Бронетанковая промышленность ФРГ
Майор С. Бабасьянц
(Зарубежное военное обозрение. — 2009. — № 9)
Бронетанковая промышленность ФРГ является развитой отраслью ВПК страны. Она способна обеспечить производство всех видов боевых бронированных машин (ББМ): танков, боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров (БТР), боевых разведывательных машин (БРМ) и другой бронетанковой техники, а также высокий технический уровень разработок и конкурентоспособность как конечной продукции, так и основных систем и подсистем (вооружение, броневая защита, ходовая часть, двигатели).
Германия располагает производственными мощностями с полным технологическим циклом по выпуску современных ББМ. В настоящее время в производстве бронетанковой техники задействовано более 60 заводов базовых отраслей промышленности, в том числе свыше 30 машиностроительных, до десяти автомобильных, три металлургических, два судостроительных, три электротехнических и другие. Это обусловлено особенностями производства составных элементов бронетанковой техники (башни, корпуса, ходовая часть, вооружение, двигатели, различные узлы и агрегаты).
Важное место среди этих предприятий занимают машиностроительные и автомобильные заводы, на которых осуществляется окончательная сборка бронетанковой техники. Расположенные, как правило, в крупных промышленных центрах или в непосредственной близости от них, они оснащены современным станочным и другим технологическим оборудованием. На их территории располагается до 30 производственных корпусов, до 90 технических, служебных, складских и административных зданий, площадки для открытого хранения готовой продукции, комплектующих и заготовок, поступающих с других заводов. Характерным для большинства этих предприятий является наличие на их территории или в непосредственной близости полигонов для ходовых испытаний техники и грузовых железнодорожных станций.
К наиболее важным и постоянно занятым производством бронетанковой техники относятся машиностроительные заводы компаний «Краусс-Маффей Вегманн» (г. Мюнхен), «Мак систем» (г. Киль) и «Тиссен Хеншель верке» (г. Кассель), а также «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (г. Кайзерслаутерн).
Завод компании «Краусс-Маффей Вегманн» является головным предприятием по выпуску танков «Леопард» различных модификаций. На его территории расположены 12 корпусов основных производственных цехов, а также более 20 производственно-испытательных, лабораторно-производственных корпусов и технических зданий. Кроме того, там оборудованы площадки для хранения готовой продукции (часть из них имеет навесы) и есть испытательный полигон для проведения ходовых испытаний выпускаемой техники. На заводе помимо бронетанковой техники налажено производство тягачей, специальных автомобилей и другой транспортной техники для бундесвера. Из гражданской продукции здесь выпускаются локомотивы, автомобили, тягачи, автобусы и различное оборудование для металлообрабатывающей, горнодобывающей, химической, целлюлозно-бумажной, стекольной и пищевой промышленности.
Рис. 1. Танк «Леопард-2А4»
Рис. 2. Танк «Леопард-2»
Рис. 3. БРМ «Визель-2»
Рис. 4. БТР СТК «Боксер»
Рис. 5. ББМ «Гризли»
Рис. 6. БПМ «Пума»
Рис. 7. БМП «Мардер-1А3»
В настоящее время на этом предприятии по заказу сухопутных сил ФРГ проводятся работы по комплексной модернизации танков «Леопард-2А4» (рис. 1) до уровня «Леопард-2А6», а также по усовершенствованию ЗСУ «Гепард».
За счет собственных средств компании разработан и запущен в серийное производство БТР АТF-2 «Динго» на базе тактического автомобиля «Унимог». Он предназначен для оснащения миротворческих контингентов бундесвера в Афганистане. Поставки сухопутным силам ФРГ ведутся с 2000 года. Также в инициативном порядке разработан и представлен демонстрационный образец легкого БТР «Терьер».
Завод фирмы «Мак систем» является вторым предприятием в стране, специализирующимся на производстве танков «Леопард» (рис. 2) и бронированных машин на их базе. Кроме того, здесь налажен выпуск инженерных машин и артиллерийского вооружения (гаубицы, торпедные аппараты, 40-мм ЗСУ). Из гражданской продукции производятся локомотивы, дизельные двигатели и чугунное литье. На территории завода размещены 17 корпусов основных и вспомогательных цехов, до десяти технических и лабораторных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.
