armor.kiev.ua / Tanks / Modern / zvo

 

 

Системы активной защиты зарубежной бронетанковой техники

Полковник А. Березов

(Зарубежное военное обозрение. — 2009. — № 8)

 

В ведущих зарубежных государствах ведутся работы по созданию систем активной защиты (САЗ) основных боевых танков и боевых бронированных машин. Согласно результатам анализа потерь бронетанковой техники в ходе военных конфликтов уточнены требования к разрабатываемым САЗ. Эти системы должны обеспечивать поражение на подлете к боевым машинам противотанковых управляемых ракет (ПТУР), самоприцеливающихся и самонаводящихся боевых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, кумулятивных снарядов и выстрелов ручных противотанковых гранатометов (РПГ). Особое внимание уделяется надежной работе системы в движении, а также обеспечению безопасности своих войск и техники в боевых порядках, на марше.

Американская фирма «Рейтеон» ведет разработку САЗ «Квик Килл» (Quick Kill, рис. 1), предназначенной для установки на танках М1 «Абрамс», ББМ «Брэдли» и «Страйкер», а также на перспективных бронемашинах, создаваемых в рамках программы «Перспективные боевые системы».

Основные ТТХ САЗ «Квик Килл» (проектные)

Боевая масса системы, кг не более 500
Масса одной пусковой установки, кг 140
Зона защиты, град:
- по горизонтали
- в верхней полусфере

360
180
Максимальная дальность обнаружения подлетающих боеприпасов, м до 1600
Минимальная дальность поражения подлетающих боеприпасов, м 10
Время реакции системы с момента обнаружения подлетающего боеприпаса до пуска, с 0,02

Макет пусковой установки системы активной защиты «Квик Килл»

Рис. 1. Макет пусковой установки системы активной защиты «Квик Килл» (А) и предполагаемый внешний вид реактивных боеприпасов (Б): неуправляемого (слева) и управляемого, куда входят:
1 – инерциальный блок управления; 2 – боевая часть; 3 – дистанционный взрыватель; 4 и 6 – импульсный микродвигатель;5 – ракетный твердотопливный двигатель (РДТТ); 7 – РДТТ; 8 – стабилизаторы.

комплекс ОЭП и постановки активных помех МУСС

Рис. 2. Демонстрационный комплекс оптоэлектронного подавления и постановки активных помех МУСС, установленный на ОБТ «Леопард-2А6»: 1 – комплексные датчики лазерного и инфракрасного облучения; 2 – устройство постановки электромагнитных помех; 3 – пусковая установка дымовых и пиротехнических гранат; 4 – пульт управления; 5 – компьютер с жидкокристаллическим дисплеем.

Макеты пусковой установки и боеприпаса «Ависс»

Рис. 3. Макеты пусковой установки (вверху) и боеприпаса «Ависс».

Основными элементами этой системы являются: радиолокационная станция (миллиметровый диапазон длин волн) обнаружения и сопровождения целей, датчики которой устанавливаются по периметру корпуса машины; пусковые установки (две в базовом варианте), размещаемые побортно; подсистема управления, которая рассчитывает координаты точки встречи боеприпаса с целью (с упреждением), определяет порядок и последовательность пусков средств противодействия, а также приоритетность обстрела в зависимости от степени опасности целей.

По заявлению разработчиков, САЗ обеспечит в автоматическом режиме одновременное сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих боевую машину с разных направлений. Предусмотрен режим селекции противотанковых боеприпасов, траектории полета которых безопасны для БМ.

Для противодействия атакующим ПТУР, боевым элементам и снарядам (гранатам) планируется применять реактивный управляемый боеприпас (масса 4,5 кг, длина 56 см, диаметр 11 см, дальность стрельбы 150-800 м) вертикального пуска. По оценкам американских специалистов, он должен обеспечить поражение цели на минимальной дальности (до 150 м) и на высоте 25-150 м от машины.

