Первые проекты

М. Барятинский

("Моделист-Конструктор" №7 за 1990 год)

Страничку подготовил Денис Туманов

 

Танк (от англ.. tank - бак, резервуар; первоначально такое название было дано англичанами в целях маскировки при транспортировке танков по железной дороге) - это боевая машина высокой про­ ходимости, сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту, маневренность и ударную силу. Современные танки представляют собой мощные боевые машины массой в несколько десятков тонн, вооруженные пушкой калибра 105...125 мм и несколькими пулеметами, имеющие толщину брони до 200 мм (в некоторых случаях и выше). Они способны развивать по дорогам скорость до 60 км/ч, передвигаться в условиях полного бездорожья, преодолевать различные препятствия и водные преграды.

Прежде чем приобрести эти высокие боевые и технические качества, танки прошли сложный путь развития от тихоходных,неповоротливых и малонадежных конструкций до современных грозных боевых машин. Появление первых из них имело, в свою очередь, весьма длинную и сложную предысторию. Уже в том виде, в каком танк впервые вышел на поля сражений в 1916 году, он представлял собой качественно совершенно новое боевое средство. О предшественниках или прото­ типах танка можно говорить весьма условно - в той мере, в какой отдельные свойства, характерные для танка, были присущи тем или иным средствам борьбы и видам вооружения на протяжении многовековой истории развития военного искусства. Лишь к началу ХХ века окончательно сложились основные условия для появления грозной боевой машины: ком­ пактный экономичный двигатель; движитель значительно более высокой проходимости, чем колесный; наконец, прочная броневая защита.

Появление танкового мотора стало возможным тогда, когда уже был накоплен достаточный опыт строительства и приме­ нения автомобильных двигателей внутреннего сгорания.

Проо6раз современного гусеничного движителя впервые был создан в 1713 году Д'Эрманом, Проект, получивший положи­ тельный отзыв французской академии, представлял собой тележку для тяжелых грузов, перекатывающуюся на бесконечных лентах из деревянных катков, концы которых шарнирно соединены планками. Годом создания гусеничного движителя можно считать 1818-й, когда француз Дюбоше получил привилегию на cпoso6 устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями. В последующие годы развитие идей Дюбоше и применение движителя его конструкции как для военных, так и для гражданских целей шло чрезвычайно 6ыстро. В 1821 году англичанин Джон Ричард Бэрри получил патент на изобретение бесконечных цепей, намотанных на два задних колеса повозки, по одной с каждой стороны. Первая паровая гусеничная машина английского изобретателя Джона Гиткота получила патент в 1832 году и использовалась в течение двух лет на разработке болотистых земель в Ланкашире. В 1837 году проект экипажа с подвижными колеями, который содержал в себе все основные элементы гусеничного движителя, был запатентован в России штабс-капитаном Д. Загряжским.

Гусеничная паровая машина, предназначенная для военных целей, была предложена французом Эдуардом Буйеном в 1874 году в его проекте бронированного вооруженного поезда, катящегося по подвижным повертывающимся рельсам. Проект предусматривал защиту толстой броней, экипаж 200 человек и вооружение - 12 пушек и 4 митральезы. По расчетам изобретателя, такой поезд должен был двигаться по любой местности со скоростью до 10 км/ч при мощности двигателя всего в 20-40 л. с. Естественно, что столь высокие динамические качества машины Буйена не могли быть практически осуществлены.

Вполне современные металлические гусеничные цепи получили широкое распространение на американских тракторах "Ломбард" лишь в 1904 году.

Танковая броня также имеет свою предысторию. Бронирование сухопутных повозок стало применяться значительно позднее бронирования морских и речных. Броненосный флот, как известно, зародился и был опробован в бою в 1855 году во время Крымской войны. Чрезмерное возрастание массы судов при применении железной брони заставило перейти к стали. Этому способствовали и успехи металлургической промышленности. Первые стальные плиты были испытаны в 1875 году. В 1877 году фирма Шнейдер-Крезо изготовила броню из мягкой литой стали. В 1892 году Крупп получил броню из легированной стали. Годом возникновения танковой брони можно считать 1900-й, когда впервые во время англо-бурской войны полковник английской армии Темплер предложил бронировать повозки, предназначавшиеся для транспортировки английских частей с южного побережья Африки в глубь материка. Три повозки, паровой автомобиль-тягач и два 150-мм артиллерийских орудия составляли безрельсовый блиндированный поезд, который был защищен листовой 6,З-мм хромоникелевой сталью, не пробивавшейся пулями маузеровских ружей даже на расстоянии 6 м.

