armor.kiev.ua / Tanks / WWI / Mk
 

Последний танк союзников

С. Ромадин, г. Краматорск

(Моделист-Конструктор. — 1991. — № 5)

Материал предоставлен: Олег Тульнов

 

Когда 2 апреля 1917 года в войну вступили Соединенные Штаты Америки, за плечами английских танкистов был уже немалый боевой опыт; французы несколько месяцев проводили полигонную обкатку своих танков; американцы же не имели ничего — ни танков, ни опыта. Однако благодаря их участию появились условия для развертывания гигантской союзной танковой программы, рассчитанной на сокрушение Германии в 1919 году.

В июне 1917 года на экспериментальном полигоне Департамента поставок механического вооружения (М.W.S.D.) в Дол-лис Хилл англичане организовали для делегации ВМФ США демонстрацию танковой техники, как возможного оружия корпуса морской пехоты. Высоко оценив увиденное, военный атташе США тем не менее отметил, что танк — оружие армейское, и высказался за широкое привлечение технических специалистов американской армии к работе в британском танкостроении.

23 сентября 1917 года американцы приняли решение о формировании собственного танкового корпуса, боевое ядро которого должны были составить 5 тяжелотанковых и 20 легкотанковых батальонов. Параллельно создавался учебный центр, насчитывающий 2 тяжелых и 5 легких батальонов. На вооружение последних планировалось принять танк «Рено FT17», доработав его под дюймовую систему мер и установив свой мотор «Буда». Объем производства определялся в 4400 штук. В качестве тяжелой машины предполагалось использовать существовавший еще в проекте Мк VI. Предварительный заказ составил 600 машин; однако вскоре он был аннулирован, а в основу американской танковой программы положен Мк VIII.

Проектирование этой машины началось летом 1917 года. Танк Мк VIII стал слиянием британского опыта и промышленного потенциала Америки. Дело велось поистине с американским размахом: в 200 милях от Парижа предусматривалось строительство огромного сборочного завода, на котором до конца 1918 года предполагалось собрать 1500 танков с достижением уровня сборки 300 машин в месяц. На США возлагалась поставка двигателей, агрегатов трансмиссии и электрооборудования, гусеничных цепей и элементов ходовой части. Англия изготавливала бронеплиты, элементы конструкции, гусеничные башмаки и катки, орудийные и пулеметные установки, боеукладки, боеприпасы. Стоимость одного серийного экземпляра должна была составить 5 тыс. фунтов.

Однако жизнь внесла свои коррективы. Строительство завода затягивалось. Отсутствие собственных машин сдерживало подготовку личного состава корпуса непосредственно в Штатах. В результате в феврале 1918 года 500 американских волонтеров из различных родов войск прибыли в учебный центр в департаменте Верхняя Марна для подготовки под руководством французских инструкторов. За период с марта по август было получено 169 танков «Рено FT-17», после чего были немедленно сформированы два легких батальона, которые под командованием полковника Джорджа С. Паттона (интересно отметить, что учебным центром на территории США командовал другой будущий полководец второй мировой войны полковник Дуайт Д. Эйзенхауэр) отбыли в район Сен-Мьеля, где и действовали в составе 1-й американской армии.

Второй учебный центр был развернут в Англии, в Бовингтоне, где под руководством британских инструкторов прошел курс обучения 301-й американский тяжелый батальон. 24 августа он отбыл во Францию и, укомплектованный танками Мк V*, был передан 1-й британской танковой бригаде.

Утром 29 сентября батальон принял участие в атаке американских войск на позиции Гинденбурга на участке к востоку от Беликурского тоннеля. Но только одному танку удалось добиться успеха, остальные попали на старое английское минное поле.

В итоге 10 танков взлетели на воздух, потеряв большую часть команд. Из 34 машин, начавших атаку, на сборный пункт пришли только 10. Короткая боевая карьера 301-го батальона завершилась 23 октября, когда

9 танков эффективно поддержали атаку британских дивизий в окрестностях Базюэля, практически без потерь подавив сопротивление опорных пунктов противника.

