Японский БТР Type 60
Василий Чобиток
(Броне-сайт, 13.03.2017)
В 1956 году компании Mitsubishi Heavy Industries и Komatsu Ltd. получили конкурсное задание на разработку первого послевоенного японского БТР. В результате проведённого в 1959 году конкурса был выбран вариант предложенный «Мицубиси» и принят на вооружение под обозначением Type 60APC (60式装甲車, также в некоторых источниках обозначается SU-60). С 1960 по 1972 гг. машина производилась обеими участвовавшими в конкурсе фирмами. На базе Type 60 APC выпускались: самоходные минометы SV-60 (81 мм) и SX-60 (106,7 мм), машина радиационной и химической разведки, инженерная машина Type 75. Всего по разным данным выпущено 728 или 755 машин.
С 1974 г. БТР Тип 60 начал постепенно заменяться на БТР Тип 73. Большая часть Type 60 APC эксплуатировалась до начала 2000-х, небольшая часть машин прослужила до 2005 года. В настоящее время снят с вооружения.
По компоновке Type 60APC представляет собой гусеничный БТР с совместным отделением управления и МТО в носовой части и десантным отделением в кормовой части машины. Силовой блок размещен по центру слева: коробка передач внизу, а над ней двигатель и его системы. Механизм поворота установлен впереди по центру со смещением влево и соединён с коробкой передач карданной передачей.
Боевая масса БТР 11,8 т; масса без боекомплекта, топлива и экипажа — 10,6 т. Экипаж четыре человека: командир впереди в центре, механик водитель справа от него, стрелок курсового пулемёта — слева и стрелок 12,7-мм пулемёта за механиком-водителем, в центре корпуса у правого борта. Для каждого члена экипажа предусмотрен люк на крыше корпуса. Десант шесть человек, располагаются по трое у бортов корпуса лицом друг к другу. Выход десанта из БТР обеспечивается через двустворчатые двери в корме. Также над десантным отделением предусмотрено три люка прямоугольной формы, два из них складывающиеся пополам.
Основное вооружение БТР Тип 60 — 12,7 мм (.50 caliber) пулемёт HB M2 в открытой пулемётной установке с бронещитком на люке стрелка. Установка обеспечивает ведение огня на 360° по горизонту. Боекомплект 840 патронов 12,7 мм, уложенных в восьми патронных ящиках справа от стрелка в надгусеничной нише. Дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемёт M1919A4 в курсовой установке. Боекомплект курсового пулемёта 1500 патронов в шести ящиках по 250 шт. Известно два варианта бронировки курсового пулемёта: с овальным и с аркообразным вырезами в лобовой броне. Предположительно это завит от того, заводом какой компании была произведена машина.
Защита противопульная и противоосколочная. Лобовая броня — 13 мм, борта — 8 мм катанного стального листа. Защита от ОМП не предусмотрена.
Восьмицилиндровый V-образный турбо-дизель воздушного охлаждения Mitsubishi 8HA21WT мощностью 220 л.с. (162 кВт) при частоте 2400 об./мин обеспечивает высокую удельную мощность 18,64 л.с./т. Максимальная скорость 45 км/ч. Объем топливных баков 250 л обеспечивает запас хода 230 км.
Гусеничный движитель с пятью сдвоенными обрезиненными опорными катками среднего диаметра (610 мм) на борт; с передним размещением ведущего колеса и рычажным механизмом компенсации натяжения гусеницы, соединяющим балансир пятого катка и кривошип направляющего колеса; с тремя сдвоенными поддерживающими роликами с наружной амортизацией. Траки гусеницы с последовательным ОМШ и наружной снимаемой резиновой подушкой шевронной формы. Ширина гусеницы 350 мм, траков в гусенице — 85.
Система подрессоривания индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1, 2 и 5-х узлах подвески. Пятый балансир направлен вперед.
Преодолеваемые препятствия: угол подъёма 60% (31°), угол крена 30% (16,7°), ширина рва 2,1 м, вертикальная стенка 0,7 м, глубина брода 1 м (БТР не плавает, ОПВТ не предусмотрено). Отличный показатель по опорной проходимости обеспечивается низким удельным давлением на грунт 0,57 кгс/см2. Минимальный радиус поворота 7 м (предположительно в японских источниках приводится до забегающей гусеницы).
В 1957 началась разработка, а в 1964 году принят на вооружение ПТРК Type 64 MAT (64式対戦車誘導弾). Фирмой Kawasaki Heavy Industries выпущено 220 таких комплексов, часть из которых была установлена на БТР Type 60APC. В японских источниках этот вариант на английском обозначается как «Type 60 APC with ATM launcher».
Для монтажа двух пусковых установок на корме крыши БТР приваривается стальная рама, по краям которой закреплены две проушины под установку контейнеров ПУ ПТУР. Контейнеры через кронштейны в их нижней части крепятся осями в проушинах на раме и могут разворачиваться на 180° (предположительно возможна стрельба в сторону кормы), при этом контейнеры будут выступать в стороны за габариты.
Перестановкой местами левого и правого контейнеров можно получить второй вариант их установки, при котором контейнеры ПТУР направлены вперед и выступают за габариты корпуса. Разворот контейнеров на 180° направит ПТУР назад, а контейнеры будут размещены в габаритах корпуса. Такой вариант установки ПТРК Type 64 MAT используется на японских армейских автомобилях.
Наведение ПТРК Type 64 MAT ручное, командное, по проводам. Оператором ПТРК является командир БТР, перед люком которого в кронштейне на корпусе устанавливается прибор наведения. В пехотной версии ПТРК прибор наведения используется в выносном исполнении, вероятно подобное использование возможно и в варианте для БТР. Эффективная дальность ведения огня ПТУР от 350 до 1800 м. Используемые ракеты ATM-1 и ATM-1B. Вес ракеты 15,7 кг, длина 1020 мм, калибр 120 мм, пробитие брони 500 мм. В ракетах используется два двигателя — стартовый и маршевый — обеспечивающих время разгона до маршевой скорости 0,8 с и маршевую скорость полёта 85 м/с. Угол возвышения пусковой установки 15°.