Первый проект вездеходной бронированной боевой машины был разработан капитаном французской армии Левассером в 1903 году, но осуществлен не был. Проект колесно-гусеничного танка был представлен в 1913 году австрийскому военному министерству поручиком Г. Бурштыном. На проекте была наложена резолюция "человек сошел с ума", и идеи изобретателя не были претворены в жизнь.

Первый в мире проект сверхтяжелого танка разработал в 1911 году сын знаменитого русского химика Д. И. Менделеева инженер Василий Дмитриевич Менделеев. В 1908-1916 годах он работал конструктором на судостроительных заводах, руководил разработкой проектов подводных лодок и минных заграждений.

К главным конструктивным особенностям его танка можно отнести: поворот броневой маски пушки при помощи электрического сервопривода; опускание корпуса машины на грунт во время ведения огня; подачу снарядов к пушке при помощи тележки с пневматическим подъемником; противоснарядное дифференцированное бронирование (100--150 мм); четыре дублирующих поста управления; пневматический сервопривод агрегатов трансмиссии; пневматическую регулируемую подвеску, обеспечивающую изменение клиренса от максимального значения до нуля и возможность работы в двух режимах (блокированной и независимой подвески).

Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на З60°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.

Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на желеэнодорожные скаты и передвигаться своим ходом. Автор проекта писал об этом: "Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются еще железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины". Любопытно отметить также, что бензиновые баки были размещены в кормовой части корпуса, в специальном отсеке под днищем, что могло существенно уменьшить опасность возникновения пожаров в танке.

Таковы вкратце некоторые интересные особенности проекта Менделеева. Они показывают, что осуществление его, с технической точки зрения, было вполне реально.

Смущает в проекте только одно: насколько необходимо было в 1911 году защищать машину столь мощной броней н вооружать столь крупнокалиберной пушкой. Вспомним: в первую мировую войну реально действовавшие танки были защищены значительно слабее, а калибр танковых пушек не превысил 75 мм, тем не менее с поставленными перед ними задачами они справлялись. По своим параметрам и внешнему виду танк Менделеева напоминает скорее подвижную огневую точку, предназначавшуюся, по-видимому, для разрушения фортификационных соoружений крепостей. Применение же его как танка вряд ли было возможным из-за крайне ограниченной проходимости.

Однако все это отнюдь не умаляет заслуг талантливого русского инженера В. Д. Менделеева. Его проект представлял собой яркую и оригинальную работу, которую отличало большое количество смелых конструктивных решений. Часть из них была реализована только в значительно более поздней практике танкостроения.

Тактико-техническая характеристика танка В. Д. Менделеева (проектная) Масса 173,2 т; масса брони 86:46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13 м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулемётной башенкой 3,5 м, высота корпуса 1,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша): мощность - двигателя 150 л. с.; максимальная скорость 14 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.


А. Продольный разрез:
1 - 120-мм пушка Канэ, 2 - подвижная броневая маска, 3 - лебедка подачи снарядов, 4 - 7,62-мм пулемет Максима, 5 - кронштейн подвески пулемета, 6 пулеметная башенка, 7 - погон башенки, 8 - "батарея" воздушных баллонов, 9 - броневая дверь, 10 - аккумуляторы, 11 - бортовая передача, 12 - бензобаки, 13 - монорельс подачи боеприпасов, 14 - снарядная тележка.


Б. Вид в плане:
1 - направляющее колесо, 2 - пневмоцилиндр подвески, 3 - монорельс подачи боеприпасов, 4 - выгородка для размещения боекомплекта, 5 - сиденье механика-водителя, 6 - силовая передача, 7 - двигатель, 8 - вентиляторы.


В. Разрез по отсеку подвесок:
1 - направляющее колесо,2 - поддерживающий ролик, 3 - пневмоцилиндр подвески, 4 - гусеничная цепь, 5 - ведущее колесо, 6 - рычаг натяжения гусениц.


Г. Положение танка для ведения огня из пушки (корпус опущен на грунт).

Чертежи выполнены инженером Р. Казачковым с подлинных материалов проекта, хранящихся в Центральном государственном военно-историческом архиве.

Главная страница

Предыдущая страница