арестованы генерал Лемонье и резидент Оксель: их вывели во двор и тут же обезглавили. Та же участь постигла всех французов в крепости.

Китай

Атаку китайской пехоты поддерживают танки FT-18. Милитарист Чжан Цзолинь Танк ”Рено” FT-17 1-й кавалерийской бригаде Национально-революционной армии. Маньчжурия, 1929 год. Опознавательный знак армии Манчжоу-го (вверху) и тактические знаки Национально-революционной армии (внизу) Тактические знаки, нанесенные на башни танков FT-18 Национально-революционной армии. Танк М1917, входивший в состав танковой роты Морской пехоты США. Шанхай, 1927 год. Полицейские возле баррикад в иностранном сеттельменте. Шанхай. 1927 год. Танк М1917 из взвод легких танков Морской пехоты США Экспедиционных сил Восточного побережья в Китае. Тьентцин, 1927 год. На лобовом листе изображена эмблема Корпуса морской пехоты в виде американского орла, ниже которого располагались земной шар и якорь, обвитый цепью. Выгрузка танка М1917 в одном из портов Китая. Часть танков была передана Морской пехоте с армейских складов и сохраняла прежние тактические знаки и номера на корпусе. На снимке видно, что на танке отсутствует эмблема Корпуса морской пехоты. Американские танки M1917 Корпуса морской пехоты в Китае. Китайские танки ”Рено” FT захваченные японцами. 1930-е годы И это то же трофеи! Китайские макеты танков, захваченные японцами. План Шанхая. 1940 год. Французский танк FT-18 в Шанхае. 1937 год. Танк "Оцу" Манжурской армии вооруженный орудием Тип 11. Танк "Оцу" Манжурской армии вооруженный пулеметом “Тип 91“. Танк "Оцу" Манжурской армии Танк "Оцу" Манжурской армии

Первыми танками, прибывшими в Китай, оказались французские FT-17. Не смотря на эмбарго на поставку оружия в Китай, введенное европейскими странами, правитель Манчжурии Чжан Цзо-линь сумел приобрести у французов 36 танков (только в 1924-1925 годах Маньчжурской армии были поставлены 14 танков). Первые 10 машин были отправлены на британском пароходе под видом "сельскохозяйственных тракторов". Еще 4 прибыли в ноябре 1925 года в порт Нью-Чанг. Они использовались в борьбе между фэнтяньской (Чжан Цзо-линь) и чжилийской (У Пей-фу) группировками. После убийства Цзо-линя его сын согласился передать танки FT-17 Китайской Народной революционной армии Чан Кай-ши. Несколько танков в 1929 году были приданы 1-й кавбригаде 1-й армейской дивизии для борьбы с дюцзюнями (военные правители провинций Китая, в руках которых в 1920-х находилась реальная власть в стране). Танки 1-й кавбригады получили обозначения, в качестве которых использовались геометрические и символические фигуры, латинские и арабские шрифты.

Во время конфликта на КВЖД в 1929 году Красная Армия отправили роту танков МС-1 (созданных на основе опыта эксплуатации "Рено" FT в РККА), однако до противоборства танков дело не дошло. Почт все китайские танки FT-17 были захвачены японцами во время оккупации Манчжурии в сентябре 1931 года.

Довелось послужить в Китае и американским танкам М1917. Вызвано это было не простой ситуацией в Поднебесной, обострившейся с 1924 года, когда очередная волна национальных выступлений захлестнула Китай и стала угрожать иностранному бизнесу. Обстановка окончательно ухудшилась в начале 1927 года - 27 марта части 4-го армейского корпуса Национально-революционной армии заняли Нанкин, где в ходе боев было убито пять иностранцев. Их гибель послужила поводом для Японии, Англии, США и Франции направить свои войска для защиты иностранных сеттльментов (а фактически для вмешательства во внутренние дела Китая).

Американские войска начали прибывать в Китай "для защиты американской собственности" ещё 5 марта. Всего же 1927 году высадили в Китае пятитысячный контингент своих войск, в состав которых вошли 4-й полк морской пехоты, 15-й пехотный полк и рота легких танков М1917 Морской пехоты США из Экспедиционных сил Восточного побережья. Американские солдаты обеспечивали защиту иностранцев в Шанхае и других городах. Танки несли службу в сеттльменте Шанхая, а также использовались для зашиты железной дороги Шанхай – Тьентцин. Основная часть войск и ВМС США оставались в Китае 5 лет, присутствие морских пехотинцев сохранялось вплоть до начала Второй Мировой войны. В 1929 году США вывели свои танки из Поднебесной.

В прессе того времени сообщалось о поставках М1917 в Китай. Возможно, речь шла о военной помощи Гоминдану, однако подтверждения этому нет.