К этому времени стало ясно, что намеченные темпы производства танка Мк VIII не могут быть достигнуты из-за срывов в поставке комплектующих. Британская промышленность и та работала с высочайшим перенапряжением, и большое германское наступление в марте 1918 года легло на нее тяжелым бременем. В свою очередь, американцы не смогли организовать производство авиадвигателей «Либерти» в достаточном количестве. Тем не менее США решили за свой счет строить еще 1500 машин в рамках национальной танковой программы; англичане же планировали построить 1450 собственных Мк VIII, используя вместо американских свои моторы.

Что касается Мк VIII, то англичане успели к перемирию изготовить сто полных комплектов деталей, из которых в Англии построили только 7 единиц, из них 5 еще до 11 ноября. Первенец с корпусом из обычной стали с двигателем «Роллс-Ройс» изготовила фирма «North British Locomotive Со» в Глазго. Остальные, с корпусами из броневой стали, построил завод «Huns-let and Osmond+horpe» в Лидсе. Эти машины имели силовую установку из двух 6-цилиндровых 150-сильных «Рикардо», поставленных V-образно.

Один корпус из обычной стали переправили за океан для дальнейшей сборки машины. 29 сентября Мк VI 11 впервые самостоятельно сдвинулся с места. Вооружение первоначально отсутствовало, но впоследствии его установили: две пушки и пулеметы «Гочкис». То был единственный американский экземпляр с пулеметами этой системы. В октябре начались испытания, прошедшие с полным успехом. Все имеющиеся у англичан комплекты узлов и деталей были доставлены в арсенал Рок Исланд (штат Иллинойс), где в течение 1919—1920 годов проводилась сборка серии из 1.00 машин для армии США.

Выдержанный в лучших традициях британского танкостроения Мк VIII «The International» («Международный») или «Liberti» («Свобода») отличался целым рядом серьезных усовершенствований, став логическим завершением цепи развития английских тяжелых ромбовидных танков. По своим размерам и массе он превзошел все предшествующие образцы.

Корпус представлял собой клепаную конструкцию. Лобовые детали выполнялись из 16-мм брони, бортовые—10-мм, крыша и днище — 6-мм. Конструкция ходовой части полностью сохранила английскую специфику — оси катков жестко закреплялись в броневом корпусе. Траки гусеничной цепи изготавливались из броневой стали.

Мк VIII был не только одним из наиболее сильно вооруженных танков своего времени, но и наиболее рациональным (из тяжелых) с точки зрения размещения вооружения. В каждом спонсоне монтировалась тумбовая установка 6-фунтовой (57-мм) пушки «Гочкис», Сектор обстрела орудия составлял около 100°. Конструкция спонсона была значительно усовершенствована и позволяла частично втягивать его внутрь корпуса для уменьшения габарита при перевозке по железной дороге. Перевод спонсона из транспортного положения в боевое занимал считанные минуты. Пулеметных установок спонсоны не имели. Бортовые сферические бронировки шаровых пулеметных опор с сектором обстрела в 45° были вмонтированы в боковые входные двери, причем пулеметами эти установки не комплектовались. В случае необходимости заимствовались пулеметы из боевой башни, где их имелось 5 штук. В отличие от английских машин, вооруженных 7,7-мм ружьями-пулеметами «Гочкис», американские комплектовались пулеметами «Браунинг М1914» калибра 7,62 мм. Боевая башня представляла собой как бы пулеметную цитадель: два пулемета в шаровых опорах лобовых стенок и по одному в бортовых и кормовых стенках. Угол горизонтального обстрела каждой из башенных установок составлял не более 30°. Впоследствии установки в боковых стенках башни на американских машинах были ликвидированы. Первоначально Мк VIII оборудовался семафором, но на серийных машинах он отсутствовал. На крыше боевой башни имелась наблюдательная башенка со щелями для наблюдения. Одну из машин американцы в порядке эксперимента оснастили стробоскопом, по аналогии с французским танком 2С. Существовал еще один экземпляр танка, отличающийся от стандартного образца — английский Мк VIII без наблюдательной башенки, находившийся в Бовингтоне. Орудийный боекомплект (208 выстрелов) размещался в боеукладках посередине танка и в передней части боевого отделения по бортам.