В состав управляемого боеприпаса, чей корпус предполагается выполнить из композиционного материала, войдут: инерциальный блок наведения, аппаратура которого будет выполнена с использованием технологии микроэлектромеханических систем; осколочная боевая часть направленного действия (угол разлета осколков не более 30°); ракетный твердотопливный двигатель и раскрывающиеся хвостовые стабилизаторы. В донной части боеприпаса планируется установить восемь пар миниатюрных импульсных двигателей коррекции.

Исходные данные стрельбы будут вырабатываться подсистемой управления САЗ и вводиться в бортовую аппаратуру боеприпаса с помощью индукционного установщика взрывателя. При этом точка прицеливания рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить поражение цели формируемым осколочным полем снизу.

Для поражения противотанковых средств ближнего боя на дальности 150 м и менее предусматривается применять неуправляемый (без инерциального блока) вариант боеприпаса. При этом после выхода из пусковой установки на минимально достаточную высоту маневр последнего в сторону цели будет осуществляться двигателями коррекции, а его подрыв – дистанционным взрывателем.

В Германии проводятся НИОКР по созданию САЗ для основного боевого танка (ОБТ) «Леопард-2А6», боевой разведывательной машины «Феннек», перспективных боевой машины пехоты «Пума» и бронетранспортера «Боксер». Согласно предъявляемым требованиям разрабатываемая система должна обеспечивать эффективную защиту от ПТУР, самоприцеливающихся и самонаводящихся боевых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, а также от реактивных гранат РПГ путем постановки помех системам их наведения и уничтожения на подлете к боевым машинам на дальности 20-150 м, а в верхней полусфере - 25-250 м.

В 2007 году проводились испытания демонстрационного образца комплекса оптоэлектронного противодействия МУСС, являющегося ключевым элементом разрабатываемой фирмой «Краусс-Маффей» системы активной защиты. В ходе них предусматривалось, в частности, оценить эффективность постановки комплексом помех современным противотанковым средствам. Данный образец состоит из подсистемы предупреждения о лазерном (инфракрасном) облучении, которая одновременно осуществляет идентификацию типа системы наведения конкретного средства поражения противника, бортового компьютера, ПУ дымовых и пиротехнических гранат, а также подсистемы постановки электромагнитных помех (рис. 2).

По заявлению разработчиков, дымовая и пиротехническая завеса способна скрыть от обнаружения защищаемую машину в диапазоне 0,3-15 мкм в течение 4-6 с после автоматического пуска восьми гранат. В дальнейшем в состав комплекса намечается включить подсистему обнаружения и сопровождения атакующих средств поражения и ПУ для стрельбы гранатами по целям. В частности, для поражения атакующих ПТУР предусматривается применять перспективный неуправляемый боеприпас «Ависс» (AWISS, рис. 3) с осколочно-фугасной боевой частью, разработку которого ведет фирма «Диль». Его масса 4,5 кг, длина 20 см, диаметр 8 см. Кроме того, предполагается усовершенствовать пусковые установки дымовых и пиротехнических боеприпасов, аппаратуру управления стрельбой и постановки активных помех устройствам наведения ПТУР.

В ФРГ, Швеции и Финляндии для семейства ББМ СV-90 и АМV «Патриа», а также различных бронеавтомобилей тоже ведутся НИОКР по созданию модульной активной защиты «Амап-адс» (АМАР - АDS - АМАР™, Аctive Defence System, рис. 4 и 5). В ее состав войдут кумулятивные боевые элементы и радиолокационные датчики в пуленепробиваемых контейнерах, из которых будет формироваться дополнительный защитный экран вдоль бортов и верхних проекций машины. По оценкам разработчиков, модульная конструкция САЗ позволит изменять уровень бронезащиты техники в зависимости от выполняемых боевых задач и условий обстановки.