Описание и ТТХ танков "Рено" FT использовавшихся в Юго-Восточной Азии

Компоновка танка "Рено” FТ-18, вооруженный пулеметом "Гочкиса”. На рисунке хорошо видна защита лица у танкистов, применявшаяся в ПМВ  - британская каска с прикрепленной кольчужной маской. ”Рено” FT-17 с пулеметным вооружением ”Рено” FT-18 с пушечным вооружением Башня танка FT-18 с 8-мм пулеметом "Гочкис" обр. 1914 года. Башня танка FT-18 с 8-мм пулеметом "Гочкис" обр. 1914 года (вид сзади). Створки люка открыты и хорошо пулемет и бронемаска. 8-мм пулемет "Гочкис" обр. 1914 года. Лента-кассета (жесткая лента) к пулемету "Гочкис". Полужесткая лента к пулемету "Гочкис". 37-мм пушка "Пюто" установленная в башне. 37-мм пушка "Пюто" SA18 L/21 (с бронемаской). Ствол пушки "Пюто" SA18 37-мм пушка "Пюто" SA18 Бронебойный снаряд Mle 1892. Фугасный снаряд Mle 1916. Фугасный снаряд Mle 1916. Картечный снаряд Mle 1908. Такой снаряд массой 550 г. (28 пуль калибра 14,7 мм) мог применятся для самообороны пушечного танка“Рено” FT. Танк “Рено” М 26/27 (NC2) с пушечным вооружением. Танк “Рено” М 26/27 с пулеметным вооружением Танк “Рено” М 26/27 с резино-металлической гусеницей. Танк NС27 (NC1) с пушечным вооружением. Танк NС27. Танк NС27.  Люк механика-водителя открыт. 37-мм пушка "Пюто" установленная в башне NС27. Справа на стенке башне видна кассета для снарядов. Перевозка танков “Рено” FT на трейлере. Перевозка танка “Рено” FT-18  в кузове грузового автомобиля. Франция. 1918 год. 37-мм пехотная пушка “Тип 11“ образца 1922 года. 57-мм танковая пушка “Тип 90“. 57-мм танковая пушка “Тип 90“. Рисунок из учебного пособия по стрельбе из 57-мм танковой пушки “Тип 90“. На рисунке изображен тренажер для наводчика. 6,5-мм станковый пулемет образца 1914 года “Тип 3 Тайшо “ Жесткая лента, заправленная в пулемет “Тип 3“. Танковый пулемет “Тип 91“ образца 1931 года. На фотографии модификация пулемета “Тип 91“ с сошками и оптическим прицелом, предназначенный для вооружения пехоты. Танковый пулемет “Тип 91“ образца 1931 года. Постоянный магазин пулемета (на снимке магазин ручного пулемета “Тип 11“) снаряженный винтовочными обоймами. Постоянный магазин пулемета (на снимке магазин ручного пулемета “Тип 11“). Подпружиненная крышка магазина открыта, на дне магазина видна зубчатая рейка. Six Ton Tank M1917 (“6-тонный танк модели 1917 года”) с пушечным вооружением после модернизации. Установлена бронемаска. Танк M1917 с пушечным вооружением, прикрытым бронемаской после модернизации. Первоначальный вариант бронирования пулемета на танке M1917. Ствол пулемета "Мерлин" закрыт кожухом. Танковый пулемет "Мерлин" (вид слева и с права) без алюминиевого радиатора. Танковый пулемет "Мерлин" с алюминиевым радиатором, установленный в  бронемаску. Танк M1917 вооруженный пулеметом "Браунинг" М1919. Музей фонда Жака Литтлефида, США Установка пулемета "Браунинг" М1919 в башне танка М1917. Перевозка танка M1917 на грузовике "Мак" АС. США, 1920-е годы.

Танки "Рено"

К выпуску легкого танка сопровождения пехоты "Рено" FT на заводе фирмы “Рено” в Билланкуре приступили в сентябре 1917 года. К 11 ноября 1918 года (к перемирию) построили 3 187 машин, а всего между февралем 1917-го и ноябрем 1918 года было заказано 7800 танков. В производстве танка кроме фирмы Луи Рено участвовали “Берлие”, “Шнейдер”, “Делоне-Бельвиль”.

“Рено” FT-17 производился в четырех модификациях: пулеметном (char mitraillese), пушечном (char canon), командирском (“радиотанк” TSF) и огневой поддержки (“Рено” BS). Пушечные FT-17 и FT-18 (отличались формой башни – многогранная клепанная у первого и литая у второго) вооружались 37-мм пушкой "Пюто" SA18 L/21. У пулеметного FT17/18 вместо пушки устанавливался пулемет "Гочкис" обр. 1914 года калибра 8 мм. Танк огневой поддержки был вооружен 75-мм гаубицей "Шнейдер" в невращающейся башне. “Радиотанк” TSF имел неподвижную прямоугольную рубку, в которой размещался экипаж из трех человек и радиостанция.