Силовое отделение находилось изолированно в кормовой части танка. В нем располагался авиационный V-образный 12-цилиндровый мотор «Либерти» водяного охлаждения, развивавший мощность 338 л. с. при 1400 об/мин. На одной из машин была смонтирована экспериментальная система внутреннего и внешнего охлаждения двигателя. Это была попытка устранить проблему утечек в штатной системе охлаждения, когда танки стали устаревать. Система показала прекрасные результаты работы. Этот экземпляр Мк VI 11 сохранился до сего времени.

Крутящий момент от мотора передавался на два поперечных вала через коробку скоростей Вильсона. Последняя состояла из двух последовательно включаемых планетарных передач. Коробка давала всего две скорости вперед и две назад, но не вызывала остановку машины при их перемене. Передача вращения с поперечных валов на ведущие колеса осуществлялась при помощи цепей Галля через бортовые передаточные колеса. Между цепями размещались бронированные бензобаки.

Помимо водителя, экипаж машины включал командира, стрелка и заряжающего для каждого орудия, пулеметчиков и инженера-механика, размещавшегося в силовом отделении за сдвижной перегородкой.

До 1930 года Мк VIII являлся единственным американским тяжелым танком. Предел технического совершенства машины был достигнут в модификации Мк VIII*, оставшейся в проекте. На протяжении 20-х годов Мк VIII составляли тяжелую группу (67-й танковый полк) армии США, состоявшую из трех батальонов.

В 1932 году Мк VIII сдали на Абердинское танковое кладбище (штат Мэриленд). Там они находились вплоть до 1939 года. Начало второй мировой войны дало новую жизнь машинам — их передали канадской армии, где они использовались в тренировочных целях. Так совершенно мирно сложилась судьба сильнейшего танка своего времени, пушки которого никогда не работали в боевой обстановке.

Разговор о танках прорыва первой мировой войны, видимо, следует завершить упоминанием о еще одной «мирной» машине — германском супертанке марки «К» (широко известном под названием «Колоссаль»). Его проектирование начали еще в середине 1917 года, но постройку смогли завершить только к концу следующего, то есть участвовать в боевых действиях ему не довелось. Эта гигантская машина имела массу 150 тонн и для транспортировки к фронту разбиралась на 20 частей. Два 300-сильных мотора «Даймлер» сообщали ей максимальную скорость до 8 км/ч. Толщина брони доходила до 25— 30 мм, а артиллерийское вооружение составляли четыре 57-мм пушки, размещенные в развитых боковых спонсонах, по две на борт.

После подписания перемирия и в соответствии с Версальским договором два готовых образца (по другим данным, два комплекта узлов и деталей) были уничтожены.

Тяжелый танк Мк VIII [Чертеж для распечатки при 300 dpi]:

1 — 6-фунтовая пушка, 2 — механизм натяжения гусениц, 3 — передняя боеукладка артиллерийских выстрелов, 4 — сиденье водителя, 5 — основная боеукладка артиллерийских выстрелов, 6 — боевая башня, 7 — наблюдательная башенка, 8 — входная дверь,  9 — шаровая пулеметная установка, 10 — двигатель, 11 — радиатор, 12 — бензобак, 13 — цепь Галля, 14 — ведущее колесо.  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:

Боевая масса 42...44 т, экипаж 12 чел., макс. скорость 8,3 км/ч, запас топлива 902...1100 л, запас хода: макс. 150 км/ч, практический 84 км/ч. Преодолеваемые препятствия: ширина рва 4,3...4,5 м, вертикальная стенка 1,5 м, глубина брода до 1 м, диаметр сваливаемого дерева до 0,7 м, угол подъема до 45°.

Тяжелый танк «К», Германия, 1917 год. [Чертеж для распечатки при 300 dpi]

Главная страница В начало