Завод фирмы «Тиссен Хеншель верке» (старейшее предприятие отрасли) специализируется на производстве БМП, БТР и БРМ. Гражданская продукция - дизель-электровозы, электровозы, дизельные двигатели, детали различных машин и механизмов. В настоящее время на заводе проводится капитальный ремонт и модернизация техники. На базе многоцелевой платформы ТН 495 созданы демонстрационные образцы БМП и БТР. На территории предприятия размещены 22 корпуса основных и вспомогательных цехов, до 20 технических, лабораторных и служебных зданий, складские здания для складирования готовой продукции и испытательный полигон.
Завод фирмы «Тиссен индустри-Рейншталь» до середины 90-х годов занимался сборкой БТР (главным образом для войск пограничной охраны) и БРМ на экспорт. Кроме того, здесь было налажено производство башен для танков «Леопард», корпусов САУ и бронетранспортеров. Сейчас завод полностью переведен на выпуск гидротехнического оборудования. Производственное оборудование и техническая документация на БТР ТМ-170 и UR-416 были переданы объединению «КУКА Хеншель». Из гражданской продукции здесь выпускаются оборудование для шахт, резервуары, сварные конструкции, чугунное литье, а также проводится ремонт железнодорожных вагонов. На территории завода размещены 11 корпусов основных и вспомогательных цехов, до 15 технических, лабораторных и административных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.
В 1999 году концерн «Рейнметалл» приобрел контрольный пакет акций компании КУКА и сформировал производственное отделение «Боевые машины сухопутных сил». В его состав была включена также фирма «Мак систем», все акции которой с 1992 года принадлежат ему. Рассматривался вопрос о переносе производства БРМ «Визель-2» (рис. 3) из г. Киль на предприятие «Рейнметалл Де Тек» (г. Унтерлюс, земля Нижняя Саксония).
Фирмы «Краусс-Маффей Вегманн» и «Рейнметалл» с 1999 года ведут разработку БТР GТК «Боксер» (рис. 4), предназначенного для замены бронетранспортеров «Фукс» и М11З. Кроме того, в программе участвуют Нидерланды (местное наименование РWV). Первый прототип нового БТР был продемонстрирован в июле 2002 года, а к серийному его выпуску приступили в 2007-м непосредственно после завершения разработки. Первая серия будет включать 200 бронетранспортеров для каждой страны.
По финансовым причинам отложена разработка боевой машины NGP, которую предполагалось использовать в качестве базы для создания нового основного боевого танка, БМП и ЗСУ.
Важную роль в обеспечении потребностей сухопутных сил ФРГ в инженерной технике и амфибийных машинах играет фирма «Эйзенверке Кайзерслаутерн». Ее продукция экспортируется в США, Великобританию, Австралию, Канаду и другие страны.
К числу заводов, которые также могут привлекаться к выпуску бронетанковой техники, следует отнести те, что имеют опыт ее производства в предыдущие годы. Это прежде всего предприятия фирм «Арнольд Юнг локомотив фабрик» (г. Кирхен) и «Лютер верке» (г. Брауншвейг - предсерийные образцы танков «Леопард-1»), «Келлер унд Кнаппих» (г. Аугсбург - прототипы танка МВТ-70), «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (БРМ АРЕ), «Даймлер- Бенц» (БТР и БМП) (г. Гаггенау), «Рейншталь, Ганномаг баумашинен» (г. Ганновер), а также компании «Машинен фабрик Аугсбург-Нюрнберг, Верк Нюрнберг (МАН)» (г. Нюрнберг - танки). Возможности перечисленных заводов по производству бронетанковой техники обеспечиваются также внедренными в 80-е годы требованиями к стандартизации узлов и агрегатов бронетанковой техники и их унификации с образцами гражданской продукции (применение в бронетанковой технике традиционных узлов и агрегатов, используемых при выпуске гражданской продукции). Этому также способствовали реконструкция отрасли, направленная на установку новейшего оборудования (в том числе микрокомпьютеров и станков с числовым программным оборудованием), и внедрение автоматизированных систем управления производством.
Особое место в отрасли занимают заводы по ремонту и модернизации бронетанковой техники. К их числу относятся шесть специальных ремонтно-восстановительных предприятий, принадлежащих частным фирмам (в городах Бад-Бергцаберн, Берггейм, Веттер, Дармштадт, Франкфурт-на-Майне, Фрейзен), машиностроительный завод компании «Лютер-Верке» и судостроительный - «Фленсбургер Шифсбаугезельшафт» (г. Фленсбург). К ремонту и модернизации бронетанковой техники может привлекаться завод фирмы «Вегманн унд Ко» (г. Кассель).