FT-17 имел корпус простой формы, собиравшийся из катаных листов на несущем каркасе из уголков и фасонных деталей. Небольшой танк был бронирован, почти как тяжелый: 16 мм — лоб, 6 мм — борт и 16-22 мм башня. Лобовые бронеплиты устанавливались с переменными углами наклона, в соответствии с которыми варьировались по толщине от 8 до 16 мм, в то время как бортовые 6-мм листы крепились отвесно. Крепление бронеплит осуществлялось заклепками. На ранних "Рено" ставились клепаные 8-гранные башни с толщиной брони 16 мм. С 1918 года началось производство литых, цилиндрической формы, башен фирмы "Берлье" с 22-мм вертикальным бронированием и 16-мм крышей и маской орудия.

Ходовая часть состояла из четырех тележек — одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее — выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. FT-17 комплектовался традиционными для тех лет крупнозвенчатыми гусеницами шириной 330 мм, отличавшимися малым ресурсом и сильными вибрациями. Проходимость этих легких машин оказалась неплохой благодаря очень низкому удельному давлению на грунт - 0,59 кг/кв. см.

Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный “хвост” на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения. Во время марша на “хвосте ” мог располагаться полезный груз или 2—3 пехотинца. Габариты позволяли FT-17 действовать на лесистой местности, где средние и тяжелые танки были бесполезны.

На танке установили двигатель “Рено”— 4-цилиндровый водяного охлаждения, карбюраторный, расположенный линейно, мощностью 35 л. с. при 1500 об/мин. Вместе с трансмиссией и топливными баками, он размещался в изолированном от боевого моторном отделение. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Управление танком требовало значительных физических усилий и осуществлялось попеременным торможением левой и правой гусеницы.

Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще распашной аварийный). Стрелок располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся купол для вентиляции, вращалась вручную (при помощи спинного упора). Благодаря вентиляционному куполу с пятью смотровыми щелями стрелок мог вести наблюдение за полем боя. Водитель наблюдал за местностью через три не застекленные смотровые щели.

В башне устанавливались — 8-мм пулемет "Гочкис" обр. 1914 года либо 37-мм пушка "Пюто" SA18 L/21. Боеукладка снарядов (200 фугасных, 25 бронебойных и 12 картечных) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Угол вертикального наведения вооружения танка составлял от - 20° до + 35° , горизонтального 360°.

Танковая пушка "Пюто" SA18 представляла собой доработанную для установки на “Рено” FT-17/18 пехотную (траншейную) пушку "Пюто" обр. 1916 г. Пехотная пушка была достаточно легким и точным оружием, перед которым стояла задача уничтожать пулеметы противника, следуя в боевых порядках наступающих подразделений или в обороне, когда ее устанавливали в окопах. Орудие имело массу 160,5 кг, могло разбираться на отдельные вьюки: качающаяся часть и станок по 40 кг. каждый, 28 кг. прочие части, и состояло из ствола с затвором, противооткатных частей, лафета, щита, колесного хода.

В танковой пушке были использованы ствол длиной 21 калибр с затвором и противооткатный механизм, а наведение осуществлялось с помощью плечевого упора (у пехотной пушки подъемный и поворотный механизмы винтовые). Ствол крепился к люльке, в которой были собраны тормоз отката и накатник. Поршневой, эксцентрический затвор пушки был заменен на клиновой.

Телескопический прицел с 1,5-кратным увеличение позволял вести прицельный огонь из пушки SA 18 на дальностях до 400 м. Максимальная скорострельность из пушки 15 выстрелов в минуту, практическая 10. Максимальная дальность огня – ок. 2500 м.

Бронебойный снаряд Mle 1892 пробивал броню толщиной 18 мм установленную под углом 300 на дистанции 100 м. С увеличением дистанции пробиваемость снижалась и на расстоянии 400 м составляла 8 мм. Масса снаряда 500 гр., 15 гр. из которых приходилось на мелинит. Начальная скорость 388 м/с. Общая масса выстрела – 720 гр. Некоторые источники указывают другие цифры – масса снаряда 527-560 гр., начальная скорость 495 м/с,

Фугасный снаряд Mle 1916 весил 555 гр., мелинита – 30 гр. Общая масса выстрела – 760 гр. Начальная скорость снаряда 367 м/с.

Станковый пулемет "Гочкис" обр. 1914 г. имел довольно большие размер (1940 мм. длина "тела" пулемета с пламегасителем) и массу (23,58 кг без патронов, из которых почти половина - 10,4 кг, приходится на ствол с радиатором), что не помешало французам использовать его в качестве танкового. Автоматика пулемета работает на принципе отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Запирание канала ствола - качающейся личинкой (рычагом) в задней части затвора. Органами управления служили пистолетная рукоятка и рукоятка затыльника. Прицел – секторный, рассчитанный на ведение огня на дальность 2400 м. Дальность действительного огня 1000 – 1200 м. Темп стрельбы – 500 выстр/мин., практическая скорострельность – 250 выстр/мин. Начальная скорость пули 750 м/с.