Швейцарская фирма «Моваг» совместно с южноафриканскими «Сааб авитроникс» и «Денел» разрабатывают САЗ «Ледc 150» (LEDS - Land Еlесtronic Defence System, рис. 6) для ББМ «Пирана» различных модификаций. Ее особенностью является применение радиолокационных (миллиметровый диапазон длин волн) и ИК-датчиков на обоих бортах машины, которые обеспечивают обнаружение (по азимуту 360°, по вертикали от -15 до +45°) и сопровождение целей. Для их поражения планируется применять неуправляемые реактивные боеприпасы из двух пусковых установок на крыше корпуса. Кроме того, концепция использования данной системы предполагает ее включение в состав комплексов оптоэлектронного противодействия и постановки активных электромагнитных помех «Ледc 50/100».

Аналогичные исследования в области создания САЗ проводятся в других зарубежных государствах. В частности, по заказу министерства обороны Израиля национальные фирмы «Рафаэль» и «Элта» при участии американских специалистов ведут работы по созданию САЗ «Трофи» (Тгорhу, рис. 7).

Основные ТТХ опытной САЗ «Трофи»

Боевая масса, кг 450
Зона защиты, град:
- по горизонтали
- по вертикали

360
от –16 до +55
Максимальная дальность обнаружения подлетающих боеприпасов, м до 1400
Минимальная дальность поражения подлетающих боеприпасов, м 10-30
Время реакции системы с момента обнаружения подлетающего боеприпаса до пуска, с 0,05

Опытная БМТВ СV-90/120 с установленной на ней САЗ «Амап - адс»

Рис. 4. Опытная БМТВ СV-90/120 с установленной на ней САЗ «Амап - адс»: 1 - бортовые контейнеры с кумулятивными зарядами и радиолокационными датчиками; 2 и 3 - контейнеры на крыше башни и лобовой броне

Опытная БМТВ СV-90/120 с установленной на ней САЗ «Амап - адс»

Рис. 5. Бронеавтомобиль LMV с САЗ «Амап - адc» в облегченном варианте (контейнеры с кумулятивными зарядами и радиолокационными датчиками установлены на крыше кабины).

Опытная БМТВ СV-90/120 с установленной на ней САЗ «Амап - адс»

Рис. 6. Опытная ББМ «Пирана-3», оснащенная САЗ «Ледc 150»: 1 - радиолокационный и ИК-датчики; 2 - пусковые установки боеприпасов противодействия.

Опытная БМТВ СV-90/120 с установленной на ней САЗ «Амап - адс»

Рис. 7. Общий вид опытной САЗ «Трофи», установленной на БТР LAV- III «Страйкер»: 1 - радиолокационные датчики, 2 - ПУ реактивных боеприпасов.

Основными элементами опытного образца такой системы являются: работающая в миллиметровом диапазоне длин волн радиолокационная станция обнаружения и сопровождения целей с радиолокационными датчиками (фазированные антенные решетки), которые устанавливаются по периметру корпуса машины; две размещаемые побортно GЕ; подсистема управления, определяющая последовательность пусков боеприпасов противодействия с учетом приоритетности наиболее опасных целей. По заявлению разработчиков, перспективная САЗ обеспечит одновременные сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих машину с разных направлений. Для поражения ПТУР и снарядов (гранат) планируется применять реактивные осколочные боеприпасы с активным наведением. Согласно предъявляемым требованиям система должна обеспечить поражение целей на минимальной дальности (до 10 м) от машины, а сверху - на высоте 25-250 м.

В целом оборудование бронетанковой техники системами активной защиты является приоритетным направлением повышения ее живучести прежде всего в условиях применения противником современных и перспективных высокоточных противотанковых средств поражения, бронепробиваемость тандемных кумулятивных боевых частей которых в будущем, как ожидается, превысит 1 400 мм. Считается, что высокая эффективность таких систем будет достигнута благодаря комплексному применению бортовой радиолокационной и оптоэлектронной аппаратуры.

Главная страница В начало