В ФРГ имеется пять государственных ремонтно-восстановительных заводов (РВЗ), входящих в состав командования поддержки сухопутных сил. Четыре из них занимаются ремонтом бронетанковой техники. Это 800 РВЗ (г. Юлих, земля Северный Рейн-Вестфалия) и 850 РВЗ (г. Дармштадт). В г. Бад-Бергцаберн расположен 870 РВЗ, который специализируется на ремонте радиоэлектронной аппаратуры, в том числе встроенной. После объединения Германии в интересах бундесвера используется 890 РВЗ (г. Доберлуг-Кирххайн, земля Бранденбург).
Ремонтом и модернизацией бронетанковой техники занимаются частные фирмы: «Индустри-Верке Саар» (г. Фрейзен) и «ФФГ Фленсбургер Фарцойгбау» (г. Фленсбург), а также «НФВ Нойбранденбургер Фарцойгверке» (г. Нойбранденбург, земля Мекленбург-Предпомерания). В 2000 году компания «Краусс-Маффей Вегманн» основала в г. Кёлледа (земля Тюрингия) дочернюю фирму «Системинштандзетцунгс Ост», специализирующуюся на ремонте бронетанковой техники на гусеничном и колесном ходу (численность персонала до 150 человек).
Основными направлениями модернизации являются: повышение противоминной и противокумулятивной защиты ОБТ за счет установки на днище дополнительной плиты из титанового сплава и новых бортовых экранов корпуса, а также башни из композиционных материалов со стальной облицовкой; усиление прочности конструкции аварийного люка под механиком-водителем; применение амортизационной конструкции его сидения, что позволит значительно снизить воздействие ударной волны при подрыве на мине. Кроме того, машину предполагается оснастить дистанционно управляемым модулем вооружения с 40-мм автоматическим гранатометом GMG и комплексом оптико-электронного противодействия MUSS, а в состав табельного имущества танка включить навесное бульдозерное оборудование для преодоления завалов на маршрутах выдвижения и оборудования огневых позиций в обороне.
В ходе разработки вооружения и военной техники в интересах ВС ФРГ немецкими специалистами создано новое поколение ББМ средней грузоподъемности, предназначенных для выполнения задач управления, связи и транспортного обеспечения подразделений сухопутных сил. При этом особое внимание при проектировании было уделено возможности их последующей модернизации.
Так, компании «Краусс-Маффей Вегманн» был предоставлен заказ на реализацию проекта создания ББМ «Гризли» (рис. 5). Программа разработки предусматривает ее выпуск в вариантах машины управления, транспортной и санитарной машины.
В конце 2007 года немецкий парламент одобрил запрос бундесвера на выделение 3 млрд. евро в рамках закупки новых БМП «Пума» (рис. 6), предназначенных для замены устаревших «Мардер» (рис. 7). Предполагается, что на вооружение сухопутных сил Германии поступят 405 таких машин, после чего 634 «Мардер» будут сняты с вооружения.
Планируется, что с 2010 года БМП «Пума» будет представлена на рынке ВВТ для продажи другим странам.
В рамках программы оснащения сухопутных сил ФРГ новыми видами ВВТ во второй половине 2007 года был разработан экспериментальный образец ББМ «Гефас». При ее создании разработчики основывались на следующих принципах: модульность, высокая защищенность экипажа, подвижность и живучесть.
Машина «Гефас» создавалась с 2003 по 2007 год в конструкторском бюро компании «Рейнметалл лэндcистем» в сотрудничестве с фирмами, которые занимались проектированием и производством отдельных ее систем и агрегатов:
- IBD Deisenroth Engineering - разработка пассивной и активной брони;
- ESW - проектирование электрической генераторной системы;
- MTU Friedrichshafen - производство четырехцилиндрового дизельного двигателя серии 890 мощностью 560 л. с. (MTU 4R890);
- Sensor-Technik Wiedemann - разработка системы электропривода;
- Timoney Technology - разработка элементов подвески.
Анализ иностранной прессы показывает, что за последние десять лет в производственной базе бронетанковой промышленности ФРГ существенных изменений не произошло. Однако она отмечает наращивание темпов НИОКР по разработке современного ОБТ и модернизации танка «Леопард-2», а также по созданию ББМ.
В целом бронетанковая промышленность ФРГ располагает мощной производственной и научно-технической базой, позволяющей разрабатывать и выпускать современную бронетанковую технику в таких количествах, которые не только обеспечат потребности собственных вооруженных сил, по и позволят осуществлять экспортные поставки.