Основной способ питания - жесткая лента ("кассета") на 24 патрона. Для использования в крепостных установках и танках были разработаны "полужесткие" ленты на 251 патрон из шарнирно соединенных звеньев по три патрона в каждом.

Для защиты от ОМП танкистам полагались противогазы.

Единственным заметным недостатком FT-17 был небольшой запас хода – всего 35 км, что отрицательно сказывалось на его “стратегической подвижности” и низкая скорость. Последнее не рассматривалось во время Первой Мировой войны и последующего десятилетия как серьезная проблема, поскольку считалось, что скорость движения танка по местности в 6-8 км/ч, которой обладали легкие танки “Рено“, достаточна, и что требования “тактической подвижности“ в достаточной мере удовлетворены.

От автора: “Тактическая подвижность“ подразумевает способность танков двигаться по местности без дорог и преодолевать различные препятствия с достаточно большой скоростью, чтобы уменьшить уязвимость танков при обстреле.

Под “стратегической подвижностью” танков подразумевают их способность к передвижению по дорогам на большие расстояния и с большими скоростями, близкими к скоростям движения грузовых и даже легковых автомобилей. Такая подвижность необходима для сосредоточивания и переброски танков с одного участка фронта на другой в возможно короткий срок. Танки FT-17 не могли двигаться на большие расстояния по дорогам с твердым полотном, так как их ходовые части при такой езде выходили из строя, а дороги быстро приходили в негодность от действия шпор или даже небольших выступов гусениц. Скорость 6-8 км/ч была слишком мала для стратегических перебросок. (Прим. ред.: здесь автор под стратегической подразумевает оперативную подвижность, которая характеризуется маршевыми способностями техники; стратегическая подвижность в первую очередь характеризуется транспортабельностью, которая для танков типа Рено благодаря их весу и габаритам достаточно высокая — В.Ч.)

У всех первых образцов танков возникала проблема со “стратегической подвижностью”. Этот недостаток обходили тем, что к полю бою их подвозили по железным дорогам (однако тогда возникала проблема нехватки железнодорожных платформ большой грузоподъемности). Проблему FT-17 решили просто. "Лучшего друга пехоты" грузили в кузов специального колесного грузовика или на трейлер и подвозили как можно ближе к исходной позиции для атаки, благо, тяжелых грузовых автомобилей для этих целей у французов хватало.

Эта особенность танка, позволявшая быстро перебрасывать его в нужное место, а также небольшие размеры, вес и маневренность, сделали танки “Рено” FT наиболее предпочтительными для несения службы в заморских владения Франции.

К недостатку можно отнести и небольшой размер. "Малышу" ничего не стоило свалиться в воронку, траншею или ров, выбраться откуда танк мог только с помощью буксира. Решить эту проблему помог, хотя и не полностью, “хвост”.

"Рено" FT-17/FT-18. Боевая масса — 6,7 т, экипаж — 2 чел., двигатель — “Рено”, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 35 л. с. при 1500 об/мин, макс. скорость — 8 км/ч, запас хода — 35 км. Длина: без "хвоста" — 4,04 м, с "хвостом" — 4,94 м; Ширина — 1,74 м; Высота — 2,14 м; Клиренс — 0,41-0,5 м. Толщина брони — 6—22 мм. Вооружение: 37-мм пушка или 8-мм пулемет. Боекомплект — 240 снарядов или 4800 патронов. Преодолеваемые препятствия: глубина брода — 0,7 м., ширина рва — 1,8 м. (с “хвостом”) и 1,35 м. (без “хвоста”), высота стенки — 0,6 м.; толщина сваливаемого дерева — 0,20-0,25 м; угол подъёма — 45°.

В 1924-1926 годы танки FT-17 и FT-18 прошли модернизацию, в результате которой появились модификации М24/25, М26/27 (NC2), NС27 (NC1) и NC3. В Юго-Восточную Азию поставлялись танки М26/27 и NС27.

Танк "Рено" М26/27 представляет собой модернизированную версию "Рено" М24/25 (Renault FT Kegresse-Hinstin M24/25). "Рено" М24/25 отличался от FT-17/FT-18 более мягкой подвеской с большим ходом опорных катков, сблокированных попарно и снабженных полуэллиптическими пружинами на четыре катка. Ведущее колесо гребневого зацепления имело цепной привод от двигателя, что стало шагом назад по сравнению с FT-17/FT-18. Кроме изменения подвески М24/25 снабдили резиновой гусеницей-лентой Адольфа Кегресса. Спереди и сзади на танк навешивались вращающиеся барабаны для защиты гусениц и повышения проходимости через рвы. Внесенные в конструкцию изменения позволили довести скорость танка до 12 км/ч и уменьшить расход топлива, увеличив тем самым запас хода. В 1925-1926 годах несколько опытных танков в составе одного из двух французских танковых батальонов участвовали в подавлении восстания риффов в Марокко. Ряд стран, в том числе и С.-А.С.Ш., приобрели несколько танков для испытаний.

Историческая справка

Движитель с резинотканевой гусеницей Адольф Кегресс изобрел в 1913 году во время своей службы заведующим технической частью гаража Николая II. Гусеница представляла собой сплошную ленту из прорезиненной ткани с грунтозацепами, крутящий момент передавался от ведущих катков не зубчатым зацеплением, а посредством трения. Вынужденный бежать во Францию после революции, Адольф Кегресс продолжил работу по совершенствованию своего движителя и в сотрудничестве с фирмами "Шнейдер-Крезо", "Ситроен" и "Панар" создал новые полугусеничные машины. В процессе модернизации "Рено" FT в 1920-х годах было принято решение установить гусеницы Кегресса на танках М24/25 и М26/27. На проходимость танка по пересеченной местности установка новой гусеницы не повлияла, но при этом скорость движения по дорогам с твердым покрытием значительно увеличилась. Кроме того, уменьшился производимый танком шум. Эксплуатация гусениц на танках М24/25 выявила ряд недостатков в конструкции движителя - гусеницы соскакивали с катков при резких поворотах, рвались.

Кегресс продолжил доработку движителя совместно с инженером М. Хинстином. Гусеницу сделали более тонкой и эластичной, армировав стальными тросами. С наружной стороны в ленту запрессовали стальные полосы-грунтозацепы, а с внутренней увеличили высоту гребней, удерживающих ее от соскакивания с опорных катков. Новой гусеницей оснастили танк М26/27 и полугусеничные бронеавтомобили М28.

Существенным недостатком движителя Кегресса была относительно низкая, особенно на каменистых грунтах, живучесть резинотканевой ленты по сравнению с металлической гусеницей. По мере совершенствования последней от резиновой гусеницы постепенно отказались.

На "Рено" М26/27 установили более мощный 50-сильный мотор, а имевшую малый срок службы резиновую гусеницу заменили на резино-металлическую (с металлическими накладками), срок службы которой составлял 1500 км. Скорость танка возросла до 16 км/ч, а запас хода до 160 км. Барабаны убрали. Боевые характеристики машин, не смотря на доработки, оказались невысоки, и танки М26/27 производились для французской армии в ограниченном количестве. Танки закупались Польшей (19 штук) и Китаем.

В 1927 году появилась модификация "Рено" NC1 (или NС27). Изменения в конструкции были более значительны, чем у предшественников. Танк получил новую ходовую часть, состоявшую из трех тележек по четыре сблокированных катка и двух независимых катков, вертикальные спиральные пружины в подвеске, новые мотор и трансмиссию с дифференциалом в качестве механизма поворота. Изменилась и компоновка корпуса. Центр тяжести машины по сравнению со старыми танками "Рено" сместился вперёд. Толщина брони (устанавливалась с переменными углами наклона) возросла и составляла теперь: лобовая и передняя часть борта — 30 мм при углах наклона листов от 85о до 20о; задняя часть борта и корма — 20 мм; башня — 18-34 мм при углах наклона в 75о. NC1 оснащался металлическими гусеницами новой конструкции шириной 305 мм с шагом 200 мм, имевшими хорошее сцепление с грунтом. Гусеницы могли при необходимости заменяться на резино-металлические шириной 320 мм, и тогда скорость возрастала до 36 км/ч. К недостаткам NC1 относятся большой расход топлива, малый запас хода и затрудненный доступ к требовавшему тщательного обслуживания двигателю. Ходовая часть оказалась слишком сложной и ненадежной. Вооружение оставалось по прежнему слабым, таким же, как у танков "Рено" FT. На вооружение французской армии танк не поступил, но был закуплен японцами в 1927 (возможно в 1929) году.

"Рено" М26/27. Боевая масса — 6,4 т, экипаж — 2 чел., двигатель — “Рено”, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 50 л. с., макс. скорость — 16 км/ч, запас хода—35 км. Длина — 4,80 м; Ширина — 1,82 м; Высота — 2,58 м; Клиренс — 0,63 м. Толщина брони — 6—22 мм. Вооружение: 37-мм пушка или 8-мм пулемет. Боекомплект — 240 снарядов или 4800 патронов. Преодолеваемые препятствия: глубина брода —0,90 м., ширина рва —2,15 м.; высота стенки — 0,7 м.; толщина сваливаемого дерева — 0,25 м; угол подъёма — 45°.

"Рено" NС27. Боевая масса — 8,5 т, экипаж — 2 чел., двигатель — “Рено”, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 60 л. с. при 2000 об/мин, макс. скорость: на металлических гусеницах — 20 км/ч, на резино-металлических гусеницах — 36 км/ч; запас хода — 100-120 км. Длина — 4,41 м; Ширина — 1,71 м; Высота — 2,14 м; Клиренс — 0,48 м. Толщина брони — 6—22 мм. Вооружение: 37-мм пушка или 8-мм пулемет. Боекомплект — 240 снарядов или 4800 патронов. Преодолеваемые препятствия: глубина брода —0,6 м., ширина рва — 2,3 м, высота стенки — 0,6-0,65 м., толщина сваливаемого дерева — 0,20-0,25 м, угол подъёма — 45°.

На японских танках "Ко-Гата Сенша" ("Рено" FT) и “Оцу-Гата Сенша (”NС27) после замены вооружения были установлены 37-мм пушка образца 1922 года “Тип 11“ или 6,5-мм пулеметы “Тип 3“ образца 1914 года и “Тип 91“ образца 1931 года.

Пушка “Тип 11“, также как и 37-мм пушка “Пюто“ обр. 1916 года, являлась пехотной (траншейной) и внешне ее напоминала. Орудие состояло из ствола длиной около 28 калибров с клиновым затвором, противооткатных частей и лафета, но не имело колесного лафета и переносится в бою на руках. Гидравлический компрессор и пружинный накатник противооткатного приспособления размещались в люльке. Подъемный и поворотный механизмы винтовые. Вес в походном положении около 110 кг. Начальная скорость снаряда составляла 450 м/с; дальность огня 5000 метров. Также как и пушка “Пюто“, “Тип 11“ для установки на танк подверглась модернизации.

На части танков "Оцу-Гата Сенша" вместо 37-мм пушки устанавливалась 57- мм пушка Тип 90, принятая на вооружение в 1930 году. Орудие состояло из ствола длиной 18,5 калибров с клиновым затвором, размещенных в люльке противооткатных устройств и винтовых механизмов вертикального и горизонтального наведения. Прицельная дальность до 800 метров.

Боекомплект к пушке состоял из осколочно-фугасных снарядов, так как в японской армии танки рассматривались как средство усиления пехоты. Поэтому, первое время возможности танков по борьбе с бронетехникой противника определялись исключительно разрушающей мощностью осколочно-фугасного снаряда. Как правило, ее вполне хватало для поражения едва ли не любого танка. Впоследствии к осколочно-фугасным добавился бронебойный снаряд массой 2,57 кг, который имел начальную скорость 380 м/с и на дистанции 500 метров пробивал 20-мм броню.

Станковый пулемет образца 1914 года “Тип 3 Тайшо “ ("образец 3-го года эры Тайшо" - 1914г., согласно японскому летоисчислению), который устанавливался на обоих моделях танков, представлял японскую модификацию "Гочкис" обр. 1914 года. и был разработал К. Намбу под 6,5-мм патрон "Арисака". Оребрение ствола “Тип 3“, его органы управления и треножный станок “Арисака“ значительно отличались от прототипа. Из-за отличий в конструкции пулемета на танках пришлось изменить форму бронемаски.

По принципу автоматики пулемёт относится к системам с отводом пороховых газов. Запирание затвора осуществляется клином. Длина пулемёта 1204 мм, масса "тела" - 27 кг. Темп стрельбы – 450-500 выстр/мин., практическая скорострельность – 200 выстр/мин. Начальная скорость пули 700 м/с. Питание пулемёта производится из металлической ленты на 250 патронов, полужёсткого типа или из жёсткой ленты (обоймы) на 25 патронов.

Пулемет “Тип 91“ начал выпускаться с 1931 года и представлял собой танковую версию ручного пулемета “Тип 11“ обр. 1922 года. Автоматика пулемета работала по принципу отвода пороховых газов из канала ствола, запирание осуществлялось перемещающимся в вертикальной плоскости клином. Приклад в танковом пулемете заменили пистолетной рукояткой, но сохранили многочисленные поперечные ребра охлаждения на стволе и систему питания. Для увеличения боевой скорострельности ствол сделали быстросъемным. При уменьшении длины ствола до 490 мм и общей длины до 1066 мм (без приклада 840 мм) масса пулемета возросла до 11 кг. Темп стрельбы 500-600 выстр./мин. Начальная скорость пули 701 м/с. Пулемет комплектовался 5-кратным оптическим прицелом.

Как и ручной пулемет, “Тип 91“ сохранил оригинальную систему питания патронами из неотъёмного магазина, размещенного на левой стороне ствольной коробки, емкость которого была увеличена с 30 до 50 патронов. Магазин снаряжался 10 обычными пятизарядными обоймами от винтовки "Арисака". Движением подвижных частей пулемета во время стрельбы приводился в действие приемный механизм приемника, продвигающий патроны из нижней обоймы в окно ствольной коробки. Патроны по одному извлекались двигавшейся в поперечной плоскости зубчатой рейкой из самой нижней обоймы и подавался вправо на линию досылания. Пустая обойма выпадала вниз и ее место под действием подпружиненной крышки занимала следующая.

“Тип 91“ с оптическим прицелом, прикладом и сошками мог использоваться в качестве ручного пулемета, но не имел успеха из-за своей громоздкости.

Танк М1917 (“6-тонный танк модели 1917 года”)

В Новом Свете танки FT-17 появились ”под занавес” Великой войны. После того, как стало ясно, что французские фирмы не смогут выполнить заказ на 3500 танков к весне 1918 года, было решено развернуть значительную часть производства “Рено” FT в Северо-Американских Соединённых Штатах. Всего там планировалось изготовить 1200 танков.

Во второй половине 1917 года четыре серийные машины фирмы “Рено” отправили за океан для подробного изучения. Однако производство собственного аналога FT-17 в С.-А.С.Ш задержалось. Причин этому несколько. Потребовалось время на перевод европейских метрических размеров деталей в дюймовые американские. Далеко не все детали и узлы отвечали американским технологиям производства и к тому же, из-за отсутствия опыта у рабочих, детали первых танков пришлось подгонять вручную. До конца войны в США успели собрать только 10 машин, которые отправили во Францию, однако в боях им поучаствовать не довелось. Еще 10 танков прибыли уже после перемирия.

После произведенных американскими инженерами переделок, строящемуся в С.-А.С.Ш танку дали название Six Ton Tank M1917 (“6-тонный танк модели 1917 года”).

Компоновка танка М1917 соответствовала французскому прототипу. Корпус собирался из катаных листов, крепившихся заклепками на несущем каркасе. Лобовые бронеплиты устанавливались с переменными углами наклона, бортовые крепились отвесно. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк.

Ходовая часть состояла из четырех тележек — одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединены в обойму, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, направляющее спереди. Гусеница крупнозвенчатая (32 трака) стальная со "шпорами", шириной 340 мм и шагом 250 мм. Башня восьмигранная, клепанная, имела грибовидный откидывающийся купол для вентиляции.

Однако американский танк отличался от французского.

У M1917 изменили форму передней части, деревянный ”ленивец” заменили стальным, перенесли глушитель на левую сторону корпуса. Обзор у механика-водителя по сравнению с французским прототипом улучшился благодаря смотровым щелям в скосах на лобовой части корпуса. Двухстворчатый люк в кормовой части башни сместили влево. Появились крюки-рымы для погрузки разгрузки танков краном. Для удешевления производства ряд деталей упростили.

Из-за того, что не удалось развернуть производство двигателей “Рено” на танк пришлось установить американский мотор “Буда” мощностью 43 л.с. (при 1200 об/мин). Диаметр цилиндров двигателя 108 мм, ход поршня — 140 мм. Существенным отличием от прототипа стала установка стартера, которого не было на ”Рено“ FT. Силовая установка обеспечивала скорость хода от 1,4 до 7,5 км/ч. Запас хода остался небольшим — 48 км (по шоссе).

Защищенность танка повысилась по сравнению с ”Рено“ FT. В лобовой части бронеплиты устанавливались с переменными от 17 о до 70 о углами наклона, в соответствии с которыми варьировалась их толщина — от 7,9 до 15 мм, бортовые и кормовой 15-мм листы крепились под прямым углом. Толщина крыши корпуса и башни 7,9 мм, днища 6,4 мм. Установленные под углом 12 о бронелисты башни имели толщину 15 мм. Такой же толщины была и бронемаска.

Как и французские ”Рено“ FT, американские "шеститонники" различались по вооружению на пулеметные и пушечные. Первоначально танки вооружались пулеметом "Мэрлин" калибра .30-06. Танковый пулемет "Мерлин" М1917 представлял собой глубокую модернизацию пулемета "Кольт" М1914. "Мерлин" получил газоотводный двигатель с линейным движением поршня, благодаря чему удалось избавиться от недостатков "Кольта" М1895/1914, прозванного за характерное движение поршня и пыль, поднимаемую отводимыми вниз газами, "картофелекопалкой". Рукоятка перезаряжания осталась на поршне-толкателе, но теперь вместо шнура, за который она взводилась на "Кольте", справа на корпусе появилась специальная рукоятка. На некоторых пулеметах устанавливался алюминиевый радиатор, как у "Льюиса". Питание осуществлялось из холщовой патронной ленты на 260 патронов, а не как раньше на 100. В 1919 года на смену "Мерлину" пришел танковый пулемет ”Браунинг” M1919 с воздушным охлаждением ствола.

"Браунинг" М1919 был создан на базе cтанкового пулемета "Браунинг" М1917 в 1919 году и конструктивно практически не отличался от него. Пулемет имел автоматику с использованием энергии отдачи и коротким ходом ствола. Запирание ствола осуществлялось специальным клином. Основным отличием М1919 было использование массивного ствола воздушного охлаждения (вместо водяного), заключенного в перфорированный кожух. Органы управления огнем включали в себя пистолетную рукоятку на затыльнике ствольной коробки и спусковой крючок. Питание патронами производилось из холщовой ленты на 250 патронов. Длина пулемета – 1044 мм, ствола – 610 мм. Масса "тела" пулемета - ок.14 кг. Темп стрельбы – 400-500 выстр/мин. Начальная скорость пули 800 м/с. Пулемет устанавливался в люльке в шаровой опоре коробчатого лобового листа башни, ствол закрывался бронекожухом. К люльке снизу крепились патронная коробка и мешок-гильзосборник. Эта пулеметная установка была унифицирована с установками тяжелого танка Мk.VIII ”Liberti”.

В шаровой опоре размешалась и 37-мм пушка M1916, только ее установка имела большие размеры шарового гнезда и иную форму бронекожуха, полностью закрывающего ствол пушки и противооткатные устройства. Пушка и пулемет снабжались оптическим прицелом. Боекомплект составлял 235 снарядов к пушке или 4200 патронов к пулемету.

Наведение вооружения танка М1917 осуществлялось как разворотом всей башни, при этом угол горизонтального обстрела составлял 360°, так и при помощи шаровой установки – на 30° по горизонтали и 38° (пулемет) или 56° (пушка) по вертикали.

Танки М1917 окрашивались в однотонный темно-оливковый цвет. На балках ходовой части указывалась принадлежность к роду войск: US ARMY - к армии США; US MARINES – к морской пехоте США. На лобовой части корпуса наносилась соответствующая эмблема – либо армейская, либо Корпуса морской пехоты, а на заднюю часть борта номер машины.

Производство “шеститонника” развернули на фирмах “Van Dorn Iron Works”, “Maxwell Motor Co” и “C. L. Best Tractor Co”, под общим руководством Отдела Вооружений (US Ordnance Department). Первоначальный заказ составил 1200 машин, однако в последствии он был увеличен до 4440. К 11 ноября 1918 года “Van Dorn Iron Works” построила всего 64 танка. К концу года общий выпуск всех фирм составил 209 машин. Спустя год после окончания войны на вооружении Танкового Корпуса состояли 218 танков “Рено” FT-17 и 450 “Рено” американской постройки (последние часто называли “Американский Рено” или “Буда”.)

В связи с окончанием войны на американских заводах изготовили только 952 танков, из которых 374 с пушечным и 526 с пулеметным вооружением, а также 50 танков управления (аналогичных TSF). М1917 оставались до 1931 года основным легким танком американской армии, составив в 1920 — 30-е годы основу бронетанковых сил.

М1917. Боевая масса — 6,6 т.; экипаж — 2 чел.; двигатель — “Буда”, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 43 л. с. при 1300 об/мин.; макс. скорость — 9 км/ч; запас хода — 48 км. Длина: без "хвоста" — 4,21 м, с "хвостом" — 5 м; Ширина — 1,8 м; Высота — 2,3 м; Клиренс — 0,41 м. Толщина брони — 6—22 мм. Вооружение: 37-мм пушка или 8-мм пулемет. Боекомплект — 240 снарядов или 4800 патронов. Преодолеваемые препятствия: глубина брода —0,6 м., ширина рва — 2,1 м, высота стенки — 0,9 м.; толщина сваливаемого дерева — 0,2м; угол подъёма — 35° (с разбега — 40°).

Источники

Издания

  1. С. Федосеев. "Бронетехника Японии 1939-1945".
  2. "Танки Японии во Второй Мировой войне", части 1 и 2. Серия "Военные машины" №2,3. Кировского общества Любителей военной техники и моделизма.
  3. И. Мощанский, И. Хохлов. "Бои у озера Хасан 29 июля – 11 августа 1938 года". Иллюстрированное приложение к альманаху Военная летопись. Военно-историческая серия "Армии мира". Выпуск 2.
  4. История второй мировой войны 1939–1945 гг. (в 12 томах).
  5. М.Коломиец, Федосеев С. Альманах. "Фронтовая иллюстрация" 1-2004. Лёгкий танк ”Рено” FT-17.
  6. С.Л. Федосеев. "Танки Первой мировой войны". Иллюстрированный справочник.—М.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ". 2002.
  7. "Энциклопедия танков". Полная энциклопедия танков мира 1915-2000. Библиотека военной истории.
  8. Хейгль. "Танки". Справочник (Издание второе). Государственное военное издатеьство НКО СССР. Москва – 1936.
  9. Handbook of artillery : including mobile, anti-aircraft and trench matйriel (1920)
  10. “French Light Tank Renault FT U.S. Six-Ton Tank M1917”. Armor PhotoGallery 15.
  11. Steven J. Zaloga. “The Renault Ft Light Tank”. Osprey-Vanguard 46.
  12. Steven J. Zaloga. “US Armour Camouflage and Markings 1917-45“. Osprey-Vanguard 39

Сайты

  1. http://france1940.free.fr/vichy/tk_indo.html#n1
  2. http://www.chinahistoryforum.com/
  3. http://forum.axishistory.com/
  4. http://www3.plala.or.jp/takihome/
  5. http://mailer.fsu.edu/~akirk/tanks/
  6. http://www.sudden-strike.ru/files/user/AlexB/France/fr_num.htm
  7. http://afvdb.50megs.com/usa/m1917.html
  8. http://ww1.milua.org/
  9. http://www.thetankmaster.com
Главная страница В начало